Совместный проект музыкального руководителя и учителя – логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста « Я пою и говорю - Времена года»
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Искандарян Кристина Аркадьевна

В последние годы,  к сожалению, отмечается увеличение количества  детей, имеющих проблемы с речью.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы,  относящихся к ее звуковой  и смысловой  стороне, при нормальном  слухе и интеллекте.

Заикание – один из наиболее тяжелых дефектов речи.  Оно трудно  устранимо,  травмирует психику ребенка,  тормозит правильный ход  его воспитания,  мешает речевому общению, затрудняет  взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.

У детей с речевыми  нарушениями  наблюдение дефицит эмоций.  Они плохо дифференцируют  вербальные  и невербальные средства эмоциональной  выразительности, испытывают затруднения в передаче эмоций, что, в частности, выражается в объединении их мимики и жестов.

Известно, что наша речь и музыкальный язык схож по своему строению.  Так, например, слову в музыке соответствует мотив ( выразительная частица мелодии),  фразам – мелодии  или музыкальные фразы, предложения  и т. д.  Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм,  темп,  динамика , интонация, фразировка. В каждой речевой  и музыкальной фразе есть высшая точка развития  – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания. Музыка, по мнению ученых, это дополнительный  сенсор,  который  позволяет максимально развивать речь у ребенка. 

Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности детей.  Пение давно используется, как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет  другие нарушения речи.  Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т. д.);  расширение кругозора; нормализации деятельности периферических    отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного) ; развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны ( звукопроизношение и ритмико мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).

В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникает. Чем больше времени проходит с момента  начала заикания, тем чаще оно  переходит  в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения   в психике ребенка. Кроме того, заикание лишает ребенка нормальных условий  общения  и часто препятствует  его  успешной учебе. Поэтому данный дефект важно устранить еще до поступления  ребенка в школу.

Так возникла идея для совместного проекта музыкального руководителя  и учителя – логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста « Я пою и говорю».

Проект рассчитан на  1 год, начиная с сентября 2021 года. Реализуется в соответствии с требованиями  федерального государственного образовательного  стандарта в части, формируемой  участниками  образовательных отношений.   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnyyproekt_ya_poyu_i_govoryu.docx26.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Совместный  проект  музыкального руководителя и учителя – логопеда по коррекции  речевых  нарушений у детей  старшего дошкольного возраста   « Я пою и говорю - Времена года»

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста с ТНР, посещающие  логопедическую группу,   музыкальный руководитель, учитель – логопед, родители.

Цель проекта: внедрить  и  апробировать на практике систему работы, направленную на коррекцию речевых  и поведенческих особенностей детей с логопедическими проблемами на основе совместной  деятельности учителя логопеда и музыкального руководителя.

Задачи проекта:

  1. Формирование слухового внимания.
  2. Развитие слуховой памяти.
  3. Развитие   координации движений.
  4. Развитие умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
  5. Развитие артикуляционной моторики.
  6. Развитие просодики   голосовые характеристики: высота, сила, длительность, тембр и мелодико – интонационная сторона речи (темп, ритм).
  7. Развитие фонематического  слуха.
  8. Воспитание темпа и ритма  и дыхания речи.  

По окончании реализации проекта  « Я пою и говорю» ожидаем следующие результаты :

  1. Дети  проявят устойчивый интерес к музыкально – речевым играм.
  2. Смогут грамматически правильно формулировать свои мысли.
  3. Преодолеют негативизм и скованность.
  4. Преодолеют внутренний страх перед взаимодействием с социумом.
  5. Возрастает положительная динамика в формировании правильного звукопроизношения  

Осуществляя коррекционную  работу, учитываем:

  1. Структуру речевого нарушения.
  2. Осуществляю индивидуальный подход  на фоне коллективной деятельности.
  3. Закрепляю знания, умения и навыки, приобретенные  на логопедических занятиях.
  4. Всесторонне развиваю личность дошкольника.

Ход проекта:

Этапы реализации проекта:

  1. 1 –й организационный  (сентябрь 2021 г.);
  2. 2 – й формирующий (октябрь 2021г – март 2022г.);
  3. 3 – й заключительный (апрель 2021г – июнь 2021г.)

