Игры для предупреждения речевых нарушений
материал (логопедия) по теме
Картотека предназначена для логопедов и педагогов ДОУ, системы здравоохранения и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_preduprezhdeniya_rechevyh_narusheniy.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для развития общего и речевого подражания |
Игры для развития предметного и глагольного словаря |
Игры на развитие речевого слуха |
Игры для развития восприятия речи на слух |
Игры на развитие речевого дыхания |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Самолеты»
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука У.
Ход игры: Предложить детям поиграть в самолетики.
- Послушайте стихотворение о самолете:
По земле разбежался,
В небо поднялся!
Летит самолет
Прямо вперед!
- Давайте поиграем в самолетики! Полетели в небе самолеты, загудели: «У-У-У!»
Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате, сопровождая движения произнесением длительного непрерывного звука У. Необходимо следить за тем, чтобы дети бегали аккуратно, не сталкивались друг с другом.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Пароходы»
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука Ы.
Ход игры: Предложить детям поиграть в пароходики.
- Послушайте стихотворение о пароходе:
Пароходик домой
Спешит по прямой!
На волнах качается,
Брызги разлетаются!
- Давайте поиграем в пароходики! Плывут пароходики и гудят: «Ы-Ы-Ы!»
Двигаясь по комнате, выставляем прямые руки перед собой и совершаем колебательные движения вверх-вниз, как будто плывем по волнам. Движения сопровождаем протяжным повторением звука Ы.
«Машины»
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука; слова – звукоподражания БИ-БИ.
Ход игры: Предложить детям поиграть в машинки.
- Послушайте стихотворение о машинке:
«Би-би-би», - гудит машина:
Не поеду без бензина!
- Давайте поиграем в машинки! Поехали машины: «Ж-Ж-Ж»! Сигналит машина: «БИ-БИ! Освободите дорогу»!
Ходим по комнате, имитируя при помощи движений рук управление машиной – крутим руль. Сопровождаем движения произнесением звука Ж и слова-подражания БИ-БИ.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Паровозы»
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звукоподражательных слов ЧУ-ЧУ и ТУ-ТУ.
Ход игры: Предложить детям поиграть в паровозики.
- Послушайте стихотворение о паровозе:
Веселый паровозик
Вагончики возит!
Трубой пыхтит,
Колесами стучит!
- Давайте поиграем в паровозы! Поехал паровозик : «ЧУ-ЧУ-ЧУ!» Сигналит паровоз: «ТУ-ТУ!»
Ходим, изображая при помощи круговых движений руками, согнутыми в локтях, движения колес поезда. Движения сопровождаются речью.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Ежик»
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение слов ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ.
Ход игры: Игра проводится на ковре, дети стоят напротив педагога.
- Давайте поиграем в ежиков. Я буду говорить слова и показывать движения, а вы повторяйте за мной!
Вот свернулся ёж в клубок, Дети присаживаются на корточки.
Потому что он продрог.
«ОЙ-ОЙ-ОЙ!» Говорим жалобным голосом вместе с детьми.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся. Потягиваемся.
«АЙ-АЙ-АЙ!» Говорим веселым голосом.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Поиграем на дудочке»
Цель: развитие подражания движениям кистей рук и речи взрослого – повторение слова-звукоподражания ДУ-ДУ-ДУ.
Оборудование: дудочка.
Ход игры: Предложить детям «поиграть» на дудочке. Перед началом игры продемонстрировать детям настоящую дудочку, поиграть на ней. Затем изобразить игру на дудочке с помощью движений кистей рук и озвучить ее.
- Давайте поиграем на дудочке! Как дудочка дудит? «ДУ-ДУ-ДУ!» Повторяйте за мной! «Дудим»
(произносим слово-звукоподражание ДУ-ДУ) и одновременно движениями рук изображаем игру на дудочке.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Поиграем на балалайке»
Цель: развитие подражания движениям кистей рук и речи взрослого – повторение звукоподражания ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ.
Оборудование: балалайка (изображение балалайки).
Ход игры: Предложить детям «поиграть» на балалайке. Перед началом игры продемонстрировать детям настоящую балалайку и поиграть на ней (или показать иллюстрацию с ее изображением, чтобы дети могли представить себе внешний вид инструмента; балалайку можно заменить детской гитарой). Затем изобразить игру на балалайке с помощью колебательных движений рук вверх-вниз и озвучить ее.
- А теперь давайте поиграем на балалайке: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!»
Изображаем игру на балалайке с одновременным пропеванием ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Позвеним колокольчиком»
Цель: развитие подражания движениям руки, а также речи взрослого – повторение слов-звукоподражаний ДОН-ДОН-ДОН, ДИН-ДОН, ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ.
Оборудование: колокольчик.
Ход игры: Предложить детям «позвенеть» колокольчиком. Перед началом игры продемонстрировать детям настоящий колокольчик и позвенеть им. Затем изобразить, как звенит колокольчик с помощью колебательных движений руки и речи.
- Давайте позвеним колокольчиком: «ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ!» Имитировать движение игры на колокольчике – поднимаем руку и машем ею из стороны в сторону. Можно предложить позвенеть по-другому: ДОН-ДОН! Или ДИН-ДОН! Выбрать вариант, который больше нравится детям, и легче воспроизводится в речи. Если у детей хорошо получаются разные варианты звукоподражания, можно использовать их в одной игре.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Бьем в барабан»
Цель: развитие подражания движениям рук и речи взрослого – повторение звукоподражаний ТА-ТА-ТА, БОМ-БОМ-БОМ, БАМ-БАМ-БАМ.
Оборудование: барабан.
Ход игры: Предложить детям «поиграть» на барабане. Перед началом игры продемонстрировать детям настоящий барабан. Затем изобразить игру на барабане с помощью движений и озвучить ее.
- А как мы бьем в барабан? «ТА-ТА-ТА!»
При этом имитировать игру на барабане, поочередно поднимая и опуская согнутые в локтях руки. Можно предложить поиграть на барабане по-другому: БОМ-БОМ-БОМ! БАМ-БАМ-БАМ! Выбрать вариант, который больше нравиться детям, лучше запоминается, легче воспроизводится в речи. Можно использовать в одной игре разные варианты звукового сопровождения.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Покажи, где мама»
Цель: уточнение и расширение предметного словаря.
Оборудование: семейные фотографии.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Педагог вместе с ребенком рассматривает семейные фотографии и просит найти изображение самого ребенка, показать маму, папу, бабушку, дедушку и других родственников, дачу, цветы, дерево и другие знакомые предметы и объекты.
- Покажи, где на фотографии мама. Найди и покажи папу. А где цветочки, которые ты летом на даче рвал?
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Большие ноги идут по дороге»
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение слова-звукоподражания ТОП-ТОП; слов НОГИ, НОЖКИ, ДОРОГА; фраз БОЛЬШИЕ НОГИ, НОГИ ИДУТ; физическое развитие.
Ход игры: Предложить детям игру «Ноги и ножки».
- Давайте поиграем в игру «Ноги и ножки» - будем ходить и бегать. Слушайте стихотворение, повторяйте за мной!
Большие ноги идут по дороге:
ТОП-ТОП-ТОП!
(говорим низким голосом, высоко поднимаем ноги, делаем широкие шаги)
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
(говорим тонким голосом, бежим мелкими шажками).
Побуждать детей выполнять движения вместе с педагогом, в нужных местах стихотворения вставляя звукоподражание ТОП-ТОП-ТОП. В дальнейшем побуждать детей повторять слова и фразы – задавать вопросы («Что это?» - «ноги», «Какие ноги?» - «большие ноги», «Что делают ноги?» - «Ноги идут»). Во время игры можно двигаться в одном направлении, а затем в обратном (соответственно первой и второй частям стихотворения) или двигаться по кругу. Следить, чтобы всем детям было достаточно места для выполнения движений.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Румяные щечки»
Цель: уточнение и расширение предметного словаря – названия частей тела и лица и их назначение.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Педагог просит ребенка показать различные части тела или лица.
- Покажи, где у Маши щёчки? Покажи, где у Маши носик? Покажи, где у тебя руки? Покажи, где у тебя ноги?
Далее можно усложнить задание, предлагая ребенку уже не название, а назначение части лица или тела. Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит?
- Чем Маша смотрит? Чем Маша слушает?
«Зеркало»
Цель: уточнение и расширение предметного и глагольного словаря – названия частей тела и лица, одежды и обуви, названия движений и действий.
Оборудование: большое зеркало.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый рассматривает вместе с ребенком его отражение в зеркале – лицо, тело, одежду
- Кто там? Это наш Рома. Покажи, где у тебя голова. А где волосы? Покажи пальчики. А где у тебя платочек лежит? Вот он, в кармане. А где у Вани штанишки? А маечка? Покажи, что у тебя на ногах. Это тапочки.
Далее можно попросить ребенка изобразить перед зеркалом различные движения и действия.
- Покажи, как ты посылаешь поцелуй. Помаши руками. Покажи, как ты танцуешь. Покажи, как зайчик прыгает
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Посидим, полежим!»
Цель: уточнение и расширение предметного словаря – названия предметов мебели и их назначение.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый вместе с ребенком рассматривает предметы мебели в помещении и просит показать их.
- Где стол? Где стул? Покажи! Где кроватка? А где диван?
Далее можно, не называя предмет мебели, указывать их назначение.
- Покажи, на чем ты будешь спать? А на чем будешь рисовать? На чем ты сидишь? А где лежит одежда?
