Технологическая карта логопедического занятия
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Технологичекая карта логопедического занятия "Поиграем пожжужжим, очень мы с жуком дружны. Автоматизация звука Ж"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФИО педагога | Ткаченко Т. В. | |||||||||||
Группа | Дети старшей группы ФФНР, ФН | |||||||||||
Тема, вид | «Поиграем, пожужжим -очень мы с жуком дружны». Автоматизация Ж. | |||||||||||
Технологии | технологии дифференцированного обучения (осуществление индивидуального и дифференцированного подхода), личностно-ориентированные, проблемно-поисковые, технологии коррекции звукопроизношения, технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи, технологии развития лексико-грамматической стороны речи, технологии развития связной речи, игровые, здоровьесберегающие, мнемотехнологии. | |||||||||||
Цель | Автоматизация звука [Ж] в слогах, словах, в предложениях, совершенствование фонематических функций. | |||||||||||
Задачи | Общеобразовательные | Коррекционно-развивающие | Воспитательные | |||||||||
Развитие социально-коммуникативных навыков. Воспитание нормативного произношения. Воспитание слухового внимания и фонематического слуха | Создать условия для положительного эмоционального и психофизического состояния детей.
Предполагается, что в конце занятия дети самостоятельно смогут дать характеристику звука Ж | Воспитывать интерес к занятиям; вырабатывать усидчивость, самоконтроль. | ||||||||||
Задачи | Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | ||||||||
формирование положительного интереса к учебному материалу и логопедическим занятиям; формирование у дошкольников навыков самоконтроля; воспитание уважительное отношение к собеседнику | Дети научатся понимать и принимать коррекционную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя – логопеда; осуществлять самоконтроль | Дети научатся строить высказывания, задавать вопросы; слушать и понимать речь других; включаться в диалог с учителем-логопедом и сверстниками | Развивать умения детей ставить проблему и формулировать цель; получать информацию путем использования имеющихся знаний, делать самостоятельные выводы. | |||||||||
Особенности занятия | Виды деятельности с учетом логопедического заключения, возрастных особенностей развития в микрогруппе, планирование деятельности с учетом «зоны актуального развития» | |||||||||||
Обеспечение | картинки с изображением предметов, половинки картинок, в названии которых есть звук [Ж]; игрушка «Жук»; буква Ж; мяч;, коробка с двойным дном, символ вука Ж, мнемотаблицы и сигналы для описания правильной артикуляции звука, характеристики звука | |||||||||||
Организационная структура логопедического занятия | ||||||||||||
Этап занятия | Длительность | Задачи | Методы, приемы | Формы организации | Деятельность логопеда | Деятельность детей | Контроль | |||||
Мотивация | 2мин | Психологический настрой, создание благоприятной обстановки, создание условий для возникновения у детей потребности включиться в деятельность | Беседа, уточняющие вопросы, игровой прием | Микрогруппа | Здравствуйте. На прошлом занятии к нам приходил Жук. Помните, как он разговаривал? (Он жужжал-ЖЖЖЖЖЖ). Сегодня у жука игривое настроение, хочет с вами поиграть. | Приветствуют, настраиваются на занятие | ||||||
Постановка темы | 2 мин | Включение в деятельность | Игровые | Микро группа | Назовите картинки карточках и прокатите мяч только к тем, в названии которых услышите звук [Ж]. | Дети называют предметную картинку, прокатывает мяч к картинке, в названии которой звук [Ж], берет и кладет на стол | актуализация имеющихся знаний | |||||
Ориенти ровочный | 3 мин | С помощью целенаправленно организованной беседы, актуализация мыслительных операций, знания и опыт детей | Мнемотехнология, Проблемно-поисковые Словесный метод: уточняющие вопросы наглядные методы-символы | Индивиду альная | -Какой одинаковый звук есть в этих словах? Уточнение артикуляции звука[ж], характеристика , с помощью символической карточки. | Дети рассуждают. Дети выбирают необходимые символы, доказывая свой выбор (согласный, потому, что есть преграда для воздуха при произнесении, глухой- на основе тактильных ощущений | Обобщение знаний о звуках по акустическим признакам | |||||