Первый этап – Организационный.

Формы работы.

  1. Анализ научной и методической литературы.
  2. Разработка перспективного плана работы с детьми.
  3. Подборка музыкально – логопедических  игр и упражнений  с описанием проведения.
  4. Организация предметно – пространственной среды.

Второй этап – Формирующий.

Построение коррекционно – педагогического процесса развития речи детей в рамках данного проекта базируется на принципе интеграции чувства ритма, ориентировки в пространстве, развития  « мышечного  чувства» и чувства расслабления.  Музыкально – дидактические игры, развивают у детей слуховое внимание  и слуховую память.

Особое внимание уделяется упражнениям на дыхание,  распевкам   на автоматизацию звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. При использовании в коррекции речи песенного материала, происходит формирование  мыслительных  способностей и фантазии, способности к интонированию, вербальных  и невербальных  коммуникативных  навыков, воспитание волевых качеств,  выдержки и способности содержать  аффекты,  развитие речевого  дыхания, что особенно важно при заикании.

Развивая  певческие  навыки, мы в то же время работаем  над развитием речи: над правильным произнесением  окончаний  существительных и особенно прилагательных, протягивание гласных звуков, что способствует развитию фонетико – фонематического слуха.

Реализация проекта   проводится с использованием  следующих  приемов;

  1. Логопедическая ритмика;
  2. Театрализованная деятельность;
  3. Развитие музыкально – ритмических  навыков;
  4. Развитие певческих навыков;
  5. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика,  фонопедические   упражнения.

Авторские разработки М. Л. Лазарева используем согласно лексической теме для развития речевой функции,  дикции,  голосовых  и дыхательных  функций  и фонематического слуха.

Песенный  и танцевальный репертуар разучиваем на музыкальных занятиях. Речевые упражнения и игры с одновременным выполнением действия без музыкального сопровождения отрабатываем на индивидуальных логопедических занятиях.

В ходе музыкально – дидактических игр отрабатываю артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Все виды  логоритми6ческих    игр,  упражнений предлагаем детям в сочетании с какой – либо ритмической основой: под музыку, под счет, словесное, или чаще стихотворное сопровождение.

Работа над проектом наполнила повседневную жизнь  воспитанников новыми красками, позволила нам педагогам увидеть интересные  перспективы в работе, и, как, следствие, порадовала результатом.  Дети активно вступают в диалог, задают вопросы, слушают и понимают речь, строят общение с учетом ситуации, легче  идут на контакт со взрослым  и сверстниками.

Занятие пением, тем более  хоровым пением,  встречается не часто в коррекционной работе в детском саду. Польза  таковых занятий неоспорима.  Надеемся, что  наш опыт  поможет шире внедрить ее в практику работы,  ведь она,  как никакая другая помогает как самовыражению с одной стороны, так и формирует умение работать в команде.  Снимает  рамки скованности,  позволяет дышать глубоко и свободно.                    

 

                                                 «Осеннее настроение»

Дети входят в зал и приносят свои поделки.

Дети здороваются и показывают свои работы М.р.

М. р. Как хорошо, что вы принесли свои работы, какие они все красивые и как раз нам пригодятся на нашем занятие. Мы с вами сегодня будем говорить о необыкновенно красивом, удивительном времени  года – осени. Вы обратили внимание, какой необычный у нас сегодня  зал? ( Дети  рассматривают  зал.)  Посмотрите  на экран, какое время года там  изображено? (Осень) А здесь мы устроим вернисаж ваших работ про осень, чтобы остальные дети нашего детского сада полюбовались вашими работами. Давайте, рассмотрим,  как вы изобразили осень. ( Дети рассматривают  работы, обсуждают.) Вам нравится  выставка? Мне тоже, ведь все вы изобразили разную осень. Какие интересные работы!  ( Обращает внимание детей на  альбом, лежащий на столе.)

