Совместный проект музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста «Я пою и говорю»
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №33»
Совместный проект музыкального руководителя и учителя-логопеда
по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
«Я пою и говорю»
Подготовили: учитель-логопед Кочетковва К.Т.
музыкальный руководитель: Заводинец Л.А.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.
У детей с речевыми нарушениями наблюдается дефицит эмоций. Они плохо дифференцируют вербальные и невербальные средства эмоциональной выразительности, испытывают затруднения в передаче эмоций, что, в частности, выражается в обеднении их мимики и жестов.
Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии), фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т.д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания. Музыка, по мнению ученых, это дополнительный сенсор, который позволяет максимально развить речь у ребенка.
Пение - один из важнейших видов музыкальной деятельности детей. Пение давно используется, как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).
В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу.
Так возникла идея совместного проекта музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста «Я пою и говорю».
Проект рассчитан на два года, начиная с сентября 2019 г. Реализуется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта в части, формируемой участниками образовательных отношений.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста с ТНР, посещающие группы компенсирующей направленности , музыкальный руководитель, учитель - логопед, родители.
Цель проекта: внедрить и апробировать на практике систему работы, направленную на коррекцию речевых и поведенческих особенностей детей с логопедическими проблемами на основе совместной деятельности учителя логопеда и музыкального руководителя.
Задачи проекта:
- формирование слухового внимания;
- развитие слуховой памяти;
- развитие координации движений;
-развитие умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие просодики (голосовые характеристики: высота, сила, длительность, тембр и мелодико-интонационная сторона речи (темп, паузация, ритм);
- развитие фонематического слуха;
- воспитание темпа и ритма дыхания и речи.
По окончании реализации проекта "Я пою и говорю" ожидаем следующие результаты:
-дети проявят устойчивый интерес к музыкально - речевым играм;
-смогут грамматически правильно формулировать свои мысли;
-преодолеют речевой негативизм и скованность;
- преодолеют внутренний страх перед взаимодействием с социумом;
- возрастет положительная динамика в формировании правильного звукопроизношения у детей с логопедическими проблемами и с заиканием в частности.
Осуществляя коррекционную работу, учитываем:
-структуру речевого нарушения;
-осуществляю индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
-закрепляю знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях;
-всесторонне развиваю личность дошкольника.
Ход проекта
Этапы реализации проекта:
1-й – организационный (сентябрь 2019 г.);
2-й – формирующий (октябрь 2019 г.- март 2021г);
3-й - заключительный (апрель 2021 г. - май 2021г.)
Первый этап - Организационный.
Формы работы
1. Анализ научной и методической литературы.
2. Разработка перспективного плана работы с детьми.
3. Подборка музыкально - логопедических игр и упражнений с описанием проведения.
4. Организация предметно – пространственной среды.
Второй этап - Формирующий.
Построение коррекционно-педагогического процесса развития речи детей в рамках данного проекта базируется на принципе интеграции, то есть сочетании логоритмической, игровой, слушательской и исполнительской (певческой) деятельности дошкольников.
В связи с этим широко используется ряд упражнений для укрепления мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитания чувства ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства» и чувства расслабления. Музыкально-дидактические игры, развивают у детей слуховое внимание и слуховую память.
Особое внимание уделяется упражнениям на дыхание, распевкам на автоматизацию звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. При использовании в коррекции речи песенного материала, происходит формирование мыслительных способностей и фантазии, способности к интонированию, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие тонкой моторики и артикуляционной моторики. На коррекционных логопедических занятиях песенный материал можно использовать как оформление логопедических игровых упражнений, так и, в качестве ритмических игровых моментов, для развития речевого дыхания, что особенно важно при заикании.
Развивая певческие навыки, мы в то же время работаем над развитием речи: над правильным произнесением окончаний существительных и особенно прилагательных, протягивание гласных звуков, что способствует развитию фонетико – фонематического слуха.
Реализация проекта проводится с использованием следующих приемов:
- Логопедическая ритмика;
- Театрализованная деятельность;
- Развитие музыкально-ритмических навыков;
- Развитие певческих навыков.
- Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, фонопедические упражнения.
Авторские разработки М.Л. Лазарева используем согласно лексической теме для развития речевой функции, дикции, голосовых и дыхательных функций и фонематического слуха.
Песенный и танцевальный репертуар разучиваем на музыкальных занятиях. Речевые упражнения и игры с одновременным выполнением действия без музыкального сопровождения отрабатываем на индивидуальных логопедических занятиях.
В ходе музыкально – дидактических игр отрабатываю артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Все виды логоритмических игр, упражнений предлагаем детям в сочетании с какой – либо ритмической основой: под музыку, под счёт, словесное, или чаще стихотворное сопровождение.
Работа над проектом наполнила повседневную жизнь воспитанников новыми красками, позволила нам педагогам увидеть интересные перспективы в работе и, как следствие, порадовала результатом. Дети активнее вступают в диалог, задают вопросы, слушают и понимают речь, строят общение с учётом ситуации, легче идут на контакт со взрослым и сверстниками.
Занятие пением, тем более хоровым пением, встречается не часто в коррекционной работе в детском саду. Польза таковых занятий неоспорима. Надеемся, что наш опыт поможет шире внедрить ее в практику работы, ведь она, как никакая другая помогает как самовыражению с одной стороны, так и формирует умение работать в команде. Снимает рамки скованности, позволяет дышать глубоко и свободно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста".
Вам представлены задания наразвитие графических навыков. Эти упражнения помогут развить у ребят мелкую моторику, произвольное внимание, зрительное восприятие, научат детей ориентироваться налист...
Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...
Педагогический Проект "Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики"
Педагогический Проект разработан для учителей-логопедов, рекомендован в работе воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности. Цель Проекта: преодоление речевых нарушений у детей с...
Взаимосвязь работы семьи и логопеда при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Обучение ребенка в дошкольном учреждении проводится по разным направлениям:развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной);исправление звукопроизношения;формирование ритмико-мелодической стороны ре...
Использование куклотерапии для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Кукла в руках пациента – ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться.Кукла в руках психотерапевта отвлекает пациента от серьезности процесса и дает поговорить по душам. ...
Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...
Совместный проект музыкального руководителя и учителя – логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста « Я пою и говорю - Времена года»
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих проблемы с речью.Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей ...