"Учимся, играя. Старые, известные игры. Буквы и звуки.": рекомендации родителям по развивающим речевым играм.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
"Учимся, играя. Старые, известные игры. Буквы и звуки.": рекомендации родителям по развивающим речевым играм для подготовки ребёнка к школе. Здесь кратко описаны игры, в которые можно играть практически в любой обстановке, не требующие никаких специальных методических пособий, используя то, что найдётся в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_igraya_1_obnovl_ns_port.docx | 27.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Учимся, играя. Старые, известные игры. Звуки и буквы.
Часто возникает вопрос: как заниматься с ребёнком во время отдыха?
Следует особо отметить, что лучший способ занятий - это игра. Ввиду того, что в предшкольном возрасте именно игра - ведущий вид деятельности детей, и только к 7-и годам ведущим видом становится учебная деятельность. Но этот переход происходит постепенно.
Хочется посоветовать вам такие развивающие речевые игры, в которые можно играть практически в любой обстановке, без специального дидактического материала, используя то, что под рукою. Многие из этих игр, возможно, вам известны.
Играйте вместе с ребёнком: дети учатся на примере взрослых, усваивают их речевой образец.
Постарайтесь сделать игру увлекательной, эмоциональной, не перегружайте ребёнка.
В идеале игра должна развивать как можно больше функций: звуковую сторону речи, лексико-грамматический строй речи, связную речь, а также неречевые психические функции: восприятие, внимание, память, мышление.
- Старые, известные игры:
-«Я знаю 5 (имён) названий…» - развитие лексики, внимания, а так же координации движений.
Задавайте и перечисляйте названия любых обобщающих понятий – фруктов, овощей, видов транспорта, домашних / диких животных или птиц, и т.д.
Хотите подключить фантазию? Загадайте времена года… Пятое придумайте сами, (и это может быть новой «фантазийной веточкой»: за чашкой чая можно придумывать приметы несуществующего времени года , праздники, подарки, угощения и рецепты угощений, и т.д.).
Нет мяча? Мяч можно, (и даже рекомендуется) заменить любым предметом, который можно бросать друг другу - мягкой игрушкой, смотанным шарфом, диванной подушкой, скомканным листом бумаги, …маминой помадой, и т.п.
Чем мельче будет предмет, тем более вы должны быть внимательны, и тем более координированы должны быть движения.
- Усложнение: порядковый счёт (развитие грамматического строя речи – согласование числительных с существительными; мышления, внимания ). Обращайте внимание ребёнка на окончания! (яблоко- первое, груша- вторая,….…банан- пятый ).
- Усложнение: «Я знаю 5 слов на звук …» (развитие фонематических представлений).
Слова на гласные звуки придумывать проще, чем на согласные!
НО не забудьте, что:
- нет звуков Я, Ю, Е, Ё (буквы есть, а звуков нет! Есть звуки «ЙА», «ЙУ»,….)
- ваш ребёнок ещё не учил правил! И если на звук «А» он назовет «агурец», «акно» и т.п., то похвалите его! Он прав! При случае скажите, что произносим мы звук А, но писать будем О. «И об этом ты скоро узнаешь в школе!»
При желании можете пояснить, что «говорим мы «акно», а писать будем «окно». Но пока это секрет и об этом ты узнаешь в школе!».
- Усложнение: изменяйте громкость, интонации голоса, играйте в зашумлённой обстановке – при включенном телевизоре, музыке (маловероятно, что в классе будет тихо и спокойно). Чаще ли ошибается, дольше ли думает ваш ребёнок?
- «Цепочка из слов» - развитие фонематических процессов: анализа и представлений; лексики.
Слова - любые, а принцип тот же, что в игре в «Города» - на последний звук придумать следующее слово (если слов нет, например, на «ы», то на предпоследний звук).
Сложность: звонкие согласные в конце слов оглушаются! Например: «нош», «дуп», и т.п. Если вы решили поиграть в подобные, кстати, очень полезные и непростые игры, то вряд ли вам удастся избежать «неправильных слов». В таком случае, не забудьте, что звук – это то, что мы говорим и слышим !! И то, что Ваш ребёнок ещё не учил орфографических правил. Его задача – правильно услышать то, что Вы сказали.
Усложнение: если ваш ребёнок легко справляется, то можно играть в «Слова с прицепчиком» (развитие фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи).
Придумав слово, «делать остановку», и подбирать к нему признак («прицепчик»). Следующее слово подбирается к ключевому, (не к признаку).
- Звуки, буквы:
Профилактика «зеркального» письма.
-«Буквы ходят в гости».
Разделите лист на три части. Нарисуйте домики - справа, слева, пометьте их буквами «П» и «Л», обратив внимание, что эти буквы «равносторонние», их не перепутаешь. Посередине - все «проблемные», несимметричные буквы. «Проводи букву в тот домик, на который она смотрит»:
-«Правильные и неправильные буквы».