Если ребенок правильно находит и показывает предмет, взрослый хвалит его и называет этот предмет мебели.
- Правильно, это стол. За столом будем кушать. А это шкаф – там лежит одежда.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Встречаем гостей»
Цель: уточнение и расширение предметного словаря – ориентировка в помещении (квартире), понимание названия комнат и их назначения.
Оборудование: кукла или другая игрушка.
Ход игры: Игра проводится индивидуально, дома у ребенка. Взрослый предлагает ребенку поиграть в гости.
- Вот к нам в гости пришла матрёшка. Давайте покажем матрёшке нашу квартиру. Покажи, где кухня. А где гостиная? Покажи, где детская. Теперь отведи куклу в ванную комнату! Пойдем в прихожую? А где туалет? Матрешка спрашивает, где кладовка. Покажи!
В следующий раз в ходе игры можно назвать назначение помещений в квартире.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Прятки»
Цель: уточнение и расширение предметного словаря детей по теме «Игрушки».
Оборудование: игрушки – мишка, зайчик, машинка, мячик, кукла, ведёрка и т.д.
Ход игры: Игра проводится индивидуально или в группе детей. Перед началом игры разложить игрушки в разных местах комнаты – на стуле, под столом, на полке, на полу и в других местах. Игрушки должны быть хорошо видны. Предложить детям игру.
- Вот к нам пришла кукла Маша. Она плачет. Знаете, почему кукла Маша плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давайте поможем Маше найти игрушки. Ильяс, ты найди мишку. Молодец, Ильяс, нашел мишку! Смотри, как Маша радуется. А ты, Сашенька, найди, пожалуйста, мячик. Не можешь найти? Посмотри внизу, на полу.
В этой игре можно использовать не только различные игрушки, но и картинки с изображением игрушек. Количество игрушек и картинок постепенно увеличивать.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Отгадай загадку – покажи отгадку!»
Цель: уточнение и расширение предметного словаря детей по разным темам; обучение детей узнаванию предметов по их функциональному назначению; развитие мышления детей.
Оборудование: предметные картинки по разным темам.
Ход игры: Игра проводится на ковре. Посадить детей в кружок на полу. Разложить перед ними предметные картинки. Можно давать общую инструкцию для всех, а можно загадывать загадки каждому ребенку по очереди.
- А сейчас мы будем отгадывать загадки. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Покажите, чем едят суп (картинка – изображение ложки). Покажите, что катится (картинка – изображение мячика). Покажите, чем можно рисовать (картинка – изображение карандаша). Покажите, что надевают на голову (картинка – изображение шапки). Найдите и покажите то, что можно есть (картинки – изображение яблока, конфетка, сыр)
Если дети затрудняются в поиске нужной картинки, можно дать развернутое описание нужного предмета. Если дети не смогли найти нужную картинку, следует показать реальный предмет, описать его свойства, обыграть его.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Где много, а где мало?»
Цель: научить детей различать грамматическую форму единственного и множественного числа имен существительных.
Оборудование: предметные картинки, на которых изображены различные предметы в количестве один и много.
Ход игры: Разложите перед детьми картинки. Затем дайте задание.
- Покажите, где бабочка. А где бабочки? Где мяч? Где цветок? А где цветы?
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Выполняйте команды!»
Цель: уточнение и расширение глагольного словаря детей.
Оборудование: игрушка (кукла или животное) с гибким телом и конечностями.
Ход игры: Начать занятие с игры: подобрать подходящую куклу, при помощи которой можно изобразить различные движения.
- Сейчас я буду отдавать команды петрушке, а он будет показывать движения! Следите, чтобы петрушка не ошибался.
Педагог выполняет движение с помощью игрушки, сопровождая его собственным показом, одновременно называя словом-действием. Иногда петрушка может ошибаться; в этом случае дети замечают ошибку, и петрушка исправляется. Далее проводить подвижную игру на ковре. Расставить детей на достаточном расстоянии, чтобы они не мешали друг другу выполнять движения. Встать напротив детей.
- Давайте поиграем в такую игру: я буду отдавать команды, а вы выполняйте. Слушайте внимательно и не ошибайтесь! Начали! Идите! Стойте! Поднимите руки вверх! Опустите руки! Садитесь! Встаньте! Прыгайте! Бегите! Похлопайте! Потопайте! Поставьте руки на пояс!
В этой игре можно использовать простые, знакомые детям движения, которые были отработаны в подражательной игре, когда педагог называл и выполнял движение, а дети повторяли за ним. Педагог следит за выполнением детьми движений и исправляет ошибки. Игру можно развивать, предлагая детям выполнить не отдельные движения, а изобразить действия.
- Пейте! Танцуйте! Ешьте! Спите! Смейтесь!
