«Звуко-буквенный анализ в подготовительной группе компенсирующей направленности»
план-конспект занятия по логопедии
Цель: закрепление у детей подготовительной группы компенсирующей направленности навыков анализа и синтеза речевых единиц.
Коррекционно-образовательные задачи:
закрепить понятия: гласные звуки, согласные звуки, соотнесение звуков с условной моделью:
красный цвет – гласные, синий цвет – твердые согласные, зеленый цвет – мягкие согласные;
закрепить умение обозначения на схеме места звуков в слове;
закрепить умение обозначения на схеме количества слогов в слове.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zvuko-bukv_1.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №32
143 033, Московская область, Одинцовский городской округ, п. Горки – 2, д. 19
E-mail: det_sad_32@mail.ru, 8-495-598-10-07
Конспект
открытого занятия
на тему:
«Звуко-буквенный анализ в подготовительной группе компенсирующей направленности»
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
Антонова О.Н.
Цель: закрепление у детей подготовительной группы компенсирующей направленности навыков анализа и синтеза речевых единиц.
Коррекционно-образовательные задачи:
закрепить понятия: гласные звуки, согласные звуки, соотнесение звуков с условной моделью:
красный цвет – гласные, синий цвет – твердые согласные, зеленый цвет – мягкие согласные;
закрепить умение обозначения на схеме места звуков в слове;
закрепить умение обозначения на схеме количества слогов в слове.
Коррекционно- развивающие задачи:
развивать познавательный интерес; продолжать развивать умение говорить внятно, отчетливо, неторопливо; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Коррекционно – воспитательные задачи:
воспитывать положительную мотивацию через использование элементов занимательности, развивать самоконтроль за своей речью, умение слушать ответы других, не перебивая друг друга.
Материал:
Картинки, схемы, фишки красного, синего, зеленого цвета, Волшебный сундучок, коктейльные трубочки, маленькие игрушки, плоскостные магнитные фигуры, стол с песком, кинетический песок, логокуб, колокольчик, бутылка с конфетти, магниты трех цветов, подносы.
Дифференцированный подход по степени сложности речевого материала:
детям с высоким и средним уровнем предлагаются слова сложной слоговой структуры, направленные на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков на уровне слов и фраз;
детям с низким уровнем - простые слова доступные по слоговой структуре и не насыщенные дефектными звуками, автоматизация поставленных звуков на уровне слов.
По методам и приемам:
детям с высоким уровнем - построение самостоятельно сложносочиненных предложений, ответы на вопросы доказательного характера;
детям со средним уровнем –ответы детей с незначительной помощью логопеда;
детям с низким уровнем – структурирование вслед за логопедом или более сильными детьми.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Зайдя в кабинет я заглянула в Волшебный сундучок и посмотрите, что в нем обнаружила …(логопед примагничивает на доску буквы)
Что это? – Буквы!
Почему они разного цвета? – Гласные или согласные.
Давайте посмотрим, что еще есть в Волшебном сундучке? ( Логопед открывает крышку, слышится звук)
Что вы слышите?- Звуки!
Чем отличаются звуки от букв? – звуки мы слышим, а буквы видим.
Ребята, подойдите к столу с песком. С помощью трубочек подуйте на песок, чтобы у вас получились дорожки и, найдя карточку в песке, назовите, что на ней нарисовано. (Ребята выполняют задание и называют: береза, змея, лапти, гриб, пила).
Берите с собой карточки, проходите на места.
У меня в руках уже знакомый вам мягкий зеленый осьминог и синий кубик.
Что означают эти предметы, чем они нам обычно помогают?
-Осьминог и кубик помогают определить твердый или мягкий согласный в слове.
Посмотрите, ребята, у меня на доске вы видите карточку, на которой прямоугольники из 3-х частей, где одна часть в каждом прямоугольнике закрашена синим или зеленым цветом. Что означает эта карточка, для чего она необходима?
- Для того, чтобы найти место звука в слове.
На моей карточке нарисован «?»- Сахар.
Какой первый звук в слове сахар? – Согласный, твердый звук «С».
Каким цветом обозначается твердый согласный?- Синим.
Подскажите на какую из этих схем мне надо поместить карточку? – Где синий квадрат находится в начале прямоугольника.
Хорошо! Возьмите такие же карточки с подносов, положите перед собой, определите место звука в слове. (Логопед называет какой звук должен определить ребенок)
Каждый ребенок по очереди называет звук, дает характеристику звуку и кладет карточку на нужное место.
Ребята, посмотрите какой интересный куб у меня есть. Обратите внимание: на его гранях много разных карточек.
Правильно! (Логопед снимает любую карточку с Логокуба, называет что на ней нарисовано. На доске схемы количества слогов в слове под номерами.)
Ребята, как мы можем определить сколько слогов в слове? – Прохлопать слово, сколько хлопков, столько слогов.
