Конспект логопедического занятия "Русский язык"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект подгруппового занятия учителя-логопеда с детьми с ТНР (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 26.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга
Конспект
подгруппового занятия учителя-логопеда с детьми
в подготовительной к школе группе
для детей с ОВЗ (тяжелое нарушение речи):
«Русский язык»
Учитель-логопед
4 речевой группы
Тершукова Елена Викторовна
Санкт-Петербург
2021
ЦЕЛИ:
- Углубление и расширение представлений детей о русском языке и о средствах его выражения.
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-образовательные:
- Расширять и конкретизировать представления детей о разнообразии языков мира, о русском языке;
- Познакомить с буквами старинного русского алфавита;
- Упражнять в образовании имен прилагательных;
- Упражнять в словотворчестве при помощи образовании существительных с суффиксами (длиннохвостка, возилка, бегунок, копытка и т.д.);
- Упражнять в образовании имен существительных при помощи уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов.
Развивающие:
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память.
- Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей (на материале словотворчества);
- Развивать общую моторику и координацию движений.
Воспитательные:
- Продолжать воспитывать умение внимательно выслушивать ответы товарищей, уважать мнение своих товарищей;
- Воспитывать активность, самостоятельность высказываний;
- Воспитывать способность к самоконтролю, самооценке.
Словарная работа: закрепление и активизация словаря: существительные – названия стран и народов мира; прилагательные – немецкий, испанский, японский и т.д.
Материал и оборудование: глобус, ноутбук, презентация в программе PowerPoint, записи фраз на разных языках (с сайта zvukipro.com), стихотворение С. Фурина «За руки возьмемся…», мнемотаблица стихотворения, мягкий мяч, фигурки животных, «волшебная палочка», таблица с алфавитом, Буквицы по количеству детей.
Использованные современные технологии:
Технология ТРИЗ, мнемотехника, ИКТ – технология, здоровьесберегающая технология, игровая, технология сотрудничества.
Ход занятия.
№ | Этап занятия | Ход занятия | Материалы и оборудование |
1 | Орг. момент | Л.: Ребята, сядьте на свои места. Садитесь удобно, спина прямая и ровная. | |
2 | Психогимнастика «Тепло сердец». | Л.: - У нас в груди бьется теплое и доброе сердце. Давайте, поделимся его теплом сначала друг с другом, а потом со всем миром. | |
3 | Введение в тему занятия. | Сегодня сначала мы поговорим о разных странах в мире. Посмотрите, пожалуйста, на глобус. Кто знает, что такое глобус? Верно, это макет нашей планеты Земли. Посмотрите, как много стран на Земле. Есть большие – наша Россия, Америка, Китай. Есть поменьше, а есть совсем маленькие. В разных странах живут разные люди, и все они говорят на разных языках. | Рассматривание стран на глобусе |
4 | Д/игра «Какой язык?» | Давайте, поиграем. Я буду называть народ, а вы говорите, на каком языке он говорит. Например, немцы – говорят на немецком языке. Л. бросает мяч детям по очереди, называя народ: испанцы, японцы, китайцы, французы и т.д. Дети ловят мяч и отвечают: - Испанский, японский, китайский и т.д. | Игра с мячом |
5 | Прослушивание приветствий на разных языках | А хотите послушать, как звучат эти языки? Л. показывает слайд с изображением людей в национальной одежде, называет народ, дети слушают приветствие на соответствующем языке. | Слайды; запись голосов |
6 | Разучивание стихотворения по мнемо- таблице | Как вы думаете, когда лучше жить людям – когда ссоры, драки, или когда дружба и мир? Ну, конечно же, народы всего мира тоже хотят жить дружно и договариваться друг с другом. Послушайте стихотворение (Л. говорит и показывает мнемотаблицу): За руки возьмемся – Помогайте мне, говорите вместе со мной. | мнемотаблица |
7 | Динамическая пауза | Встаньте в круг. Говорите вместе со мной: За руки возьмемся – (раскачивать руками) Встанем в круг (руки друг другу на плечи) Каждый человек (покачивания на месте) Человеку друг (покачивания на месте) За руки возьмемся (раскачивать руками) Пусть пойдет (ходьба в хороводе) По земле | |
