Профилактическая работа по преодолению и предупреждению ЗРР детей раннего возраста в условиях ДОУ
статья по развитию речи (младшая группа)
Профилактическая работа по преодолению и предупреждению ЗРР детей раннего возраста в условиях ДОУ.
Статья.
Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilakticheskaya_rabota_po_preodaleniyu_i_preduprezhdeniyu_zrr.docx | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Работая с детьми раннего возраста в ГБДОУ, столкнулась с проблемой запуска речи.
Изучая печатный материал и материал по данной теме в интернет-ресурсах, я познакомилась с работой кандидата педагогических наук Гаврилюк Татьяны Николаевны. Цель исследования Татьяны Николаевны- теоретическое обоснование, разработка, апробация и определение эффективности педагогической технологии по преодолению задержки речевого развития у детей 2—3 лет в условиях ДОУ.
Система дошкольного образования в настоящее время существенно изменяется. Особенно актуальными становятся вопросы ранней диагностики детей с проблемами в развитии, изменения содержания дошкольного образования, форм и методов работы с детьми раннего возраста и организации необходимой подготовки педагогов, способных осуществлять эту работу (В. И. Лубовский, Н. Н. Малофеев, Л. Ф. Обухова, М. С. Певзнер, В. И. Селиверстов, Е. А. Стребелева, У. В. Ульенкова, С. Н. Шаховская, С. Г. Шевченко и др.).
В литературе задержка речевого развития (ЗРР) рассматривается как временное обратимое состояние, при котором наблюдается несформированность всех сторон речи, задержка темпов ее формирования (позднее начало речи и замедленный темп ее развития), и как системное нарушение, затрагивающее в различной степени все психические процессы и требующее воздействия не только на симптом (речевое расстройство), но и на причину, на механизм недоразвития (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Л. С. Цветкова и др.). Авторы отмечают вариативность проявлений и степени выраженности
речевого недоразвития, недостаточность общей, мелкой и артикуляционной моторики, отставание в развитии психологической базы речи, эмоционально-волевой сферы. ЗРР может возникать вследствие дизартрии — нарушения произносительной стороны речи, обусловленного недостаточностью иннервации речевого аппарата (мышц языка, губ, щек, неба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки). У детей чаще всего встречается псевдобульбарная дизартрия.
Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции проявляются в замедленных, недостаточно точных движениях языка, губ. Произношение у детей нарушено вследствие недостаточно четкой артикуляционной моторики, речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков.
Основные направления коррекционно-развивающей работы по преодолению ЗРР у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии:
– укрепление соматического здоровья (общий режим детского сада — рациональное питание, режим дня, закаливающие процедуры, медикаментозное лечение, физиотерапия структур речевого аппарата по показаниям);
– формирование моторной сферы: нормализация мышечного тонуса; формирование кинестетического и кинетического ощущения ручных и артикуляторных движений; упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики (комплекс игр); развитие зрительно-моторной координации; развитие навыков самообслуживания;
– развитие высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи, творческих способностей, межанализаторного взаимодействия; формирование ведущих видов деятельности; обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности;
– развитие импрессивной речи: понимания слов, обозначающих предметы,
действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций;
инструкций, вопросов, несложных текстов;
– развитие экспрессивной речи: лексического запаса; фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов; формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими; развитие знаний и представлений об окружающем;
– работа с родителями и педагогами (совместное обсуждение программ обучения и воспитания; знакомство с результатами обследования и планом коррекционно-развивающей работы с ребенком; анкетирование родителей; согласование тем, содержания, методов обучения ближайших занятий; посещение занятий; занятия-консультации для родителей и педагогов; просветительская работа).
В соответствии с целями и задачами коррекционно-развивающего обучения был подобран и систематизирован речевой, игровой и дидактический материал.
Результаты эксперимента свидетельствуют о необходимости комплексного коррекционно-развивающего воздействия на соматическую, психомоторную сферу и речевую деятельность.
Научно обоснована, разработана и экспериментально апробирована технология по преодолению ЗРР у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, основанная на системном, комплексном, поэтапном и индивидуальном подходах к организации коррекционно-развивающей работы; полисенсорном воздействии с опорой на ведущий вид деятельности; осуществлении непрерывности и преемственности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ; активном вовлечении родителей, педагогов и медицинских работников в процесс преодоления недостатков в развитии.
