«Консультативно – профилактическая работа для родителей по предупреждению речевых нарушений».
статья по логопедии

Вожова Ирина Александровна

Дивишься драгоценности нашего языка:

что ни звук,  то и подарок; все зернисто,

крупно, как сам жемчуг, и, право, иное

названье еще драгоценней самой вещи. 

                   Н.В.Гоголь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preduprezhdenie_rechevyh_narusheniy.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9,10 г. Шебекино»

   «Консультативно – профилактическая работа для родителей по предупреждению речевых нарушений».

                           

   Подготовила: Вожова И.А.,

учитель-логопед МАДОУ

Шебекино, 2021-2022 учебный год

Дивишься драгоценности нашего языка:

что ни звук,  то и подарок; все зернисто,

крупно, как сам жемчуг, и, право, иное

названье еще драгоценней самой вещи. 

                   Н.В.Гоголь

В последнее время педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Коррекция проблем речевого развития проводится в логопедических группах, для детей имеющих тяжелые нарушения речи.

Виды речевых нарушений, с которыми дети могут быть зачислены в логопедическую группу:

  • ФФН – фонетико-фонематическое недоразвитие речи
  • ОНР – общее недоразвитие речи, (I, II, III, iv) уровень развития речи
  • ЗПР – задержка психического развития

Причины, способствующие возникновению речевых нарушений у детей дошкольного возраста:

  1. Недостаточное речевое    окружение в раннем детстве.
  2.  Неправильная речь окружающих взрослых.
  3. Требования взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции.
  4. Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи.
  5. Длительное пользование соской.

6. Недостаточная сформированность  психических функций.

7. Лепетная речь  в три-четыре года.

Обусловлены эти причины могут быть разными факторами. Вот некоторые из них:

а) болезни, перенесённые родителями или одним из них (алкоголизм, наркомания, туберкулёз, нервные заболевания);

б) родовые травмы;

в) инфекционные заболевания в раннем детстве с использованием большого количества лекарств;

г) ушибы головы, сопровождающиеся потерей сознания.

Как правило, речевые нарушения сопровождаются неврологией и имеют неврологический статус:

Дизартрия - нарушение звукопроизношения, голосообразования, обусловленное недостаточностью мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения  центральной нервной системы.

Стертая дизартрия (легкая форма дизартрии) – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающее в следствие невыраженного микроорганического  поражения головного мозга.

Основные жалобы при стертой дизартрии: 1) невнятная невыразительная речь, 2) плохая дикция 3) искажение звуков 4) замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.

Особенно хочется выделить стертую (легкую) форму дизартрии, так как в последнее время в процессе логопедической практики все чаще встречаются дети, нарушения речи которых схожи с проявлениями сложных форм дислалии, но с более длительной и сложной динамикой обучения и коррекции речи.

Симптоматика стертой дизартрии

  • Дети неустойчиво стоят на одной ноге, не могут попрыгать, пройти по «мостику» и т.д.
  • Поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф, плохо держат карандаш, руки бывают напряжены.
  • Отмечается вялость мышц органов артикуляции: языка, губ, щек, верхней и нижней челюсти.
  • Дрожание языка и голосовых складок.
  • Невозможность выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции.
  • Отклонение языка от средней линии, проявляющиеся  при функциональных нагрузках.
  • Повышенное слюноотделение (саливация) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдает произносительная сторона речи.
  • При звукопроизношения выявляются смешения, искажения звуков, замена и отсутствие звуков.
  • Страдают голосовые характеристики по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр голоса, иногда появляется назальный (носовой) оттенок. Темп речи чаще ускорен.

При выявлении неврологии необходима консультация специалистов.

Все дети, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, направляются на консультацию к невропатологу для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать:

  •  медицинское воздействие - определяемое неврологом и включающее: медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др.;
  • психолого-педагогическую помощь - психолого-педагогический аспект, осуществляемый дефектологами, психологами, воспитателями, родителями;
  • логопедическую помощь - предусматривающая обязательное участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе (выполнение домашних заданий по автоматизации поставленных звуков).

Лечение  неврологии необходимо , так как  она влияет на автоматизацию поставленных звуков и введение их в спонтанную речь.

