Совместный проект музыкального руководителя и учителя – логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста « Я пою и говорю - Времена года»
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих проблемы с речью.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Заикание – один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.
У детей с речевыми нарушениями наблюдение дефицит эмоций. Они плохо дифференцируют вербальные и невербальные средства эмоциональной выразительности, испытывают затруднения в передаче эмоций, что, в частности, выражается в объединении их мимики и жестов.
Известно, что наша речь и музыкальный язык схож по своему строению. Так, например, слову в музыке соответствует мотив ( выразительная частица мелодии), фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т. д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика , интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания. Музыка, по мнению ученых, это дополнительный сенсор, который позволяет максимально развивать речь у ребенка.
Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности детей. Пение давно используется, как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т. д.); расширение кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного) ; развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны ( звукопроизношение и ритмико мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).
В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникает. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка. Кроме того, заикание лишает ребенка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учебе. Поэтому данный дефект важно устранить еще до поступления ребенка в школу.
Так возникла идея для совместного проекта музыкального руководителя и учителя – логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста « Я пою и говорю».
Проект рассчитан на 1 год, начиная с сентября 2021 года. Реализуется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта в части, формируемой участниками образовательных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnyyproekt_ya_poyu_i_govoryu.docx | 26.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Совместный проект музыкального руководителя и учителя – логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста « Я пою и говорю - Времена года»
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста с ТНР, посещающие логопедическую группу, музыкальный руководитель, учитель – логопед, родители.
Цель проекта: внедрить и апробировать на практике систему работы, направленную на коррекцию речевых и поведенческих особенностей детей с логопедическими проблемами на основе совместной деятельности учителя логопеда и музыкального руководителя.
Задачи проекта:
- Формирование слухового внимания.
- Развитие слуховой памяти.
- Развитие координации движений.
- Развитие умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Развитие просодики голосовые характеристики: высота, сила, длительность, тембр и мелодико – интонационная сторона речи (темп, ритм).
- Развитие фонематического слуха.
- Воспитание темпа и ритма и дыхания речи.
По окончании реализации проекта « Я пою и говорю» ожидаем следующие результаты :
- Дети проявят устойчивый интерес к музыкально – речевым играм.
- Смогут грамматически правильно формулировать свои мысли.
- Преодолеют негативизм и скованность.
- Преодолеют внутренний страх перед взаимодействием с социумом.
- Возрастает положительная динамика в формировании правильного звукопроизношения
Осуществляя коррекционную работу, учитываем:
- Структуру речевого нарушения.
- Осуществляю индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности.
- Закрепляю знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях.
- Всесторонне развиваю личность дошкольника.
Ход проекта:
Этапы реализации проекта:
- 1 –й организационный (сентябрь 2021 г.);
- 2 – й формирующий (октябрь 2021г – март 2022г.);
- 3 – й заключительный (апрель 2021г – июнь 2021г.)
Первый этап – Организационный.
Формы работы.
- Анализ научной и методической литературы.
- Разработка перспективного плана работы с детьми.
- Подборка музыкально – логопедических игр и упражнений с описанием проведения.
- Организация предметно – пространственной среды.
Второй этап – Формирующий.
Построение коррекционно – педагогического процесса развития речи детей в рамках данного проекта базируется на принципе интеграции чувства ритма, ориентировки в пространстве, развития « мышечного чувства» и чувства расслабления. Музыкально – дидактические игры, развивают у детей слуховое внимание и слуховую память.
Особое внимание уделяется упражнениям на дыхание, распевкам на автоматизацию звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. При использовании в коррекции речи песенного материала, происходит формирование мыслительных способностей и фантазии, способности к интонированию, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности содержать аффекты, развитие речевого дыхания, что особенно важно при заикании.
Развивая певческие навыки, мы в то же время работаем над развитием речи: над правильным произнесением окончаний существительных и особенно прилагательных, протягивание гласных звуков, что способствует развитию фонетико – фонематического слуха.
Реализация проекта проводится с использованием следующих приемов;
- Логопедическая ритмика;
- Театрализованная деятельность;
- Развитие музыкально – ритмических навыков;
- Развитие певческих навыков;
- Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, фонопедические упражнения.
Авторские разработки М. Л. Лазарева используем согласно лексической теме для развития речевой функции, дикции, голосовых и дыхательных функций и фонематического слуха.
Песенный и танцевальный репертуар разучиваем на музыкальных занятиях. Речевые упражнения и игры с одновременным выполнением действия без музыкального сопровождения отрабатываем на индивидуальных логопедических занятиях.
В ходе музыкально – дидактических игр отрабатываю артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Все виды логоритми6ческих игр, упражнений предлагаем детям в сочетании с какой – либо ритмической основой: под музыку, под счет, словесное, или чаще стихотворное сопровождение.
Работа над проектом наполнила повседневную жизнь воспитанников новыми красками, позволила нам педагогам увидеть интересные перспективы в работе, и, как, следствие, порадовала результатом. Дети активно вступают в диалог, задают вопросы, слушают и понимают речь, строят общение с учетом ситуации, легче идут на контакт со взрослым и сверстниками.
