Мастер-класс "Речевые игры как средство познавательно-речевого развития младших дошкольников"
материал (младшая группа)

СтавцеваРузиляАсфановна

Мастер-класс по теме: "Речевые игры как средство познаватено-речевого развития младших дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Мастер –класс «Речевые игры как средство познавательно-речевого развития младших дошкольников.  ( с элементами практики).

Уважаемые педагоги, предоставляю Вашему вниманию  мастер класс на тему «Речевые игры как средство познавательно-речевого развития младших дошкольников» слайд

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития, которые мы используем,  традиционны:

 • Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

 • Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.

 • Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова. слайд

     Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие - это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагог подходит к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоение задач у детей не возникнет.

Основные задачи познавательно-речевой деятельности: представлены на слайде :

1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

 2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

 6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:  слайд

1.Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.

2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в последовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.

3. Развитее любознательности. Любознательность - качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организую занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

 4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.

5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.

Слайд.

Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие. Например:

- Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.

 -Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.

-Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

- Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

- Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата. В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности.

-Пальчиковые игры, которые актуальны для детей младшего дошкольного возраста.  Они способствуют: развитию координации движений, подготовке руки к письму, расширению словарного запаса, развитию вниманию, памяти, воображению, снятию эмоционального и умственного напряжению.

Как же пальчиковые игры влияют на развитие познавательное сферы ребёнка? Например: они помогают в формировании первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, 

о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете. Всё это, можно получить, играя в пальчиковые игры.

Учитывая возрастные особенности детейпедагогам необходимо активно использовать в своей работе игровую мотивацию, которая значительно повышает интерес детей к учебным мероприятиям, а так же эффективность самих мероприятий. Также можно утверждать, что использование разнообразных пальчиковых игр в педагогическом процессе дошкольного учреждения может рассматриваться как один из путей повышения качества работы по речевому развитию детей в дошкольном учреждении.

Я предлагаю вашему вниманию некоторые из игр, которые можно использовать в работе с детьми:

Для этого мы используем массажные колючие мячики.  (Можно катать по пальчику, по ладошке, столу, коврику):

Пальчиковая игра «Ёжик» (с колючим мячиком Су- Джок)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

«Ёжик»

Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож.  (дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего  пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи.  (дети катают Су-Джок между ладонями) слайд

«Ёжики». Разминочные упражнения с мячом-ёжиком. Движения соответствуют тексту.

 Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

 Им поглажу я ладошку, 

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,  

Как сжимает лапу кошка.

 Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну. Слайд

Игра с узелками

«Забавные узелки» (шнуровка с узелками). Берем шнурки разной расцветки, завязываем на них 4-8 узелков. Ребенок пальцами перебирает узелки, называет членов своей семьи.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка, 

Этот пальчик – папочка, 

Этот пальчик – мамочка, 

Этот пальчик – я,

 Вот и вся моя семья. слайд

Игры с горохом и фасолью. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одну за одной и удерживает их в руке (как при сборе ягод, и так набирает целую горсть. После двустишия - смена рук, каждая горошина берется на ударный слог.

С блюдца я беру горошки,

Словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки 

– Руки держат все горошки. слайд

Игра с воздушными шарами «Волшебные шары». Берем воздушные шары, наполненные мелкой солью, и нажимаем пальцами обеих рук на шар на каждый ударный слог. Вместо воздушных шариков, можно так же взять колючие мячики Су-Джок, либо мягкий резиновый мяч.

Мягко кошка, посмотри,

Разжимает коготки.

 И легонько их сжимает

– Мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо,

Половиц не слышно скрипа,

Только мышка не зевает,

Вмиг от кошки удирает. слайд

Игры с карандашом. Эту игру можно использовать во всех возрастных группах.

Карандаш в руках держу                                                                                                                Поиграть я с ним хочу.                                                                                                    Карандаш в ладони взяли                                                                                                                         И немного пошуршали                                                                                                      Карандашик я возьму                                                                                                              Непременно каждый пальчик быть послушным научу.  

 Слайд.  Так же, они бывают:

а) пальчиковые игры с карандашом (желательно, шестигранным, так как он дополнительно массажирует пальцы и ладонь, где детям можно предложить следующие задания .

• катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони;

• катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного, поочерёдно правой и левой рукой;

• катать карандаш между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т. д.);

• поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу.

Игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала, где можно использовать такие варианты заданий:

• сортировка мелких предметов (бусин, пуговиц, монет, горошин, зёрен и т. д.); ребёнку необходимо разложить предметы на группы, двигая их подушечками пальцев по столу или осуществляя захват предметов двумя пальцами правой (или левой) руки поочерёдно (большим и указательным, большим и средним и т. д.); игра «Золушка»;

• растирание ладоней грецкими орехами (массаж ладоней, включая тыльную сторону);

• перекладывание мелких предметов (бобов, гороха, пуговиц, бусин, мозаики) из одной ёмкости в другую; захват предмета осуществляется попеременно двумя пальцами; усложнение – захват двух-трёх предметов одновременно;                                                                                                                     • складывание пирамидок, матрёшек, любых сборных игрушек; вкладывание формочек одна в другую; подбирание крышек к разнообразным ёмкостям                       • нанизывание колец на стержень;   слайд

•чудесный мешочек.

Следующий вид пальчиковых игр – это игры манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Предлагаю вам вспомнить названия данных игр. «Ладушки-ладушки»«Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик-мальчик, где ты был?»«Мы делили апельсин»«Этот пальчик хочет спать», «Моя семья»«Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», «Пальчики пошли гулять» и т. п.

Пальчиковые игры на основе сказок.

Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр виде маленьких вязаных колпачков что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки .

Также есть пальчиковый кукольный театр – это увлекательное, развивающее занятие для малышей. Оно отлично расширяет воображение, мышление, речь, способствует развитию и укреплению мелкой моторики. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Слайд.  Исходя из всего выше сказанного, чтобы обучение проходило успешно, нужна:

•систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

•последовательность - (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и перепрыгивать через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

•все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;

•если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития младших дошкольников

В данной работе обобщен материал по дидактическим играм, как средство развития речи. Приведены конкретные примеры....

Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития младших дошкольников

Дидактическая игра  как  средство  художественно-эстетического развития  младших дошкольников...

Подвижные игры как средство формирования коммуникативных навыков младших дошкольников.

Сюжетная и несюжетная подвижная игра младших дошкольников.Особенности приемов ее проведения,оптимальные механизмы организации и руководства педагогического воздействия на их развитие....

ПРОЕКТ «Дидактическая игра, как средство познавательно-речевой активности детей старшей группы компенсирующей направленности»

В дидактической  игре на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи дети с ОНР обучаются практическим навыкам  словообразования и словоизмене...

Опыт работы "Развивающие и дидактические игры как средство познавательно-речевого развития дошкольников"

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы р...

ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА»

 Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное вос...