«Развитие звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе компенсирующей направленности».
статья по логопедии на тему

Григорьева Татьяна Аркадьевна

        Одним из условий развития письменной речи является наличие навыка сознательного анализа и синтеза составляющих её звуков, без чего процессы письма и чтения оказываются невозможными. Для записи любого слова ребёнок должен не только уметь отличить друг от друга все составляющие его звуки, но и отчётливо представлять себе их последовательность, т.е. владеть звуковым анализом слов. Простейшие формы такого анализа становятся доступными детям уже в дошкольном возрасте, и это является подготовкой к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zvukovoy_analiz_slova.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Развитие звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием          речи в подготовительной группе компенсирующей направленности».

Одним из условий развития письменной речи является наличие навыка сознательного анализа и синтеза составляющих её звуков, без чего процессы письма и чтения оказываются невозможными.

 Для записи любого слова ребёнок должен не только уметь отличить друг от друга все составляющие его звуки, но и отчётливо представлять себе их последовательность, т.е. владеть звуковым анализом слов. Простейшие формы такого анализа становятся доступными детям уже в дошкольном возрасте, и это является подготовкой к обучению грамоте.

В результате логопедического обследования выясняется, что дошкольники с общим недоразвитием речи не могут:

- Выделить гласный, согласный звук в начале, в середине, в конце слова;              Придумать слова с заданным звуком;

- Затрудняются делить предложение на слова, слова на звуки;

 -Выделить место звука, определить последовательность звуков в слове;

-Составить слова из заданного количества звуков.

Наличие таких ошибок говорит о несформированности фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Нарушение фонематического восприятия в дошкольном возрасте в свою очередь вызывает недоразвитие звукового анализа, вследствие чего у школьника на письме появляется огромное количество ошибок.

Таким образом, для правильного чтения  письма необходимы чёткое произношение всех звуков и различие их на слух.

 Формирование звукового анализа и синтеза проходит четыре этапа развития:

  1. развитие фонематического анализа и синтеза;
  2. развитие слогового анализа и синтеза;
  3. анализ и синтез слов;
  4. развитие языкового анализа и синтеза.

I. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Термином «фонематический анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. К элементарным формам относится выделение звука на фоне слова, сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова). Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком).

У дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо формировать функцию фонематического анализа и синтеза первоначально на материале ряда гласных, затем  на  материале слога, потом на материале слова из двух и более слогов.

При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определённые этапы формирования, основными из которых является следующие: освоения действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план (по П.Я. Гальперину).

I этап – формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства: зрительные символы, графическую схему слова и фишки.

II этап – формирование действия звукового анализа в речевом плане. Исключается опора на материализацию действия, формирование фонематического анализа переводится в речевой план. Слово называется, определяются первый, второй, третий звуки, уточняется их количество.

III этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Дети определяют количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на слух, не воспринимая его, т.е. на основе представлений.

При формировании звукового анализа и синтеза я уделяю большое внимание при изучении гласных звуков, т.к. дети часто пропускают гласные буквы в словах.

На занятиях перед зеркалом рассматриваем артикуляцию гласных звуков, причём берём гласные I ряда и букву «и» (а, о, у, э, ы, и), опираясь на слуховое и зрительное восприятие отрабатываем артикуляцию гласных (перед зеркалом, без зеркала), учу слышать и называть гласные звуки в ряде других звуков, в слогах и в словах.

Виды работ:

  • Определяется наличие гласного, над которым работали в ряду других гласных звуков.

Например: Хлопни в ладоши, если услышишь звук «у». Называется ряд гласных звуков а, у, и, дети должны хлопнуть на звук «у».

  • Определяется место звука в ряду гласных звуков (начало, конец, середина).

Например: Послушай ряд звуков, запомни его. Замени звуки буквами (о, а, у).

  • Назови звук, который стоит в начале.

          Назови место звука «у».

Можно использовать наглядное пособие «Полоса»:

  • Определяем последовательность звуков в ряду гласных (а, о, у).

