Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Шарабарина Алена Георгиевна

Цель:

Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности.

Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать понимание важности развития фонематического слуха, познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на развитие фонематического слуха у детей, вовлечь родителей в педагогический процесс, создать условия для совместной игровой деятельности родителей и детей.

 

Задачи:

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zasedanie_semeynogo_kluba_po_teme.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей  с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.

Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности.

Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать понимание важности развития фонематического слуха, познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на развитие фонематического слуха у детей, вовлечь родителей в педагогический процесс, создать условия для совместной игровой деятельности родителей и детей.

Вступительное слово логопеда.

Кто из нас не мечтает о том, чтобы ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе?

Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков (фонем). Фонематический слух и речевой слух - это по сути одно и то же.

Если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован  фонематический слух, он будет путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму. Ведь если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.

Правильная речь – залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями чтения и письма)

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции  звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи. А помогут в этом специальные игры, в которые вы  можете поиграть с ребенком дома. Помощь родителей, всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна.

Прежде всего, будьте дружелюбны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

     Мы  хотим предложить вашему вниманию несколько игр, направленных на  развитие фонематического слуха.

Игровой практикум

Логопед. Дорогие дети! Уважаемые родители! Сегодня к нам в гости пришли ребята – девочка и мальчик. (На доске картинки с изображением мальчика и девочки.) Они приготовили для вас задания.  За каждое правильно выполненное задание вы будете получать один ключ. Одним из этих ключей мы откроем сундук, в котором лежат нужные предметы.

Девочка и мальчик зашифровали свои имена, только расшифровав их, мы сможем узнать, как их зовут.

Дидактическая игра «Назови имя».

Задача: учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках

Логопед. Нужно выделить первый звук в названии каждого предмета и  выбрать соответствующую букву.

Дети составляют из букв слова, читают имена.

Логопед. Девочку зовут Тома, а мальчика – Паша. Вы  расшифровали иена наших гостей,  получаем первый ключ.

Дидактическая игра «Определи первый звук в слове»

Задача: учить выделять первый звук в слове.

Логопед. Какой первый звук  в слове Тома, в слове – Паша?

Дидактическая игра «Подарки для Томы и Паши»

Задача: развивать умение слышать заданный звук в словах.

Логопед. Ребята, Тома и Паша – наши гости, я предлагаю сделать им подарки.

Если в названии предмета, вы слышите звук  [Т] – то подарок получает Тома, а если мы слышим звук [П], то подарок получает Паша.

Дети делят на две группы картинки с изображениями предметов («дарят подарки»)

Логопед: Томе и Паше так понравились подарки, что они вручают вам второй ключ.

Дидактическая игра «Прохлопай слово»

Задача: учить делить слова на слоги.

Логопед. «Прохлопайте» слова и назовите количество слогов в слове.

Логопед называет слова, дети делят слова на слоги.

Дидактическая игра «Буква заблудилась»

Задача: развивать  слуховое внимание, умение находить ошибку в тексте.

Логопед.                      Неизвестно как случилось,

                                     Только буква заблудилась,

                                   Заскочила в чей-то дом

                                   И хозяйничает в нем!

                                   Но едва туда вошла

                                   Буква – озорница,

                                   Очень странные дела

                                   Начали твориться…

Следующее задание. Я читаю текст, вы находите ошибку и называете ту букву, которая должна быть в тексте.

  На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву (лес).

                Задание детям

Пять баранов скушал Толька

И сказал: «Еще бы столько!» (бананов)

     Задание для детей.

Мы собрали васильки

На головах у нас щенки (венки).

                Задание родителям.

Забодал меня котел,

На него я очень зол (козел).

Вы справились с заданием. В этом вам помогли родители.  Получаете еще один ключ. Сколько ключей в вашей копилке? (три)

Энергизатор «Пальма. Слон. Буйвол»

Упражнение способствует концентрации внимания, развитию быстроты реакции, снимает напряжение.

Родители и дети становятся в один круг. Логопед задает фигуры для трех человек, стоящих рядом:

“ слон” – (человек в центре изображает хобот, люди справа и слева – уши)

“ буйвол” – (стоящий в середине приставляет к голове пальцы – рожки, наклоняет голову

вперед, люди по бокам бьют копытом, ближним к центру)

“ пальма” – (человек в центре поднимает руки вверх, растопырив пальцы, человек справа

поднимает руки вверх и наклоняется вправо, человек слева делает то же влево)

Задача участников быстро и безошибочно изобразить фигуру, названную логопедом.

Дидактическая игра «Рыбалка»

Задача: закреплять умение составлять слова из букв.

Логопед. На столе «аквариум». Необходимо  достать «магнитной удочкой» рыбку. Но рыбка не простая, на рыбке – приклеена буква. Нужно составить слово из этих букв. Сначала дети составляют слово, затем родители.

Получаем четвертый ключ.

Дидактическая игра «Определи место звука в слове»

Задача: развивать умение определять место звука в слове  (начало, середина, конец)

Логопед. Пока мы рыбачили, в словах потерялся звук [С].  Предлагаю его найти. Перед вами картинка. Необходимо определить, где в слове находится звук [С] и подобрать соответствующую схему.

Молодцы. Вы справились с заданием, и получаете пятый ключ.

Дидактическая игра «Подбери ключ к замку»

Логопед. Ребята, необходимо определить,  какой же ключ подойдет к замку.

Ребенок подбирает к замку соответствующий ключ и открывает его. В сундуке – школьные принадлежности.

Логопед. Для чего они нужны ручка, тетрадь, букварь, портфель? Это вам пригодится в школе. Вы все скоро пойдете в школу – вы будущие первоклассники!

Логопед. Вот наша встреча подошла к концу. Уважаемые родители, вы плодотворно поиграли со своими детьми, узнали, как в игровой деятельности можно развивать фонематический слух, зрительное восприятие, что очень важно в дальнейшем для обучения в школе. В эти игры вы можете с удовольствием играть дома с ребенком. Дети научатся различать фонемы на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. А это главное условие не только формирования правильного произношения, но и успешного обучения чтению и письму.

Успехов вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ. Из опыта работы « Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности ».

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и сред...

формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.

В данной статье представлены проявления несформированности грамматического строя у детей с ОНР . А так же игры и игровые приемы , способствующие формированию предложно-падежных конструкций в речевой п...

Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности (в подготовительной логопедической группе)

Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности.Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать понимание важ...

«Формирование навыков межличностного общения у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности»

опыт работы по формированию навыков межличностного общения у детей с ОНР будет полезен воспитателям логопедических групп ДОУ...

Методическая разработка: Игры на развитие фонематического восприятия дошкольников с общим недоразвитием речи

Развитие фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи является одним из ключевых направлений в системе коррекционно-логопедической деятельности.Методичекая разаботка описывает ...

Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.

Анализируя лексико-грамматическую сторону речи детей с нарушением речи я отметила, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, верб...