Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: "Гласные звуки"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Мусс Мария Александровна

Данный конспект представляет интегрированное занятие логопеда и музыкального руководителя по закреплению гласных звуков, букв на лексическую тему "Посуда". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «Гласные звуки [У], [А], [О], [И], [ы], [Э]. Буквы У, А, О, И, ы, Э»

Лексическая тема: «Посуда»

Задачи образовательных областей:

«Коммуникация»:

  •   Формировать у детей умение дифференцировать  гласные звуки.
  • Формировать умение соотносить звук с буквой;
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать у детей  звуковой  анализ гласных звуков;
  • Развивать грамматический строй речи. Формировать умение образовывать относительные прилагательные, называть части предмета.
  • Формировать связную речь. Умение составлять рассказ о предмете по плану схеме.

«Физическая культура»:

  • Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику детей;

«Музыка»:

  • Развивать дыхание, голос, речевые и мимические движения, изменять интонацию в соответствии с эмоциональной картиной;
  • Развивать умение координировать речь и движения;

«Познание»:

  • Развивать и обогащать активный словарь по теме «Посуда»

«Труд»:

  • Воспитывать у детей навыки самообслуживания и аккуратность при обращении с предметами посуды;

Оборудование:

Магнитная доска, «волшебный горшочек»; картинки с изображением эмоций; предметные картинки, в названии которых гласные звуки стоят в начале слова (ударные); предметные картинки с изображением посуды (чайник, вилка, ложка, нож); символы гласных звуков; пано с буквами.

Предварительная работа:

Чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе», разучивание упражнения «Посуда», рассматривание посуды во время приема пищи  и дежурства;  беседа о ее назначении, материалах, из которых она сделана; частях, из которых она состоит, отгадывание загадок о посуде. Игры «Что из чего?», «Четвертый лишний», «Чего не хватает?», «Посчитаем»

Ход занятия:

  1. Организационный момент

(Логопед с детьми входит в зал, встают в круг и здороваются, выполняя действия)

Здравствуй  солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок

Здравствуй маленький дубок.

Здравствуй утро,

Здравствуй день.

Нам здороваться не лень!

Лог.: Ребята, мы с вами поздоровались, давайте поздороваемся с гостями. (Здороваемся, присаживаемся на стульчики)

  1. Артикуляционная гимнастика.

Лог.: Чтобы язычок сегодня хорошо говорил, нужно сделать зарядку для губ и язычка. (выполнение артик. гимнастики)

  • Улыбочка
  • Хботок
  • Заборчик
  • Часики
  • Качели
  • Лошадка

Лог.: Язычок теперь стал сильным и мы с вами будем хорошо говорить.

  1. Развитие дыхания, голоса, мимической мускулатуры.

Лог.: А что мы с вами слышим и произносим?

 Дети: Звуки.

Лог.: Ребята, какие звуки мы с вами уже знаем? Назовите их?

Дети: А – О – У – И -  Э – ы

Лог.: А как мы их можем назвать одним словом?

Дети: Гласные.

Лог.: А почему они называются гласными?

Дети: Потому что во рту нет преграды, можно петь долгую песенку.

Лог.: Правильно. Ребята, у каждого звука есть свой характер:

А – радостный и веселый,                        после каждой характеристики  звука

У – угрюмый и грустный,                        муз. рук. тянет 1 ноту, дети пропевают                         

О – очень любит удивляться,                и мимикой показывают эмоц. окрас звука

И – игривый и улыбчивый,        

Э – медлительный и задумчивый,

Ы – самый серьезный и строгий.

Лог.: Ребята, давайте позовем звуки. (встали перед стульчиками)

Лог. и  дети: Звуки, звуки, летите к нам в руки. (поем по 3 звука на выдохе – АУО, ИЭЫ)

Давайте выпустим звуки. Подуем на одну руку, на вторую. Какие звуки мы отпустили? (пропеваем)

  1. Развитие фонематических процессов (садимся на стульчики)

 Лог.:  Молодцы ребята. У меня для вас есть вот такой волшебный горшочек. В нем спрятались разные картинки. Мы будем доставать по 1-ой картинке, говорить название картинки, назвать 1-ый звук и ставить её  к нужной букве.

(проводится игра «Волшебный горшочек» - дети соотносят звук и букву.

Обращаем внимание на звук [ы] – не может быть в начале слова, он прячется только в середине слова или в конце. Например: СЫР, СТОЛЫ, НОЖИ))

Лог.:  Молодцы ребята. Все правильно сделали. А загадки отгадывать вы умеете?

Дети: Да.

(загадывание загадок)

  • На одной широкой ножке

У неё 4 рожка,

Но она совсем не пилка

Для котлет и мяса … (вилка)

  • На плите стоит начальник

Толстый с длинным носом                   …(чайник)

  • Осторожненько, смотри,

В руку ты его бери,

Не всегда и сам поймешь,

Как порежет палей… (нож)


Лог.: Молодцы. Давайте вместе проговорим отгадки, протягивая гласные звуки.

(вииилкааа, чааайнииик, нооож)

Гласные звуки тоже любят загадывать загадки. Я буду называть только гласные звуки в этих словах, а вы отгадайте какой это предмет.

( - И – А -) ,    ( - О -) ,   ( - А – И -).

