Проект "Музыкальные инструменты", Проект "Музыкальный спектакль "Новые приключения Колобка", Проект музыкальное занятие "Путешествие в страну волшебных звуков"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Попова Валентина Владимировна

проект по теме  "Музыкальные инструменты" , Проект Музыкального спектакля "Новые приключения Колобка" и проект музыкального занятия "Путешествие в страну волшебных звуков"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад «Брусничка»

г. Северобайкальск

Музыкальный руководитель:

Попова Валентина Владимировна

Долгосрочный комплексный проект по музыкальному воспитанию

«В стране музыкальных инструментов»

для детей старшего дошкольного возраста

Срок реализации проекта: ноябрь 2023го

Образовательная область: музыка

Область интеграции: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация.

Вид проекта: открытый (в контакте с семьёй), групповой, долгосрочный.

Цель:

  1. Развить устойчивый интерес к миру музыки ,
  2. Познакомить с разнообразием музыкальных инструментов.
  3. Создать условия для активного использования музыкального  опыта детей в  их  творческой деятельности

Задачи проекта:

  1. Активизация интереса детей к музыке и музыкальной культуре.
  2. Знакомство и классификация музыкальных инструментов (ударные, духовые, струнные, клавишные, русские народные, шумовые,): их историческое прошлое, особенности и основные отличия.
  3. Воспитывать умение слушать и понимать музыкальные произведения, эмоционально откликаться на них.
  4. Развитие умения узнавать (по внешнему виду) собственно музыкальный инструмент, его изображение на фото и иллюстрациях.
  5. Поощрять творческую активность в самостоятельной и совместной музыкальной деятельности.
  6. Развитие умения слышать и узнавать «голос» инструмента, его характерные особенности.
  7. Прививать интерес к музыкальным играм.

8.Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и  сверстниками в ходе реализации проекта

Продолжительность проекта:  долгосрочный 5 месяцев (октябрь 2020 – февраль 2021 г. )

Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели,  воспитанники, родители.

Материалы и оборудование: Мини — музей, музыкальный центр, компьютер, принтер, видеокамера, диски и кассеты с записью классической музыки, фотографии и картины с изображениями музыкальных инструментов, портреты композиторов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи, познавательная литература, художественная литература.

Детские  музыкальные инструменты (ложки, колокольчики, бубны, погремушки, трещотки, металлофоны и др.).

  Основные формы реализации проекта:

  • игровые занятия по слушанию музыки,
  • интегрированные занятия,
  • слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»,
  • работа с познавательной литературой,
  • продуктивная деятельность,
  • музыкальные гостиные,
  • музыкальные викторины,
  • релаксационные паузы,
  • посещение концертов народной  музыки ,
  • встречи с учениками музыкальной школы

Понятия, которые можно изучить в ходе проекта:

История развития музыки, разнообразие музыкальных инструментов, знакомство с великими композиторами и их произведениями, ознакомление с элементами музыкальной грамотности: нотный стан, темп, жанр музыки, характер музыки, музыка природы, музыка живописи, музыка сказок, музыкальный словарик.

Гипотеза:  знакомство детей с разными группами инструментов и их звучанием позволит расширить музыкальный кругозор, знания об истории создания инструментов, их тембра, умение классифицировать по группам, приобщить к  шедеврам мировой классической музыке и повысить качество

воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Организация развивающей среды: пополнение музыкального уголка: музыкальными инструментами,  изготовить инструменты сделанные руками детей, внесение иллюстраций, альбомов по теме проекта, обогащение театрализованного уголка: элементами костюмов, атрибутикой для музыкального творчества, внесение книг в книжный уголок по тематике музыкальные инструменты, слушание музыки со звучанием инструментов, рассказами о их истории создания, видео-презентации и мультфильмы, освещающие тему инструментов, обогащение уголка изодеятельности.

 Предполагаемый результат:

 Дети:

  • дети более увлеченно слушают классическую музыку; значительно изменение особенности музыкального восприятия: появление произвольного внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.
  • более глубокими и содержательными высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, образная речь, активный словарь пополнится новыми словами
  • находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов
  • Различают на слух и дают название музыкальных инструментов,

самостоятельно классифицируют их.

  • Различают и называют музыкальные инструменты по иллюстрации , умеют о них рассказать ( история создания, из чего сделаны)
  • Самостоятельно играют в игры с музыкальными инструментами

Коммуникативные навыки:

  • получает удовольствие от совместной деятельности с взрослым, стремится к такой деятельности;
  • преодоление трудностей, радость творчества в приобщении к миру музыки;
  • имеет адекватную самооценку, статус в группе;

 Родители:

  • активный и заинтересованный участник педагогического процесса
  • повышение общей и музыкальной культуры
  • проявляет интерес к созданию инструментов своими руками

 произведениях, различают жанры музыкального искусства

  • слушают произведения классической музыки дома, привлекают к слушанию детей, проводят беседы

 Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

2 этап –практический ( реализация намеченных планов)

3 этап – заключительный ( подведение итогов, внесение поправок , в случае

нерешённых проблем, обобщение опыта).

Занятие № 1

Тема: «Ударные музыкальные инструменты»

Цель: - развивать у детей творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах;

- формировать у детей слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики.

Ход занятия

Музыкальный руководитель:  - Ребята, сегодня мы с вами начинаем необычное путешествие. Это путешествие в сказочную страну музыкальных инструментов. А раз в этой стране живут музыкальные инструменты, значит, в ней живут и звуки, и волшебная музыка.

Сегодня мы с вами посетим Город ударных инструментов. А чтобы лучше познакомиться с его жителями я вам прочту сказку.

«Ударная семья»

Музыкант вошел в дом с большой коробкой и вынул из неё колокольчик, ложки, трещотки, барабан.

- Завтра у моего сына день рождения, и вы все пригодитесь.

Наступила ночь, и вдруг в тишине затрещали трещотки:

- Трах-тах-тах. Интересно, кого из нас выберет именинник?

Барабанные палочки подпрыгнули и выбили на барабане короткую дробь.

- Трам-там-там! Что это за инструмент – трещотки? Деревянные дощечки, надетые на шнурок. Треска много, а музыки никакой. Конечно, мальчик выберет барабан. Под мой бой он сможет и маршировать и танцевать.

- Дин-дон, дин-дон, - заволновался колокольчик, - от вас, барабан, один только бой и шум, а я умею весело звенеть, так что для танцев я больше подхожу.

- Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь, - вступили в разговор ложки. – Вы ошибаетесь, если думаете, что ложки – не музыкальные инструменты. Мы сделаны из самого музыкального дерева – клена и умеем цокать очень звонко, а звяканье колокольчиков украшает нашу музыку.

- Не шумите малыши, дайте отдохнуть мне и моему хозяину – барабанщику, - сердито гудел стоящий в углу огромный барабан.

Музыкальные инструменты затихли и уснули. Проснулись они от веселого смеха и топота. В гости к мальчику пришли дети. Их ручки быстро разодрали разные музыкальные инструменты, и пошло веселье.

- Трах-тах-тах – трещали трещотки.

- Трам-там-там – били барабанные палочки.

- Динь-дон! – звенел колокольчик.

- Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь – разговаривали ложки.

Тут вошел отец мальчика. Он взял свой большой барабан, барабанные палочки, и громкая барабанная дробь влетела в общее веселье.

- Братцы, мы все из одной семьи ударных инструментов, и нам не нужно спорить, - гремел барабан, и все инструменты с ним были согласны!

Музыкальный руководитель:  Ребята, ну вот мы и прослушали сказку об ударных инструментах, и теперь я хочу провести небольшую викторину по сказке. Ответьте мне на вопросы и получите жетон победителя.