Давать инструкцию следует одним словом, так как дополнительные слова создают контекст и облегчают понимание слова. Но если дети не понимают команды, можно помочь им – показать нужное действие или дать команду в виде словосочетания: «пей компот» вместо «пей», «спой песенку», вместо «пой».
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Где что лежит?»
Цель: научить детей понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами «на», «под», «в», «около».
Оборудование: коробка, несколько мелких игрушек.
Ход игры: Поставить на стол коробку с крышкой, а рядом – несколько мелких игрушек. Положить одну игрушку в коробку, другую под коробку, третью на коробку, четвертую около коробки. Сопровождать свои действия соответствующими словами. Названия предлогов следует выделять в предложении при помощи интонации и силы голоса.
- Вот карандаш. Я кладу карандаш в коробку. Где теперь карандаш? В коробке. А вот картинка. Я кладу картинку под коробку. Где теперь картинка? Под коробкой.
После объяснения и демонстрации действий с предметами предложите детям действовать по инструкции.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Кто позвал?»
Цель: развитие речевого слуха – различение на слух голосов знакомых людей.
Ход игры: Игра проводится в группе. Ребенок поворачивается к остальным участникам игры спиной (можно попросить его закрыть глаза). Игроки по очереди называют имя ребенка, а ребенок должен слушать внимательно и постараться угадать, кто его зовет. Можно усложнить задачу, меняя при произнесении имени силу голоса, тембр, интонацию. Если ребенок угадывает, кто его позвал, он может поменяться с этим игроком ролями. Если не отгадывает – продолжает «водить».
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Покажи игрушку!»
Цель: развитие речевого слуха – умения слушать слова.
Оборудование: различные игрушки и предметы.
Ход игры: Ребенок сидит на расстоянии 2-3 метров от педагога, а на полу или на столе лежат различные игрушки или предметы. Педагог объясняет задание:
- Сейчас я буду называть игрушки, а ты внимательно слушай. Постарайся найти игрушку, которую я назвала, и дай ее мне.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Найди картинку!»
Цель: развитие речевого слуха – умение правильно воспринимать и дифференцировать слова.
Оборудование: парные картинки из детского лото с изображением различных игрушек и предметов.
Ход игры: Педагог кладет на стол перед ребенком несколько картинок (парные картинки держит в руке) и предлагает отгадать, какие картинки он назовет. Педагог называет один из предметов, изображенных на картинках, ребенок слушает, затем ищет эту картинку на столе, показывает ее и по мере возможности повторяет слово. Для подтверждения правильности ответа ребенка взрослый достает парную картинку и прикладывает ее к той, что показал ребенок.
- Правильно, это дом. Молодец – ты угадал! Слушай еще!
Количество картинок можно постепенно увеличивать. Позднее можно называть по два-три предмета.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Горячий - холодный»
Цель: развитие речевого слуха - умения внимательно слушать слова.
Оборудование: мячик.
Ход игры: Перед началом игры необходимо уточнить представления ребенка о том, что значит «холодный» и «горячий» - сравнить контрастные по температуре объекты. Например, зимой можно сравнить снег и горячую батарею. Лучше, если у ребенка будет возможность почувствовать температуру объекта - дотронуться до него.
Игра проводится на полу или за столом, взрослый сидит напротив ребенка.
-Ну-ка, дотронься до оконного стекла, - какое стекло? Холодное. А чай, который ты пил,- какой? Правильно, горячий. Теперь давай поиграем в мяч. Я буду катить тебе мяч со словами «холодный» или «горячий». Если я скажу «холодный» - можно трогать мяч. Если скажу «горячий» - мяч трогать нельзя.
Взрослый катит ребенку мяч со словами «горячий» или «холодный». Можно произносить слова громко, обычным голосом или шепотом. Играть можно и в группе. В этом случае дети садится напротив педагога. Взрослый катит мяч каждому из детей по очереди.
«Съедобное – несъедобное»
Цель: развитие речевого слуха - умения внимательно слушать слова; развитие мышления.
Оборудование: мячик.
Ход игры: Перед началом игры необходимо уточнить представления ребенка о том, что значит «съедобный» и «несъедобный» - показать малышу продукты питания или блюда, а также другие предметы и предложить выбрать то, что можно есть,- это съедобное, и то, что нельзя есть, - это несъедобное. Такую подготовку удобно проводить дома на кухне - заглянуть в холодильник, в кухонные шкафы, во время еды.
Игра проводится на полу или за столом, взрослый сидит напротив ребенка.
-Давай поиграем в мяч. Я буду катить к тебе мяч и говорить разные слова. А ты внимательно слушай: если я назвала съедобное - то, что можно кушать, - лови мяч. Если я назвала несъедобное - то, что есть нельзя, - не трогай мяч.