8 | Беседа о русском языке | Мы с вами живем в России. Мы – россияне. И говорим мы на русском языке. Многие писатели, поэты, ученые называют русский язык красивым, богатым. Как вы думаете, почему наш русский язык можно назвать богатым? (много разных слов, песен, стихов, сказок) А почему можно назвать его красивым? (можно говорить красивые, добрые слова, петь красивые песни) А можно назвать наш язык веселым? (да, можно пошутить, рассказать веселые истории, спеть веселую песню) | |
9 | Игра «Дразнилка». | Я предлагаю вам поиграть в игру со смешными словами. Она называется «Дразнилка». Надо придумать животным другие названия, необычные. Л. берет фигурку кошки. – У меня кошка. У кошки пушистая шерсть. Можно назвать ее Пушистик. У кошки есть когти. Можно назвать ее Когтишка. Кошка любит мурлыкать. Можно назвать ее Мурлыка. А теперь вы возьмите фигурки, рассмотрите части тела, вспомните, что это животное умеет делать и подумайте, как можно его назвать по-другому (Л. предлагает детям выбрать фигурки в коробке). (Лошадь: длиннохвостка, возилка, бегунок, копытка и т.д.) Какие интересные, необычные имена вы придумали для животных! | слайд со смайликом «Дразнилка» Фигурки животных |
10 | Динамическая пауза «Большой-маленький» | А еще с помощью языка можно превращать предметы в большие и маленькие. Например, я скажу: - Дом. А потом: - Домик. Что получилось? (Дом стал маленьким) А теперь: Домище! Что получилось? (Дом стал огромным) А теперь я возьму «волшебную палочку» и буду превращать вас в больших и маленьких животных! Встаньте, пожалуйста, так, чтобы не мешать друг другу. Л. называет: - Зайчик. Зайчище. Лисища. Лисичка. И т.д. Дети изображают больших и маленьких животных. А теперь превращаю вас обратно в умных и внимательных детей. | слайд «Зарядка» |
11 | Знакомство с русскими буквами | Чтобы что-то сказать, рассказать, нужен язык, речь. А если человек хочет что-то записать, нужны буквы. Вы уже знаете много букв. А все буквы в языке – это алфавит. Вот наш русский алфавит. А раньше на Руси был немного другой алфавит. Каждая буква в нем имела свое название: аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете… И дети учили все эти названия. А когда писали книги, то первую, заглавную букву, рисовали очень красивой, узорчатой. И называлась она – Буквица. Я приготовила для вас буквицы – первые буквы ваших имен. Дома вы их разукрасите разными узорами. | Таблица с алфавитом. Слайд – старый русский алфавит Слайд – буквицы Буквицы на листах – по количеству детей |
12 | Итог занятия рефлексия. | Теперь я вас прошу подойти ко мне. Что для вас было самым интересным сегодня? А какие задания показались самыми трудными? А кто считает, что полностью справился с заданиями? Мне тоже было с вами сегодня интересно. Вы прекрасно размышляли и придумывали интересные слова. Наше занятие закончено. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей подготовительной группы
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Родной край»....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Откуда хлеб пришел?»....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Космос»....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических компонентов языка по лексической теме «Человек и его тело»
Занятие направлено на зкрепление знания детей о частях тела человека: внешние признаки, свойства, функции, закрепление в активном словаре детей редко употребляемые слова: части тела: темя, затылок, ви...
Конспект логопедического занятия «Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с моторной алалией». Возраст 6-7 лет
Занятие с участием детей с общим недоразвитием речи II уровня, моторной алалией. Цель занятия: "Формирование лексико-грамматических средств языка на материале лексической темы "Зима""....
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка. подготовительная группа. Тема Подбор родственных слов. Весна.
Представленный конспект пол теме "Подбор родственных слов.Весна" разработан на основе программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной "Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи". Турова Н.И. добави...
Конспект логопедического занятия по изучению лексико-грамматических средств языка в подготовительной логопедической группе.
Конспект логопедического занятия по изучению лексико-грамматических средств языка в подготовительной логопедической группе.«Путешествие в страну развития речи на остров предлогов»Цели:1. П...