Проект «Музыкальная логопедия»
проект по логопедии (старшая группа)
Творческий проект "Музыкальная логопедия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_dokument_microsoft_word.docx | 21.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №26 «Теремок»
г. Назарово Красноярского края
Творческий проект «Музыкальная логопедия»
Разработала: Нечаева Ирина Геннадьевна
музыкальный руководитель первой
квалификационной категории
Участники проекта: педагоги, воспитанники ДОУ
Возрастная категория 5-7 лет
Сроки реализации: 6месяцев (сентябрь- февраль)
Интеграция проекта: познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно- эстетическое, речевое.
Актуальность: нарушение звукопроизношения и восприятия фонем у детей дошкольного возраста – один из основных дефектов в структуре речи. Музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка. Музыкальные занятия являются синтетическим видом деятельности, они мпомогут исправить ряд речевых недостатков и способствуют развитию речи в целом. Чтобы помочь решить проблемы речевого развития детей посещающих ДОУ, был разработан проект «Музыкальная логопедия», в основу которого легли занятия, направленные на изучении музыкальной грамоты, и использовании музыкальных инструментов при отработке различных упражнений для развития моторики и исправления речевых нарушений.
Цель проекта: коррекция и профилактика речевых нарушений посредством синтеза музыки, движения и слова.
Задачи:
- способствовать развитию речевого аппарата;
-содействовать овладению и расширению активного и пассивного словаря;
- создать условия для получения детьми знаний об основах музыкальной грамоты;
- сформировать у детей потребность правильно употреблять поставленные звуки;
- способствовать развитию правильного речевого дыхания;
- развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.
- дать возможность детям самостоятельно применить на практике полученные знания и навыки игры на музыкальных инструментах.
Вид проекта – обучающий, творческий.
продолжительность – среднесрочный «сентябрь - февраль»
Участники проекта – дети 6-7 лет, учитель - логопед, музыкальный руководитель.
Гипотеза: коррекция речевого нарушения возможна при отработке логопедических упражнений, с помощью музыкального и голосового сопровождения без помощи взрослого.
Предполагаемые результаты:
- выработать правильное речевое дыхание у детей,
- сформировать фонематический слух, развить общую мелкую и артикуляционную моторику детей;
- повысить речевую активность детей;
- развить связную речь у старших дошкольников;
- оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение детей.
- познакомить с основами, игры на музыкальных инструментах.
Содержание и формы проекта:
Основы музыкальной грамоты;
Логопедические упражнения;
Артикуляционная гимнастика;
Музыкально-дидактические игры;
Релаксация;
Речевые игры;
Ритмические игры;
Дыхательные упражнения;
Логопедические распевки;
Музыкальный ритм и пение;
Пальчиковая гимнастика.
Методы и приемы:
Звукоподражание;
Словесный метод;
Игровой метод;
Метод показа.
Этапы работы над проектом:
Iэтап–подготовительный:
Определение темы, цели;
Определение задач;
Составление перспективного плана.
II этап –практический:
Проведение занятий;
III этап –заключительный:
Итог анализа работы;
Презентация проекта;
Итоговое мероприятие.
Первый этап: изучение методической литературы, определение цели и задачи проекта, составление перспективного плана.
Второй этап: проведение занятий 1 раз в неделю в соответствии с планом.
Основным принципом является принцип «от простого к сложному». Чтобы пробудить в ребенке интерес, каждое занятие должно начинаться с музыкально-ритмической игры. Такой прием способствует развитию у дошкольников мелодического и гармонического слуха, быстроты реакции, музыкальной памяти, коммуникативности, самостоятельности. Развивает статическую и динамическую координацию движений, целевую точность, умение детей выполнять движения в ритме музыки.
Занятия включают различные виды деятельности, направленные на исправление речевых нарушений. В игровой форме любое задание выполнять интереснее и веселее.
Артикуляционная гимнастика помогает улучшить подвижность артикуляционного аппарата, увеличить объем и силу движений, выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз. Музыкально-логопедические упражнения, проговаривание и пропевание слоговых рядов, необходимо использовать для постановки и автоматизации звуков.
Работа над звукообразованием начинается с распевок и логопедическихпопевок, которые способствуют развитию четкой речи. Тексты логопедических песенок вызывают интерес у детей, создают радостное настроение, ребенок с удовольствием подпевает их, занятия становятся веселыми и ненавязчивыми.
Одним из важнейших видов музыкальной деятельности детей является пение. Развивая певческие навыки, ребёнок работает над развитием речи.Сюда входит: работа над правильным произношением, чёткой дикцией, автоматизацией звуков, правильным речевым дыханием. Протягивание гласных звуков способствует развитию фонетико-фонематического слуха. Утрированное произношение и пропевание гласных "а", "о", "у", "и", "э" помогает добиться интонационной выразительности исполнения.
Слушание музыки обогащает словарный запас детей, формирует связную речь, способствует развитию фонетико-фонематического слуха.
Музыкально-дидактические игры, развивают у детей слуховое внимание, слуховую память, а также формируют знания о средствах музыкального звука (умение слышать высоту, длительность тембровую окраску звуков, громкость). Особенностью игр является то, что они могут использоваться детьми самостоятельно, вне занятий.
Помимо этого, речь ребенка можно развивать и через другие виды музыкальной деятельности. Как известно, развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров головного мозга, поэтому музыкальные пальчиковые игры тоже вносят свой вклад в развитие речи детей.
Игра на музыкальных инструментах: металлофоне, звуковых колокольчиках способствует развитию ритмического чувства, а также нормализации и регулированию темпа и ритма речи (высказывания). Наличие связи речи и движений в игре на музыкальных инструментах позволяет контролировать артикуляцию, дыхание, качество выполнения движений «крупной» и «мелкой» моторики. Дети знакомятся с синтезатором и постепенно приобретают навыки игры на нём. Таким образом, в работе над любой песней или упражнением решаются и музыкальные, и логопедические задачи.
Третий этап: презентация проекта, открытое итоговое занятие с воспитанниками.
Список используемой литературы:
1. Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 - 7 лет»;
2. Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению;
3. Королева Е. А. Музыка в сказках, стихах и картинках;
4. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и детей. –Ярославль: Академия развитии, 1997 г. ;
5. Гусева С. И. Путешествие в музыкальную страну (мелодия и ритм)
6. Мишина Е. Н., Коннова Е. А. «Логоритмика для детей 6 – 7 лет»;
7. С. В. Крупа – Шушарина «Логопедические песенки»;
8. Астафьева Е. О. Играем, пишем, читаем (методическое пособие, конспект) СПБ ДЕТСТВО-ПРЕСС 2017 г.
9. Новиковская О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместный проект музыкального руководителя и учителя – логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста « Я пою и говорю - Времена года»
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих проблемы с речью.Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей ...
Проект. Краткосрочный проект по логопедии
Краткосрочный проект на 1 месяц на тему 23 февраля...
Совместный проект учителя - логопеда и музыкального руководителя: «Развитие речевой активности у дошкольников с ТНР».
Почему возникла идея совместного проекта музыкального руководителя и учителя - логопеда? Да потому, что можно скольк...
Совместный проект музыкального руководителя и логопеда
Развитие речевой активности у дошкольников с ТНР...
Инновационный педагогический проект музыкально-экспериментальной направленности "Тайна музыкального звука" в рамках работы инновационной площадки АНО ДПО "НИИ дошкольного образования "Воспитатели России" по проекту "ТехноМир"
Основная цель инновационных площадок — это реализация инновационных форм работы в дошкольном образовании и содействие внедрению результатов совместной деятельности научных работников и педагогов...
Проект "Музыкальные инструменты", Проект "Музыкальный спектакль "Новые приключения Колобка", Проект музыкальное занятие "Путешествие в страну волшебных звуков"
проект по теме "Музыкальные инструменты" , Проект Музыкального спектакля "Новые приключения Колобка" и проект музыкального занятия "Путешествие в страну волшебных звуков...