Взрослый катит к ребенку мяч, называя: «пирожок», «конфета», «кубик», «суп», «диван», «картошка», «книжка» «яблоко», «дерево», «печенье», «торт», «котлета», «ручка», и т.д. Ребенок должен внимательно слушать слова. В начале лучше проводить эту игру индивидуально в медленном темпе, чтобы у ребенка была возможно не только вслушаться в звучание слова, но и подумать, что оно означает. Можно проводить такую игру в группе. В этом случае дети сидят напротив педагога. Взрослый отправляет мяч по очереди к каждому из детей. За правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто набрал больше очков.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Слушай и выполняй!»
Цель: развитие речевого слуха - умение правильно воспринимать словесную инструкцию.
Ход игры: Ребенок стоит на расстоянии 2 – 3 метров от педагога. Взрослый предупреждает ребенка:
- Сейчас я буду давать тебе команды, а ты внимательно слушай и выполняй! Походи по комнате. Выгляни в окошко. Попрыгай. Садись на диван. Покружись. Похлопай в ладоши.
Команды могут быть самыми разными. Можно использовать команды из игр «Делаем зарядку!» и «Потанцуй со мной!», но не показывать движения, а только называть их.
Усложнять, задание можно, меняя силу голоса: произносить слова команд шепотом или увеличивая расстояние между говорящим и слушающим. Можно закрыть лицо, чтобы ребенок не видел движения губ говорящего.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Выполни задание!»
Цель: развитие речевого слуха - умение правильно воспринимать словесную инструкцию.
Оборудование: различные игрушки и предметы.
Ход игры: Ребенок сидят на расстоянии 2-3 метров от педагога, а на полу или на столе лежат различные игрушки или предметы.
Взрослый предупреждает ребенка:
-Сейчас я буду давать тебе задания, а ты внимательно слушай и выполняй! Посади куклу в машину. Построй башню из кубиков. Покатай куклу в машине. Возьми бумагу и карандаш, нарисуй яблочко.
Инструкции могут быть самыми различными. Усложнять задание можно, меняя силу голоса: произносить слова инструкции шепотом, или увеличивая расстояние между говорящим и слушающим, или говорить за ширмой. Кроме этого, в дальнейшем можно давать инструкции, подразумевающие действия с любыми предками в комнате или в квартире.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Будь внимательным!»
Цель: развитие речевого слуха - умения внимательно слушать слова.
Ход игры: Ребенок (или дети) становится напротив педагога, становятся напротив педагога. Сначала педагог предлагает детям потопать и похлопать.
-Давайте потопаем ножками - вот так! А теперь похлопаем в
ладоши! Топаем! Хлопаем! Топаем! Хлопаем!
Во время объяснения взрослый сначала топает и хлопает вместе с детьми, затем просто произносит команды, а дети выполняют движения. Затем педагог предлагает новые правила.
-А теперь я вас запутаю: буду называть одни движения, а показывать другие. А вы слушайте внимательно и выполняйте то, что я говорю, а не то, что я показываю.
Это довольно сложное задание, поэтому поначалу следует выполнять его медленно. В дальнейшем можно постепенно ускорять темп, а также увеличивать количество команд и движений - не только топать и хлопать, но и прыгать, ходить, приседать и т д. Количество команд и темп выполнения задания должны соответствовать возможностям детей.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Правильно - неправильно?»
Цель: развитие речевого слуха - умения внимательно слушать слова.
Оборудование: различные игрушки и предметы.
Ход игры: Педагог выполняет роль ведущего. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
-Давай поиграем в такую игру: я буду показывать на предмет или игрушку и называть ее. Если назову правильно - сиди спокойно, если неправильно - хлопни в ладоши!
После этого педагог называет знакомые ребенку игрушки и предметы, время от времени путая их названия. При проведении игры в группе можно устроить соревнование - побеждает тот, кто был внимательнее других и заметил больше ошибок.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Послушаем звуки!»
Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков природы, голосов животных и птиц.
Ход игры: Игра проводится на прогулке. Гуляя на детской площадке или в парке, обращайте внимание малыша на звуки природы - шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды, грохотание грома во время грозы и др. Также обращайте внимание ребенка на звуки, которые издают животные и птицы, живущие в городе! - собаки и кошки, вороны, голуби, воробьи, утки.
После того, Как ребенок научится хорошо различать эти звуки с опорой на зрение (слышит и видит одновременно), предложите определить источник звука с закрытыми глазами (только на слух):
-Закрой глаза. Сейчас я открою окошко, а ты постарайся определить на слух, какая погода на улице.
-Закрой глаза и постарайся угадать, какие птички прилетели к нашей кормушке.
На прогулке в лесу обратите внимание ребенка на разнообразные звуки - шум ветвей деревьев, звук от падения шишек, стук дятла, скрип старых деревьев, топот ежика в траве и др.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Кто кричит?»
Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух криков животных и птиц.
Ход игры: Игра проводится летом на даче или в гостях в деревне. Вместе с ребенком познакомьтесь с домашними животными и птицами, научите ребенка различать издаваемые ими звуки и соотносить звук с конкретным животным (лошадь, корова, коза, свинья) или птицей (утка, гусь, курица, петух, цыплёнок, индюк). Усложняя задачу, предложите ребенку определить, кто кричит, с закрытыми глазами (или не выходя из дома).
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Звуки дома»
Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы обихода.
Ход игры: Находясь в квартире, прислушайтесь вместе с ребенком к звукам дома - тиканью часов, звону посуды, скрипу двери, шуму воды в трубах, бульканью супа и шипению котлетки на сковороде, к звукам, которые издают различные бытовые приборы (жужжание пылесоса, шипение закипающего чайника, гудение компьютера и др).
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Постучим, погремим!»
Цель: развитие слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.
Оборудование: различные предметы – бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.
Ход игры: Игра проводится в квартире. Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошелестите газетой, прошуршите пакетиком, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол и т д.
После того, как ребенок научится внимательно слушать звуки предметов, предложите послушать с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал. Можно производить звук за ширмой или за спиной у ребенка, а тот слушает и затем показывает предмет - источник звука. Поначалу взрослый и ребенок договариваются, какие предметы будут использованы в игре, в дальнейшем можно использовать любые предметы в комнате - манипулировать ими, издавая звуки. В этой игре полезно время от времени меняться ролями.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Тук! – Тук!»
Цель: развитие слухового внимания.
Оборудование: стол, кукла и другие игрушки.
Ход игры: Ребенок и педагог сидят за столом, игрушка спрятана под столом. Педагог незаметно стучит о край стола.
-Тук!-тук! Что за стук? Кто-то в гости к нам пришел! Кто там? Это кукла! Захода, кукла, к нам а гости.
Далее педагог объясняет, что должны прийти еще и другие гости, поэтому надо внимательно слушать, когда раздастся стук в дверь.
-Я буду готовить угощение, а ты внимательно слушай, когда раздастся стук в дверь, спроси: «Кто там?»
Игра продолжается. Расстояние от источника стука до ребенка, а также силу стука можно постепенно менять: расстояние увеличивать, стук делать тише.
Другой вариант игры подразумевает наличие третьего участника: второй взрослый или ребенок постарше стучит в дверь и приводит с собой игрушку.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Найди такую же коробочку»
Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.
Оборудование: непрозрачные коробочки или баночки с различными крупами.
Ход игры: Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы – горох, гречневую и манную крупы, рис. В качестве коробочек удобно использовать непрозрачные контейнеры от фотопленки, коробочек с одинаковой крупой должно быть по две. Помимо круп можно использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы, главное - чтобы издаваемый ими звук отличался от остальных. Чтобы звук в парных коробочках не различался, необходимо насыпать одинаковое количество сыпучего материала.
Один набор коробочек положите перед ребенком, другой оставьте себе. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребенка к звучанию. Предложите ребенку найти среди его коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.
«Звуки улицы»
Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух различных транспортных шумов.
Ход игры: Игра проводится во время прогулки по улице или в общественном транспорте. Помогите ребенку выделить среди других звуков разнообразные транспортные шумы - сигналы автомобилей, звон трамвая, скрип тормозов, гудение эскалатора в метро, стук колес поезда, гудение самолета в небе и др. После того, как ребенок научится различать эти звуки, предложите определить их с закрытыми глазами: стоя у перекрестка, определить, стоят машины или едут; угадать, далеко находится трамвай или подъехал близко и т. д.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Погремушки»
Цель: развитие слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.
Оборудование: звучащие игрушки – погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики, трещотки и др.
Ход игры: Подберите набор разнообразных звучащих игрушек. Вместе с ребенком извлекайте из них звуки, пока малыш не научится четко дифференцировать их на слух. После этого можно организовать игру «Узнай по звуку»: спрячьте игрушки за ширму, пусть ребенок послушает издаваемые звуки и угадает, какая игрушка звучала (можно производить звуки за спиной у ребенка). В этой игре можно поменяться с ребенком ролями: он играет, а вы угадывайте игрушки и называйте их.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Весёлый Петрушка»
Цель: развитие слухового внимания; обучение умению быстро реагировать на звук.
Оборудование: игрушка Петрушка; детские музыкальные инструменты - барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармошка.
Ход игры: Педагог начинает игру с объяснения.
-Сейчас к тебе в гости придет весёлый Петрушка. Он будет играть в бубен. Как только услышишь звуки - повернись! Раньше времени поворачиваться нельзя!
