Тема: «Гласная сказка»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Выявить уровень знания и незнания по теме «Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки»; Способствовать развитию умения различать гласные звуки по их существенным признакам, правильно произносить их; Способствовать развитию умения различать буквы, обозначающие гласные звуки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Гласная сказка»
Цель: Выявить уровень знания и незнания по теме «Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки»; Способствовать развитию умения различать гласные звуки по их существенным признакам, правильно произносить их; Способствовать развитию умения различать буквы, обозначающие гласные звуки.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [y], [и], [o];
- формировать умение соотносить гласные звуки [а], [y], [и], [o] и буквы А, У, И, О;
- совершенствование фонематического слуха: определение места звука в слове;
- закрепить графические образы букв А, У, И, О;
- закрепление с детьми терминов «звук», «буква».
Коррекционно-развивающие:
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- развитие музыкально-ритмического чувства и ритмичности движений;
- развитие тактильных ощущений.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в течение всей НОД;
- воспитывать умение понимать учебную задачу и разрешать её.
Оборудование: Домики животных (бегемота, слона, лягушки, обезьяны, картинки гласных букв, аудиозапись с музыкой «Автобус», проектор, экран, презентация Power Point.
Ход занятия:
Логопед: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся! Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну. В этой стране жили звуки, их никто не видел, а только слышал. Ходили звуки по городу и голосисто пели. За это их прозвали гласными. А почему? (Дети: Их можно тянуть протяжно, долго. Во рту нет никакой преграды для воздуха). Ребята, а что мы с вами знаем про звуки и буквы? (Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем) (Слайд 1-2) Сейчас наши ребята расскажут стихотворения про гласные звуки.
1.Чтобы все вокруг послушать
Мне мои помогут уши.
Вот вода шумит в реке,
Вот машина вдалеке,
Вот кукушка на суку
Громко крикнула "Ку-ку!"
Вот наш пес рычит немножко,
"Мяу" сказала наша кошка.
Раз, два три, четыре, пять –
Звуков всех не сосчитать!
2.Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт.
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке
звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
3.Что такое гласные?
Ох, пока не ясно мне!
Объясните поскорей,
Чтобы стал я поумней!
«Голос» называли «глас» -
Вот и гласные у нас!
4.Звуки с вами говорим,
Произносим и кричим,
Шепчем, воем, слышим...
Буковки мы - пишем,
Можем их нарисовать,
Напечатать и прислать!
То есть звуки только слышим,
Ну а буквы только пишем!
Логопед: Ребята, у них случилась беда! Злой волшебник «Звукоед» заколдовал звуки в животных. Нужно им помочь? (Дети: Да!) Тогда поспешим. В дороге нас ждет много испытаний, Вы готовы отправиться в путь? А покажет нам дорогу волшебная палочка. Эту волшебную палочку мы возьмём с собой, она поможет нам справиться со всеми трудностями на пути. Гласные звуки будут на свободе, и наденут свои наряды! Но сначала, нам нужно попасть в эту страну. Все готовы к путешествию? Нас ожидает паровозик (Слайд 3) (Звучит музыка физкультминутки «Паровозик». Дети парами имитируют с помощью палочек кручение колёс).
Паровозик чух-чух-чух, поезд мчится во весь дух (2 раза)
Чух-чух, чух-чух
А колесики стучат, тук-тук говорят (2раза)
Паровозик чух-чух-чух, поезд мчится во весь дух.(2 раза)
Логопед: Посмотрите, мы с вами в волшебной стране. Как здесь красиво! (Звучит музыка пения птиц) (Слайд 4)Ой, смотрите домик Бегемота! (Слайд 5) Посмотрите, как он широко рот открывает. Давайте подумаем, какой гласный звук здесь может спрятаться? (Дети: Звук А) Молодцы! Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [а] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (рот широко открыт). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами). Сейчас давайте произнесем звук [а] беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко; А теперь наоборот: громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция (выполнение) Что напоминает вам этот звук? (Плач ребёнка).