деятельностный | 13мин | Организовать деятельность воспитанников, направленную на решение проблемной ситуации. Создание условий эмоционального отклика; -знакомство с образом буквы | Игровые технологии, технология автоматизации звука, здоровьесберегательные (кинезиотехнология), мнемотехника, дифференцированное обучение | Микро группа Работа в парах | Детям предлагается сделать артикуляционную гимнастику (комплекс для шипящих №3) Разминка «Произнеси слоги» (с изменением ударения):
Жи-же-жа, Ажа-ожо-ужу жо-жу-жи, Ажа-ожо-эже. же-жо-жу, Ажа-ужу-ижи. жа-жу-жи, Ажа-ижи-эже. жи-жо-жа Ижи-ажа-эже. -Вы, слышали, этот странный звук? Он слышится из этой коробки. Что здесь? Надо найти и собрать картинки-половинки, построить башню -называя картинки.(жаба, жёлудь, крыжовник, журнал, ножницы, пижама, снежинка, лыжи, жираф, журавль, флажок, пирожок, ёжик, жеребенок) -Повтори чистоговорки в согласовании с движением рук :(кулак, ребро, ладонь, хлопок) Жа-жа-жа-жа-жа-жа, жили-были два ежа Жо-жо-жо-жо-жо-жо, мы дадим им пирожок Жу-жу-жу-жу-жу-жу, подлетает жук к ежу Же- же- же- же- же- же, хочу кататься на еже Жи- жи- жи- жи- жи- жи, убежали все ежи Игра «Будь внимателен- отвечай на вопрос старательно». Цель произносить звук [Ж] в предложении выделяя ударное слово 1.Жеребёнок пасётся на лужайке (Кто пасётся на лужайке? Где пасётся жеребёнок? Что делает жеребёнок?) 2.Женя любит джем и желе. (Что любит Женя? Кто любит джем и желе?) 3. Жук жужжит на дорожке.(Кто жужжит на дорожке? Что делает жук на дорожке? Где жужжит жук?) Игра с мячом «Назови ласково»- формирование навыка образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. -У Жука замечательный мяч для игры. Я бросаю –слово называю-вы ловите -ласково произнесите.
жук – жучок абажур -абажурчик жираф –жирафик -жирафчик желток – желточек дождь – дождичек жаба – жабочка журнал -журнальчик жетон –жетончик пижама – пижамка живот – животик Игра «Где спрятался звук» учить группировать слова по определенному признаку, определяя место звука в слове (ориентируясь на схемы слов). -Вновь раздается звук из коробки с двойным дном, осмотрите ее внимательно, тут загадка –здесь отгадка. Вот что долго так жужжало-голос свой нам подавало! Эта буква широка и похожа на жука, и при этом, точно жук, издает жужжащий звук Ж- Ж- Ж- Ж- Ж. С помощью камешков марблс выложить по шаблону букву Ж. отрабатывая изолированное произношение. Задание творческое (по желанию) самостоятельно сконструировать букву из различных материалов, Динамическая пауза (кинезиологические упражнения) | Дети выполняют артикуляционную гимнастику Контролирует выполнение упражнений. Дети выбирают картинки , называют их, автоматизируя Ж Дети проговаривают чистоговорку, выполняют упражнения для кистей рук (–кулак-ребро-ладонь –хлопок) на каждое слово Дети отвечают на вопрос, четко проговаривая слова Ловят мяч –называют слова ласково Дети группируют (картинки), определяя место звука Ж в слове, четко проговаривая Дети рассказывают, рассуждают, высказывают свое мнение Дети выбирают «правильные» фишки (закрепляя графический образ буквы) Дети выполняют упражнения | Самоконтроль выполнения Самоконтроль Правильное произношение звука Ж, самоконтроль Правильное произношение звука Ж, самоконтроль Правильное произношение звука Ж на этапе автоматизации в слогах, словах Правильное произношение звука Ж на этапе автоматизации в словах, фразах Самоконтроль Правильное произношение звука Ж на этапе автоматизации в словах, самостоятельное словоизменение Правильное произношение звука Ж на этапе автоматизации в словах, определение места звука в слове | |||||
