Конспект занятия на тему «Посуда».
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на закрепление знаний о посуде, классификации посуды. Предлагаемые игры помогут закрепить и расширить представление о названиях,расширить и активизировать словарь по теме, совершенствовать грамматический строй речи , научат образовывать прилагательные,согласовывать их с существительными,помогут получить знания о качествах и свойствах материалов из которых изготовлена посуда. Все задачи реализуются через игровые приемы. Образовательная ситуация представляет интерес для воспитателей и родителей детей старшей и подготовительной возрастных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posuda.docx | 31.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе
по теме : «Посуда и её назначение.»
Речевое развитие :
· Совершенствовать глагольный словарь ребенка;
· Закреплять умение детей в образовании существительных единственного числа родительного падежа с предлогом без;
· Закреплять умение детей в образовании множественного числа существительных в родительном падеже ;
· Продолжать упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными;
· Продолжать учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных;
· Закреплять умение детей образовывать существительные с суффиксами - -ниц-, -онк-, -ик-.
· Продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением;
· Упражнять в согласовании слов в предложении;
· Воспитывать любовь к художественной литературе;
Познавательное развитие : ·
Закреплять знания детей о посуде и о её частях;
· Знать назначение посуды;
· Продолжать упражнять детей в умении обобщать предметы посуды: кухонная, столовая, чайная;
· Формировать умение делать умозаключения о свойствах предметов на основании проведенных опытов и экспериментов;
· Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
Социально-коммуникативное развитие:
· Соблюдать меры безопасности при пользовании посудой;
· Продолжать развивать внимание, наблюдательность, наглядно- образное мышление, усидчивость;
· Развивать умение спокойно общаться;
· Развивать умение слушать и слышать педагога;
Формировать умение договариваться, помогать друг другу;
· Развивать воображение, фантазию, мышление, эстетический вкус;
· Воспитывать интерес к НОД через использование занимательных упражнений и опытов;
· Воспитывать бережное отношение к посуде, желание содержать ее в чистоте;
Физическое развитие :
· Развивать мелкую моторику рук ;
· Упражнять в выполнении точности движений;
· Упражнять в согласовании слов и движений;
Словарная работа:
Кухонная, чайная, столовая, пластмассовая, металлическая, деревянная, хрустальная, глиняная, керамическая, серебряная, фарфоровая, стеклянная, бумажная, чугунная, прочная, хрупкая, разваливается, соусник, молочник, супница, сахарница, конфетница, сухарница, селёдочница, салатница, сотейник, хранить, беречь, чистить, расставлять.
Предварительная работа:
· Рассматривание посуды во время приема пищи, дежурства.
· Чтение сказки К. Чуковского « Федорино горе».
· Игра: «Один - много»
· Игра: «Что из чего сделано?».
· Игра « Что для чего?»
· Игра «Чего не хватает?»
· Проводя опыт, уточняли представления о том, какие предметы могут быть сделаны из стекла и металла;
· Познакомились с качествами этих материалов (металл тверже, звонче дерева, он тонет в воде, не горит, магнитится, холоднее на ощупь, покрывается ржавчиной; дерево мягче, глуше, не тонет в воде, горит, не магнитится, теплее, гниет);
· В процессе опытов уточнили представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах.
Ход НОД:
Л:-Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло!
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро! » - солнцу и птицам.
«Доброе утро! »- улыбчивым лицам.
Давайте скажем всем: «Доброе утро!» и начнём наше занятие.
Послушайте стихотворение К.Нефёдовой
«Для чего нужна посуда?»
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей,
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке,
Или в грязном ручейке,
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!
Вот какая она помощница! Ребята, скажите, для чего нужна посуда?
Д: Из посуды едят и пьют.
Д: В посуду еду кладут.
Д : В посуде варят, жарят и пекут.
Л: А какие действия можно выполнят ещё с посудой?
Д: Купить, принести, поставить, расставить, хранить, доставать, вытирать, разбить.
Пальчиковая гимнастика
Моя ладошка стол большой,
(Погладить левую ладошку подушечками пальцев правой руки)
Стоит тут чайник расписной.