Педагог располагается за спиной ребенка на расстоянии 2-4 м. Ударяя в бубен (или другой инструмент), быстро достает из-за спины Петрушку. Петрушка кланяется и снова прячется. Игру можно проводить, используя разные музыкальные инструменты.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Шагаем и танцуем!»
Цель: развитие слухового внимания; обучение умению различать на слух звучание различных инструментов и реагировать на каждое звучание по-разному.
Оборудование: детские музыкальные инструменты - барабан, гармошка.
Ход игры: Перед педагогом на столе стоят барабан и гармонь. Ребенок стоит перед столом, повернувшись к педагогу.
-Сейчас я буду играть на барабане или на гармони. Под барабан надо маршировать, а под гармонь – танцевать.
Педагог показывает, как надо действовать: стучит в барабан - и марширует, играет на гармони - и приплясывает. Затем предлагает ребенку самостоятельно (без показа) двигаться под звуки разных музыкальных инструментов.
Усложняя игру, можно предложить ребенку повернуться к столу спиной - в этом случае ребенок различает звучание инструментов только на слух, без зрительной поддержки. Такую же игру можно проводить с другими музыкальными инструментами, количество которых можно увеличивать до 3-4. Движения также могут быть разными: прыжки, бег, взмахи руками и т. д.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Чей одуванчик раньше улетит?»
Цель. Добиваться от детей длительного ротового выдоха.
Краткое описание.
Игра проводится на даче, на воздухе. Когда дети гуляют на полянке, воспитатель предлагает им сорвать по отцветшему одуванчику и по очереди подуть на цветок.
Методические указания.
Дети дуют на одуванчик так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно за 3- 4 раза.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Пускание корабликов»
Цель. Добиваться от каждого ребенка произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п на одном выдохе (п-п-п).
Предшествующая работа. Проводилась работа по развитию длительного направленного ротового выдоха.
Подготовительная работа. Воспитатель готовит таз с водой и бумажные кораблики.
Краткое описание.
Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п.
Воспитатель предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложна губы, как для произведения звука ф. Можно дуть просто вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. П-п-п...» - дует ребенок. (При повторении игры нужно, чтобы дети пригоняли кораблик к определенному месту.)
Методические указания. Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы произносили звук
на одном выдохе 2- 3 раза и не надували при этом щеки.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Птицеферма»
Цель. Учить детей на одном выдохе произносить 3- 4 слога.
Предшествующая работа. Детей учили делать длительный плавный ротовой выдох.
Подготовительная работа. Воспитатель подбирает звучащие игрушки: курицу, петуха, утку, гуся, цыпленка.
Краткое описание.
Воспитатель показывает детям игрушки и воспроизводит
3-4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Воспитатель говорит: «Пришли мы с вами на птицеферму. Идем, а навстречу нам... (показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» дети: «Ко-ко-ко».
«Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается с нами?» Дети: «Га-га-га». Далее педагог последовательно показывает оставшиеся игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания.
Методические указания. Сначала говорят все участники игры, потом можно спросить трех-четырех детей по одному. Следить, чтобы звукоподражания (ко-ко-ко, га-га-га, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку, кря-кря-кря) дети произносили на одном выдохе. Одни дети могут произносить 2- 3 звукоподражания, другие - 3-4.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Идите с нами играть»
Цель. Учить детей говорить громко.
Предшествующая работа. Проводились игры и занятия на вызывание звукоподражаний, на развитие речевого дыхания.
Подготовительная работа. Воспитатель подбирает игрушки: мишку, зайку, лису.
Краткое описание.
Дети сидят полукругом. Воспитатель на расстоянии 2- 3 м от детей расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди!». Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними.
Методические указания. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Рассказ «Кто как кричит?»
Цель. Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом.
Предшествующая работа. Дети учились изменить силу голоса.
Подготовительная работа. Воспитатель заготавливает для работы на фланелеграфе картинки с изображениями дерева, забора, птички, птенчика, кошки, котенка, а также игрушечных кошку, котенка, птицу, птенчика.
Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание
«тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка привнесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».)
Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит; «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает:
«мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)
А сейчас, дети, к вам покажу, кто к нам в гости пришел». Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, Понижая
голос говорят: «Мяу-мяу-мяу».
Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают из голосам.
Методические указания. Следить, чтобы дети не кричали, а говорили спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них пределах.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Дует ветер»
Цель. Учить детей в зависимости от ситуации громким или тихим голосом.
Предшествующая работа. Дети учились менять силу голоса: говорить то тихо, то громко.
Подготовительная работа. Воспитатель подбирает 2 картинки. На одной изображен легкий ветерок, качающий травку, цветы. На другой - сильный ветер, качающий ветви деревьев.
Краткое описание.
