Логопедическое занятие для детей-логопатов старшего дошкольного возраста «Свистелки и звинелки» (Дифференциация звуков [С] - [З])
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Алена Юрьевна Семейкина

Логопедическое занятие в рамках РМО "Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения".

 

Цель занятия:

Создать условия для формирования навыков звуковой дифференциации.

Способствовать здоровьесбережению детей – логопатов.

Задачи:

Образовательные

1.  Способствовать    закреплению знаний о    механизмах организации данного звука, изолированного, в слогах, в словах и в предложениях;

2.Упражненять в употреблении слов со звуком в свободной речи.

Коррекционно-развивающие

1. Создать условия для  развития и совершенствования артикуляционной, мимической мускулатуры, пальчиковой (мелкой) и общей моторики, координации речи с движением, речевого дыхания (сильного выдоха);развития звукового и слогового анализа и синтеза; фонематического восприятия и слуха.

2.Продолжать формировать умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки С – З;давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам.   

Воспитательные

1.      Воспитывать интерес к играм со звуками и словами

2.      Воспитывать навыки самоконтроля, умение вслушиваться в речь учителя-логопеда, путем игровых напоминаний.

Интеграция образовательных областей

«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Универсальные учебные действия

Личностные УУД

1.      Умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания.

 2.      Умение оценивать себя.

Регулятивные УУД

1.      Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

  2.      Умение удерживать поставленную задачу на протяжении всего времени выполнения задания.

3.      Умение видеть результат своей деятельности.

Коммуникативные УУД

1.      Умение владеть определенными (вербальными, не вербальными) средствами общения.

2.      Умение позитивно относиться к процессу сотрудничества

3.      Умение слушать и слышать педагога.

Познавательные УУД

1.      Умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач.

2.      Умение выделять существенные признаки объектов

Материально-техническое обеспечение

Наглядный материал: свистулька, звинелка (колокольчик),суджок-шарик, игрушки собаки и зайца, две корзинки с зелеными и синими эмблемами, картинки на звуки С,З

Технические средства: мультимедийное оборудование (презентация по теме занятия)

Предварительная работа

1.   Выполнение дыхательных упражнений, артикуляторной, пальчиковой гимнастик.

2. Знакомство  со звуками С-З

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №7 «Радуга» Кулундинского района Алтайскогокрая

Логопедическое занятие для детей-логопатов старшего дошкольного возраста

«Свистелки и звинелки» (Дифференциация звуков [С] - [З])

В рамках РМО "Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения".

Составитель учитель-логопед

высшей квалификационной категории

 Алена Юрьевна Семейкина

2021

Цель занятия:

Создать условия для формирования навыков звуковой дифференциации.

Способствовать здоровьесбережению детей – логопатов.

Задачи:

Образовательные

1.  Способствовать    закреплению знаний о    механизмах организации данного звука, изолированного, в слогах, в словах и в предложениях;

2.Упражненять в употреблении слов со звуком в свободной речи.

Коррекционно-развивающие

1. Создать условия для  развития и совершенствования артикуляционной, мимической мускулатуры, пальчиковой (мелкой) и общей моторики, координации речи с движением, речевого дыхания (сильного выдоха);развития звукового и слогового анализа и синтеза; фонематического восприятия и слуха.

2.Продолжать формировать умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки С – З;давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам.   

Воспитательные

1.      Воспитывать интерес к играм со звуками и словами

2.      Воспитывать навыки самоконтроля, умение вслушиваться в речь учителя-логопеда, путем игровых напоминаний.

Интеграция образовательных областей

«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Универсальные учебные действия

Личностные УУД

1.      Умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания.

 2.      Умение оценивать себя.

Регулятивные УУД

1.      Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

  2.      Умение удерживать поставленную задачу на протяжении всего времени выполнения задания.

3.      Умение видеть результат своей деятельности.

Коммуникативные УУД

1.      Умение владеть определенными (вербальными, не вербальными) средствами общения.

2.      Умение позитивно относиться к процессу сотрудничества

3.      Умение слушать и слышать педагога.

Познавательные УУД

1.      Умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач.

2.      Умение выделять существенные признаки объектов

Материально-техническое обеспечение

Наглядный материал: свистулька, звинелка (колокольчик),суджок-шарик, игрушки собаки и зайца, две корзинки с зелеными и синими эмблемами, картинки на звуки С,З

Технические средства: мультимедийное оборудование (презентация по теме занятия)

Предварительная работа

1.   Выполнение дыхательных упражнений, артикуляторной, пальчиковой гимнастик.

2. Знакомство  со звуками С-З

Ход занятия:

Приветствие:

Протянуло солнышко нам свои ладошки,

Позвало нас солнышко к сказочным дорожкам,

С солнцем мы покружимся

Со звуками подружимся!

 Мы знаем, что звуки речи бывают гласные и согласные. Согласные бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Логопед:

Посмотрите ребята, у меня есть необычная коробочка. Эта коробочка хранительница разных звуков и интересных предметов. Давайте заглянем. Какие же звуки она сегодня хранит? (заглядывают в коробочку, достают по очереди свистульку и колокольчик)

Что же делает свистулькасвистит)  С-С-С

А колокольчик? (звенит) З-З-З

Игра на различение звуков:

Если услышите звук С, то поднесите пальчики ко рту, перебирая их, как будто – свистите

Если услышите звук З, по покажите, как будто звенит колокольчик.

Артикуляционная гимнастика:

А знаете,что насвистела мне на ушко птичка-свистелка.  Кого она встретила сказочной дорожке.

Отгадай загадки

– Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди –

Лучше в дом не заходи. (СобакаСоня)

– Зверь ушастый, летом серый,

А зимою снежно-белый.