Главное отличие дефектов звукопроизношения от возрастного косноязычия состоит в том, что они бывают вызваны какими-то специфическими причинами и поэтому не исчезают без специальной помощи. Внешне дефекты в произношении звуков могут проявляться в одном из следующих вариантов:

  1. Полное отсутствие звука (напр. Р или Л) в речи ребенка. В этом случае он говорит ЫБА вместо РЫБА и АМПА вместо ЛАМПА. Этот вид нарушений звукопроизношения внешне полостью совпадает с возрастным косноязычием, но в отличие от него встречается в более позднем возрасте.
  2. Полная замена одного звука речи другим, обычно более простым по артикуляции. Например, Р на Л, Ш на С.
  3. Искаженное произношение звука. В этом случае звук не отсутствует в речи и не заменяется другим звуком – ребенок произносит именно звук, но произносит его искаженно. Например, когда произносится звук Р, дрожит не кончик языка, а маленький язычок, в результате получается так называемый «французский звук», сюда же относится хлюпающее и межзубное произношение.

Нарушенное звукопроизношение сопровождается рядом причин.

В чем же кроются основные причины, мешающие ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи? Если говорить о детях с нормальным слухом и интеллектом и не имеющих к тому же резких отклонений в поведении, то причины следующие:

  • трудности различения некоторых сходных звуков на слух (при отсутствии снижения слуха). Эти затруднения выражаются в том, что ребенок не улавливает различия в звучании сходных звуков (С-З, С-Ц, Р-Л, С-Ш и др.). По этой причине слова типа МИСКА-МИШКА и ЛАК-РАК, отличающиеся друг от друга только одним звуком, воспринимаются ребенком совершенно одинаково. Если ребенок не улавливает никакого различия в звучании С и Ш, то есть если эти звуки  кажутся ему одинаковыми, то у него нет и стимула к совершенствованию своего звукопроизношения. Он не чувствует надобности в овладении более сложной (по сравнению со звуком С) артикуляцией звука Ш, поскольку  произношение СУБА вместо ШУБА кажется ему правильным и полностью его устраивает. Значит, основной причиной звуковых замен здесь являются затруднения в слуховой дифференциации звуков.
  • выраженные дефекты в строении речевых органов (губ, зубов, челюстей, языка, мягкого и твердого неба). Сюда относится отсутствие, деформация или неправильное расположение зубов, а также слишком выступающая вперед верхняя или нижняя челюсть и передний или боковой открытый прикус. Здесь можно сказать и о короткой подъязычной связке. Язык при этом лишается необходимой подвижности, а главное – он не может подниматься вверх. От этого более всего страдает звук Р, при образовании которого кончик языка должен вибрировать за верхними зубами. При очень короткой уздечке нарушается и произношение шипящих звуков, так как язык не может приподняться к переднему краю твердого неба и приобрести форму «чашечки». Кроткую уздечку важно подрезать до 5 лет, то есть до момента появления в речи ребенка звука Р.
  • недостаточная подвижность губ и языка. Чаще всего здесь идет речь о парезах (слабости) мышц губ и отдельных мышечных групп языка: его кончика, боковых краев или спинки. В этих случаях язык и губы не могут выполнять движений, необходимых для правильного артикулирования звуков. Например, при слабости мышц кончика языка он не удерживается за зубами, а просовывается между ними, что придает шипящим и свистящим звукам оттенок шепелявости. Если дефекты в произношении звуков вызваны недостаточной подвижностью у ребенка губ и языка, то единственным средством преодоления этих дефектов является развитие подвижности названных органов с помощью артикуляционных упражнений. Эта работа должна проводиться при консультативной помощи логопеда, который подберет необходимые в каждом конкретном случае упражнения.
  • отсутствие правильного образца для подражания. Здесь все очень просто объясняется. Совершенно необходимым условием является правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей. Это тот образец для подражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладения правильным произношением звуков. Если же такой образец отсутствует, то усвоение ребенком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или становится невозможным. И уж совсем недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребенком. Здесь ребенок не только лишается правильного образца для подражания, но даже и стимула для улучшения своего звукопроизношения: ведь взрослым нравится его речь, и они сами подражают ей!

Во многих случаях две или даже несколько причин могут наблюдаться одновременно. Понятно, что значительно утяжеляет общую картину. Во всех рассмотренных случаях нарушений звукопроизношения ребенок нуждается в специальной помощи. Но эта помощь будет различной в зависимости от тех причин, которые привели к дефектам в произношении звуков.

Деятельность логопедического пункта образовательного учреждения отличается спецификой и системой работы:

  • Образовательная деятельность детей кратковременная (15-20 минут) и краткосрочная (1раз в неделю). Деятельность по устранению речевых нарушений проводится в дневное время, для реализации возможностей родителей присутствовать и получить необходимую консультацию, совет, рекомендации.
  • Основными формами организации работы с детьми, как более эффективными, являются индивидуальная и подгрупповая образовательная деятельность:
  • индивидуальная образовательная деятельность по коррекции нарушенного звукопроизношения;
  • подгрупповая образовательная деятельность по коррекции

В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше малышей, речь которых развивается без серьезных отклонений от нормы. Родители спрашивают себя: «Почему это происходит?»

Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины следует искать и в постоянно ухудшающейся экологической обстановке, и в том, что, уже будучи беременной, будущая мама зачастую не готова к материнству, а беременность, роды и период новорожденности малыша проходят не без осложнений. К тому же с великим сожалением можно отметить, что все меньше родителей уделяет должное внимание речевому развитию своих детей.

Не слушайте знакомых и даже врачей, которые будут убеждать Вас в том, что если ребенок не заговорил до двух лет, то сделает это в три года. Да, проявление индивидуальных темпов развития речи, возможно. Есть дети, которые молчат до трех лет, а потом начинают говорить много, правильно произносят все звуки, а их связная речь развивается стремительно. Но количество таких малышей крайне невелико, а процент случаев речевой патологии разной степени выраженности неуклонно растет. Возможно, кто-то будет успокаивать Вас тем, что многие известные люди картавили и шепелявили. Но далеко не все дети с подобными дефектами речи становятся успешными людьми, и часто именно речевые проблемы являются причиной их неудач.

Поэтому, если ребенок не говорит ни в год, ни в полтора, ни в два года и особенно если в течении беременности матери, родов и раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не теряйте времени, обратитесь к неврологу, логопеду, детскому психологу. Чем раньше Вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из нее.

Не отказывайтесь от направления на различные исследования, не отвергайте лекарства, которые может назначить ребенку невропатолог. Прочитав аннотацию к препаратам группы ноотропов, которые иногда назначают детям с речевой патологией, родители отказываются от лечения, не задумываясь о том, что это может привести к направлению ребенка в речевую школу, потому что в обычном образовательном учреждении неговорящий малыш учиться не сможет.

Не теряйте времени! И не отчаивайтесь, даже когда диагноз уже поставлен и пугает Вас.

Причины  речевых нарушений

1.        Недостаточное речевое окружение в раннем детстве: мало слышать       хорошую речь, надо, чтобы ребёнок пользовался ею, связывал её с выполнением  тех или иных действий в игре.

2.Неправильная речь окружающих взрослых, сюсюканье — копирование детской речи: ребёнок подражает тому, что слышит.

  1. Требования взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции (скажи «рыба») приводят к появлению искажённого звука: Р горлового, боковых шипящих и других дефектов.
  2. Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное нёбо и др.
  3. Длительное пользование соской — способствует межзубному произношению свистящих, шипящих и других звуков речи.
  4. Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда — отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать, подражать.
  5. Если у ребёнка лепетная речь в три-четыре года (его даже мать не всегда понимает), если у него массивный малоподвижный язык, вялые губы, слюнотечение, ребёнок часто болеет, ослаблен, с трудом общается со сверстниками, родителям необходимо обратиться за консультацией к врачу.

Обусловлены эти причины могут быть разными факторами. Вот некоторые из них:

а)        болезни, перенесённые родителями или одним из них (алкоголизм, наркомания, туберкулёз, нервные заболевания);

б)        родовые травмы;

в)        инфекционные заболевания в раннем детстве с использованием большого количества лекарств;

г) ушибы головы, сопровождающиеся потерей сознания.

Несколько слов о наследственности

Недостатки речи по наследству не передаются, так как речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дети могут наследовать анатомические недостатки, например неправильное строение зубов или ослабленность нервной системы, что может быть исправлено врачами-специалистами и специальным обучением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для предупреждения речевых нарушений

Картотека предназначена для логопедов и педагогов ДОУ, системы здравоохранения и родителей...

Предупреждение речевых нарушений в первые годы жизни ребёнка

В последнее время ко мне все чаще обращаются родители детей ясельного возраста. Их беспокоит отсутствие речи у ребенка, или непонятная окружающим речь. Этот факт натолкнул меня на написание данн...

Работа с родителями по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста

Анкеты родителям для раннего обследования речи детей...

Консультация" Работа с родителями по предупреждению нарушений письменной речи учащихся, связанных с недостаточным развитием фонематического слуха"

Автор раскрывает взаимосвязь работы учителя - логопеда с родителями по предупреждению нарушений письменной речи, связанных с недостаточным развитием фонематического слуха"...

Профилактическая работа по преодолению и предупреждению ЗРР детей раннего возраста в условиях ДОУ

Профилактическая работа по преодолению и предупреждению ЗРР детей раннего возраста в условиях ДОУ.Статья.Из опыта работы....

Публикация "Особенности взаимодействия работы с родителями по преодолению речевых нарушений у дошкольников"

quot;Особенности взаимодействия работы с родителями по преодолению речевых нарушений у дошкольников"...