Дети сидят полукругом на стульях. Воспитатель говорит:
«Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки (показывает картинку). Он дует тихо, вот так: «у-у-у» (тихо и длительно произносит звук у). Пришли в лес, набрали ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: «у-у-у...» (громко и длительно произносит этот звук). Дети повторяют за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер.
Затем педагог показывает картинки уже не произнося звук у, а дети подражают ветру.
Методические указания. Воспитатель следит, чтобы дети, повторяя за ним звукоподражание, соблюдали ту же силу голоса.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Поспешили - насмешили»
Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию.
Предшествующая работа. Проводилась артикуляционная гимнастика, а также игры на развитие слухового внимания.
Подготовительная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки «Поспешили -насмешили».
Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква - к вам в гости пришла! Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи - пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-ко - корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Го-го-го - горошку бы поесть!» Корова пришла. Мычит: Му-му-му - мучного пойлица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Медведь сказать хотел вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите пожалуйста!»
Методические указания. Рассказывание сказки следует сопровождать показом ее персонажей на фланелеграфе. Звукоподражания нужно произносить четко, выделяя гласные звуки.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Песня-песенка»
Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию.
Предшествующая работа. Дети учились произносить простые звукоподражания.
Подготовительная работа. Подобрать следующие игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку. Продумать вопросы по рассказу «Песня-песенка» так, чтобы в ответах детей были звукоподражания из него.
Запела девочка песенку.
Пела- пела и допела.
-Теперь ты, петушок, пой!
- Ку-ка-ре-ку!- пропел петушок
-Ты спой, Мурка!
-Мяу, мяу,- спела кошка.
-Твоя очередь, уточка!
-Кря-кря-кря,- затянула утка.
-И ты, Мишка!
- Ряв-ряв-р-я-яв! - зарычал медведь.
-Ты, лягушка, спой!
-Ква- ква- квак-к-к!- проквакала квакушка.
-А ты, кукла, что споешь?
-Ма-а-ма-а-ма! Ма-ма!
Складная песенка!
Методические указания. Воспитателю следует сопровождать свой рассказ показом игрушек-персонажей; звукоподражания произносить четко, того же добиваться от детей при ответах на вопросы по рассказу.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Гав-гав»
Цель. Добиваться от детей четкого произношения звуков в различных звукоподражаниях.
Предшествующая работа. Дети учились произносить различные звукоподражания.
Подготовительная работа. Подобрать картинки и показать их при чтении стиха.
с изображениями щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка, сороки, гуся. Продумать вопросы по тексту стихотворения «Гав-гав», с тем чтобы в ответах дети использовали звукоподражания.
«Гав-гав»,
«Гав! Гав!»
На заре.
«Гав! Гав!»
На дворе.
На дворе щенок бежал,
А в конюшне конь заржал.
Он сердился: «Ты чего
Спать мешаешь?.. Иго- го!»
«Гав! Гав!»,
На заре.
«Гав! Гав!»
На дворе.
И сказал телёнок: «Му!»
Почему сказал он «Му?»
«Му» сказал он потому,
Что мешают спать ему.
Гав! Гав!»,
На заре.
«Гав! Гав!»
На дворе.
И сказал цыплёнок: « Пи!
Ты, щенок, ещё поспи!»А сороки зарядили:
«Разбудили!
Разбудили!»
А козлёнок: «Ме!» да «Ме!»-
Подремать не дали мне!»
Гав! Гав!»,
На заре.
«Гав! Гав!»
На дворе.
И сказал
Гусак,
И сказал
Вот так.
Он сказал: «Вы знаете,
Вы так сильно лаете,
Вы так страшшшно лаете,
Что просто всем мешшшшшаете!»
А щенок всё: «Гав! да Гав!»
У него
Весёлый нрав
Называется
Гав- Гав!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предупреждение речевых нарушений в первые годы жизни ребёнка
В последнее время ко мне все чаще обращаются родители детей ясельного возраста. Их беспокоит отсутствие речи у ребенка, или непонятная окружающим речь. Этот факт натолкнул меня на написание данн...
Предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Отклонения в формировании речи рассматриваются учеными как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. Неполноценная речевая деятельность накладыва...
Программа взаимодействия участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста 2 младшей группы (3 - 4 года)
Программа взаимодействия участников образовательного процесса позволяет осуществлять работу по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста ....
Программа взаимодействия участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста ср. гр.(4 - 5 лет)
Программа взаимодействия учителя - логопеда и воспитателей оказывает положительное влияние для предупреждения речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста....
Перспективный план взаимодействия участников воспитательно - образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста...
Предупреждение речевых нарушений у детей раннего возраста с задержкой психического развития
В настоящее время большое внимание привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развити...
Профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Современная ситуация в дошкольном образовании показывает, что растёт число детей с отклонениями в развитии. Поэтому необходимо проводить работу в ДОУ по профилактике и предупреждению речевых нарушений...