Вопросы викторины

  1. Чем ударные инструменты отличаются от струнных и духовых инструментов?
  2. Как вы думаете, кто в семье ударных инструментов самый старший и, наоборот, самый младший?
  3. Звучание какого музыкального инструмента из сказки вам нравиться больше и почему?
  4. Если бы музыкальные инструменты попросили вас разрешить их спор, что бы вы им сказали?
  5. Придумайте свои веселые названия для разных ударных инструментов.

Педагог подводит итоги викторины и награждает самый активных её участников памятными медальками с изображениями ударных музыкальных инструментов.

Занятие № 2

Тема: «Ударные инструменты» (продолжение)

Цель: Знакомить детей с ударными инструментами.

Ход занятия

Дети входят в зал под маршевую музыку, аккомпанемент к которой исполняют ударные инструменты.

Музыкальный руководитель:  Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем знакомство с ударными инструментами. Сегодня у нас вернисаж музыкальных ударных инструментов. Выходя по очереди, вы называете один из инструментов, а я читаю вам о нем стихотворение.

Бубен В цирке медвежонок пляшет

И задорно бубном машет,

Лапой по нему стучит,

Бубен радостно звенит.

Ложки Ложки разными бывают,

И на них порой играют.

Отбивают ритм такой

Сразу в пляс пойдет любой.

Ложки – пусть не фортепиано,

Но у них свое пиано,

Есть и форте, даже трели,

Как у струн виолончели.

Барабан Я, конечно, не орган,

Я всего лишь барабан,

Но могу любые звуки

Я исполнить, были б руки.

Вот две палочки, держите,

По мембране постучите.

Слышите, как я пою?

Тишины я не люблю.

Колокольчик На моем велосипеде

Колокольчик есть из меди.

Служит он вместо звонка,

Слышен звон издалека.

Колокольчик – музыкант,

У него большой талант

Радость людям приносить,

Может он весь день звонить.

Музыкальный руководитель:  А, сейчас я предлагаю вам поиграть в музыкальную игру «Песенка настроения».

Описание.

Разделить детей на подгруппы и раздать каждой группе по одному ударному инструменту. Каждая группа должна придумать на своем музыкальном инструменте музыкальное обращение к остальным детям и проиграть его. Дети угадывают настроение той или иной песенки.

Музыкальный руководитель:   Ребята, наши музыкальные инструменты, как любые артисты очень любят, когда пишут их портреты. Давайте пройдет в наш уголок творчества, где у нас уже приготовлены листы белой бумаги и яркие цветные карандаши и нарисуем портрет понравившегося вам инструмента в образе веселого человечка, а музыка нам поможет придумать этот образ.

Дети рисуют ударные инструменты

под музыку пьесы А.Хачатуряна «Танец с саблями», «Военный марш» Прокофьева.

По окончании творческого задания педагог и дети

вывешивают свои работы в выставочном уголке зала, и обсуждают наиболее понравившиеся работы.

Занятие№3

Тема: «Легенда о барабане»

Цель: Продолжать знакомить детей с ударными инструментами, историей их возникновения, их роли в жизни людей.

Ход занятия

Музыкальный руководитель: Сегодня, ребята, я хочу рассказать вам о том, как и для чего был сделан первый барабан. Для этого я расскажу вам сказку….

«Легенда о барабане»

- Дедушка, выпей отвара, - ласково сказала индианка Чистый Родник.

- Пей его сама, внучка, - ответил старик. – Тебе сил много надо будет, чтобы выжить. Наше племя может погибнуть зимой. Слишком мало у нас осталось людей.

- Дедушка, мой муж, Соколиное перо говорит, что в других племенах тоже мало людей. Почему мы живём маленькими племенами? Вместе мы бы были сильнее.

В ответ старик кивнул с горестью и пошел к вождю племени.

- Надо индейцам объединиться и жить дружно, тогда мы сможем помогать друг другу – сказал старик вождю.

- Как мы узнаем, захотят ли соседи с ними дружить? – ответил вождь.

- Пусть охотники отнесут приглашение на пир всем соседям. А женщины зажгут костер и приготовят еду. Тот, кто захочет дружить, придет к нам в гости, - объяснил старик.

- Твой план опасен, - покачал головой вождь – Нельзя посылать мужчин в другие племена, вдруг они не вернутся?

Опечалился старик, а внучка ему и говорит: «Не горюй, дедушка. Мой муж, Соколиное перо, придумает что - нибудь».

Вдруг Чистый Родник подняла голову и воскликнула:

- Слышу, он уже идёт с добычей. Надо приготовить ему горячую еду.

Чистый Родник принялась хлопотать, и, когда молодой охотник подошел, еда уже сварилась на костре.

Дед с удивлением спросил:

- Внучка, как ты узнала, что твой муж едет с добычей, когда он был еще так далеко?

Соколиное перо достал из сумки небольшой глиняный горшок, на котором была натянута шкура оленя, и выбил ладонями мелкую дробь.

- Я сделал этот инструмент и назвал его барабаном. Когда я возвращаюсь с охоты, я стучу в барабан, и моя любимая слышит меня, даже если я далеко.

Не успел охотник договорить, как старик схватил барабан и побежал к вождю.

- Нам нужно сделать такой барабан, только намного больше. Тогда его громкий стук услышат все племена. Этот барабан расскажет людям, что мы зовем их в гости, чтобы жить вместе и помогать друг другу.

Эта идея всем понравилась, и люди племени принялись за работу. Они сделали круглую деревянную раму и натянули на неё сверху и снизу кожу лося. Потом они зашили обе стороны барабана по краю деревянной рамы полосой кожи и сделали барабанные палочки с оленей шкурой на концах.

- Бум-бум-бум, идите все сюда, идите в гости – бил в барабан охотник Соколиное Перо.

Звук барабана был такой громкий и призывный, что его услышали и поняли все соседние племена. Первым пришло самое маленькое племя с лесного озера. Они остановились неподалеку, не решаясь подойти к костру.

Тогда Чистый Родник взяла красивые бусы и отнесла девушке из племени Лесного Озера, а девушка в ответ протянула свое ожерелье из ракушек. Они взялись за руки и стали танцевать возле костра. Чистый Родник запела приветственную песню, а Соколиное Перо отбивал ритм этой песни на своем барабане.

Люди заулыбались и тоже стали обмениваться дарами между собой.

Новые племена приходили на зов барабана, и люди снова и снова пели песни и дарили подарки.

С тех пор индейцы стали жить лучше. Большие и маленькие барабаны поют песню дружбы – индейский зов любви.

Педагог: Представьте, ребята, что вы тоже жители племени и вождь спрашивает у вас совет, как жить племенам в дружбе. Что вы ему посоветуете?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель:  В каких важных делах барабан помогал людям племени?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель:  Теперь, когда мы знаем, что барабан является очень важным инструментом, я предлагаю вам вместе с родителями сделать свой барабан дружбы. Как образец я хочу показать вам свой барабан, который я сделала его из ведёрка и украсила его цветной самоклеющейся пленкой.

Заключительное занятие

"Музыкальные инструменты"

Цель: Подарить ребёнку радость, открыть ему дверь в мир музыки - мир удивительный, яркий и сказочный. Познакомить детей с многообразием мира музыкальных инструментов.

Задачи:

  1. Развитие музыкального вкуса детей, эмоциональной отзывчивости на музыку.
  2. Развитие творческих способностей, фантазии, воображения, пластичности в различных видах музыкальной деятельности.
  3. Обогащение детей музыкальными впечатлениями в слушании музыки, умению выражать свои эмоции и настроения, по средствам голоса и движений под музыку.
  4. Знакомить детей с различными видами музыкальных инструментов, их звучанием.
  5. Учить детей на слух определять звучание музыкального инструмента в оркестре.

Ход занятия

Дети входят в празднично оформленный зал в стиле музыкальной гостиной.

