Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Цель:
Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности.
Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать понимание важности развития фонематического слуха, познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на развитие фонематического слуха у детей, вовлечь родителей в педагогический процесс, создать условия для совместной игровой деятельности родителей и детей.
Задачи:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zasedanie_semeynogo_kluba_po_teme.docx | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.
Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности.
Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать понимание важности развития фонематического слуха, познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на развитие фонематического слуха у детей, вовлечь родителей в педагогический процесс, создать условия для совместной игровой деятельности родителей и детей.
Вступительное слово логопеда.
Кто из нас не мечтает о том, чтобы ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе?
Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков (фонем). Фонематический слух и речевой слух - это по сути одно и то же.
Если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, он будет путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму. Ведь если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.
Правильная речь – залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями чтения и письма)
Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома. Помощь родителей, всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна.
Прежде всего, будьте дружелюбны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
Мы хотим предложить вашему вниманию несколько игр, направленных на развитие фонематического слуха.
Игровой практикум
Логопед. Дорогие дети! Уважаемые родители! Сегодня к нам в гости пришли ребята – девочка и мальчик. (На доске картинки с изображением мальчика и девочки.) Они приготовили для вас задания. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать один ключ. Одним из этих ключей мы откроем сундук, в котором лежат нужные предметы.
Девочка и мальчик зашифровали свои имена, только расшифровав их, мы сможем узнать, как их зовут.
Дидактическая игра «Назови имя».
Задача: учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках
Логопед. Нужно выделить первый звук в названии каждого предмета и выбрать соответствующую букву.
Дети составляют из букв слова, читают имена.
Логопед. Девочку зовут Тома, а мальчика – Паша. Вы расшифровали иена наших гостей, получаем первый ключ.
Дидактическая игра «Определи первый звук в слове»
Задача: учить выделять первый звук в слове.
Логопед. Какой первый звук в слове Тома, в слове – Паша?
Дидактическая игра «Подарки для Томы и Паши»
Задача: развивать умение слышать заданный звук в словах.
Логопед. Ребята, Тома и Паша – наши гости, я предлагаю сделать им подарки.
Если в названии предмета, вы слышите звук [Т] – то подарок получает Тома, а если мы слышим звук [П], то подарок получает Паша.
Дети делят на две группы картинки с изображениями предметов («дарят подарки»)
Логопед: Томе и Паше так понравились подарки, что они вручают вам второй ключ.
Дидактическая игра «Прохлопай слово»
Задача: учить делить слова на слоги.
Логопед. «Прохлопайте» слова и назовите количество слогов в слове.
Логопед называет слова, дети делят слова на слоги.
Дидактическая игра «Буква заблудилась»
Задача: развивать слуховое внимание, умение находить ошибку в тексте.
Логопед. Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла
Буква – озорница,
Очень странные дела
Начали твориться…
Следующее задание. Я читаю текст, вы находите ошибку и называете ту букву, которая должна быть в тексте.
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву (лес).
Задание детям
Пять баранов скушал Толька
И сказал: «Еще бы столько!» (бананов)
Задание для детей.
Мы собрали васильки
На головах у нас щенки (венки).
Задание родителям.
Забодал меня котел,
На него я очень зол (козел).
Вы справились с заданием. В этом вам помогли родители. Получаете еще один ключ. Сколько ключей в вашей копилке? (три)
Энергизатор «Пальма. Слон. Буйвол»
Упражнение способствует концентрации внимания, развитию быстроты реакции, снимает напряжение.
Родители и дети становятся в один круг. Логопед задает фигуры для трех человек, стоящих рядом:
“ слон” – (человек в центре изображает хобот, люди справа и слева – уши)
“ буйвол” – (стоящий в середине приставляет к голове пальцы – рожки, наклоняет голову
вперед, люди по бокам бьют копытом, ближним к центру)
“ пальма” – (человек в центре поднимает руки вверх, растопырив пальцы, человек справа
поднимает руки вверх и наклоняется вправо, человек слева делает то же влево)
Задача участников быстро и безошибочно изобразить фигуру, названную логопедом.
Дидактическая игра «Рыбалка»
Задача: закреплять умение составлять слова из букв.
Логопед. На столе «аквариум». Необходимо достать «магнитной удочкой» рыбку. Но рыбка не простая, на рыбке – приклеена буква. Нужно составить слово из этих букв. Сначала дети составляют слово, затем родители.
Получаем четвертый ключ.
Дидактическая игра «Определи место звука в слове»
Задача: развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец)
Логопед. Пока мы рыбачили, в словах потерялся звук [С]. Предлагаю его найти. Перед вами картинка. Необходимо определить, где в слове находится звук [С] и подобрать соответствующую схему.
Молодцы. Вы справились с заданием, и получаете пятый ключ.
Дидактическая игра «Подбери ключ к замку»
Логопед. Ребята, необходимо определить, какой же ключ подойдет к замку.
Ребенок подбирает к замку соответствующий ключ и открывает его. В сундуке – школьные принадлежности.
Логопед. Для чего они нужны ручка, тетрадь, букварь, портфель? Это вам пригодится в школе. Вы все скоро пойдете в школу – вы будущие первоклассники!
Логопед. Вот наша встреча подошла к концу. Уважаемые родители, вы плодотворно поиграли со своими детьми, узнали, как в игровой деятельности можно развивать фонематический слух, зрительное восприятие, что очень важно в дальнейшем для обучения в школе. В эти игры вы можете с удовольствием играть дома с ребенком. Дети научатся различать фонемы на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. А это главное условие не только формирования правильного произношения, но и успешного обучения чтению и письму.
Успехов вам и вашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ. Из опыта работы « Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности ».
Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и сред...
формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.
В данной статье представлены проявления несформированности грамматического строя у детей с ОНР . А так же игры и игровые приемы , способствующие формированию предложно-падежных конструкций в речевой п...
Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности (в подготовительной логопедической группе)
Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности.Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать понимание важ...
«Формирование навыков межличностного общения у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности»
опыт работы по формированию навыков межличностного общения у детей с ОНР будет полезен воспитателям логопедических групп ДОУ...
Методическая разработка: Игры на развитие фонематического восприятия дошкольников с общим недоразвитием речи
Развитие фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи является одним из ключевых направлений в системе коррекционно-логопедической деятельности.Методичекая разаботка описывает ...
Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.
Анализируя лексико-грамматическую сторону речи детей с нарушением речи я отметила, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, верб...