Логопед: Ребята, посмотрите. (Слайд 6) Волшебная палочка подарила букве наряд, что бы мы могли их видеть, читать. Это буква А. Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
Логопед: Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков (Указательный и средний пальцы выпрямите, остальные сцепите вместе. Указательный палец другой руки приставьте к ним) (Слайд 7) Напишем букву А в воздухе.
Ребята, отгадайте загадку:
Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (Дети: Арбуз)
Правильно. (Слайд 8) Какой первый звук в слове «арбуз»? (звук [а]) Посмотрите на экран и угадайте слова, которые здесь спрятались. Небольшая подсказка: это фрукты. (Дети угадывают слово: апельсин, ананас. Называют остальные: автобус, аист, аквариум.)
Логопед: Ой, домик слоника (Слайд 9) Ребята, посмотрите какой у слона хобот. Как вы думаете, какой гласный звук здесь заколдован? (Дети: звук У) Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [у] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (Губы принимают форму трубочки. Воздушная струя выходит свободно, без препятствий)
Произнесите звук [у] (выполнение). Что напоминает вам этот звук? (Гудок парохода, вой волка).
Ребята, посмотрите на экран. Это буква У. Волшебная палочка подарила букве наряд, что бы мы могли их видеть, читать. Запомните, звук [у] на письме обозначается буквой У.(Слайд 10)
Это хвостик или ножки?
Показались чьи-то рожки.
Ну никак я не пойму,
Да ведь это буква У.
Логопед: Давайте попробуем сделать букву У из наших пальчиков (Указательный и средний пальцы подняты вверх). Ребята, напишем букву У в воздухе. (Слайд 11)
Ребята, отгадайте загадку:
На узкой дорожке —
Голова да рожки.
Кто так медленно ползёт,
На себе свой дом везёт? (Дети: Улитка)
Правильно! (Слайд 12) Какой первый звук в слове «улитка»? (звук [у]) Посмотрите на экран и назовите слова. (Дети: утюг, узел, ухо ) Одно слово заколдовано. Угадайте по схеме! Подсказка: Это домашняя птица. Правильно! (Дети: Утка)
Мы спасли две наши гласные буквы А и У. Они подружились и танцуют вместе. (Слайд 13) Давайте мы потанцуем с ними вместе. (Звучит музыка физминутки «Вперёд четыре шага…»)
Логопед: Посмотрите, кто здесь живёт? Это домик... (Дети: лягушки) (Слайд 14)
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка (выполнение).
На какой гласный звук артикуляция лягушки похожа?
(Дети: звук [и]) Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [и] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (Губы у нас в улыбочке. Воздушная струя выходит свободно, без препятствий). Произнесите звук [и] (выполнение). Что напоминает вам этот звук? (ржание маленького потерявшегося жеребёнка).
Ребята, посмотрите, наша волшебная палочка подарила букве наряд, что бы мы могли их видеть, читать. Это буква И. Запомните, звук [и] на письме обозначается буквой И.(Слайд 15)
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
Логопед: Давайте попробуем сделать букву И из наших пальчиков (Указательный и средний пальцы левой руки выпрямите и расставьте, остальные пальцы сцепите вместе. Указательный палец правой руки выпрямите, держите его прямо). Напишем букву И в воздухе. (Слайд 16)
Ребята, отгадайте загадку:
Одно ухо, длинный нос,
Нет ни глаз и ни волос,
Металлическое тело.
Не сидит она без дела,
Протыкает ткань она.
Это швейная ...(игла)
Правильно! (Слайд 17) Какой первый звук в слове «игла»? (звук [и]) Посмотрите на экран и назовите оставшиеся слова (Дети: индеец, индюк, игрушки)
Логопед: Ребята, отгадайте загадку.
Ей на месте не сидится –
Всё кривляется, резвится.
