Мастер-класс для родителей "Учимся, играя": рекомендации по развивающим речевым играм.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Мастер-класс для родителей "Учимся, играя": рекомендации по развивающим речевым играм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_igraya-_konspekt_ns_port.docx | 28.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей «Учимся, играя»: рекомендации по развивающим речевым играм.
Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию речи в домашних условиях.
Задачи:
- Объяснить родителям, что лучший способ занятий с ребёнком для подготовки к школе - это игра.
- Познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие речи и других психических функций, которые можно организовать в домашних условиях.
- Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческого взаимодействия детей и родителей.
Вступительная беседа.
(краткое содержание)
Для подготовки к школе и создания мотивации к учебе лучший способ занятий - это игра.
Играть в развивающие речевые игры можно практически в любой обстановке, без специального дидактического материала.
Играйте вместе с ребёнком: дети учатся на примере взрослых, усваивают их речевой образец.
Постарайтесь сделать игру увлекательной, эмоциональной, не перегружайте ребёнка. Если ребёнок не очень склонен к подобным играм, приобщайте его, используя любимые игрушки ребёнка, подбирая слова на интересующую его тему.
В идеале игра должна развивать как можно больше функций: звуковую сторону речи, лексико-грамматический строй речи, связную речь, а также другие психические функции: внимание, память, мышление; воображение.
Наша речь, (и устная и письменная), состоит из звуков / букв, слогов, слов, предложений и текстов. Со всем этим Вашему ребёнку предстоит работать в школе. Не упустите случая в игре затронуть как можно больше этих компонентов.
Практикум.
- Старые, известные игры:
-«Я знаю 5 названий…» -развитие лексики, внимания. Игра полезна тем, что в ней задействованы те же механизмы, что и в письме: умение сосредоточиться на точном движении и одновременно думать.
Мяч уместно заменить любым предметом, который можно бросать друг другу. Маленькие предметы ловить сложнее!
Усложнение: «Считаем по порядку»- развитие грамматического строя речи, внимания. Обращайте внимание ребёнка на окончания! Выделяйте их голосом. (яблоко - первое, груша- вторая,…банан- пятый )
-«Слова»- развитие звукового анализа, лексики.
Слова- любые, а принцип тот же, что в игре в «Города» - на последний звук придумать следующее слово. (если слов нет,- на «ы», например, то на предпоследний).
Звуки, буквы:
Профилактика «зеркального» письма.
-«Буквы ходят в гости». Разделите лист пополам. Нарисуйте домики «П» -справа, «Л»- слева. Снизу - все « проблемные» буквы. «Отправь букву в тот домик, на который она смотрит».
-«Зачеркни неправильные буквы»- ребёнок делает выбор из множества правильных и «зеркальных» букв, написанных хаотично.
-«Где буквы прячутся?»- развитие памяти, звукобуквенного синтеза, пространственного ориентирования.
Перемешать листочки с буквами, из которых можно составить любое недлинное слово, из 3-5 букв, (написание которого не расходится с произношением!!- слова типа: мак, кот, сок, кит, каша, стол, мост, стул, утка, и т.п.). Прятать в комнате и запоминать (О- под шкафом, Т- за столом, к- в столе. )
Через некоторое время (15мин.-….) вспоминаем, куда положили буквы, достаём, чётко проговаривая, делая акцент на предлогах (О- достали из-под шкафа..и т.д.)
Составляем слово/слова из букв (кот, кто, ток).
+ развитие лексико-грамматического строя речи:
придумать предложения с каждым словом
Усложнение: развитие мышления, воображения. Придумать одно предложение с двумя придуманными словами, (с тремя(!!) Кто в доме у кота отключил ток?)
-«Буквы перепутались »- развитие звукобуквенного синтеза, внимания.
Слова, написание которых не расходится с произношением(!) пишем, нарушив последовательность букв («тука»- утка). Снизу пронумеровать правильный порядок букв в слове. Ребёнок читает слово.
Усложнение: не нумеровать.
+ придумать предложения. Можно забавные, смешные - раскрепощайте воображение!
-«Телеграф +»
- развитие звукового синтеза (способность «собирать» слово из отдельных звуков- один из механизмов письма), профилактика дисграфии.
«Посылайте» друг другу «телеграммы», отстукивая каждый звук в слове пальчиком. В идеале- схематично нарисовать картинки- слова , написание которых не расходится с произношением(!) (шкаф, слон, диван, сук…), перевернуть карточки, по очереди вытягивать и «отсылать» слово «телеграммой».
+ развитие лексико-грамматического строя речи:
- к слову подобрать прилагательное (стул - деревянный)
-посчитать: 1, 2, 5. ( 1 деревянный стул, 2-…, 5-…). Обращайте внимание на окончания!
- придумать предложение со словосочетанием. Можно забавные, смешные- раскрепощайте воображение!
- Слоги. Слова.
-«Слово можно прошагать/ прохлопать»: профилактика дисграфии. По очереди придумывать слова, шагать, проговаривая по слогам, считать слоги. «У кого слово длиннее?» + развитие лексико-грамматического строя речи: подобрать признак к своему слову: «у тебя какая машина?» или придумать предложение.
-«Полетим и поедем »: развитие лексико-грамматического строя речи, профилактика дисграфии.
Играем с игрушками или без, - важно: в действии объяснить ребёнку многообразие приставочных глаголов. Профилактика раздельного написания приставок: объясните, что это одно целое слово. (Ехали, уехали, въехали, выехали, ….и т.д.)
«Я говорю, а ты делай: шёл-шёл и к столу подошёл, из комнаты вышел и ушёл, вошёл..и т.д.» Поменяетесь ролями с ребёнком.
