Формирование фонематического восприятия у детей с диагнозом ОНР.
статья по логопедии
Развитие фонематического восприятия у детей с диагнозом ОНР.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова (т. е. способность различать звуки и определять звуковой состав слова).
У наших воспитанников фонематическое восприятие оказывается несформированным. Это приводит к тому, что:
• Ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи.
• Невозможность правильного произношения фонем.
• Страдает звуконаполняемость и слоговая структура слов.
• Словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки.
• Не формируется грамматический строй речи. Многие предлоги и безударные окончания остаются «неуловимыми» для ребенка.
• Тормозится развитие связной речи.
• Возникают трудности при обучении чтению и письму.
Для того, чтобы прочитать слово, ребенок должен :
- узнать «в лицо» все буквы (уметь их воспринимать)
- вспомнить, какой звук они обозначают
- определить последовательность звуков (проанализировать)
-соединить буквы в слоги, а слоги в слова.
Т.е синтезировать ( соединить) отдельные буквы, отражающие порядок звуков в слове, в «живое» слово.
Тут мы задумываемся, что одна буква обозначает только один какой-то звук, и находится в слове он в каком-то определенном месте, если поменять звуки местами – получится что-то не то.
Тут начинает работать фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и определению звуковой структуры слова.
Чтобы прочитать и произнести слово «правильно», ребенок должен прежде всего «Услышать» правильно все звуки, входящие в это слово (трава – дрова, миска – мишка, дочка – бочка).
Таким образом полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов. Звуковой анализ и синтез базируется на устойчивом фонематическом восприятии.
Этапы развития фонематического восприятия
Работу по формированию фонематического восприятия можно условно разделить на шесть этапов. Каждый этап содержит в себе последовательность заданий, с учётом принципа «от простого к сложному». Лучше всего организовать работу в виде самой привлекательной для детей деятельности – игры.
1. Узнавание неречевых звуков.
2. Различение одинаковых звуко-комлексов по высоте, силе, тембру.
3. Различение слов, близких по звуковому составу.
4. Дифференциация слогов.
5. Дифференциация фонем.
6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Рассмотрим подробнее, как осуществляется развитие фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия.
1 этап — «Узнавание неречевых звуков».
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение. Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков
1. На первых занятиях детям предлагается послушать звуки за окном: что шумит? (деревья, дождь), что гудит? (машина).
2.Игра «Угадай по звуку» - определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы. Детям демонстрируют звучания и шумы для каждого предмета: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т.п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.
3.Игра: «Угадай что звучит» Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, маракасы, ширма.
Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, маракасы, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, маракасах, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и взрослый снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
· Звуки окружающего мира.
· Звучащие игрушки.
· Воспроизведение ритма.
· Изолированные удары.
· Серия простых ударов.
· Серия акцентированных ударов.
Перед ребёнком выставляются 4-5 предметов (металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша логопед вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока учащийся не уловит характер звука.
Целесообразно использовать упражнения, которые направлены на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, пианино, аккордеон и т. п.). Ритмический рисунок можно изобразить графически. Если звук длительный — обозначим знаком О, короткий — +. В результате появляется таблица:
+ + 0 + + 0
0 + 0 + 0 +
.
2 этап «Различение одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе и тембру»
На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр.
1. Игра «Отгадай, кто тебя позвал» Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал.
2. Игра «Мы в лесу» Водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем, каждый ребенок по очереди произносит «Ау!» то громко, то тихо — в зависимости от того, что скажет педагог («Далеко ушел в лес» или «Стоит рядом»).
3. Игра « Узнай по голосу» Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.
4. Игра «Три медведя»
Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
3 этап — «Различение слов, близких по звуковому составу».
На занятиях третьего этапа дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.
1. Игра «Хлопни в ладоши» Педагог показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «Батон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Батон — бакон — фатон — батон — фагон — батом».
Затем педагог показы следующее слово и т.д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши. Начинать следует со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным словам.
2. Игра «Хорошо послушай» Взрослый дает ребенку два круга – красный и синий – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван …).
Усложнение подобных игр – упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.
3. Игра « Добавим и запомним» Ребёнку предлагают повторить четыре слова со сходным звучанием: Даша,Паша, ваша, каша. Затем первое отбрасывается, но добавляется новое: Маша, Паша, ваша, каша и т.д..
4.Усложняя работу, можно предложить такой вид работы: назвать предметы, изображенные на картинках, и соединить те из них, названия которых звучат похоже.