Звучит пьеса Эдварда Грига «Утро».

Музыкальный руководительЗдравствуйте, мои маленькие друзья! Я рада приветствовать вас в нашей музыкальной гостиной.

Дети отвечают на приветствие.

Музыкальный руководитель. Это замечательно, что вы очень воспитанные и вежливые ребята. Но, так как моя гостиная – музыкальная, я хочу услышать музыкальное приветствие. Как мы еще можем поприветствовать друг друга, кроме как, сказав слово «Здравствуй!».

Ответы детей. Поклоном, рукопожатием, взмахом руки, объятиями.

Музыкальный руководитель. Все верно. Я предлагаю вам немного поиграть. 

Игра «Поздоровайся со мной»

 Дети двигаются поскоками по залу в произвольном направлении под музыку. Когда музыка перестанет звучать дети должны:

1раз – поклониться руг другу;

2 раз – пожать другу;

3 раз – помахать рукой, сказав «привет»;

4 раз – обнять друг друга.

Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята. Вы очень музыкальны. Я думаю, что вас я могу пригласить посетить прекрасную страну Музыки.

Страна музыки

Есть на Земле одна страна.

Зовется музыкой она.

Созвучья в ней живут и звуки.

Но чьи их оживляют руки?

Кто заставляет мир звучать,

Когда он устаёт молчать?

Когда он будто бы струна,

Которая звенеть должна?

Конечно это музыкант!

Его порыв, его талант.

Его желание творить

И людям красоту дарить!

- Ребята, а что необходимо музыканту, для того, чтобы зазвучала музыка?

Дети: Музыкальные инструменты.

Музыкальный руководитель. Правильно. В стране Музыки музыкальные звуки живут в домиках – музыкальных инструментах. Для того, чтобы это было легче представить, я предлагаю вам создать сказочный, музыкальный коллаж. Это поможет нам и нашим гостям получше познакомиться со страной Музыки.

Дети подходят к рабочей зоне,

где для них приготовлены красочные картинки

с изображением музыкальных инструментов, и панно с большим домом, деревьями, цветами.

Музыкальный руководитель. Ребята, посмотрите, сколько музыкальных инструментов лежит на столе. Они все такие разные, но все же их можно объединить в четыре основные группы. Как называются эти группы?

Дети классифицируют музыкальные инструменты по группам: ударные, духовые, струнные, клавишные.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! В каждой из этих групп живет очень много различных инструментов. Они готовились к встрече с вами, так сильно волновались и суетились, что все перепутались. Мы должны им помочь занять свои места. Чтобы они больше не путались, я придумала для них вот такой большой просторный дом, где у каждого инструмента будет своя комната.

Педагог демонстрирует детям таблицу.

На земле у каждого есть родимый дом.

Хорошо и весело и уютно в нем.

У собаки конура, у лисички – нора,

У совы – дупло, у малиновки – гнездо.

Ну, а в этом домике живут музыкальные инструменты.

-Первыми в очереди на вселение у нас стоят ударные музыкальные инструменты, ведь они первыми появились на Земле, и являются самыми простыми и незатейливыми. Расставить их по местам нам поможет игра «Музыкальная отгадай - ка».

Игра «Музыкальная отгадай - ка»

Педагог загадывает детям загадки о музыкальных инструментах.

1. Кто в оркестре вам поможет,

Сложный ритм стучать он сможет.

Ритм любой, из разных стран.

Ну, конечно, (Барабан)

Ребенок, отгадавший загадку, приклеивает картинку с изображением барабана в ячейку таблицы-домика.

Музыкальный руководитель: Барабан в древности делали из шкур животных, добытых на охоте, и он имел важное значение в жизни людей. Они использовали его, например, как телефон, для того, чтобы передать информация на дальние расстояния, или предупредить об опасности своих соседей, живших очень далеко. Ведь звук большого барабана преодолевал большие расстояния намного быстрее, чем человек. Потому, что этот звук летел по воздуху, а у человека на пути встречалось множество преград. А еще он своим ритмичным звучанием помогал воинам – охотникам настроиться на успешную охоту.

Мальчики исполняют ритуальный «Танец охотников» с гимнастическими палками.

2. Деревянные крошки,

Постучи-ка немножко.

Можно щи хлебать,

А можно и «Барыню» сыграть. (Деревянные ложки)

Карточку с изображением деревянных ложек размещают в ячейке таблицы.

3. Ладошка по нему стучит,

Потряхивает вольно.

А он звенит, трещит, гремит.

Ему совсем не больно. (Бубен)

Карточку с изображением бубна дети размещают в ячейке таблицы.

4. Ты возьми меня в ладошки.

Потряси меня рукой.

И услышишь голос звонкий,

Деревянный, озорной. (Трещотка)

Карточку с изображением трещотки размещают в ячейке таблицы.

Музыкальный руководитель: Трещотка не только подпевала бубну и ложкам на народных праздниках, но еще и охраняла огород от вредителей. Она так громко трещала на ветру, что ни одна ворона или грач, а также другие огородные хулиганы не осмеливались губить урожай.

5. Ты возьми его в ладонь,

Слышен будет перезвон.

Динь-динь-динь, дон-дон-дон,

Чей же это звон? (Колокольчик)

Карточку с изображением колокольчика размещают в таблице.

6. Он похож на погремушку,

Только это не игрушка. (Маракас)

Карточку с изображением маракаса размещают в таблице.

7. В самый сказочный момент

Вступит этот инструмент.

Но совсем не каждый знает,

Что в оркестре он играет.

Тихо, нежно зазвенит,

Будто все посеребрит.

А затем умолкнет скоро.

По сигналу дирижера.

Знает это каждый школьник

Что такое? (Треугольник)

Карточка с изображением треугольника размещается в ячейке таблицы.

8. Знайте, они с барабаном соседи.

Только сделаны из меди.

Вовремя нужно руками взмахнуть,

Звонко ударить, потом отдохнуть.

Партия их не пустяк, не безделка.

В музыке тоже бывают …(Тарелки)

Карточка с изображением медных тарелок размещается в ячейке таблицы.

Музыкальный руководитель: Ребята, наши ударные инструменты не только веселые музыканты, но и умелые рассказчики. Они сейчас поведают вам сказку «Медведь и пчелы»

Дети при помощи ударных инструментов озвучивают сказку.

Медведь и пчелы

Шел однажды по лесу медведь.  (барабан). Захотелось ему медку покушать. Вдруг видит он улей, полный меда, а пчелы в нем так и жужжат. (бубен) Знал медведь, что связываться с пчелами опасно, но уж больно меда ему захотелось. «Авось не покусают», - подумал медведь и полез в улей. Тут пчелы накинулись на него и стали больно жалить. (колокольччик). Завыл медведь, застонал медведь.  Еле ноги унес! Бежит по лесу  (барабан) , а сам пчелам грозит: «Вот ужо я вас! Спилю сейчас сук побольше и всех вас разгоню!» Вскарабкался он на дерево, сел на самый толстый сук (барабан) и начал пилить его. (маракасы).

Летела мимо птичка – синичка. (иреугольник). Увидела она медведя (барабан) и говорит ему: «Не пили, медведь, ветку! И сам упадешь и гнездышко мое разоришь!» - прощебетала она ему тоненьким голосом (треугольник) .

«Без тебя обойдусь!» - прорычал в ответ медведь (барабан) , а сам продолжает пилить ветку.  (м аракасы)

Скакала по веткам белочка.(кастаньет) Увидела она медведя (барабан) и говорит ему: «Перестань, косолапый, пилить. Всех бельчат разбудишь и сам упадешь!»

«Скачи своей дорогой», - буркнул медведь (барабан), а сам дальше пилит (маракасы) .

Пробегал мимо олень с оленятами (рубель) . «Не пили, медведь, сук! Нас без свежей листвы оставишь и сам упадёшь!»