Занятие пением, тем более хоровым пением, встречается не часто в коррекционной работе в детском саду. Польза таковых занятий неоспорима. Надеемся, что наш опыт поможет шире внедрить ее в практику работы, ведь она, как никакая другая помогает как самовыражению с одной стороны, так и формирует умение работать в команде. Снимает рамки скованности, позволяет дышать глубоко и свободно.
«Осеннее настроение»
Дети входят в зал и приносят свои поделки.
Дети здороваются и показывают свои работы М.р.
М. р. Как хорошо, что вы принесли свои работы, какие они все красивые и как раз нам пригодятся на нашем занятие. Мы с вами сегодня будем говорить о необыкновенно красивом, удивительном времени года – осени. Вы обратили внимание, какой необычный у нас сегодня зал? ( Дети рассматривают зал.) Посмотрите на экран, какое время года там изображено? (Осень) А здесь мы устроим вернисаж ваших работ про осень, чтобы остальные дети нашего детского сада полюбовались вашими работами. Давайте, рассмотрим, как вы изобразили осень. ( Дети рассматривают работы, обсуждают.) Вам нравится выставка? Мне тоже, ведь все вы изобразили разную осень. Какие интересные работы! ( Обращает внимание детей на альбом, лежащий на столе.)
Подойдите сюда и посмотрите, какая необычная книга в нашем зале! Интересно, о чем она? (Раскрывает альбом.) Ой, да это не книга. ( Дети догадываются, что это фотоальбом.) А для чего он? Что можно в него вкладывать? ( Ответы детей.) Может быть, фотографии про осень? Осень такая загадочная, фотографии будут необычные. Вы согласны? (Ответы.) А как бы вы назвали такой альбом? ( Дети предлагают различные названия.) А может быть, назовем его» Осеннее настроение»? Я вижу в зале Инну Николаевну (имя – отчество логопеда) с фотоаппаратом, попросим ее сделать фотографии нашего занятия об осени. Получится красиво.
Логопед. Согласна. Я постараюсь хорошо фотографировать.
М.р. Давайте попробуем определить, какая бывает осень. Посмотрите на экран. Дети рассматривают фотографии, демонстрируемые на экране, перечисляют: ранняя, разноцветная, золотая, грибная, дождливая, поздняя.
М.р. Вы дали много определений осени, и все они правильные, интересные и необычные. А сейчас поговорим о «фруктовой «осени (на экране слайд – фрукты и ягоды) и расскажем, чем мы угощаемся осенью. Инна Николаевна, сделайте первую фотографию.
Логопед. Мы сейчас с вами поиграем в интересную игру с фруктами « Угадай фрукт» вы с закрытыми глазами берете осенние угощение и угадываете что это за фрукт.
Мы вас «угощали» фруктами и овощами, постарайтесь мимикой показать вкус сладких и кислых фруктов и овощей.
Дети выполняют мимическое упражнение « Попробуем», муз. Е. Макшанцевой.
М.р. Как интересно вы передали вкус сладких и кислых овощей и фруктов! А сейчас я предлагаю вам поиграть в ещё одну игру « Собери урожай». Делимся на 2 команды и наша задача быстро и правильно собрать урожай.
М. р. А еще, ребята, вы назвали «осень прощальной». Почему? ( Ответы детей: листья прощаются с деревьями, птицы улетают.) Посмотрите на экран (там слайд – улетающие птицы.) Послушайте, пожалуйста музыку Т.Потапенко, М. Ивансен «Скворушка прощается».
М.р. Настроение грусти и печали от прощания с летом передают в своих произведениях и поэты, и композиторы. Это же настроение в песне, которую вы знаете. ( Дети называют песню.) Как вы ее будете петь? ( Нежно, тихо, протяжно, грустно, печально.)
Дети выразительно исполняют песню « Скворушка прощается» ( на экране опавшие листья)
М.р Посмотрите на экран – листья опадают, шуршат, как будто переговариваются друг с другом. Предлагаю поиграть: постарайтесь передать голоса листиков инструментами.
Дети берут шумовые инструменты «Разговор листьев» В. Берестова, озвучивая его инструментами.
Осенней листвы разговор еле слышен:
Мы с кленов, мы с яблонь…
Мы с вязов, мы с вишен…
С дуба, с березы…
Везде листопад,
На пороге – морозы.
М.р. Осенью насекомые прячутся, готовятся переждать холодную зиму. Давайте поиграем в жучков. Посмотрите на экран ( там слайд – жуки). Но сначала споём их песенку (логопедическая распевка «Жуки»)
Дети делятся на две или три подгруппы, проводится музыкальная игра.
М.р. Обращаясь к первой подгруппе детей, поет на одном звуке.
Жук, жук, где твой дом?
Дети: (поют на том же звуке , отвечая музыкальному руководителю).
Мой дом под кустом.