5. Прослушать рифмовку, найти в ней «неправильное слово» и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом:
Отругала мама зайку — не надел под свитер ГАЙКУ (МАИКУ).
Много снега во дворе — едут ТАНКИ по горе и т.д.
7. Логопед читает рифмовку, выделяя голосом последнее слово в первой строке. Дошкольники, добиваясь рифмы в стихе, должны закончить вторую строку одним из трёх предложенных слов:
От грязнули даже стол поздним вечером… (сбежал, ушёл, ускакал).
4 этап — «Воспроизведение и дифференциация слогов».
На 4 этом этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги.
Предлагается использовать следующие виды упражнений:
· Воспроизвести ряд слогов с изменением ударного слога:
ДА-ДА-ДА;
· Воспроизвести сочетания слогов имеющих общий согласный звук:
МУ-МЫ-МА; НО-НА-НУ;
· Воспроизвести сочетания слогов имеющих общий гласный:
ТА-КА-ПА;
· Воспроизвести сочетания слогов имеющих различия по глухости — звонкости:
а) по два слога: па-ба,
б) по три слога: ПА-БА-ПА;
· Воспроизвести сочетания слогов имеющих различия по твёрдости-мягкости: МА-МЯ;
· Воспроизвести сочетания слоговых пар, постепенно наращивая согласный звук: ПА-ТПА;
· Воспроизвести сочетания слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными: ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ;
· Воспроизвести сочетания слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении: ПТА-ТПА.
5 этап — «Дифференциация фонем, уточнение артикуляции звука с опорой на восприятие и ощущения».
На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.
1. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук […]». Взрослый произносит разные звуки, а ребенок хлопает в ладошки тогда, когда услышит звук, например - [У]: у, п, у, к, в, у, у...
2. Игра «Выбери слово» Взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать ряд слов и выбрать: 1) имя, которое начинается со звука [У]: Аня, Арина, Уля, Алена; 2) лишнее слово, т.е. слово, которое не начинается со звука [У]: усики, мак, улитка, уголь.
Затем ребенку предлагается вспомнить все прозвучавшие ранее слова, начинающиеся со звука [У], произнести их четко, громко, выделяя голосом в них звук [У].
3. Игра «Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.
4. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко и назови первый звук в слове».
Взрослый рассказывает стихотворение, а договаривает последнее слово каждой строки, выделяя в нем голосом ударный слог.
Он большой,
как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны.
Так приятен он на вкус,
И зовут его — ... (арбуз)
5. «Вставь букву». Цель: закреплять знания о гласных первого и второго ряда. Ребенку надо вставить пропущенную гласную ( на каждую пару дается отдельное упражнение). Вставь А-Я: м….ч, м…к, с….д, т….почки, гр…ч, …блоко.
6 этап — Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Задачей последнего шестого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками двух- и трехсложные слова.
Далее дети учатся анализировать гласные звуки, выполняя упражнения.
1.Игра «Спой начало» Узнавание и выделение гласного в начале слова: ууулица – У.
2.Игра «Назови конец» Выделение согласного звука в конце слова: кот – Т.
3. Игра «Определи место звука в слове» Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит:
- в начале слов: мак, муха, маска, марка;
- в конце слов: дом, сом, альбом;
- в середине слов: сумка, самолет, лампа.
4.Игра «Звуковая цепочка» Взрослый называет слово, ребёнок определяет последний звук и придумывает новое слово, начинающееся с этого звука.
5. Игра «Синий — красный» Обучающий называет звук, а ребёнок в ответ показывает фишку: Б – синюю, И – красную и др.
6. Игра «Назови по порядку» Педагог называет слово целиком, а ребёнок произносит слово, деля его на звуки : РАК – Р, А, К.
7. Игра «Собери слово» Произносятся слово по звукам, например: К, О, Т, дети называют слово целиком - КОТ.
«Назови звук» Цель: развитие слухового внимания. Задание: взрослый произносит 3 – 4 слова, ребенок должен назвать звук, который повторяется во всех словах.( Шуба, маШина, малыШ, суШка командиР, тРуба, кРот, Рысь …)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие фонематического восприятия у детей с диагнозом ОНР.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова (т. е. способность различать звуки и определять звуковой состав слова).
У наших воспитанников фонематическое восприятие оказывается несформированным. Это приводит к тому, что:
- Ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи.
- Невозможность правильного произношения фонем.
- Страдает звуконаполняемость и слоговая структура слов.
- Словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки.