Не слушает медведь никого, знай себе, пилит (маракасы) .

Вылезли из нор своих все маленькие зверьки: мышки, ежики, кроты. Смотрят, а медведь все пилит (маракасы) . Тут мимо ворона летела и каркнула: «Ой, упадет медведь!»

Тут сук обломился и рухнул (музыкальный молоток) . Упал медведь с дерева, все бока себе отшиб (барабан) . Заплакал, застонал : «Простите меня, друзья! Всех вас обидел и сам пострадал!»

Пожалели звери незадачливого медведя (кастаньет, рубель, треуголник)   . Помогли подняться. И впредь ему наказали: «Никогда не пили сук, на котором сидишь!»

Музыкальный руководитель: Вот такую поучительную сказку мы с вами услышали. А теперь настало время для игры. Игра называется «Почта».

Игра «Почта»

Описание: Дети встают в круг. В центр круга выбирается ведущий, который с колокольчиком в руках оббегает детей.

Ведущий: Динь-динь-динь!

Дети: Кто там?

Ведущий: Почта.

Дети: От куда?

Ведущий: Из города.

Дети: А что делают жители города?

Ведущий: Отгадайте!

Звучит отрывок музыкального произведения,

характер которого указывает, что делают жители города:

спят, поют, танцуют, маршируют.

Прослушав отрывок, дети должны угадать, чем занимаются жители музыкального города.

Музыкальный руководитель: Ребята, духовые музыкальные инструменты тоже хотят поиграть с вами в игру. Игра называется «Отгадай, кто поет?». Какие вы знаете духовые инструменты?

Дети перечисляют духовые инструменты, с которыми они познакомились на предыдущих занятиях: жалейка, рожок, свирель, флейта, гобой, кларнет, волынка, медные трубы.

Музыкальный руководитель: Духовые инструменты предают нам звуковые приветы, а мы должны узнать, какой инструмент для нас пел?

Игра «Отгадай, кто поет?»

Педагог дает детям прослушать фонограммы звучания различных духовых инструментов. Дети, узнав этот инструмент, находят карточку с его изображением и закрепляют его в ячейке таблицы – домика.

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите на наш чудесный домик. Он уже наполовину заселен. Сколько инструментов уютно разместилось в его окошках. Это говорит о том, что вы очень внимательно слушали на предыдущих занятиях и у вас много друзей в стране Музыки. Поэтому я предлагаю вам сыграть в музыкальную игру «Меня зовут Ваня, я играю на баяне».

Игра «Меня зовут Ваня, я играю на баяне»

Описание: Дети встают в круг, и, каждый, по очереди произносит ключевую фразу, только вместо имени Вани он произносит свое имя, а также называет любой, знакомый ему инструмент, имитируя при этом способ игры на нем. Дети повторяют за ним. Затем ход переходит к следующему игроку, стоящему в кругу. Игра длится до тех пор, пока все дети не назовут свой инструмент. Поощряются дети, которые не повторяют за другими, а стараются назвать новый инструмент.

Звучит отрывок скрипичного концерта Вивальди.

Музыкальный руководитель:

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны.

Мотив звучит издалека,

Поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив.

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив,

Его названье – скрипка!

Пришла пора, ребята, поговорить о струнных инструментах. Струнные инструменты тоже хотели нам очень понравиться, поэтому подготовили для нас красочные слайды, рассказывающие о многообразии этой группы инструментов.

Слайд 1,2,3. Давным–давно, наши предки на охоте стреляли из лука: натягивали тетиву и пускали стрелы. Однажды один из охотников обратил внимание на то, что тетива при этом издавала красивый, мелодичный звук.

Из тетивы струна возникла.

Упругой быть она привыкла.

Но только в луке не звенела,

Певучим голосом не пела.

Ум человеческий решил

Струну создать из тонких жил.

И в сокровенный тот момент

Родился струнный инструмент.

Слайд 4. Разговор смычковых инструментов

Альт, контрабас, виолончель –

В оркестре дружная артель.

Басы их скрипка разбавляет.

Она как будто бы летает.

Слайд 5. Сказал однажды контрабас

- Имею я прекрасный бас.

Он необычный, непростой,

Он нужен музыке любой.

Слайд 6. Пропела тут виолончель:

А у меня густая трель.

Мой голос, словно рокот волн,

Несущий в даль морскую челн.

Слайд 7,8. В беседу скромно альт вступил,

Достойно он проговорил.

В звучанье я не так высок,

Басит порой мой голосок,

Зато я скрипке брат родной.

Моя сестра годится мной.

Слайд 9. Молчала скрипка до сих пор,

Но тут вступила в разговор:

Прекрасны мы и все равны,

Мы граждане одной страны.

Слайд 10. Под гуслей звонкие напевы

Влюблялись юноши и девы.

На свадьбах гусли запевали,

И молодых благославляли.

Слайд 11. Балалаечник идет,

Балалаечка поет.

Три струны её звенят.

Всех в округе веселят.

Слайд 12. Гитары звуки у костра.

В них столько света и добра.

Как самый сокровенный друг,

Её напевный, нежный звук.

Слайд 13. На ней играют не смычком,

Звук извлекается щипком.

Как струи, струны шелестят.

Каскадом сказочным звенят.

Восходят ввысь, назад плывут.

Куда-то за собой зовут.

Подобно шепоту волны,

Глубоких тайн они полны.

Музыкальный руководитель: Я предлагаю вам, ребята превратиться в маленьких рыбок, и поплавать в волнах, нарисованных нежными, струящимися звуками арфы.

Дети исполняют ритмо – пластическую импровизацию с цветными ленточками.

Музыкальный руководитель: А сейчас я предлагаю вам немного повеселиться и спеть шуточную песенку «Две лягушки»

Инсценировка песни «Две лягушки».

Музыкальный руководитель: Ребята, лишь несколько окошек остались свободными. Какую группу инструментов мы поселим в них?

Дети отвечают: Клавишные инструменты.

Музыкальный руководитель. Первое почетное место должно занять наше старое, доброе пианино, которое исполнило для нас много музыкальных произведений, и было главным помощником на наших праздниках.

Карточка с изображением пианино размещается в ячейке таблицы – домика.

Музыкальный руководитель: А еще этот инструмент называется фортепиано. Если его название перевести на русский язык, то оно будет звучать как «громко – тихо». Это потому, что этот инструмент более сложный в отличие от барабана и трещотки, да и дудочка с ним не сравниться по богатству оттенков звучания. Внутри клавишных инструментов живут молоточки, которые ударяют по туго натянутым струнам, и рождают сильные, красивые звуки музыки, которая может рассказать и о прекрасном утре, и о холодной зиме, о доброй бабушкиной сказке и злой Бабе Яге, о прекрасных бабочках и чудесных цветах.

Применив метод «Хор рук»

дети выполняют творческую импровизацию под пьесу «Бабочки».

Музыкальный руководитель: ребята, а какие клавишные инструменты вы знаете?

Ответы детей: Рояль, клавесин, челеста, аккордеон, баян, орган.

Карточки с изображением этих инструментов занимают свои места в таблице.

Музыкальный руководитель. Вот и подошло к концу наше путешествие. А в какой стране мы побывали? Музыки. Кому мы помогли найти свои домики. Музыкальным инструментам. Назовите группы музыкальных инструментов.  Дети называют. Правильно, и создали прекрасный коллаж, который будет напоминать вам о нашем путешествии и украшать музыкальный уголок в вашей группе.

Душа без музыки страдает

Она как будто замирает.

И сердце бьется еле-еле,

Когда душа более в теле.

Бесценный музыки бальзам

Творец вручил с рождения нам,

Чтобы душа не уставала,

А выше облаков взлетала.