«Едем/ идём/ ползём и т.п. в гости» На листе бумаги схематично нарисуйте домики в разных углах, магазин, дорожку с препятствиями (река, мост, ямка, горка, лужа….). «Путешествуйте» с «глаголами» по этому листу.
-«Положим и возьмём»: развитие лексико-грамматического строя речи, профилактика дисграфии (слитного написания предлогов)
В любом месте можно играть с любыми предметами, игрушками. «Я положу ложку в чашку. – А я достану из чашки и положу ложку под чашку. А я достану из-под чашки…и т.д.» Делайте акцент на предлоге. Напомните, что это слово- маленькое, но важное!!
-«Четвёртый- лишний»: -развитие внимания, мышления, речи.
Играть можно устно: Вы называете 4 слова, 3 из которых относятся одному обобщающему понятию, а одно- не относится (конь, утка, козёл, осёл). Ребёнок должен определить лишнее и объяснить, почему. Помогите построить красиво построить ответ.(«Я думаю, что лишняя утка, потому, что это птица, а остальные- домашние животные »)
Усложнения:
-все слова из одного понятия, но одно отличается по какому-либо признаку (автобус, метро, машина, троллейбус )
-различия по звукам (апельсин, ананас, утка, автобус)
Повышенный уровень сложности:
-варианты исключений (сова, страус, слон, утка: 1- лишний слон (животное) , 2-утка ( на «у»), .3-сова (она не спит ночью, а остальные спят).)
- Связная речь.
«10 предметов»: -развитие оперативной памяти, лексико-грамматического строя речи, связной речи.
Любые предметы, игрушки (начинать можно с 8 штук- возраст +1 ), выложить в ряд. Перечислить, запомнить. Ребёнок отворачивается, а взрослый убирает (меняет местами) предметы. Ребёнку нужно назвать или исправить изменения.
Предметы сложить в мешок (коробку). По очереди, на ощупь определив предмет, загадывайте друг другу описательные загадки. Помогайте ребёнку вопросами: учите его строить рассказ
+ вытащив предмет, подберите признаки, охарактеризуйте. Придумайте предложения (можно забавные, шуточные- развивайте воображение!)
+ развитие воображения (поможет Вашему ребёнку в школе писать сочинения), и памяти: вместе придумайте рассказ, а лучше –недлинную сказку. Помогайте вопросами строить сюжет, учите строить фразу, повторяйте то, что уже придумано . Перескажите.
+ развитие долговременной памяти: пусть ребёнок расскажет её кому-нибудь из домочадцев. Помогите ему.
«10 открыток»:
-развитие оперативной памяти, лексико-грамматического строя речи, связной речи. В идеале- старые советские рисованные открытки (есть сюжет, прорисованы детали).
Начинать можно с 5-8 открыток. Показывайте ребёнку по одной и называйте слово:
-чётко изображённый, доминирующий предмет (Дед Мороз (или шуба))
При повторном показе открыток ребёнок должен назвать слова.
-усложненя:
-второстепенный, неброский предмет (снежинки)
-слово-ассоциация (морозно (или холодно)).
При повторном показе открыток ребёнок должен назвать слова.
+ «Угадай открытку»: описательная загадка. Вы – ребёнку, ребёнок – Вам.
+ развитие звукового анализа: «Назови всё, где встречается звук …. »
+ развитие воображения (поможет Вашему ребёнку в школе писать сочинения), и памяти: вместе придумайте рассказ, а лучше –недлинную сказку. Помогайте вопросами строить сюжет, учите строить фразу, повторяйте то, что уже придумано . Перескажите.
+ развитие долговременной памяти: пусть ребёнок расскажет её кому-нибудь из домочадцев. Помогите ему.
Учиться можно весело! Желаю успехов в учёбе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для родителей воспитанников группы на тему: «Развивающие игры».
Формирование представлений у родителей о развивающих играх и о необходимости использования развивающих игр для своих детей не только в детском саду, но и дома. ...
Конспект мастер-класса для педагогов по организации и проведению развивающей игры «Волшебная лупа» в старшей группе образовательная область «Речевое развитие»
В ходе мастер-класса педагоги познакомились с развивающей игрой "Волшебная лупа", с одним из вариантов ее использования....
"Учимся, играя. Старые, известные игры. Буквы и звуки.": рекомендации родителям по развивающим речевым играм.
quot;Учимся, играя. Старые, известные игры. Буквы и звуки.": рекомендации родителям по развивающим речевым играм для подготовки ребёнка к школе. Здесь кратко описаны игры, в которые ...
"Учимся, играя. Слоги, слова": рекомендации родителям по развивающим речевым играм для подготовки ребёнка к школе.
quot;Учимся, играя. Слоги, слова": рекомендации родителям по развивающим речевым играм для подготовки ребёнка к школе. Здесь кратко описаны игры, в которые можно играть практически в...
"Учимся, играя. Связная речь": рекомендации родителям по развивающим речевым играм для подготовки ребёнка к школе
quot;Учимся, играя. Связная речь": рекомендации родителям по развивающим речевым играм для подготовки ребёнка к школе. Здесь кратко описаны игры, в которые можно играть практически в...
Мастер-класс "Речевые игры как средство познавательно-речевого развития младших дошкольников"
Мастер-класс по теме: "Речевые игры как средство познаватено-речевого развития младших дошкольников"...
Мастер – класс по теме: « Речевые игры, как средство повышение речевой активности младших дошкольников и профилактика нарушений звукопроизношения» (по ФГОС)
Мастер класс в нетрадиционной форме проведения для сплочения родительского коллектива....