Рассмешит нас без обмана
В зоопарке ...(Дети: Обезьяна)
Посмотрите, кто здесь живёт? (Дети: обезьянка) (Слайд 18) На какой звук начинается слово «Обезьяна». (Дети: Звук[о]) Как вы думаете, какой гласный звук здесь спрятался? Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [о] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (Губы - колечком. Воздушная струя выходит свободно, без препятствий). Произнесите звук [о] (выполнение). Что напоминает вам этот звук [о]? (Дети: У ребёнка болят зубы) Давайте подарим наряд, что бы мы могли их видеть, читать.(Слайд 19) Это буква О. Запомните, звук [о] на письме обозначается буквой О.
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
Логопед: Давайте попробуем сделать букву О из наших пальчиков (Указательный и большой пальцы левой руки соединить.) Ребята, напишем букву О в воздухе. (Слайд 20) Посмотрите на экран и назовите слова, оставшиеся слова (Дети: ослик, обруч, окно, облако) (Слайд 21)
А теперь ребята, давайте поиграем в игру «Прятки» Будем искать буквы с завязанными глазками. (Дети по - одному с закрытыми глазами определяют букву)
Игра « Где спрятался гласный звук в слове?» на доске схемы слов (звуки [а], [у], [и], [о] вначале слова, и в конце) Я раздам картинки и вы определите где спрятался звук. Нужную картинку повесите под правильную схему (выполнение задания)
Логопед: Какие гласные мы спасали? (Дети: [а], [у], [и], [о]) Какой звук подходит больше к радостному настроению (а, о, и), а грустному настроению (у)?
(Слайд 22) У каждого гласного звука есть свой характер: А – радостный и веселый, У – угрюмый, задумчивый, О – очень любил всему удивляться, И – игривый, улыбчивый. А какое настроение было у вас сегодня на занятии: радостное и весёлое, как характер звука А, угрюмое и задумчивое, как характер звука У, игривое настроение, как характер звука И или вы чему нибудь удивились. Выразите своё настроение с помощью этих звуков. (Дети: Произносят гласные звуки) Молодцы, я вижу почти у всех было радостное, весёлое настроение.
За то, что вы помогли звукам вернуть свои наряды, они дарят вам игру «Азбука», чтобы вы о них не забывали и ни когда их не путали и правильно писали.
А нам пора возвращаться в наш детский садик. Занимайте свои места в поезде.
(Звучит музыка физкультминутки «Паровозик ». Дети парами имитируют с помощью палочек кручение колёс). (Слайд 23)
Паровозик чух-чух-чух, поезд мчится во весь дух (2 раза)
Чух-чух, чух-чух
А колесики стучат, тук-тук говорят (2раза)
Паровозик чух-чух-чух, поезд мчится во весь дух.(2 раза)
На этом наше путешествие закончилось! Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: "Гласные звуки и буквы"
Цель: обобщение знаний о гласных звуках и буквах....
Открытое занятие по развитию речи на тему «Гласные звуки» старшая группа
Открытое занятие по развитию речи на тему «Гласные звуки» старшая группа...
НОД по обучению грамоте на тему "Гласные и согласные звуки".
В данном материале предстален конспект НОД по обучению грамоте. Материал будет интересен для оспитателей и учителей - логопедов....
Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: "Гласные звуки"
Данный конспект представляет интегрированное занятие логопеда и музыкального руководителя по закреплению гласных звуков, букв на лексическую тему "Посуда"....
Тема: "Гласные звуки"
Конспект фронтального занятий в подготовительной группе....
Тема: Гласные звуки и йотированные гласные.
Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда. Задачи:-познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;-развивать фонематическое восприятие;-развивать навыки языкового анализа и си...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе (6-7 лет) по теме «Гласный звук [ю], гласная двузначная буква Ю, ю»
Конспект занятия по обучению грамотев подготовительной группе (6-7 лет) по теме «Гласный звук [ю], гласная двузначная буква Ю, ю»Доминирующая образовательная область: речевое развитиеИнтег...