Музыкальный руководитель:  Наше занятие окончено. До свидания.

Литература.

1. Воспитатель ДОУ. №11/2008

2. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №12/2010.

3. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. М.:

ТЦ Сфера, 2010.

4. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое

обеспечение. М.:Линка-Пресс, 2009.

5. nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/02/07/pedagogi...kalnykh-instrumentov

sundekor.ru/referat/ucheba/pedagogicheskii-proekt-...mentov/?single



Предварительный просмотр:

МАДОУ         «Детский сад «Брусничка»

г. Северобайкальск

Музыкальный руководитель: Попова Валентина Владимировна

Долгосрочный проект музыкального спектакля

«Новые приключения Колобка»

Актуальность проекта: Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. В игре незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь, ее грамматический строй.

Участники проекта: Дети средней группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Вид проекта: Творческий

Продолжительность: Долгосрочный

Срок реализации: 2 месяца

Цель: Создавать условия для развития творческой активности, развития речи детей в театрализованной деятельности. Воспитывать у дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание прийти на помощь; способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя посредством игры – драматизации.

Задачи по интегрируемым областям:

Социализация

Упражнять в умении драматизировать небольшие сказки. Побуждать включаться в игровой образ. Формировать навыки сотрудничества, воспитывать чувство дружбы и коллективизма.

Коммуникация

Формировать диалогическую речь. Продолжать развивать артикуляционные аппараты, работать над дикцией, совершенствовать отчетливое

произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность

речи. Воспитывать культуру речи, обогащать и расширять словарный запас детей.

Музыка

Совершенствовать умения выразительно двигаться под музыку в соответствии с художественным образом. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение.

Познание

Продолжать работу по формированию интереса к русским народным сказкам, к русскому фольклору, способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения.

Художественное творчество

Развитие продуктивной деятельности детей.

Ожидаемый результат:

  • У детей сформируется устойчивый интерес к играм-драматизациям, желание участвовать в спектакле по сюжету знакомой сказки;
  • сформируется умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
  • умение строить ролевые диалоги и согласовывать свои действия с другими детьми в ходе спектакля;
  • умение свободно держаться на сцене; дети станут дружнее, зародится чувство партнерства.

Этапы работы над проектом:

подготовительный

  • Выбор темы и разработка проекта;
  • Создать условия для формирования интереса к проекту.
  • Подбор необходимой литературы и материала по сказке.
  • Провести беседу «В гостях у сказки».
  • Рассматривание иллюстраций по сказке, прослушивание аудиозаписи, просмотр видео.
  • Проведение консультаций и бесед с родителями.
  • Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, костюмов к сказке.

Реализация проекта по образовательным областям:

  • Рассматривание иллюстраций русских народных сказок.
  • Рассказывание русской народной сказки «Колобок» с показом настольного театра.
  • Рассказывание сказки «Колобок» с показом театра на фланелеграфе.
  • Рассказывание сказки вместе с детьми с использованием пальчикового, кукольного театра.
  • Лепка: «Весёлый колобок».
  • Рисование коллективное: «Колобок и его друзья»
  • Аппликация: «Путешествие колобка»
  • Рассказывание сказки детьми с имитацией действий.
  • Упражнение «Изобрази героя», имитационные упражнения.
  • Проводилась индивидуальная работа по разучиванию ролей.
  • Дидактическая игра «Мои любимые сказки», лото «Сказки», пазлы.
  • Разучивание пальчиковой игры: «Колобок»
  • Использование раскрасок к сказке «Колобок».
  • Отгадывание загадок по сказке «Колобок»
  • Викторина по сказкам «Отгадай сказку»
  • Драматизация сказки «Колобок на новый лад».

Заключительный этап:

Результаты проекта.

  • Дети овладевают навыками публичных выступлений.
  • Развитие коммуникативных навыков детей.
  • Дети научились согласовывать между собой действия и ролевые диалоги в ходе драматизации игр.
  • Дети выступили перед другими детьми детского сада и родителями со сказкой «Колобок на новый лад»».
  • Презентация проекта.

Работа с родителями:

  • Индивидуальные беседы с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их

способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

  • Изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов сказочных персонажей.
  • Оформление уголка для родителей, размещение рекомендаций и консультаций по работе с детьми над проектом.
  • Проведение тематического родительского собрания по итогам проекта (консультативный материал и викторина по сказкам)

Вывод:

  • Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.
  • Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение

сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх — драматизациях.

  • Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых

эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью

театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

  • Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

Используемая литература:

  • Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
  • Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4- 6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение. 2005г.
  • Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001
  • Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.
  • Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. «Детство-пресс», 2008.

Сценарий

Новые приключения Колобка

Музыкальный спектакль

ВЕДУЩИЙ: Начинаем свой рассказ без обмана и прикрас.

Дед и баба на опушке жили в маленькой избушке.

Славно жили – нн тужили, ели кашу с молоком,

Да вприкуску с крендельком.

Дед на бабу не сердился, вдруг за завтраком взбесился.

Дед: (бьёт ложкой по столу)

Кренделёчек то сухой зуб сломал последний свой!

Бабка деду не перечь, растопи, немедля печь!

По амбару помети, по  сусекам поскреби.

Испеки, мне колобок, колобок румяный бок.

Бабка: (бабка встаёт и говорит в зрительный зал)

Что –то дед прожорлив стал зуб о крендель поломал,

Указаний надавал.

(руки в боки, говорит деду)

Может сходишь сам в амбар, я ж поставлю самовар.

И дела пойдут быстрее, всё ж на пару веселее.

Раскомандовался тут, чай у нас не рабский труд!

ВЕДУЩИЙ: На печи дед не лежал и газет не почитал. 

С неохотой подчинился и в амбар засуетился.

Дед намёл муки в амбаре, тесто справил на опаре,

Бабка тесто мяла, била, в колобочек закрутила.

Вот в печи румяный бок – знать испёкся колобок.

Положили, чтоб остыл, а его и след простыл.

Колобок с окошка скок, по дорожке покатился                  

С дедом, бабкой не простился. 

                                                   

Дед: Бабка, стынет наш обед. Колобка в помине нет.

Мы с тобою на машине, щас догоним Колобка

И намнём ему бока!

Дед с бабкой уходят слышится шум машины.

ВЕДУЩИЙ: За кустом мелькают ушки, это зайцы на опушке.

Выбегаю Зайцы. 

1-й Заяц: Без друзей прожить нельзя, все об этом знают.

Только верные друзья в жизни помогают

Исполняется танец. 

После танца выбегает Колобок. 

2-й Заяц: Эй, куда ты, Колобок? Близок путь иди далёк?

Не спеши бежать дружок.

3-й Заяц: От тебя так пахнет вкусно, что бы не бело нам грустно

Ты, румяный бок не стой, песенку скорее спой.

Колобок: Прыг-скок, прыг-скок я - румяный колобок

И красив я и умён и смекалкой наделён

Я из печки с пылу,  жару, вы, зайчата, мне не пара.

Ждут дела меня большие. Ну-ка, прочь с пути, косые!

Убегает, толкнув Зайцев.

1-й Заяц: Ишь, зазнался Колобок. Волк задаст ему урок.

Зайчата убегают, выходят Волк, Медведь. 

Волк: Я зубастый страшный волк, в колобках я знаю толк..

Выбегает Колобок.

Что я вижу? Кы-ла-бок! Ты куда бежишь, дружок?

А…вижу, вижу, юный друг на лице твоём испуг?

Успокойся, Колобок, дам тете я рок-  урок.

Медведь: Ошалел наш Волк совсем. Распевает, что есть мочи

Хеви металл среди ночи.

Волк: Эй, волчата, выходите, песню спеть мне помогите.

Выбегают волчата, исполняют в стиле рок -н- рола песню, подыгрывая на музыкальных инструментах

Волчата: Хеви – метал, хеви – метал, все проблемы ерунда.