Подойдите сюда и посмотрите, какая  необычная книга в нашем зале! Интересно, о чем она? (Раскрывает альбом.) Ой,  да это не книга. ( Дети догадываются,  что это фотоальбом.) А для чего он?  Что можно в него  вкладывать?  ( Ответы детей.) Может быть,  фотографии про осень?  Осень такая загадочная, фотографии будут необычные. Вы  согласны? (Ответы.) А как бы вы назвали такой  альбом?  ( Дети предлагают различные названия.) А может  быть,  назовем  его» Осеннее настроение»? Я вижу в зале Инну Николаевну  (имя – отчество логопеда) с фотоаппаратом, попросим ее сделать фотографии нашего занятия об осени. Получится красиво.

Логопед.  Согласна. Я постараюсь хорошо фотографировать.

М.р. Давайте попробуем определить, какая бывает осень. Посмотрите на экран. Дети рассматривают фотографии,  демонстрируемые на  экране, перечисляют: ранняя, разноцветная, золотая, грибная, дождливая, поздняя.                          

М.р. Вы дали много определений осени, и все они правильные, интересные и необычные. А сейчас поговорим о «фруктовой «осени  (на экране слайд – фрукты и ягоды)  и расскажем, чем мы угощаемся осенью. Инна Николаевна, сделайте первую фотографию.

Логопед. Мы сейчас с вами поиграем в интересную игру с фруктами « Угадай фрукт» вы с закрытыми глазами берете осенние угощение и угадываете что это за фрукт.

Мы вас «угощали» фруктами и овощами, постарайтесь мимикой показать вкус сладких и кислых фруктов и овощей.

Дети выполняют   мимическое упражнение « Попробуем», муз. Е. Макшанцевой.

М.р.  Как интересно вы передали вкус сладких и кислых овощей и фруктов!  А сейчас я предлагаю вам поиграть в ещё одну игру « Собери урожай».  Делимся на 2 команды и наша задача  быстро и правильно собрать урожай.

М. р. А еще, ребята, вы назвали «осень прощальной». Почему?  ( Ответы детей: листья прощаются с деревьями, птицы улетают.)  Посмотрите на экран (там слайд – улетающие птицы.) Послушайте, пожалуйста музыку Т.Потапенко, М. Ивансен  «Скворушка прощается».

М.р. Настроение грусти и печали от прощания с летом передают в своих произведениях и поэты, и композиторы. Это  же  настроение в  песне,  которую вы знаете. ( Дети  называют песню.)  Как  вы ее  будете  петь? ( Нежно, тихо, протяжно, грустно, печально.)

Дети выразительно исполняют песню « Скворушка прощается» ( на экране опавшие листья)  

М.р Посмотрите на экран – листья опадают, шуршат, как будто переговариваются друг с другом. Предлагаю поиграть: постарайтесь передать голоса листиков инструментами.

Дети берут шумовые инструменты  «Разговор листьев» В. Берестова, озвучивая его инструментами.

Осенней листвы разговор еле слышен:

Мы с кленов, мы с яблонь…

Мы с вязов, мы с вишен…

С дуба, с березы…

Везде листопад,

На пороге – морозы.

М.р.  Осенью насекомые прячутся, готовятся переждать холодную зиму. Давайте поиграем в жучков. Посмотрите на экран ( там слайд – жуки). Но сначала споём их песенку (логопедическая распевка «Жуки»)

Дети делятся на две или три подгруппы, проводится музыкальная игра.

М.р. Обращаясь  к  первой подгруппе  детей, поет на одном звуке.

Жук, жук, где твой дом?

Дети: (поют на том же звуке , отвечая музыкальному  руководителю).

Мой дом под кустом.

Задание выполняет другая подгруппа детей, муз. руководитель  меняет высоту звука и т. д.

М.р Ребята, вы назвали осень « яркой» и « веселой», почему? ( Ответы детей.) Посмотрите  на экран! ( На экране осенние пейзажи.) У осени очень яркие краски, недаром ее называют « золотая, пестрая». Зайдешь в такой лес и увидишь, как летают паутинки,  услышишь,  как ветер шуршит листочками. Мы с вами слушали произведения разных композиторов. Все они по – своему рассказали про осень.  Каких  композиторов  вы  запомнили? ( Чайковский, Вивальди, Свиридов, Прокофьев.) Как рассказал об осени своей музыкой Вивальди, какая у него осень?  ( Высказывания детей.) Мне тоже кажется, что музыка Вивальди радостная, торжественная. Возьмите любые предметы, которые помогут вам изобразить осень.  Постарайтесь в своем танце передать настроение музыки.