 Дети: Да.

Лог.: Хорошо.  А как мы называем все эти предметы одним словом.

Дети: Посуда.

(сразу после загадок заходит Федора вся грязная лохматая немытая и плачет, мы подходим к ней)

Фед.: Ой, что случилось, помогите!!! От меня посуда сбежала. Остались одни пауки, да тараканы. Где она подскажите?

Лог.: Ребята, кто это? А из какой она сказки?

Дети: Федора. «Федорино горе».

Лог.: Ребята, а вы не знаете, почему от неё посуда сбежала?

Дети: Потому  что она её не мыла.

Фед.: Ой, не мыла я посуду,  не любила я её.

Лог.: Нет, Федора, так нельзя. Посмотри, как мы с ребятами посуду моем.

  1. Пальчиковая гимнастика «Посуда» (поем на  мотив « Ах ты, береза»)

1,2,3,4 – мы посуду перемыли.  2 раза

Чайник, чашку, кружку, ложку  2 раза

И большую поварешку.

Вот.

Фед.: ААА. Вы так быстро и ловко моете посуду. А поможете мне её найти?

Лог.: Поможем, ребята?

Дети: Да.

Лог.: А ты возвращайся домой, наводи порядок.  Выгоняй всех тараканов, прусаков, да пауков.

(Федора уходит)

  1. Физ. минутка

Лог.: (лог. Предлагает детям отправляться на поиски посуды. Звучит музыка. Дети под музыку выполняют движения со словами)

Ну что, ребята,

В лес отправимся гулять,                                           дети собираются  в круг,

Будем весело шагать. (чтоб посуду разыскать)       поворачиваются  друг за другом.

По тропиночке пойдем                                                 ходят «змейкой» по залу

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали                                                        бегут на носках по кругу

По лесу побежали.

Ноги выше поднимаем,                                                ходят высокими шагами,  

На кочки мы не наступаем.                                                   «перешагивая  кочки»

И снова по дорожке мы весело шагаем.                     спокойный шаг 

Лог.: Ребята, посмотрите на кочке что то лежит. Это наверное подсказка как нам посуду вернуть. (подходим смотрим) какое – то письмо.  Давайте его прочитаем? Садитесь на пенечки.

  1. Звуковой анализ ряда гласных звуков.

(Детям предлагается присесть на стульчики. На доску выставляется табличка с ин. словом из конверта – звуковой ряд [ИАУ]. Дети хором читают)

Определяем:

1-ый, 2-ой, 3-ий звук в ряду.

Сколько всего звуков?

Назови первый звук; последний звук; какой звук стоит посредине?

Какое слово получится, если убрать последний звук?  - ИА. Кто так кричит?

Какое слово получится, если убрать 1-ый звук? – АУ. Кто так кричит?

Лог.: Ой, ребята, мне кажется и мы с вами заблудились. (муз.рук. помогает музыкой плавно пропеть звуки  АУ тихим голосом, затем увеличивая силу голоса)

(Входит Федора)

Фед.: Ребята, шла на ваш зов по лесной тропинке и нашла вас. Ко мне посуда вернулась.

(достает из короба посуду, ставит на стол, мы  рассматриваем и в процессе играем)

  • Игра « Что из чего?»
  • чайник из железа  (какой?) –
  • стакан из стекла –
  • ложка из дерева –
  • чашка из фарфора –
  • кувшин из глины –

Фед.: Интересно. Чайник. А что с ним делать не знаю.

Лог.: А мы сейчас тебе, Федора, расскажем по плану схеме.

(вызывается ребенок и рассказывает описательный рассказ о предмете: чайник)

Фед.: Да. А вот ложкой я знаю, что делать –  кушать.

Лог.:  И не только. На ложках ещё можно и играть. Мы для тебя сейчас споем и поиграем на ложках.

(игра на ложках «Игра в слова)

Фед.: Ох. Так у меня уже и чай готов. Пойдемте я вас чаем напою, да у меня и угощения готовы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [з], [з’]»

Конспект логопедического  занятия в старшей  группе по  обучению  грамоте  «Дифференциация звуков  [з],[з’]»...

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: Звуки [З] - [З’]. Зимние забавы

Конспект логопедического занятия в старшей группеТема: Звуки [З] - [З’]. Зимние забавы...

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Домашние животные. Звук "С".

Занятие для воспитанников старшей группы, с нарушением речи. Рекомендовано учителям-логопедам дошкольных учреждений....

Конспект открытого занятия в средней группе на тему: "Гласные звуки (закрепление)"

Данный конспект рассказывает как закрепить с детьми среднего дошкольного возраста гласные звуки,обозначение их символами и их произнесение....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме "Гласные Звуки в волшебной стране"

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему "Гласные Звуки в Волшебной стране". Занятие поможет в игровой сказочной форме закрепить знания детей о гласных звуках и их ...

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: Гласные звуки.

Представлен конспект итогового занятия по  теме "Гласные звуки". В нем предложены варианты игр и упражнений по закреплению представлений о гласных звуках, по развитию фонематического сл...

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Тема: « Весело играем , звук Л мы закрепляем» (использование игровых приемов в работе по автоматизации звуков)

1.Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].Продолжать учить правильно произносить звук [л] в прямых слогах.   3. Учить определять наличие и место звука [л]...