Хеви – метал, хеви – метал в  жизни главное – еда!

Хеви – метал, хеви – метал я сегодня не обедал.

Надоели зайцы, право, длинноухи и костлявы.

Хеви – метал, хеви – метал колобка бы я отведал.

Волк: Накрывать пора на стол, к нам обед пешком пришёл.

Медведь: Что ты, Волк, ведь это гость.

Волк: Ты, Медведь, нам не шути.

Волк: Если голоден зубастый , шутки с ним шутить опасно.

Колобочка мы съедим, а тебе мы не дадим.

Волк с медведем дерутся, Колобок убегает.

Медведь: Колобок-то убежал.

Волк: Где же он? Простыл и след.

Видно счастья в жизни нет!

Волк и Медведь уходят. 

Выходят дед и бабка. 

Бабка: Колобок, ау-ау, целый день тебя зову

Без тебя нам очень грустно, без тебя в избушке пусто.

Где ты, милый Колобок? Возвращайся к нам дружок.

Выбегают Зайцы.

Дед: Эй, зайчата, помогите. Колобочка отыщите.

Мы обидели сыночка, дорогого Колобочка.

Сгоряча хотели съесть, эй, зайчата, где он?

Зайцы: Здесь!

1-й Заяц: По тропинке покатился, с нами даже не простился.

2-й Заяц: До свиданья не сказал.

Бабка: Но ведь он ещё так мал. И не знает этикета.

3-й Заяц: Он зазнайка

Дед: Что ты, Зайка.

Он совсем ещё малыш. Зайчик, что ты весь дрожишь?

1-й Заяц: Страшно нам в лесу густом.

Дед: Вместе мы его найдём.

Дед, Бабка, Зайцы уходят.

ВЕДУЩИЙ: На опушке в шляпе дама, появляется Лисица-мама.

Выходит Лиса с Лисятами. 

Лиса исполняет песню.

 Песенка Лисы»  

В глухомани, в лесу,

Несмотря на красу

Дни проводит Лиса Патрикевна.

Я никак не пойму

Отчего, почему

Не пускают куму

На деревню.

Я надёжна вполне -

Стать быть птичницей мне.

Я б тоску в пух и перья

Развеяла!

Я б ночей не спала,

Всё бы кур стерегла,

Петушка, как родного

Лелеяла!

ВЕДУЩИЙ: Учит рыжая детей:

Лиса: В жизни надо быть хитрей, в жизни надо быть мудрей.

Без обмана не прожить, и еды не раздобыть.

Подольститься, притвориться, всё должна уметь лисица.

Вокруг пальца обвести и добычу унести.

1-й лисёнок: Мама, мама, посмотри, что там катится вдали?

Лиса: Вот удача – Колобок! Я сейчас вам дам урок.

Колобка мы обхитрим, а потом его съедим.

Выбегает колобок.

2-й лисёнок: Колобочек, как мы рады. Твой визит для нас награда

Как красив ты, и умён, на сметане замешён.

Так и съела бы кусочек.

Колобок: Что?

Лиса: Ты бы спел для нас, дружочек.

1-й лисёнок: Спой, соловушка для нас, покажи нам высший класс.

2-й лисёнок: Ах, умру от нетерпенья.

Колобок: Прыг-скок, прыг-скок, я – весёлый Колобок.

Лиса: Что за голос, что за пенье?

Сердце бьётся в упоенье. О, продлись, продлись, мгновенье.

Колобок: По сусекам наметён, на сметане замешён.

1-й лисёнок: А ума-то не лишён.

Лиса: Глуховата, если честно. Спой ещё разок, маэстро!

2-й лисёнок: Плохо слышать мама стала. Ну, хитра же, бьёт на жалость.

Я от дедушки ушёл, и от бабушки ушёл.

Лиса: Красну Шапочку нашёл? Не расслышу, хоть убей.

Пока Лиса говорит, выбегают Зайчата и прячутся за кустами.

1-й Заяц: Колобок, не верь ты ей

Лиса: Влезь ка, милый на носок и пропой ещё разок.

Спой, дружочек серенаду.

2-й Заяц: Колобок, не пой, не надо!

Съест тебя Лиса плутовка

Выходят Дед с винтовкой и Бабка. 

Бабка: Вынимай-ка, Дед винтовку

Дед: Лапы вверх!

Лиса: Сдаюсь, сдаюсь. Спорить с вами не берусь

(говорит Колобку)

Жаль, что я тебя не съела. И чуть-чуть ведь не успела!

1-й лисёнок: А поёшь ты очень скверно, слуха нет совсем, наверно.

1-й лисёнок: Я готова заткнуть уши, лишь бы песнь твою не слушать.

Лиса: Забирайте Колобка. Ухожу от  вас, пока!

Лиса с лисятами уходят.

Дед: Хорошо, что Зайцы нам о беде сказали.

Бабка: Хорошо, что мы с тобой. Дед, не опоздали.

Колобок: Ой, спасибо вам, Зайчата. Перед вами виноват я.

Зайцы: Мы тебя давно простили. Всех на танец пригласили. 

Танец.

ВЕДУЩИЙ: Нашей сказочке конец, а кто слушал – молодец

Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок

Мир и дружба победили, этим мы не удивили, всё ж хотим, чтоб все так жили.

Все: Жили были не тужили.



Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад «Брусничка»

г. Северобайкальск

музыкальный руководитель

Попова Валентина Владимировна

 Краткосрочный проект

"Волшебный мир звуков"

Характеристика проекта:

По виду: музыкально -исследовательский.

 По длительности : краткосрочный.

Участники проекта : дети старшей группы .

Проблема:

Детям для развития и поддержки познавательной активности необходимы новые, необычные, разнообразные впечатления, что не всегда в полной мере осуществимо в условиях ДОУ, особенно при большой наполняемости групп.

Актуальность проблемы:

У специалистов есть термин – познавательная активность ребенка.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Исследования свидетельствуют о значительном снижении (соотнося с нормой) познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивое познавательное отношение к миру.

Именно поэтому необходимо при обучении детей использовать приемы и методы, направленные на поддержку познавательной активности, обогащение разного рода положительного опыта у детей, а также развитие у них коммуникативных навыков. Одним из таких методов в арсенале музыкального руководителя, на мой взгляд, является совместное с детьми исследование свойств музыкального и немузыкального звука. Для этого ,наряду с исследованием звуков окружающего мира , необходимо также и использование шумовых музыкальных инструментов ,как традиционных, так и необычных.

Такие инструменты впервые были введены и успешно использованы в процессе обучения детей К.Орфом. Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.

В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении. Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание познавать, исследовать и музицировать.


Цели:

- Развитие и поддержка познавательной активности.

- Развитие слуховой сосредоточенности, музыкальной отзывчивости детей.

Задачи:

- Обогащение музыкально-слухового опыта детей.

-Знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них.

-Развитие метроритмического слуха, мелкой моторики.

-Развитие у детей воображения, фантазии, творческих способностей. -Пробуждение интереса к исследованию свойств звука, творческому музицированию.

Ожидаемые результаты:

- Повышение эмоциональной отзывчивости , заинтересованности детей творческим процессом, усиление познавательной активности. - Закрепление навыка игры на простых шумовых музыкальных инструментах на доступном детям уровне. - Улучшение диагностических показателей по всем видам музыкальной деятельности
- Стабилизация эмоционально-психического состояния детей.