- Не формируется грамматический строй речи. Многие предлоги и безударные окончания остаются «неуловимыми» для ребенка.
- Тормозится развитие связной речи.
- Возникают трудности при обучении чтению и письму.
Для того, чтобы прочитать слово, ребенок должен :
- узнать «в лицо» все буквы (уметь их воспринимать)
- вспомнить, какой звук они обозначают
- определить последовательность звуков (проанализировать)
-соединить буквы в слоги, а слоги в слова.
Т.е синтезировать ( соединить) отдельные буквы, отражающие порядок звуков в слове, в «живое» слово.
Тут мы задумываемся, что одна буква обозначает только один какой-то звук, и находится в слове он в каком-то определенном месте, если поменять звуки местами – получится что-то не то.
Тут начинает работать фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и определению звуковой структуры слова.
Чтобы прочитать и произнести слово «правильно», ребенок должен прежде всего «Услышать» правильно все звуки, входящие в это слово (трава – дрова, миска – мишка, дочка – бочка).
Таким образом полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов. Звуковой анализ и синтез базируется на устойчивом фонематическом восприятии.
Этапы развития фонематического восприятия
Работу по формированию фонематического восприятия можно условно разделить на шесть этапов. Каждый этап содержит в себе последовательность заданий, с учётом принципа «от простого к сложному». Лучше всего организовать работу в виде самой привлекательной для детей деятельности – игры.
- Узнавание неречевых звуков.
- Различение одинаковых звуко-комлексов по высоте, силе, тембру.
- Различение слов, близких по звуковому составу.
- Дифференциация слогов.
- Дифференциация фонем.
- Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Рассмотрим подробнее, как осуществляется развитие фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия.
1 этап — «Узнавание неречевых звуков».
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение. Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков
1. На первых занятиях детям предлагается послушать звуки за окном: что шумит? (деревья, дождь), что гудит? (машина).
2.Игра «Угадай по звуку» - определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы. Детям демонстрируют звучания и шумы для каждого предмета: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т.п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.
3.Игра: «Угадай что звучит» Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, маракасы, ширма.
Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, маракасы, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, маракасах, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и взрослый снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
- Звуки окружающего мира.
- Звучащие игрушки.
- Воспроизведение ритма.
- Изолированные удары.
- Серия простых ударов.
- Серия акцентированных ударов.
Перед ребёнком выставляются 4-5 предметов (металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша логопед вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока учащийся не уловит характер звука.
Целесообразно использовать упражнения, которые направлены на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, пианино, аккордеон и т. п.). Ритмический рисунок можно изобразить графически. Если звук длительный — обозначим знаком О, короткий — +. В результате появляется таблица:
+ + 0 + + 0
0 + 0 + 0 +
.
2 этап «Различение одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе и тембру»
На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр.
1. Игра «Отгадай, кто тебя позвал» Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал.
2. Игра «Мы в лесу» Водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем, каждый ребенок по очереди произносит «Ау!» то громко, то тихо — в зависимости от того, что скажет педагог («Далеко ушел в лес» или «Стоит рядом»).
3. Игра « Узнай по голосу» Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.
4. Игра «Три медведя»
Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
3 этап — «Различение слов, близких по звуковому составу».
На занятиях третьего этапа дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.
1. Игра «Хлопни в ладоши» Педагог показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «Батон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Батон — бакон — фатон — батон — фагон — батом».
Затем педагог показы следующее слово и т.д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши. Начинать следует со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным словам.
2. Игра «Хорошо послушай» Взрослый дает ребенку два круга – красный и синий – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван …).
Усложнение подобных игр – упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.
3. Игра « Добавим и запомним» Ребёнку предлагают повторить четыре слова со сходным звучанием: Даша,Паша, ваша, каша. Затем первое отбрасывается, но добавляется новое: Маша, Паша, ваша, каша и т.д..
4.Усложняя работу, можно предложить такой вид работы: назвать предметы, изображенные на картинках, и соединить те из них, названия которых звучат похоже.
5. Прослушать рифмовку, найти в ней «неправильное слово» и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом:
Отругала мама зайку — не надел под свитер ГАЙКУ (МАИКУ).
Много снега во дворе — едут ТАНКИ по горе и т.д.
- Логопед читает рифмовку, выделяя голосом последнее слово в первой строке. Дошкольники, добиваясь рифмы в стихе, должны закончить вторую строку одним из трёх предложенных слов:
От грязнули даже стол поздним вечером… (сбежал, ушёл, ускакал).