(Растереть левую ладонь большим пальцем правой руки спиралевидными движениями по кругу)
А рядом чашки, блюдца, ножик, конфетница и пара ложек.
(Растереть пальчики от подушечек к основанию на левой руке от большого до мизинца)
Всё к чаепитию готово,
(Пальчиковый «душ» по поверхности левой ладошки)
И ждём мы гостя дорогого!
Л: И сегодня мы с вами отправляемся в царство посуды! Мультимедиа…
Раз, два, три. Вокруг себя обернись и в царстве посуды окажись! Вот ребята ,мы и царстве посуды.
Посуды в этом царстве много – премного! И главный в нём – царь – Самовар. Скажите, какой посуды много?
Д : Много чашек, блюдец, соусников, молочников, супниц, сахарниц, кастрюль, сковородок, салатников.
Вдруг слышится шорох, кто-то вздыхает. Появляется Федора.
Л: Ребята! Вы узнали, кто это?
Д: Это Федора!
Л: Что делает Федора Егоровна в царстве посуды?
Ф: Разбежалась вся посуда,
И кастрюля утонула.
Стала чистить чашку я,
Раскололась вмиг она!
Помогите, научите,
Как посуду сохранить?
Как помыть чашки ,блюдца,
Ведь они так часто бьются!
Л: Снова горе у Федоры!
Не пошёл ей впрок урок
Чистоты, порядка нету,
Снова здесь переполох!
Л: Федора Егоровна, а что это за коробка у Вас в руках?
Ф: Это всё, что осталось от моей посуды. Разбилась, раскололась вся посуда. Что-то потерялось.
(Дети получают картинки , с изображением посуды, без какой-то части ). Ребята! Посмотрите на посуду и скажите, без каких частей посуда.
Д: Чайник без носика.
Д: Сахарница без ручки и т.д.
Л: Да, Федора Егоровна! Посмотрели мы Вашу посуду . Много частей не хватает! А это потому, что не знаете Вы, из какого материала она сделана и как за ней правильно ухаживать!
Ф: Ножик с ложкой уронила
Прямо в воду и забыла!
А достала, не узнала!
Ложка вдруг огромной стала.
Нож стал тусклым, пожелтел.
Почему всё изменилось,
Что с приборами случилось?
Л: Присаживайтесь к ребятами Федора Егоровна .
Ребята! Вспомните опыты, которые мы проводили с разными материалами. С деревянными брусками, металлическими пластинами, со стеклом , бумагой , пластмассой. Перед вами контейнер с водой. И рядом лежат разные предметы посуды (деревянная ложка, металлический нож, стеклянное блюдце, бумажный стаканчик, пластмассовая сухарница)
Л: Если деревянную ложку положить в воду и оставить её там , что будет с ложкой?
Д: Деревянная ложка почернеет, разбухнет и сгниет.
Л: Правильно, ребята! А если металлический нож или вилку оставить в воде, что будет с ними?
Д: Металлические предметы в воде покрываются ржавчиной.
Л: Правильно! А что будет, если в воде оставить пластмассовую посуду?
Д: Пластмассовая посуда не измениться.
Л: Ребята, а если бумажную посуду оставить, что с ней будет?
Д: Бумажная посуда намокает и распадается.
Ребята! Какой вывод мы сделаем: деревянную, металлическую и бумажную посуду оставлять в воде нельзя. Запомнили, Федора Егоровна!
Л: А сейчас Федора Егоровна, Вы узнаете, почему все чашки и блюдца у Вас раскололись.
Ребята, вспомните ,что будет , если металлическую посуду уронить?
Д: С металлической посудой ничего не случится. Она прочная.
Ф: А почему стеклянная посуда у меня разбилась?
Д: Стеклянная посуда хрупкая.
Л: А можно ронять пластмассовую и бумажную посуду?
Д: Да. Пластмассовая и бумажная посуда не изменится.
Л: Ребята! Что должна Федора знать?
Д: Стеклянная посуда хрупкая. Она может разбиться.
Д: Металлическая посуда прочная.
Ф: Ох, как же я устала.
Л: Федора Егоровна, а ты с ребятами отдохни, делай, как они!