Этапы проекта:

1 этап- целеполагание (констатация проблемы и необходимости ее решения, определение целей и задач проекта, методов и приемов, а также его продукта)

2 этап–разработка проекта(составление плана занятий, подбор нотно-музыкального материала и аудиоматериалов, выбор игр, изготовление шумовых инструментов )

3 этап–выполнение проекта (непосредственная его реализация совместно с воспитателями группы)

4 этап –подведение итогов( повторение, подготовка и обобщение)

Формы реализации проекта:

  • Исследование звуков окружающего мира.
  • Изготовление необычных шумовых инструментов, исследование свойств их звука.
  • Игра на знакомых инструментах под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским стихам и песенкам.
  • Звуковая иллюстрация стихов.
  • Прослушивание «Сказок-шумелок» (Малыгина М.П.)

Методы: показ, объяснение, совместное творчество, наблюдение, исследование, экспериментирование.

Итог проекта

Развлечение «Музыкальное путешествие»

Режим реализации проекта:

-музыкально-игровая деятельность с детьми была включена в перспективное и календарное планирование и осуществлялась во время музыкальных занятий (2 раза в неделю согласно плану);

- в свободное время дети слушали аудиоматериалы по теме проекта, а также повторяли некоторые игры для закрепления результатов;

Планирование музыкально-игровой деятельности:

Тема, оборудование.

Материал

Дидактические задачи

Звуки вокруг нас.

1.А.Гогоберидзе «Посидим, помолчим, послушаем»

2.Аудиозапись «На бабушкином дворе», «Пение соловья», « Гуси», «Кузнечики», «Улетают журавли», «Котик мурлычет», «Осенний дождик».

3. Слушание песни «Песенка дождя» А.Соболевой

Акцентирование внимания детей на многообразии окружающих нас звуков, побуждение творчески мыслить и формирование умения рассуждать об услышанном. Воспитание слуховой сосредоточенности, внимательности, эмоциональной отзывчивости.

Звучащее дерево

Деревянные кубики, карандаши, коробочки разных размеров, деревянная посуда, шишки, ритмические кубики. Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, ксилофон, рубель.

1.Беседа-демонстрация «Деревянные звуки»

2.Аудиозапись «Ложкари»

3.Дидактическая игра «На чем играет кукла Катя» Н.Кононовой

4.Игра «Бусинки» Т.Тютюнниковой

5.Игра «Хомячок» А.Соболевой

Сосредоточить внимание детей на звуках, издаваемых деревянными предметами.

Развитие чувства ритма, творческих и исполнительских навыков.

Учить различать тембры разных деревянных инструментов.

Развитие чувства ритма, внимательности, эмоциональной отзывчивости, укрепление чувства коллектива.

Погремушки

Погремушки, маракасы, погремушки из подручных материалов ( баночек из-под йогурта, коробочек из киндер-сюрприза, пластиковых бутылочек, жестяных коробок и консервных банок и.т.д.) с использованием разных наполнителей: крупы, гороха, фасоли, камушков, песка и.т.д.)

1.Беседа-демонстрация «Такие разные погремушки»

2.Игра «Хохотушки-тарахтушки» Т.Тютюнниковой

3. Ритмический аккомпанемент к русским народным песням «Ах вы, сени», «Светит месяц».

4. Дидактическая игра «Найди щенка» Н.Кононовой (вместо пения используется игра на погремушках)

Продемонстрировать разное звучание разных погремушек.

Развитие ритмического слуха, внимательности, слуховой концентрации,

исполнительских навыков, желания творить, импровизировать.

Развитие эмоциональной отзывчивости, коммуникативных качеств, укрепление чувства коллектива.

Бумажный карнавал.

Бумажные листы разной текстуры: газета, тетрадь, гофре, упаковочная; целлофан и полиэтилен, бумажные бабочки и.т.д.

1.Беседа-демонстрация «Шуршащее королевство»

2.Игры «Бумажное шествие», «Шуршащее приветствие» Т.Тютюнниковой

3.»Танец бумажных бабочек»

Познакомить с шуршащими звуками и предметами, их издающими, развивать тонкости тембрового слуха.

Развитие творческого мышления и навыков свободной импровизации.

Развитие ритмического чувства, двигательно-слуховой координации, эмоциональной отзывчивости.

Звуки дружат.

Использование всех выше перечисленных атрибутов и музыкальных инструментов.

1.«Солнышко- золотое донышко» (песенка-игра) Т.Тютюнниковой (муз.А.Соболевой)

2. Звуковые иллюстрации стихов: «Зарядка» В.Данько, «Утренние звуки» Э.Фарджен, «Весна» Г.Сапгира»

3.Песни «Лунный кораблик» Т.Тютюнниковой, «Звездный вальс» А.Филиппенко.

Обобщение пройденного материала, развитие тонкостей тембрового слуха, ритмического чувства, навыков элементарного музицирования, желания и способности познавать, исследовать, творить, импровизировать, развитие коммуникативных качеств, уверенности в своих силах и возможностях, укрепление чувства коллектива.

Список используемой литературы:

1.Т.Э.Тютюнникова «Бим,бам,бом» выпуск 1 (СП 2003г) 2. И. С. Штепина «Особенности развития познавательной активности дошкольников» [Текст] / И. С. Штепина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 89-91.

3.А.Усачев «Если бросить камень вверх» (М.2008г)

4.М.П.Малыгина «Сказки-шумелки» (сайт http://www.m-w-m.)

5.Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста (М.2005г)

6. Журнал «Музыкальный руководитель» №6 2008г.

Приложение№2

Сценарий развлечения

Цель:

Погрузить детей в сказочный мир музыкальных звуков , продуктивно разнообразить их досуг, стимулировать познавательную активность.

Программные задачи:

Социально-коммуникативное развитие

-развитие у детей коммуникативных навыков посредством взаимодействия со сверстниками в совместных играх ,музыкально-ритмической деятельности, музицировании;

-формирование уважительного, доброжелательного отношения детей друг к другу;

-объединение детей и педагогов в единый дружный коллектив в процессе совместного проживания одного музыкального образа, настроения.

Речевое развитие

-развитие разговорной речи посредством рассуждения о музыкальных инструментах;

-расширение словарного запаса детей;

Художественно-эстетическое развитие

- формирование и развитие эстетического вкуса и расширение кругозора;

-обогащение слухового, двигательного и эмоционального опыта посредством использования лучших образцов русского музыкального фольклора и шедевров классической музыки;

- демонстрация детьми умений и навыков, полученных на музыкальных занятиях;

- стимулирование эмоциональной отзывчивости , повышение интереса у детей к музыкально-ритмической деятельности, к игре на музыкальных инструментах.

Познавательное развитие

- обобщение знаний детей, полученных в рамках проекта «Волшебный мир звуков»;

- развитие метроритмического чувства у детей;

- развитие навыков игры на детских музыкальных инструментах;

- формирование и развитие чувства ансамбля;

- развитие основных психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

Физическое развитие

- создание условий, побуждающих детей к двигательной активности;

- развитие мелкой и общей моторики у детей;

- оздоровление детей посредством использования здоровьесберегающих технологий (музыкотерапия, логоритмика, активная релаксация).

Оборудование и атрибуты:

- ноутбук, колонки, аудиозаписи для оркестра-импровизации и путешествий;

- стол, ширма;

- игрушка-Лисичка би-ба-бо;

- сумка с металлическими предметами (чайные ложки, вилки, шурупы, гайки, крышки от кастрюль и др.) и неметаллическими (носки, пластмассовые игрушки и.т.д.);

- металлические музыкальные инструменты: колокольчики, бубенцы, металлофоны, треугольники;

- деревянные музыкальные инструменты: ложки, хлопушки, трещотки, ксилофоны, деревянные маракасы;

-детские погремушки;

-музыкально-дидактическое пособие «Подружки-тарахтушки»;

- бумажные бабочки;

- бумажные листы разной текстуры: газета, тетрадный лист, упаковочная бумага, гофре;

- приспособление для подвешивания металлических предметов «звенелка»;

- большая корзина для уборки инструментов.