4 этап — «Воспроизведение и дифференциация слогов».
На 4 этом этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги.
Предлагается использовать следующие виды упражнений:
- Воспроизвести ряд слогов с изменением ударного слога:
ДА-ДА-ДА;
- Воспроизвести сочетания слогов имеющих общий согласный звук:
МУ-МЫ-МА; НО-НА-НУ;
- Воспроизвести сочетания слогов имеющих общий гласный:
ТА-КА-ПА;
- Воспроизвести сочетания слогов имеющих различия по глухости — звонкости:
а) по два слога: па-ба,
б) по три слога: ПА-БА-ПА;
- Воспроизвести сочетания слогов имеющих различия по твёрдости-мягкости: МА-МЯ;
- Воспроизвести сочетания слоговых пар, постепенно наращивая согласный звук: ПА-ТПА;
- Воспроизвести сочетания слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными: ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ;
- Воспроизвести сочетания слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении: ПТА-ТПА.
5 этап — «Дифференциация фонем, уточнение артикуляции звука с опорой на восприятие и ощущения».
На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.
1. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук […]». Взрослый произносит разные звуки, а ребенок хлопает в ладошки тогда, когда услышит звук, например - [У]: у, п, у, к, в, у, у...
2. Игра «Выбери слово» Взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать ряд слов и выбрать: 1) имя, которое начинается со звука [У]: Аня, Арина, Уля, Алена; 2) лишнее слово, т.е. слово, которое не начинается со звука [У]: усики, мак, улитка, уголь.
Затем ребенку предлагается вспомнить все прозвучавшие ранее слова, начинающиеся со звука [У], произнести их четко, громко, выделяя голосом в них звук [У].
3. Игра «Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.
4. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко и назови первый звук в слове».
Взрослый рассказывает стихотворение, а договаривает последнее слово каждой строки, выделяя в нем голосом ударный слог.
Он большой,
как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны.
Так приятен он на вкус,
И зовут его — ... (арбуз)
5. «Вставь букву». Цель: закреплять знания о гласных первого и второго ряда. Ребенку надо вставить пропущенную гласную ( на каждую пару дается отдельное упражнение). Вставь А-Я: м….ч, м…к, с….д, т….почки, гр…ч, …блоко.
6 этап — Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Задачей последнего шестого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками двух- и трехсложные слова.
Далее дети учатся анализировать гласные звуки, выполняя упражнения.
1.Игра «Спой начало» Узнавание и выделение гласного в начале слова: ууулица – У.
2.Игра «Назови конец» Выделение согласного звука в конце слова: кот – Т.
3. Игра «Определи место звука в слове» Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит:
- в начале слов: мак, муха, маска, марка;
- в конце слов: дом, сом, альбом;
- в середине слов: сумка, самолет, лампа.
4.Игра «Звуковая цепочка» Взрослый называет слово, ребёнок определяет последний звук и придумывает новое слово, начинающееся с этого звука.
5. Игра «Синий — красный» Обучающий называет звук, а ребёнок в ответ показывает фишку: Б – синюю, И – красную и др.
6. Игра «Назови по порядку» Педагог называет слово целиком, а ребёнок произносит слово, деля его на звуки : РАК – Р, А, К.
7. Игра «Собери слово» Произносятся слово по звукам, например: К, О, Т, дети называют слово целиком - КОТ.
- «Назови звук» Цель: развитие слухового внимания. Задание: взрослый произносит 3 – 4 слова, ребенок должен назвать звук, который повторяется во всех словах.( Шуба, маШина, малыШ, суШка командиР, тРуба, кРот, Рысь …)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Использование дидактических игр для формирования фонематического восприятия у детей с ОНР."
Фонематический слух - способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умению различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы....
формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
в данном материале раскрываются принципы формирования фонетического восприятия у детей дошкольного возраста....
Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.
Создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы за счёт наглядности, привлекательности, новизны, соврем...
Роль родителей в формировании фонематического восприятия у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
Консультация-игра для родителей дошкольников 6-7 лет с нарушениями зрения...
Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.
Цель: Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности. Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать пони...
Методическая разработка НОД по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи «По Самаре мы идем»
Формировать первичное представление о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области нужно, начиная с дошкольного детства. В нашем детском саду этому уделяется большое вниман...
«Возрастные ступени в работе по развитию фонематического слуха и формированию фонематическому восприятия у детей с ОВЗ в образовательной организации компенсирующего вида»
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важных задач в общей системе обучения ребенка родному языку. Теоретики логопедической науки ...