Педагогическая технология по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии ориентирована в первую очередь на формирование внимания, восприятия, памяти, мышления, общей, мелкой, артикуляционной моторики параллельно с развитием речи, что способствует моторному, познавательному и речевому развитию ребенка.
В результате теоретического анализа литературы можно определить основные направления работы по профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста.
1. Формирование моторной сферы: нормализация мышечного тонуса (общий массаж, физкультурные занятия, дифференцированный массаж лицевой и оральной мускулатуры; дифференцированный массаж кистей и пальцев рук, самомассаж биологически активных точек); формирование кинестетического и кинетического ощущения ручных и артикуляторных движений (восприятие схемы тела, формирование пространственного чувства, пальчиковые игры, упражнения на определение положения губ, языка, челюсти); упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики (комплекс игр); развитие зрительно-моторной координации; развитие навыков самообслуживания.
2. Развитие высших психических функций: сенсорно-перцептивной деятельности и эталонных представлений, памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной), внимания (зрительного, слухового, двигательного), восприятия (зрительного, слухового), мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, мыслительных операций, умения действовать целенаправленно), творческих способностей, межанализаторного взаимодействия; формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой); обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.
3. Развитие импрессивной речи: понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций; инструкций, вопросов, несложных текстов);
4. Развитие экспрессивной речи: лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т.д.); фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем;
5. Работа с родителями (совместное обсуждение программ профилактического обучения и воспитания; знакомство с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка, с планом развивающей работы с ребенком; анкетирование родителей; согласование тем, содержания, методов обучения ближайших занятий; посещение занятий; консультации для родителей о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления; занятия-консультации для родителей по развитию моторной, познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи; просветительская работа (подготовка памяток, подбор и распространение логопедической и психолого-педагогической литературы) (Т.Н. Гирилюк, 2007).
В работе необходимо применять практические и наглядные методы и приемы: массаж, гимнастика, подражание, вслушивание, рассматривание, манипуляции с предметами, картинками, предметно-игровые действия с игрушками, рисование, конструирование и др.
Логопедические занятия должны включать индивидуальные и групповые занятия продолжительностью от 10 до 25 минут в зависимости от этапа работы и состояния детей. Группы следует комплектовать с учетом моторного, познавательного и речевого развития (по 5 человек).
Структура индивидуального логопедического занятия по профилактике речевого недоразвития у детей раннего возраста может быть следующей: 1) Организационный момент, установление эмоционального контакта. 2) Массаж лицевой и оральной мускулатуры, кистей и пальцев рук. 3) Упражнения на развитие артикуляционной моторики с элементами развития дыхания, звукопроизношения и просодики. 4) Игра на развитие общей и мелкой моторики с элементами развития речеслуховой памяти, слухового внимания и восприятия, лексического запаса. 5) Подведение итогов занятия.
Структура группового логопедического занятия:
1) Организационный момент, установление эмоционального контакта.
2) Самомассаж биологически активных точек.
3) Активная артикуляционная и дыхательная гимнастика с элементами развития звукопроизношения и фонематического восприятия.
4) Игры на развитие общей и мелкой моторики с элементами развития речеслуховой, зрительной и двигательной памяти, слухового, зрительного и двигательного внимания, слухового и зрительного восприятия, мыслительных процессов, лексического запаса и фразовой речи.
5) Подведение итогов занятия.
Всю работу по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром следует проводить поэтапно по определенным темам:
1) Моя семья. Человек (имена, части тела, глаголы – готовит, стирает, чинит, играет, читает, вяжет, прилагательные – большой, маленький, старый, молодой и др.).
2) Предметы обихода и их назначение. Развивать у ребенка представления о предметах обихода и их назначении, формировать начальные обобщающие понятия: Игрушки. Посуда. Одежда. Обувь. Продукты питания. Транспорт и т.п.
3) Знакомство со свойствами предметов. Цвет (подбор предметов и картинок заданного цвета, основные цвета – красный, синий, белый, черный, желтый, зеленый, гpyппировка предметов по цвету).