Например: Послушайте ряд звуков. Выложите столько  красных квадратов, сколько услышите звуков. (Выкладывание квадратов необходимо для того, чтобы дети ощущали три фигуры, значит три буквы). Замените квадраты  буквами.

  • Назовите сколько букв ряду?
  • Назовите, какая буква стоит на 1; 2; 3 месте?
  • Какая буква между буквой «а» и «у»?
  • Какая буква перед буквой «у», «о»?
  • Какая буква после буквы «а», «о»?

Подними букву «у» если услышишь слово со звуком «у». (Паук, диван, лампа, кенгуру, стол).

         Прежде чем перейти к слоговому анализу и синтезу, нужно хорошо отдифференцировать понятие «гласные звуки» и «согласные звуки».

Для этого дети наблюдают в зеркале за своим произношением и за артикуляцией логопеда. Они устанавливают различие между гласными и согласными  звуками. Дети убеждаются, что гласные поются, тянутся и произносятся свободно, воздух не встречает преграды. Согласным звукам «живётся труднее», так как им всегда что – то мешает: то губы, то язык, то зубы. Для того чтобы  дети дифференцировали звуки (а разницу в произношении они почувствовали), используется цвет – красные (гласные) и синие (согласные) квадраты. Для закрепления умения различать гласные и согласные проводятся следующие игры:

  1. «Азбука Морзе»

Логопед произносит звуки – дети выкладывают красные и синие квадраты.

  1. «Светофорики»

Логопед называет звуки – дети поднимают красные и синие кружки.

  1. «Ищу свой дом»

Детям раздаются буквы. На магнитной доске два дома – синий и красный. Дети по очереди выходят к доске, правильно читают букву, произносят соответствующий звук и ставят букву в свой квадрат.

II. Развитие слогового анализа и синтеза.

Умея дифференцировать гласные и согласные звуки, выделять гласные из слов, можно приступить к слоговому анализу и синтезу. На логопедических занятиях с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, упор делается на звуковой анализ и синтез слоговой структуры. Провожу следующие игровые приёмы:

  1. «Даю слог».

Логопед показывает карточку со схематическим изображением слога (расположенные в определённом порядке квадраты – красный и синий) и называет первый звук. Дети добавляют второй звук, образуют слог. Работа начинается с закрытых слогов ам, ас, ан.

  1. «Найди слог».

Логопед называет слог - дети показывают карточку с соответствующей схемой (или выкладывают схему из квадратов на столе).

  1. «Подбери слог».

 Логопед показывает цветную схему  - дети подбирают из слоговой азбуки возможные варианты слогов.

  1. «Азбука Морзе».

Логопед диктует слоги  - дети выкладывают их красными и синими квадратами (ам, на, со, ум, мы). Выигрывает тот, кто правильно «передал сигналы».

В процессе развития слогового анализа делаю акцент на умение выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных звуков, добавления гласных. Объясняю детям, что слог – часть слова, не заключающая в себе смысла слова.

      Виды работ:

  1. Назвать гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не отличается от написания (лужа, пила, лом, канава). Данное задание можно сформулировать в виде стихотворения:

Что за звуки, словно песни,

Нет преграды на пути.

Голосисты, как артисты!

Ты их в слове назови.

  1. Записать слова схемами. (Лимон: и о, рука: у а, рубашка: у а а).
  2. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.

Буквы выстроились в ряд

Как на праздничный парад.

Покажи сначала ты

Букву а и букву и.

        4. Разложить картинки под определённым сочетанием гласных. Например, предлагаются картинки на двусложные слова (рука, окна, рама, лужа, корка, горка, ручка, сумка, каша, астра, луна, кошка, лодка). На магнитной доске схемы слов: а     а,   о     а,  у    а.

        5. Определить количество слогов в названных словах и поднять соответствующую цифру.

        6. Разложить картинки в зависимости от количества слогов в их названии.        7. Выделить из предложения слова, состоящие из определённого количества слогов. Использую схемы, по которым дети называют слова и, наоборот, к словам подбирают схемы.