Дети берут желтые листья или ветки , шелковые шарфы, ленты  и  выполняют  танцевальную «Времена года. Осень»

На экране появляется слайд – осенний дождь.

М.р.  Вы называли осень – дождливой. А как ведут себя люди   под холодным осенним дождем?

( Ответы детей.)  Давайте представим, что вы собираетесь выйти из дома, а на улице идет дождь.

Постарайтесь передать мимикой,  жестом,  пластикой  походку и действия людей под  дождем.

Дети берут зонтики и исполняют танец.

М.р.  У вас очень интересно получилось. А когда выглядывает осеннее солнце, у всех поднимается настроение и хочется  танцевать.  Попробуйте станцевать польку, но старайтесь не подражать друг другу в движении.  ( Под звуки любой веселой польки дети импровизируют  танцевальные  движения, используя по желанию  зонтики, цветы или др.)

Молодцы, много разных  движений польки  вы вспомнили, и ваша импровизация получилась веселой, озорной, радостной. Посмотрите на  экран!  ( На  экране яркие осенние  пейзажи)

М.р. Садитесь к пианино и послушайте фрагмент из одной  знакомой вам песни, вспомните ее и скажите, с каких слов начинается ( играет отрывок из песни  « Листопад», дети ее узнают. ) Перед тем  как  спеть,  давайте  сделаем  зарядку  для  язычка. ( Проводится артикуляционная гимнастика.) Теперь предлагаю вам поиграть в «живое пианино».  

Дети  поют  первый куплет песни  без музыкального сопровождения цепочкой по фразам.

М.р.  Давайте  споем  под  музыку  всю песню вместе.  Дети  исполняют  песню

  «Осень», Т.   Молодцы, вы исполнили припев и запев по- разному, передавая характер и динамику музыки.  

На экране демонстрируются виды осеннего Калининграда.  Дети рассматривают их, любуются, обсуждают.

М. р.  Как можно  назвать эту  осень? ( Калининградская)  Как хороша калининградская осень! Посмотрите, как красиво! Это  Кафедральный собор на острове Канта, а это Музей янтаря, вот Рыбная деревня, Королевские ворота, Музей Мирового океана. Вы там бывали?  А это наш детский сад на улице Богдана Хмельницкого.

М.р. Инна Николаевна сделала много фотографий на нашем занятии. Давайте все вместе сфотографируемся на фоне нашей осени, это будет наш последний снимок, а потом посмотрим все фотографии.

М.р. Когда фотографии будут готовы, вы расположите их в альбоме, и мы  еще раз все рассмотрим  вместе.

Дети забирают альбом, прощаются и уходят в группу.                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-логопеда для родителей детей старшего дошкольного возраста: «Правильное владение родным языком – залог успешного обучения ребёнка в школе»

         Часто учителя-логопеда просят выступить на родительском собрании для родителей детей старшего и подготовительного возраста. Материал консультации поможет специ...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста (образовательная область- «Познавательное развитие») "Времена года" автор-создатель- Чернышова Л.Н.

презентация для детей старшего дошкольного возраста (образовательная область- «Познавательное развитие»)...

Городской методический семинар для педагогов-психологов и учителей-логопедов "Досуг для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и ОНР на тему "Дары осени".

Развивать музыкально-творческие способности; закреплять представления о фруктах, овощах,  осенних явлениях природы, с помощью игр и стихотворений, моторный этюд для развития выразительности движе...

Совместная интегрированная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей старшего дошкольного возраста «Экскурсия в Московский Кремль»

Развитие навыков словообразования относительных прилагательных, обозначающих материал, на основании лексической темы  «Москва - столица России»...

Консультация учителя-логопеда для родителей детей младшего дошкольного возраста

Развивать речь дтей младшего дошкольного возраста помогают потешки- короткие стишки. Они учат маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово....

Методическая разработка конспекта развлечения для детей старшего дошкольного возраста " Петербургская погода в любое время года".

Методическая разработка конспекта развлечения для детей старшего дошкольного возраста " Петербургская погода в любое время года " по реализации образовательных областей: познавательное разви...