Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми ТНР старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Тема логопедического занятия: «Путешествие в лес». Цель: дифференциация звуков с-ш
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s-sh.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия с детьми ТНР старшего дошкольного возраста.
Тема: «Путешествие в лес»
Цель занятия: дифференциация звуков Ш-С
Задачи:
Образовательные:
- упражнять в дифференциации звуков Ш-С в произношении;
- закреплять знания об обитателях леса;
- закреплять умение составлять распространенные предложения;
Коррекционные:
- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
- совершенствовать навыки правильного дыхания;
- вырабатывать чувство ритма;
- развивать психические процессы (зрительное и слуховое восприятие, тактильные ощущения, внимание);
Воспитательные:
- прививать любовь к природе;
- воспитывать чувство взаимопомощи.
Здоровьесберегающие технологии:
дыхательная гимнастика, биоэнергопластика, логоритмика, гимнастика для глаз, песочная терапия, динамическая игра, кинезиологические упражнения.
Оборудование:
Игрушечная птичка, пособие для развития речевого дыхания «Деревья с листочками», «зайчик» - тренажёр гимнастики для глаз, плоскостные изображения: белки Соня и Шумка, грибы и шишки с картинками, Старик-лесовик; наборное полотно – лукошко и туесок; сундучок с мелкими предметами: катушка, игрушечная чашка, карандаш, стакан, косынка, часы); коврик – «Лесная полянка», видеоряд (летний лес, эпизод «Старик-лесовик» из мультфильма «Дудочка и кувшинчик», сказочный лес), аудиозапись – шум леса.
Ход занятия.
I. Вводная часть – 5 мин
1.1 Организованное начало занятия.
- Здравствуйте ребята! Сегодня такой чудесный день, давайте улыбнёмся друг другу. Посмотрите, у нас появилась маленькая волшебная птичка. Как вы думаете, откуда она взялась? (Из леса).
- Эта птичка поможет нам попасть в лесное царство. Вы готовы к лесным приключениям? (Да). Тогда вместе произнесём волшебные слова, чтобы очутиться в лесу.
1.2 Кинезиологические упражнения.
Посмотри скорей в окошко Упражнение «Очки»
Детки в лес спешат гурьбой. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
Доставай своё лукошко Упражнение «Пальчики здороваются,
а затем ладони соединяют ковшиком»
Мы догоним их с тобой Упражнение «Пальчики бегут»
1.4 Дыхательная гимнастика.
Совершенствование физиологического диафрагмального дыхания.
- Мы с вами в лесу (видео – летний лес).
Посмотрите, как ветер покачивает макушки деревьев, как будто лес дышит. Подул ветерок – вдох носом, затих ветерок – выдох ртом. Покажем, как лес дышит. Не забывайте, вдох – и животик становится как «шарик». Выдох – «шарик сдувается»
(медленный глубокий вдох носом и выдох ртом, затем резкие вдохи носом следуют один за другим, выдох самопроизвольный).
Совершенствование целенаправленной воздушной струи
- Когда ветер дует на листочки деревьев, они шумят и шевелятся. Давайте покажем, как листочки пляшут на веточках деревьев (дети дуют на листочки деревьев, закреплённые на ниточках).
II. Основная часть – 20 мин.
2.1 Артикуляционная гимнастика. Биоэнергопластика.
(артикуляционные упражнения в сочетании с движениями пальцев рук)
- В лесу можно увидеть много интересного. Сейчас мы покажем с помощью язычка и пальчиков, что можно увидеть в лесу.
Над деревьями летают птицы, машут крыльями вверх-вниз (движения языка и пальцев вверх-вниз).
А по веткам - скок поскок
Скачет рыженький зверек.
Кто же это? (Белка)
Угостим ее орешками. Смотрите, белка орешек за щеку кладет, а теперь за другую. Вот так... (Кончиком языка упирается то в правую, то в левую щеку, движения пальцев рук вправо-влево).
Кто же это все стучит,
Клювом дерево долбит?
Тук-тук,г тук-тук-тук.
Всем деревьям верный друг.
Да это же лесной доктор — ... (дятел)
Попробуем повторить его необычную песенку (кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д...», пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно)
Скачет между травками быстроногий зайчик (поднять верхнюю губу, обнажив верхниезубы- резцы, пощелкать зубами, указательный и средний палец вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем)
На краю ручейка, под широким листком спряталась лягушка. Она открыла свой ротик. Но если мимо пролетает комарик, лягушка тут же закрывает рот (широкий язык лежит на нижней губе, затем узкий кончик языка смотрит вперед. Ладони открыты, затем хлопок – имитация закрывающегося рта).
2.2 Дифференциация Ш-С в изолированном произношении.
- Послушайте шелест листвы (аудиозапись – шум листвы).
- Кто может повторить, как шумят листья? (Ш-ш-ш). Правильно, ветер с силой дует на деревья – ш-ш-ш, а уходит и тихо шелестит по листочкам – с-с-с.
- Когда мы произносим Ш, как работает язычок? (Широкий язык поднят вверх)
- А когда произносим С, где стоит язычок? (Широкий язык лежит за нижними зубами)
2.3 Работа с песком - развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.
- Давайте нарисуем на песке, как ветер поёт свою песню.
(на плоском блюде с песком дети рисуют пальцами волнообразную линию и проговаривают – «ш-ш-ш», затем точечными и быстрыми движениями пальцев стирают линию и проговаривают – «с-с-с»).
