Буклет "Фонематическое восприятие"
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Фонематическое восприятие — это способность воспринимать звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов и основой легкости овладения грамматическим строем языка, а значит успешного освоения письма и чтения.
Обычно дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. В это время ребёнок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками. Он узнаёт неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. В возрасте 5-6 лет у детей уже должен быть сформирован высокий уровень развития фонематического восприятия. У них должны правильно формироваться тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
Дети с хорошим фонематическим восприятием говорят чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. При этом, у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут разделить близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково, например: сами-сани, почка-бочка, лиса (животное) - леса (мн. число слова лес)
В целом нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».
Несформированное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой, тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_fonematicheskoe_vospriyatie.doc | 330.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительного
- Услышишь звук – хлопни в ладоши.
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.
- Что звучало?
Взрослый показывает ребенку музыкальные инструменты, демонстрируя их звучание. Затем ребенок закрывает глаза (можно одеть повязку). Взрослый издает звуки, а ребенок говорит, что звучало.
- Какое слово отличается?
Взрослый произносит 4-ре слова, близких по своему звуковому составу. Ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных: «ком-ком-кот-ком, винт-винт-бинт-винт).
- Отстучи.
Взрослый проговаривает слова, интонационно выделяя слоги. Вместе с ребенком произносит слова (ма-ма, мо-ло-ко) и отхлопывает слоги. Предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
- Зоркий глаз.
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.
- Сложи звук.
Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [п][а] - па; [п][о][л] - пол.
- Какой одинаковый звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: лапа, кукла, стол - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
- Подумай, не торопись.
Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова камыш.
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы л, а последний - а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком л.
- Определи позицию звука в слове (начало, середина, конец)
МБДОУ «Детский сад № 440»
Материал подготовила:
учитель-логопед
Борисова Ю.Ю.
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.
Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если у ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.
В том случае, когда родители понимают, насколько важно для ребенка развитие фонематического слуха, и занимаются с ним с детства, к пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так. Довольно часто дети путают похожие звуки — твердые и мягкие, глухие и звонкие, шипящие и свистящие (к примеру, Ж и Ш, Ш и С, С и Ц и пр.).
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:
- Наша речь состоит из предложений.
- Предложения состоят из слов.
- Слова состоят из звуков.
- Звук - это то, что мы слышим и произносим.
- Буква - это то, что мы видим и пишем.
- Звук на письме обозначается буквой.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
- Гласные звуки - звуки, которые можно длительно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
- В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
- На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
- Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
- Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.
- Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
- Согласные звуки - звуки, которые нельзя «петь», так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
- Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
- Глухие согласные звуки (горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
- Звонкие согласные звуки (горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].
- Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
- Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).
- Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
- Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
- Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
- Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое занятие по развитию зрительного восприятия на тему: «Развитие восприятия цвета, формы, величины с применением компьютерных технологий»
Целью данного мероприятия является закрепление умений соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающей обстановки,строить объемные конструкции по инструкции, соотносить контурные и силуэтные изобр...
Требования к разделу "Развитие зрительного восприятия"(Сенсорное восприятие цвета, формы, величины)
Содержание требований программы по разделу«Развитие зрительного восприятия» ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИСТЕМЕ ЭТАЛОНОВ ВЕЛИЧИНЫ I год...
Допматериал к консультации для педагогов Особенности восприятия сенсорных эталонов дошкольниками. Методы развития восприятия и памяти у детей 2-7 лет
Презентация к консультации для педагогов "Особенности восприятия сенсорных эталонов дошкольниками. Методы развития внимания и восприятия детей 2-7 лет"...
Консультация для педагогов Особенности восприятия сенсорных эталонов дошкольниками. Методы развития внимания и восприятия у детей 2-7 лет
Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления и...
Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста " Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками".
Краткосрочный образовательный проект по развитию слухового восприятия рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие уменя детей слушать и слышать окружающие , в том чи...
Музыкально – шумовая сказка «Репка» (по мотивам русской народной сказки) для детей 5 – 6 лет. Цель: развитие творческих способностей, музыкального восприятия. Задачи: - способствовать развитию тембрового восприятия музыки; - развивать творческое воо
Музыкально – шумовая сказка «Репка»(по мотивам русской народной сказки)для детей 5 – 6 лет. Цель: развитие творческих спос...
Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию фонетико-фонематического восприятия «Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках»
Цель: формировать слуховое внимание и восприятие детей на неречевых звуках.Задачи:Образовательные:- активизировать глагольный словарь: скрипит, звенит, звонит, заводится, льется, лает, кудахчет, пищит...