Задание выполняет другая подгруппа детей, муз. руководитель меняет высоту звука и т. д.
М.р Ребята, вы назвали осень « яркой» и « веселой», почему? ( Ответы детей.) Посмотрите на экран! ( На экране осенние пейзажи.) У осени очень яркие краски, недаром ее называют « золотая, пестрая». Зайдешь в такой лес и увидишь, как летают паутинки, услышишь, как ветер шуршит листочками. Мы с вами слушали произведения разных композиторов. Все они по – своему рассказали про осень. Каких композиторов вы запомнили? ( Чайковский, Вивальди, Свиридов, Прокофьев.) Как рассказал об осени своей музыкой Вивальди, какая у него осень? ( Высказывания детей.) Мне тоже кажется, что музыка Вивальди радостная, торжественная. Возьмите любые предметы, которые помогут вам изобразить осень. Постарайтесь в своем танце передать настроение музыки.
Дети берут желтые листья или ветки , шелковые шарфы, ленты и выполняют танцевальную «Времена года. Осень»
На экране появляется слайд – осенний дождь.
М.р. Вы называли осень – дождливой. А как ведут себя люди под холодным осенним дождем?
( Ответы детей.) Давайте представим, что вы собираетесь выйти из дома, а на улице идет дождь.
Постарайтесь передать мимикой, жестом, пластикой походку и действия людей под дождем.
Дети берут зонтики и исполняют танец.
М.р. У вас очень интересно получилось. А когда выглядывает осеннее солнце, у всех поднимается настроение и хочется танцевать. Попробуйте станцевать польку, но старайтесь не подражать друг другу в движении. ( Под звуки любой веселой польки дети импровизируют танцевальные движения, используя по желанию зонтики, цветы или др.)
Молодцы, много разных движений польки вы вспомнили, и ваша импровизация получилась веселой, озорной, радостной. Посмотрите на экран! ( На экране яркие осенние пейзажи)
М.р. Садитесь к пианино и послушайте фрагмент из одной знакомой вам песни, вспомните ее и скажите, с каких слов начинается ( играет отрывок из песни « Листопад», дети ее узнают. ) Перед тем как спеть, давайте сделаем зарядку для язычка. ( Проводится артикуляционная гимнастика.) Теперь предлагаю вам поиграть в «живое пианино».
Дети поют первый куплет песни без музыкального сопровождения цепочкой по фразам.
М.р. Давайте споем под музыку всю песню вместе. Дети исполняют песню
«Осень», Т. Молодцы, вы исполнили припев и запев по- разному, передавая характер и динамику музыки.
На экране демонстрируются виды осеннего Калининграда. Дети рассматривают их, любуются, обсуждают.
М. р. Как можно назвать эту осень? ( Калининградская) Как хороша калининградская осень! Посмотрите, как красиво! Это Кафедральный собор на острове Канта, а это Музей янтаря, вот Рыбная деревня, Королевские ворота, Музей Мирового океана. Вы там бывали? А это наш детский сад на улице Богдана Хмельницкого.
М.р. Инна Николаевна сделала много фотографий на нашем занятии. Давайте все вместе сфотографируемся на фоне нашей осени, это будет наш последний снимок, а потом посмотрим все фотографии.
М.р. Когда фотографии будут готовы, вы расположите их в альбоме, и мы еще раз все рассмотрим вместе.
Дети забирают альбом, прощаются и уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация учителя-логопеда для родителей детей старшего дошкольного возраста: «Правильное владение родным языком – залог успешного обучения ребёнка в школе»
Часто учителя-логопеда просят выступить на родительском собрании для родителей детей старшего и подготовительного возраста. Материал консультации поможет специ...
Презентация для детей старшего дошкольного возраста (образовательная область- «Познавательное развитие») "Времена года" автор-создатель- Чернышова Л.Н.
презентация для детей старшего дошкольного возраста (образовательная область- «Познавательное развитие»)...
Городской методический семинар для педагогов-психологов и учителей-логопедов "Досуг для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и ОНР на тему "Дары осени".
Развивать музыкально-творческие способности; закреплять представления о фруктах, овощах, осенних явлениях природы, с помощью игр и стихотворений, моторный этюд для развития выразительности движе...
Совместная интегрированная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей старшего дошкольного возраста «Экскурсия в Московский Кремль»
Развитие навыков словообразования относительных прилагательных, обозначающих материал, на основании лексической темы «Москва - столица России»...
Создание арт-композиции на музыкальной основе с детьми старшего дошкольного возраста (на примере интегрированных занятий «Времена года»)
Арт-композиции на музыкальной основе - творческий процесс....
Консультация учителя-логопеда для родителей детей младшего дошкольного возраста
Развивать речь дтей младшего дошкольного возраста помогают потешки- короткие стишки. Они учат маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово....
Методическая разработка конспекта развлечения для детей старшего дошкольного возраста " Петербургская погода в любое время года".
Методическая разработка конспекта развлечения для детей старшего дошкольного возраста " Петербургская погода в любое время года " по реализации образовательных областей: познавательное разви...