Я его не испугался,

Целый час за ним гонялся. (ЗаяцЗахар)

(игрушки: собаки и зайца).

– Какой первый звук в отгадках?

– Как они произносятся?

Уточнить положение язычка, губ, зубов.

– С какого звука начинается имя зайчика? (собачки)?

– Какой звук «С»? («З»).

– Чем они похожи? (Согласные, твёрдые.)

– Чем они отличаются? («С» – глухой, «З» – звонкий)

– Ребята, давайте почувствуем звонкость согласного звука З, руку положите на горлышко и произнесите: З-З-З. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.

Упражнение «Скажи на одном дыхании»

– Произнести на одном дыхании.

Вдох – СА-СО-СУ-СЫ – выдох.

Вдох – ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ – выдох.

Упражнение «Слушай внимательно»

– Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – З или С – слышится в слове: роза, сок, коза, газон, коса, оса, забор, зуб, золото.

Упражнение-игра «Разложи в корзинки»

Что же еще в моей волшебной коробочке? Конвертик с картинками на звуки З, С.

Все картинки перепутаны, нужно раздать их в корзинки зайцу и собачке. Зайцу все картинки, где изображены предметы в произношении слов которых слышим звук З, а собачке, картинки-предметы в произношении слов которых слышим звук С.

 На сказочнойдорожке ветер подул.

 Физкультминутка

Ветер осенний щёки надул (Дети надувают щёки)

И на деревья сильно подул. (Делают сильный выдох)

Ветки качнулись и затрещали. (Качают поднятыми вверх руками)

Листья давно все на землю упали (Приседают на корточки, ладони кладут на пол)

Медведи в берлогах скоро уснут (Кладут руки под щёку)

Снежинки кружась легко упадут (Поднимаются, кружатся и приседают на корточки)

Что же еще в моей коробочке? Шарик волщебный.

Игра «Скажи наоборот» (с суджок-шариком)

Ты катись волшебный шарик быстро, быстро по рукам,

У кого волшебный шарик тот наоборот ответит нам

За-са, сы-зы, со-зо, ус-уз, зы-сы, су-зу.

Что же еще ждет нас на сказочной дорожке, чтобы узнать, нужно слоги прошагать

Игра «Топаем и хлопаем»

– Ребята, вы сейчас должны за мной четко проговаривать ряды слогов, топая по тропинкеи должны определить лишний слог, хлопнуть в ладоши.

Са-са-са-са-за

Со-со-со-со-зо

Су-су-су-су-зу

Зы-зы-зы-зы-сы

Зи-зи-зи-зи-си

Зу-зу-зу-зу-су

Пальчиковая гимнастика «Скачут зайки под сосной»

Скачут зайки(ЗАЯЦ) под сосной (ПАЛЬЦЫ ПЕРЕПЛЕТЕНЫ КАК ВЕТКИ)

Скачут зайки(ЗАЯЦ) под другой (ПАЛЬЦЫ ПЕРЕПЛЕТЕНЫ КАК ВЕТКИ)

Вот они зазнайки(ЗАЯЦ) нашли колечко (КОЛЬЦО) зайки(ЗАЯЦ)

Собачки (СОБАЧКА) прибежали

Колечко (КОЛЬЦО) то забрали (КУЛОЧЕК)

Игра «Закончи слово нужным слогом»:

СЫ, ЗЫ: ва..., но..., ко..., та..., бу..., гро..., бере..., ча...

Какое из слов можно закончить слогом -сы и слогом -зы?

«Четвёртый лишний» (по наличию звуков «С» и «З»):

– санки, забор, сова, сок;

– роза, коза, ваза, нос;

– самолет, сумка, стрекоза, суп.

В каком слове встречаются оба звука?

Дидактическое упражнение «Составь слово» (составить слово из слогов): са, мо, лет; зо, ло, то; ско, во, ро, да; зо, о, парк...

Запомни чистоговорку

Пес Борбос в лесу гулял. Зайца серого искал.

Заяц был не сер, а бел. Заяц в поле зерна ел.

Вот посыпал снег с небес. Спать под снегом будет лес.

Итог занятия,рефлексия

Ну что ребята, заглянем в коробочку еще раз. А коробочка пуста. Значит все задания мы выполнили

– Ребята, вам понравились задания из коробочки- хранительницы звуков?

– Какие звуки мы сегодня сравнивали?

– Какое задание вам понравилось больше всего?

– Что было самым трудным?

Протянуло солнышко нам свои ладошки,

Провело нас солнышко по сказочным дорожкам,

Позвало нас солнышко в кружок – попрощаемся, дружок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на логопедических занятиях с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста с ОНР.

В методический комплект входит: - авторская разоработка по теме: "Использование ИКТ на логопедических занятиях с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста с ОНР";- приложение № 1."П...

Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи

Конспект  индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением  общие недоразвитие речи...

Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи

Конспект  индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением  общие недоразвитие речи...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста на тему: "Знакомство со звуком [c]".

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста "Знакомство со звуком [c]"....

Конспект логопедического занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с темой «Праздник «День Победы.»

Цель: Систематизировать знания детей о Великой Отечественной войне.Коррекционно-образовательные задачи:- закреплять и систематизировать знания о Великой Отечественной войне;- уточнять и активизир...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми ТНР старшего дошкольного возраста.

Тема логопедического занятия: «Путешествие в лес». Цель: дифференциация звуков с-ш...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми ТНР старшего дошкольного возраста "Зима. Зимние забавы"

Цель: Закрепление и обобщение пройденного материала по теме «Зима. Зимние забавы»....