контрольный | 3 мин | Закрепление знаний в разных видах деятельности | Игровые технологии, мнемотехнология- наглядные приемы, | подгруппа | Логопед предлагает игру «Умная таблица», цель: умение давать полную характеристику звука Ж. | Каждый ребенок проверяет и описывает работу органов артикуляции, осознанно дает характеристику звука. Дети выбирают необходимые символы, доказывая свой выбор (согласный, потому, что есть преграда для воздуха при произнесении, глухой- на основе тактильных ощущений | самоконроль | |||||
рефлексивный | 2 мин | Соотнесение поставленных задач с результатом | подгруппа | Побуждает к высказыванию своего мнения. с каким звуком мы сегодня играли? С чем познакомились? Что больше всего запомнилось? Что было трудным? Что понравилось? | Дети анализируют работу, высказывают впечатления, делают предположения. | |||||||
рефлексивный | 2 мин | Организовать оценку воспитанниками результата своей деятельности | - (как отдельный этап не запланирован) | |||||||||
коррекционный | Организовать деятельность воспитанников в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. | - (как отдельный этап не запланирован) | ||||||||||
итог | - (как отдельный этап не запланирован) |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 общеразвивающего вида» г. Печора
Технологическая карта логопедического занятия по автоматизации звука [Ж]
Возраст детей – 5-6 лет, количество детей – 4, логопедическое заключение: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, осложненное стертой дизартрией.
1. Место занятия в системе логопедической работы - Автоматизация звука [Ж] в слогах, словах, в предложениях.
2. Место данной темы в общей системе логопедической работы - совершенствование звукопроизношения, фонематических процессов, развитие и коррекция лексико-грамматического строя речи, связной речи, обогащения словаря,
3. Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим.
Перед данным занятием проводилась работа по постановке звука [Ж], укрепление артикуляционного аппарата.
Последующие занятия предусматривают усложнение материала по автоматизации звука, дифференцирование с шипящим звуком [Ш], свистящим звуком [З], увеличение объема словаря, развитие общей и мелкой моторики.
4. Технологии: использовались в процессе деятельности -технологии дифференцированного обучения (осуществление индивидуального и дифференцированного подхода), технологии коррекции звукопроизношения, технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи, технологии развития лексико-грамматической стороны речи, технологии развития связной речи, ИКТ, здоровьесберегающие, мнемотехнологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков р-рь"
Подгрупповое логопедическое занятие для подготовительной группы "Дифференциация звуков р-рь"...
Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Дифференциация звуков [с - з], [с\' - з\']
Представленный вариант интересен тем, что включает применение технологии исследовательской деятельности на логопедическом занятии в группах для детей с ТНР....
Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Звук И
Представленный материал будет особенно интересен начинающим логопедам в качестве варианта занятия по формированию фонетико-фонематических представлений....
Шаблон технологической карты логопедического занятия для дошкольников Авторский вариант.
Шаблон создан как авторский вариант технологической карты логопедического занятия для дошкольников в соответствии с ФГОС ДО....
Технологическая карта логопедического занятия по формированию фонематических представлений у дошкольников с ОНР 3 уровня.
Занятие содержит упражнения для формирования фонематических представлений, дифференциации звуков А-У-И....
Технологическая карта логопедического занятия
Технологическая карта логопедического занятия "Домашние животные" в старшей группе....
Технологическая карта логопедического занятия "Автоматизация звука /Р/ в слогах и словах".
Повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной направленности....