Ход занятия:

        Дети под музыку входят в зал.

Музыкальный руководитель: Сегодня нам с вами предстоит очень увлекательное путешествие. Мы отправимся в Страну волшебных звуков! Вы любите путешествовать? А приключения любите? (дети отвечают) Тогда в путь! У нас есть машина, есть поезд, воздушный шар, и даже есть ракета, а еще ковер-самолет, на чем же мы отправимся? ( дети выбирают «вид транспорта»)

Под музыку едем в деревянный город.

Ракета

(музыка из кинофильма «Гостья из будущего», дети встают в круг, кладут руки друг другу на плечи, качаются в такт музыке, педагог комментирует:«Пролетаем луну, смотрите, комета» и.т.д.)

Машина 

(«Бибика», аудиозапись, дети выполняют движения по тексту)

Поезд

(песня из мультфильма «Паровозик из Ромашково», дети движутся паровозиком по кругу или змейкой)

Воздушный шар

(песня «Шарики воздушные», дети, взявшись за руки, движутся поскоками по кругу, на припев выполняют движения по показу)

Ковер-самолет

(песня «Арабская ночь» из мультфильма «Аладдин», дети садятся по-турецки на ковер, качаются в такт музыке)

Музыкальный руководитель: Где же мы оказались? Давайте закроем глаза и послушаем ( играет за ширмой на деревянных инструментах, дети отгадывают; рассуждая, подходят к тому, что оказались мы в Деревянном городе страны Волшебных звуков)

Музыкальный руководитель:

Деревянный звук какой? Он стучащий и сухой

Теплый и трескучий, тихий и гремучий…

А вы хотите стать музыкантами и сами поиграть на деревянных инструментах?

Оркестр-импровизация(детям раздают деревянные инструменты, попутно вспоминая их названия, им предлагают также деревянные стул и столик)

Музыкальный руководитель: Ну что, отправляемся в следующий город нашей Волшебной страны! На чем на этот раз будем путешествовать? ( дети выбирают «вид транспорта»)

Под музыку едем в металлический город.

Музыкальный руководитель: Послушайте внимательно, куда мы на этот раз попали! (играет за ширмой на металлических инструментах; дети отгадывают; рассуждая, подходят к тому, что мы оказались в Металлическом городе страны Волшебных звуков)

Звучит музыка, появляется Лисичка с тяжелой сумкой.

Музыкальный руководитель: Ой, здравствуй, Лисичка, ты здесь живешь? А что такое тяжелое ты несешь в сумочке?

Лисичка: Да, я живу в металлическом городе. У нас сегодня праздник – Карнавал металлических звуков! Вот и я хочу принять участие! Собрала все, что нашла в своем чуланчике! Ах, как тяжело, неужели опоздаю!

Музыкальный руководитель: А как думаете вы, ребята, почему же сумка Мышки получилась такая тяжелая? (ответы детей) Давайте посмотрим, что же в этой сумочке, на чем Мышка собралась играть! (дети рассматривают содержимое корзинки, отделяют металлические предметы от неметаллических, металлические предметы вешают на подготовленные крючочки, собирают «звенелку») Смотри, Мышка, какой музыкальный инструмент мы сделали! Давайте придумаем ему название (ответы детей) А можно, мы тоже в празднике поучаствуем!

Лисичка: Конечно, давайте участвовать вместе.(детям раздают металлические инструменты, попутно вспоминая их названия)

Оркестр-импровизация 

(р.н.п.«Вечерний звон», И.Брамс «Венгерский танец»)

Лисичка: Спасибо вам, ребята, вы устроили настоящий праздник! А можно, я ваш музыкальный инструмент покажу всем жителям Металлического города!

Музыкальный руководитель: Конечно, мы дарим его тебе, приходи к нам в детский сад на праздник!

Лисичка:До свидания, ребята, счастливого вам пути! (уносит и убирает музыкальные инструменты)

Музыкальный руководитель: А мы отправляемся дальше.( дети выбирают «вид транспорта»)

Под музыку едем в Гремящий город.

Музыкальный руководитель: Прислушайтесь, друзья, куда мы попали? (играет за ширмой на погремушках) Это Гремящий город Страны волшебных звуков! Какие инструменты здесь живут? (ответы детей) А из чего можно сделать погремушки? (дети вспоминают, из чего делались «Подружки –тарахтушки», придумывают, из чего еще можно сделать погремушки) Детям раздают «тарахтушки», дети слушают их звон и определяют, чем наполнена погремушка (пшено, горох, грецкий орех), встают по группам («хохотушки»- погремушки с пшеном, «тарахтушки»-с горохом, «грохотушки» -с орехом)

Оркестр-импровизация 

(р.н.п.«Ах вы, сени») 

После оркестра дети убирают погремушки в коробку.

Музыкальный руководитель: Ну что, устали путешествовать? (музыкальный руководитель предлагает выполнить релаксацию, сесть «на травку и посмотреть на облака», желающим дает белые платочки)

Релаксация «Облака»

( Е.Матвиенко «Нежно-белоснежно», аудиозапись)

В конце песни музыкальный руководитель за ширмой шуршит бумагой.

Музыкальный руководитель: А на что похож этот звук? (дети угадывают; рассуждая, подходят к тому , что звук похож на шум крыльев) Это над Гремящим городом пролетают жители Бумажного королевства! Хотите встретиться и поиграть с ними?

Девочки берут бумажных бабочек, мальчики –бумагу разной текстуры, садятся вокруг девочек и шуршат, девочки исполняют танец-импровизацию

Импровизация «Танец бумажных бабочек»,

Потом мальчики и девочки меняются местами и танец исполняется под другу музыку еще раз.

Музыкальный руководитель(собирает бумагу и бабочек) Ну что, друзья, нравится вам в Стране волшебных звуков? Однако нам пора возвращаться в детский сад. На чем мы еще не путешествовали (дети выбирают вид транспорта, возможно, не один)

Едем в детский сад.

Подведение итогов(дети и педагоги вспоминают, где они были, кого встречали, что делали, какие звуки слышали)

Музыкальный руководитель: Что ж, Страна волшебных звуков для нас всегда открыта! Ведь звуки окружают нас повсюду, надо только услышать их, и сразу окажетесь в волшебной стране!

Дети под музыку покидают зал. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

музыкальное занятие "В стране волшебных звуков"

музыкальное занятие для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи. Занятие по развитию представлений детей о шумовых и музыкальных звуках. дети учатся играть на музыкальных инструмента...

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ГРУППЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

Статья из опыта работы, раскрывающая подходы к оснащению развивающей среды группы для самостоятельного музицирования детей в свободной деятельности....

Консультации с родителями музыкального руководителя "Музыкальные инструменты своими руками. Правила игры на музыкальных инструментах"

В данных консультациях я рассказываю, как можно изготовить музыкальные инструменты в домашних условиях и о правилах игры на некоторых музыкальных инстументах. Красочное оформление позволяет выставлять...

Мультимедийная разработка. Музыкальное занятие "В стране волшебных звуков".

Конспект музыкального занятия в детском саду составила Могилина Раиса Олеговна, музыкальный руководитель МАДОУ  «Детский сад № 21 «Алёнка», для детей старшего дошкольного возрас...

Приключения Колобка. Конспект музыкального досуга для детей раннего возраста

Цель: Развивать творческую активность малышей, побуждать к   участию в театрализованной деятельности.Воспитывать стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.Познакомить родителей с ...

Инновационный педагогический проект музыкально-экспериментальной направленности "Тайна музыкального звука" в рамках работы инновационной площадки АНО ДПО "НИИ дошкольного образования "Воспитатели России" по проекту "ТехноМир"

Основная цель инновационных площадок — это реализация инновационных форм работы в дошкольном образовании и содействие внедрению результатов совместной деятельности научных работников и педагогов...