Ребёнок делает выбор: обводит или зачёркивает букву из множества правильных и «зеркальных» букв, написанных на листе хаотично.
-«Где буквы прячутся?»- развитие долговременной памяти, звукобуквенного синтеза, пространственного ориентирования, лексико-грамматического строя речи (в т.ч. правильное употребление предлогов).
Выберете любое не длинное слово, написание которого не расходится с произношением! (слова типа: дом, дым, кот, кит, жук, утка,,.…).
Напишите на небольших листочках буквы, из которых можно составить это слово. Буквы пишите (Вы, или ребёнок под диктовку) в нарушенной последовательности так, чтобы невозможно было догадаться, какое слово получится. Далее - прятать в комнате, (в квартире) и запоминать (например: О - под шкафом, Т- за столом, К - в столе). Делайте акцент на предлогах! При желании поясните, что без этого маленького, но важного слова невозможно понять, где именно находится предмет.
Через некоторое время ( от 15мин. до нескольких часов - временные промежутки увеличивайте постепенно, в соответствии с возможностями и успехами ребёнка) вспоминайте, куда положили буквы, доставайте их, чётко проговаривая, снова делая акцент на предлогах (О- достали из-под шкафа..и т.д.)
Следующий этап: составляйте слово/слова из букв (кот, кто, ток).
Следующий этап: придумывайте предложения с каждым словом.
Усложнение: (развитие мышления, воображения): постарайтесь вместе составить одно предложение с двумя придуманными словами, (с тремя!!) (Кто проведёт ток в дом коту?)
Это довольно сложное задание, но если сначала выполнять подобные упражнения совместно, потом помогать наводящими вопросами, то дети научаются самостоятельно «решать» эти «смысловые языковые задачи».
-«Буквы перепутались »-
развитие звукобуквенного синтеза, внимания.
Слова, написание которых не расходится с произношением(!) (дом, дым, кот, кит, жук, утка, каша, шуба, шапка, диван,. …) пишем, нарушив последовательность букв («тука»- утка). Снизу пронумеровать порядок букв. Ребёнок читает слово.
- Усложнение: не нумеровать.
- Усложнение: подобрать признаки, придумать предложение с этим словом.
-«Телеграф +»
- развитие звукового синтеза, (способность «собирать» слово из отдельных звуков- один из механизмов письма), профилактика дисграфии.
«Посылайте» друг другу «телеграммы», отстукивая каждый звук в слове пальчиком. В идеале - схематично нарисовать на маленьких листках бумаги картинки - слова, написание которых не расходится с произношением(!) (например: шкаф, слон, диван, сук, сок, кот, кит, стол, стул, мак, дом, дым, рыба, рука, …), перевернуть карточки, по очереди вытягивать и «отсылать» слово «телеграммой».
+ развитие лексико-грамматического строя речи:
- к слову подобрать прилагательное (стул- деревянный)
-посчитать: 1, 2, 5. ( 1 деревянный стул, 2 деревянных стула, 5-…). Обращайте внимание на окончания!
- придумать предложение со словосочетанием.
Учиться можно весело! Желаю успехов в учёбе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие словесного творчества через развивающие речевые игры
Развитие словесного творчества через развивающие игры Развитой речь можно назвать лишь того человека, который чётко и полно выражает свои мысли, который может организовать понимание другого ...
Беседа для воспитателей младшей группы на тему:"Развивающие речевые игры".
"Игра-это один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношение между ними... Одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания"....
Развивающие речевые игры
Есть развивающие речевые игры, в которые можно играть между делом и где угодно: дома на кухне, на прогулке, в очереди или транспорте....
Речевая игра "Исправь в словах буквы- озорницы"
Воспитатель произносит фразу. В ней из одного слова "убежала" буква и её место заняла другая. Смысл фразы полностью меняется. Надо вернуть в слово букву- озорницу, чтобы у предложения появил...
Мастер-класс для родителей "Учимся, играя": рекомендации по развивающим речевым играм.
Мастер-класс для родителей "Учимся, играя": рекомендации по развивающим речевым играм....
"Учимся, играя. Слоги, слова": рекомендации родителям по развивающим речевым играм для подготовки ребёнка к школе.
quot;Учимся, играя. Слоги, слова": рекомендации родителям по развивающим речевым играм для подготовки ребёнка к школе. Здесь кратко описаны игры, в которые можно играть практически в...
"Учимся, играя. Связная речь": рекомендации родителям по развивающим речевым играм для подготовки ребёнка к школе
quot;Учимся, играя. Связная речь": рекомендации родителям по развивающим речевым играм для подготовки ребёнка к школе. Здесь кратко описаны игры, в которые можно играть практически в...