Эффективные формы работы с родителями по коррекции речевых нарушений
статья (подготовительная группа)

Апарина Татьяна Викторовна

Формы работы по коррекции речевых нарушений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnye_formy.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

В настоящее время работа с родителями, имеющими детей с нарушениями речи, является с одной стороны актуальным, а с другой стороны наиболее сложным направлением в работе логопеда. Это обусловлено тем, что растёт количество детей, имеющих тяжелые речевые нарушения. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы над педагогическими знаниями и умениями, и поэтому испытывают определённые трудности. ФГОС ориентирует на активное взаимодействие с родителями, им отведена особая роль: родители должны участвовать в реализации коррекционной и общеобразовательной программе, создавать в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка, взаимодействовать с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений у детей. Т. е. родители должны быть активными участниками коррекционно-образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателям. Задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

Работая по данному направлению, свою работу выстраиваю по определенной системе, которая включает в себя: собрания, консультации, открытые занятия, информационные выставки, тетрадь взаимодействия с воспитателем, домашнее задание. Целью которых, является привлечение внимания родителей  к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.

Для достижения поставленной цели, необходимо решать следующие задачи:  выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, разработать единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию, включить родителей в коррекционно-логопедический  процесс, через повышение компетентности  родителей в вопросах развития речи детей и установления взаимных контактов, в  работе над согласованием воспитательного воздействия на ребенка.

В первую очередь нужно установить доверительные отношения, психологический контакт с родителями.  Это возможно на родительском собрании. Здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка. Эти встречи могут проводится в форме классического собрания (донесение информации для родителей, вопросы родителей, ответы педагога), но могут быть и в виде тренингов, конференции, ролевой игры. В течение года проводится несколько родительских собраний (от 3 до 5), тематика которых планируется в зависимости от речевого диагноза и возраста детей.

Кроме собраний важным видом взаимосвязи с родителями являются консультации. Тематика консультаций определяется на весь период обучения или целый учебный год, при необходимости она может меняться. Индивидуальные консультации проводятся по приглашению или по просьбе родителей один раз в неделю, в определенный день. На этих консультациях демонстрируются успехи ребенка в преодолении дефекта, объясняется, какая помощь необходима со стороны родителей на данном этапе обучения. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал.

Анкетирование. По результатам анализа анкет можно сделать выводы и выявить:

уровень и профиль образования родителей; общий культурный уровень семьи; состояние здоровья, наличие вредных привычек у родителей; психологический микроклимат семьи; уровень материальной обеспеченности; жилищно-бытовые условия.

Особый разговор о домашних заданиях. С самого начала необходимо очень четко обрисовать роль родителей в их выполнении.  Тетрадь для домашних заданий является связующим звеном в системе «логопед-ребёнок-родитель». Логопед предоставляет родителям возможность проследить динамику обучения ребёнка, организовать их участие в выполнении домашнего задания. Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса. Помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает что у ребёнка не получается, а с чем ребёнок хорошо справляется. В свою очередь логопед имеет возможность оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий. Давая каждому ребёнку своё индивидуальное задание, логопед имеет возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы логопеда.

Наш сад осуществляет работу по программе «Миры детства: проектирование возможностей», адаптированной для детей с ОВЗ. Для полноценного осуществления образовательной деятельности в семье программа предлагает использовать материалы «ДК», который позволяет реализовать все основные культурные практики, использование материала не требует от родителей привлечения дополнительных материалов извне. Итогом каждого занятия становится конкретный игровой предмет, поделка, книга, игровой макет. Значительная часть заданий, предназначенных для выполнения в семье, находит свое продолжение в детском саду. Ребенок, не выполнивший их дома, испытывает затруднения на занятиях в группе. Родители, осознав это, будут стараться обеспечить непрерывность образовательной деятельности. Задания, размещенные в «ДК», просты, нетрудоемки. Тематическое планирование нашего ДОУ тесно переплетается с тематикой календаря. Данное пособие мы используем как для работы на индивидуальных занятиях, так и для работы в домашних условиях. Тем самым мы добиваемся одной из поставленных нами целей, привлечение родителей в учебный процесс.

Тетрадь взаимодействия с воспитателями. Эта работа направлена на тесное сотрудничество логопеда и воспитателя. В тетради взаимодействия отражены рекомендации и упражнения для каждого воспитанника.

Открытые занятия. Как правило, такие занятия проводятся в конце года. Целью которых является, показать родителям достижения воспитанников. Самое главное, что должны понять родители, без их участия поддержки результат работы будет минимальным.

Прогнозируемый результат:

- решение одной из наиболее сложных проблем – проблемы различия в позициях педагогов и родителей по преодолению нарушений речи у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Одной из инновационных форм работы по коррекции речи дошкольников является проект «Организация логообразовательной среды для родителей ДОУ»....

Статья. Эффективные формы работы с родителями по привлечению их к участию в образовательном процессе детей дошкольного возраста с нарушением слуха

В данной статье рассмотрены наиболее эффективные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников, способствующие активному участию родителей в воспитательно – образовательном процессе. В ...

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение в действие ФГОС ДО предполагает развитие ДОО как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей, а также внедрение современных подхо...

Дистанционная тетрадь для родителей в работе с ИКТ при коррекции речевых нарушений

Данная тетрадь поможет логопедам в работе с родителями при коррекции речевых нарушений....