2.4 Дифференциация Ш-С в слогах, словах. Логоритмическое упражнение.
- Ой, ребята, посмотрите, кто это машет нам из лесной чащи? (Старичок-лесовичок– видео из мультфильма)
- Он приглашает нас в своё лесное царство. Для этого мы должны произнести заклинание. (Дети встают и произносят чистоговорки, движениями повторяя их ритмический рисунок)
Шо-шо-шо – шо-шо-шо – Нам в лесу хорошо. Сок-сок-сок – сок-сок-сок – Греет солнышко песок. Шу-шу-шу – шу-шу-шу – Воздухом лесным дышу. Ас-ас-ас – ас-ас-ас – В чаще леса мы сейчас. | Ногами протопать ритмический рисунок Руки на поясе, повороты из стороны в сторону Ногами протопать ритмический рисунок Потянуться руками вверх и наклониться, достать кончиками пальцев до пола Ногами протопать ритмический рисунок Развести руки в стороны Ногами протопать ритмический рисунок Присесть |
2.5 Гимнастика для глаз.
- Ребята, посмотрите, мы попали на лесную полянку, во владения Старичка-лесовичка (видео – сказочный лес).
- Кругом летают бабочки, птички. Скачут шустрые зайчики. Попробуем проследить за зайчиками. Следить надо тихо, одними глазами, чтобы не спугнуть.
(Каждый ребёнок берёт зайчика на палочке)
Зайка вправо поскакал,
Каждый зайку увидал.
Зайка влево поскакал,
Каждый взглядом увидал.
Зайка – вправо, зайка – влево.
Ах, какой зайчонок смелый!
(Дети прослеживают движения зайчика взглядом, голова остаётся в фиксированном положении).
2.6 Дифференциация Ш-С в словах, предложениях.
- Посмотрите, кто нас встречает (плоскостное изображение двух белок. У одной хвост напоминают букву С, у другой – букву Ш).
- Этих двух белочек зовут Соня и Шумка. Догадайтесь, кто из них кто. (Варианты детей с объяснением)
- Соня и Шумка тоже собираются в гости к Старичку-лесовичку. Они хотят принести ему в подарок дары леса. А что растёт в лесу? (Грибы, ягоды, шишки, орехи). Давайте им поможем. Выберем грибочки и шишки так, чтобы у Шумки они оказались с картинками, в названии которых есть звук Ш, а у Сони – со звуком С.
(На ковре – имитация лесной полянки, плоскостные изображения грибов и шишек, на которых нарисованы картинки со звуками С и Ш. Дети по заданию логопеда выбирают картинки с нужным звуком и помещают их на наборное полотно рядом с белками в лукошко и туесок.)
- Молодцы! У Шумки целый туесок, а у Сони – полное лукошко. А теперь давайте проверим друг друга – правильно ли выбраны шишки и грибочки (диалог детей).
1-й ребенок: Что у Шумки в туеске?
2-й ребенок: У Шумки в туеске шапка, подушка, шахматы и т.д.
2-й ребенок: А что у Сони в лукошке?
1-й ребенок: У Сони в лукошке санки, бусы, носок и т.д.
- Все подарки выбраны правильно? (Да)
III. Заключительная часть – 5 мин.
3.1 Дифференциация Ш-С в предложениях, связной речи.
- Старичок-лесовичок очень рад подаркам. Он приготовил для вас сюрприз (перед детьми – сундучок со спрятанными в нем небольшими предметами, в названии которых есть звуки С и Ш: катушка, игрушечная чашка, карандаш, стакан, косынка, часы).
- В этом сундучке у Лесовичка сокровища – те вещи, которые туристы и грибники теряют или забывают в лесу. Расскажем Лесовичку, зачем могут понадобиться эти предметы. (Ответы детей)
- Лесовичок благодарит вас за то, что вы объяснили назначение этих вещей и прощается с нами. А нам эти предметы помогут вернуться в детский сад. Сядьте удобно, закройте глаза.
Листва ласково шумит,
К приключениям манит.
С лесом мы прощаемся,
В садик возвращаемся.
Откройте глаза.
4. Подведение итогов занятия.
- Вот мы и вернулись. Что вам понравилось в путешествии? Какие два звука мы искали в словах?
- Какие слова со звуком Ш встретились нам? А со звуком С?
5. Оценивание работы детей. Организованное окончание занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на логопедических занятиях с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста с ОНР.
В методический комплект входит: - авторская разоработка по теме: "Использование ИКТ на логопедических занятиях с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста с ОНР";- приложение № 1."П...
Конспект тематического музыкального занятия с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста по ознакомлению с традициями русского народного творчества.
сРАННЕГО ДЕТСТВА НЕОБХОДИМО ЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ИСТОКАМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ,.Дети с ЗПР С ТРУДОМ УСВАИВАЮТ ПРОГРАММУ ПОЭТОМУ ВСЕ ЗАНЯТИЯ ИДУТ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ....
Конспект тематического музыкального занятия с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста по ознакомлению с традициями русского народного творчества.
ознакомление с традициями русского народного творчества....
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи.
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи....
Конспект тематического музыкального занятия с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам народного творчества « Звуки осеннего леса»
Развивать слух. эмоции, ЗНАКОМСТВО С САМЫМИ ПРОСТЫМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ...
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-ти летнего возраста на тему: «Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях»
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ...
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми ТНР старшего дошкольного возраста "Зима. Зимние забавы"
Цель: Закрепление и обобщение пройденного материала по теме «Зима. Зимние забавы»....