ФИЗМИНУТКА
Вот большой стеклянный чайник, Очень важный, как начальник. | Дети «надувают» живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик. |
Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие, бедняжки. | Приседают, одна рука на поясе.
|
Вот фарфоровые блюдца, Только стукни -разобьются. | Кружатся, рисуя руками круг.
|
Вот серебряные ложки, | Потягиваются, руки верх, сомкнуть над головой, |
Вот пластмассовый поднос- Он посуду нам принёс. | делают большой круг. |
Л: Федора Егоровна, мы с ребятами хотим показать Вам , какая бывает посуда.
Ребята, проходите к столу. На столе стоит много разной посуды. И изготовлена она из разных материалов. Ты посуду посмотри и скорее назови, Федору Егоровну научи!
Игра «Скажи какая ?»
(Дети по одному берут посуду и называют, что это и какая она).
Д: Это салфетница , она металлическая.
Д: Это ложка, она серебряная.
Д: Это сковорода, она чугунная.
Д: Это селёдочница, она стеклянная.
Д: Это молочник, он керамический.
Д: Это кружка, она деревянная.
Д: Это чашка, она фарфоровая.
Д: Это салатница, она хрустальная.
Д: Это стакан, он бумажный.
Д: Это горшок, он глиняный.
Д: Это сухарница , она пластмассовая.
Д: Это поднос, он медный.
Л: Молодцы ребята! Вот теперь Федора Егоровна Вы о посуде знаете всё!
Ф: Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!
Л:Ребята! Царь – самовар разрешил вам подарить посуду Федоре Егоровне. Какую посуду и для чего , вы ей подарите?
Д: Я подарю чашку, из неё пьют чай.
Д: Я подарю стакан , из него пьют сок.
Л: Ну, а теперь ребята, пришло время помочь бабушке Федоре расставить посуду. Каждая посуда имеет свое назначение. Если Федора позовёт в гости на чай, какая посуда ей нужна?
Д: Чайная посуда.
Л: А если гости пришли на обед, то какую посуду поставим на стол?
Д: Столовую посуду.
Л: Ребята, а в чём Федора будет готовить обед , какой посудой она будет пользоваться?
Д: Кухонной посудой.
Л:Сейчас мы с вами расставим посуду по назначению. Если ответите правильно, то посуда встанет : чайная - на поднос, столовая – на стол, кухонная – на плиту.
Л: Назовите чайную посуду.Д: Сахарница, молочник, конфетница, сухарница.
Л: Назовите столовую посуду.
Д: Супница, селёдочница, салатник, соусник.
Л: Назовите кухонную посуду.
Д: Кастрюля, сковородка, чайник, сотейник.
Л: Вот бабушка Федора, сколько полезного дети знают о посуде. Теперь ты это знаешь и можешь звать гостей на чай.
Ф: Спасибо, ребята, за помощь. Вы научили меня бережно обращаться с посудой.
Буду, буду я посуду и любить и уважать!
Л: Ребята, нам пора возвращаться . Раз, два, три. Вокруг себя обернись и в детском саду окажись.
Спасибо вам большое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Посуда. Виды посуды"
В данной презентации рассказывается о посуде, ее видах и применении...
конспект открытого логопедического занятия по теме «Посуда» «Экскурсия в музей посуды» с детьми подготовительной группы ТНР
Конспект открытого логопедического занятия по теме «Посуда» «Экскурсия в музей посуды» с детьми подготовительной группы ТНР.Цель: обогащение и активизирование словаря по лексической теме....
Логика непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию Тема «Посуда» с использованием мультимедийного пособия «Помести продукты в свою посуду».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».Цель: ...
Конспект НОД по теме: "Составление описательного рассказа по предметным картинка "Посуда" в рамках лексической темы "Посуда"".
Совершенствование у детей умений составлять описательный рассказ о предмете, с опорой на графическую схему....
Занятие для детей старшей логопедической группы по лексической теме «Посуда» тема: Посуда
Занятие для детей старшей логопедической группы по лексической теме «Посуда»тема: Посуда...
Календарно - тематическое планирование в подготовительной логопедической группе по теме "Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда"
Предлагаем календарно-тематическиео планирование по теме "Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда" в подготовительной группе. Надеюсь этот матриал пригодится в работе...