4) Форма и величина предметов (подбор по образцу предметов, основные фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, овал и др., сопоставление предметов с геометрическими фигурами, гpyппировка предметов по форме, величине).
5) Овощи и фрукты (названия овощей и фруктов, сад, огород, грядка, глаголы – сажаем, поливаем, растет, зреет, собираем, прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину).
6) Домашние животные (собака, кошка, корова, коза, лошадь). Общие и отличительные свойства домашних животных. Общие и конкретные сведения о каждом из животных. Домашние животные и их детеныши.
7) Дикие животные. Общие представления: хищные и нехищные. Общие сведения – части тела, детеныши, способы передвижения.
8) Сравнение животных по групповой принадлежности: домашние – дикие (Волк и собака, Лошадь и олень и т.п.).
9) Птицы (домашние и дикие, перелетные и неперелетные, части тела, детеныши, глаголы – крякает, кудахчет, гогочет и др., прилагательные – рябая, пестрая, грозный и др.).
10) Насекомые (жук, муха, комар, пчела). Части тела, способы передвижения. Польза или вред насекомых для людей и растений.
11) Рыбы (названия, общие представления).
12) Времена года, их отличительные признаки.
13) Части суток (утро, день, вечер, ночь, завтрак, обед, ужин).
14) Растения (цветы, деревья, кустарники, части дерева, сад, лес, букет).
15) Люди и их профессии (повар, врач, воспитатель, шофер, пилот).
16) Дом. Мебель (крыша, стены, крыльцо, труба, спальня, гостиная, кухня, детская, ванная, туалет, стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф и др. Назначение).
Для улучшения качества образования по речевому развитию мною были изготовлены дидактические пособия по ЗКР, картотеки. С целью улучшения качества индивидуальной работы с воспитанниками. Создавались атрибуты для совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности воспитанников.
В рамках направления работы по профилактики речевых нарушений проводились физкультурные занятия, дифференцированный массаж кистей и пальцев рук, самомассаж, упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики (комплекс игр); развитие зрительно-моторной координации; развитие навыков самообслуживания. В группе велась работа по развитию сенсорного восприятия, зрительного и слухового, памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной), внимания (зрительного, слухового, двигательного), мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи, творческих способностей;, Были направлены наши усилия и на формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой); обеспечению устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности; развитию лексического запаса, звукопроизношения, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем. Велась работа по педагогическому просвещению родителями (подготовка памяток, подбор и распространение логопедической и психолого-педагогической литературы). Проведение консультации для родителей о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления; занятия-консультации для родителей по развитию моторной сферы (воспитатели, инструктор по физической культуре).
Список литературы:
1. Венгер А.А., Шевченко Ю.С. Онтогенетический подход к коррекции психического развития ребенка. // Дефектология. 2004. № 1. - С.8-16.
2. Гирилюк Т.Н. Педагогическая технология по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии: Автореф. дисс…канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2007. - 26 с.
3. Гудонис В.П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики. // Дефектология. 2004. № 4. - С.8-17.
4. Семенович А.В. Начальная диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Академия, 2002. - 232 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы в организации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Результаты адпатации детейОсновные составные части модели организации адаптационного периодаПеречень игр с описанием хода игрыПамятка для воспитателей групп раннего возрастаКонспект встречи воспитател...
Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические аспекты адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения в зависимос
Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические аспекты адаптации детей раннего ...
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ
Аннотация: на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению действительно актуальна. В данной статье рассказывается об опыте работы ...
Формы работы с родителями в процессе адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
Презентация. Адаптация. Консультация для воспитателей...
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЦИОНАЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ГРУППЕ ДЛЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЦИОНАЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ГРУППЕ ДЛЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕ...
Формы работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Развитие педагогической компитенции родителей. Помочь найти ответы на интересующее вопросы по воспитанию детей. Привлечь родителей к сотрудничеству для создания единых подходов в воспитании ребё...
Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . .Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"
Представляю вашему вниманию развивающие игры на липучках, которые стали для меня очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...