Верно! У меня карточка со словом ДЕРЕВО. Приготовьте ладошки, прохлопаем слово ДЕ-РЕ-ВО.
Сколько хлопков?- 3 хлопка.
Сколько слогов?- 3 слога.
Посмотрите, на доске 4 схемы, какая схема подходит для слова из 3-х слогов?
-Третья схема из 3-х частей!
(Дети по очереди выходят к доске, называют что нарисовано на карточке и, определив кол-во слогов, примагничивают к нужной схеме.)
Все справились, молодцы!
(Логопед открывает «Волшебный сундучок», в прозрачном небольшом контейнере кинетический песок )
Ребята! Теперь нам предстоит отправиться к бассейну с песком и разобраться что нас ожидает.
(Дети подходят к песку, ищут спрятанные в нем предметы и кладут в корзину логопеду, садятся на места.
На доске и у ребят на столах по 2 карточки: с колокольчиком и перечеркнутым колокольчиком.
Раздается громкий звон колокольчика.)
Ребята, что это? - колокольчик.
Какой у него звук?- громкий, звонкий.
А сейчас какой звук (Логопед трясет бутылочку c конфетти) ?- тихий, глухой.
Посмотрите, что у меня в правой руке ?- Дом.
Что в левой? –Торт.
Назовите первые звуки в этих словах. – Звук «Д»,в слове ДОМ. Звук «Т», в слове ТОРТ.
Значит два звука Д-Т.
Какой звук звонкий «Д» или «Т»?
(Дети вместе с логопедом несколько раз произносят звуки «Д-Т», определяя какой звук звонкий, а какой глухой.)
- Звук «Д» - звонкий. а «Т» - глухой.
У вас на столах по 2 карточки с колокольчиками, что они означают?- Если звонкий звук, то обычный колокольчик, если перечеркнутый, то глухой звук.
Возьмите карточки с колокольчиками в руки так, чтобы колокольчики соответствовали предметам у меня в руках.
(Дети берут в правую руку звонкий колокольчик, т.к в правой руке у логопеда ДОМ, а в левую перечеркнутый колокольчик, т.к. левой руке ТОРТ, а значит звук глухой.)
Посмотрите ребята, сколько разных маленьких предметов вы нашли в песке. Давайте назовем их.
- Жук, шляпа, динозавр, тарелка, замок, свинья, гриб, кольцо, бабочка, пчела, ваза, филин.
( Логопед берет парные игрушки ВАЗА-ФИЛИН и т.д. Ребята определяют парные звонкие-глухие звуки и поднимают карточки с колокольчиками).
Физкультминутка.
( На доске расчерчена таблица с клеточками (домиками): по горизонтали цифры, по вертикали буквы. В клеточках помещены плоскостные магнитные фигуры. Логопед называет каждому ребенку цифру и букву, а ребенок говорит кто находится в этой клеточке. Берет магнитную фигурку и садятся на места.)
А4- Павлин и т.д. Б5- Заяц.
Ребята, у вас в подносе кружки синего, красного, зеленого цвета. Для чего они нам нужны?- Чтобы выкладывать схему звуко- буквенного анализа.
Правильно! Значит, вам необходимо определить каждый звук в названии вашего магнита и выложить нужную схему, используя цветные кружочки.
(Дети на партах выкладывают схемы к словам, логопед проверяет, дает задания. Пр-р: «Павлин» (С,К,С,З,К,С) , задание назвать только мягкие согласные.)
Ребята! Вы большие молодцы, замечательно справились с такими сложными заданиями. Давайте заглянем в наш « Волшебный сундучок»!!
Сундучок приготовил для вас угощения!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию процессов языкового анализа и синтеза и подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
Конспект открытого мероприятия для детей о общим недоразвитием речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи...
Конспект образовательной деятельности познавательной направленности по экспериментированию для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи «Удивительная соль»
Конспект занятия в подготовительной группе, основанный на экспериментально-исследовательской деятельности детей....
Анализ работы за 1, 2, 3 периоды в подготовительной группе компенсирующей направленности
Подготовительная группа компенсирующей направленности. Общая численность детей в группе: 10 человек - 7 мальчиков, 3 девочки, возраст от 6 до 7 лет на начало учебного года. Работаем ...
«Развитие звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе компенсирующей направленности».
Одним из условий развития письменной речи является наличие навыка сознательного анализа и синтеза составляющих её звуков, без чего процессы письма и чтения оказываются нево...
Анализ готовности детей группы компенсирующей направленности с ТНР к школьному обучению
Готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Можно выделить отдельные стороны готовности к шко...
Анализ фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков /Н-Н\'/ в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Анализ фронтального логопедического занятия "Дифференциация звуков /Н-Нь/ в подготовительной группе компенсирующей направленности....
«Звуко-буквенный анализ в подготовительной группе компенсирующей направленности»
Цель: закрепление у детей подготовительной группы компенсирующей направленности навыков анализа и синтеза речевых единиц. Коррекционно-образовательные задач...