        8. Придумать слово по схеме (ряд синих и красных квадратов).

III. Анализ и синтез слов.

Большая работа ведётся по анализу звукового состава слова. Для этой цели использую приём, предложений Д.Б. Элькониным: дети, прежде чем записывать, произносят слова с длительной протяжностью каждого звука. Подбираю слова со щелевыми звуками, т.к. они более длительные, выделяются легче, чем взрывные. Провожу следующие виды игр, закрепляющие звуко – буквенный состав слова:

  1.  «Живое слово».

Детям раздаются буквы, из которых состоит названное логопедом слово. Слово несколько раз проговаривается с утрированным интонированием каждого звука. Дети вслушиваются и выходят  каждый со своей буквой, в нужном порядке. Затем слово делится на слоги: дети раздвигаются группами с буквами в руках. Далее гласным предлагается сделать шаг вперёд. (Сколько гласных, столько и слогов).

  1. «Волшебное слово».

Картинка разрезается на полоски по количеству букв в её названии. В нижней части полосок написаны буквы. Правильно расставив буквы в слове, дети получают цельное изображение предмета. Например, по теме «Обувь» раздаю детям разрезанные картинки, на которых изображены: туфли, тапки. Каждый составляет своё слово, и если делает верно, то получается картинка.

  1. «Звуковая линейка».

По звуковой линейке дети определяют количество и последовательность звуков в слове. Утрированно произносится слово жук, а дети открывают столько окошечек, сколько звуков в этом слове.

Задание можно сформулировать в форме стихотворения:

        Назови мне первую

        Буковку примерную.

    Почему примерная?

    Потому что первая.

    Вторую букву ты не забудь!

    Громко называя, внимательным будь!

    Ты внимательно смотри,

    Букву третью назови!

   А букву четвёртую пальцем покажи,

   И что это за буква – чётко нам скажи.

        4. «Пирамидка».

На наборном полотне картинки: уж, лис, кабан, волк. Картинки нужно распределить по этажам: на первом этаже – такие картинки, в названии которых – 5 звуков, на втором этаже – 4 звука… и т.д.

5. «Включи телевизор».

 На наборном полотне предметные картинки. Дети должны выделить первый       звук в названиях картинок, прочитать полученное слово. Когда дети прочитают полученное слово, на экране телевизора появится соответственная картинка.

  1. Какай звук убежал? (Крот – рот, лампа – лапа, рамка – рама).
  2. Найди общий звук в словах: луна – стол, кино – игла, окна – дом.

IV. Развитие языкового анализа и синтеза.

        Работа над предложением начинаю с короткой фразы (например: Мама сушила грибы). Каждое слово выкладываем в виде условно – графической схемы.

  • О ком говорится в предложении?
  • Что делала мама?
  • Мама сушила грибы – это предложение. Из чего оно составлено? Какое первое слово? второе? – т.д.

Умение определить количество, последовательность и место слов в предложении можно сформировать, выполняя следующие задания:

  1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нём количество слов.
  2. Придумать предложение с определённым количеством слов.
  3. Распространить предложение,  увеличив количество слов. (Дети кормят. Дети кормят птиц.  Дети кормят птиц зерном).
  4. Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней предложение.
  5. Определить место слов в предложении (какое по счёту указанное слово).
  6. Выделить предложение из текста с определённым количеством слов.
  7. Поднять цифру, соответствующую количеству слов с предъявленного предложения.

При работе над предложением, дети сначала учатся выделять в предложении отдельные входящие в него слова, а затем определять звуко-буквенный состав каждого слова. Эта работа более сложная, так как процесс анализа заметно удлиняется и требует осуществления дополнительных операций.

Анализ проводится с опорой на схемы:

  1. «Придумай предложение».

     Детям предлагается схема и  по ней придумать предложение, в котором слова по фонетическому составу соответствовали бы данной схеме.

  1.  «Самый догадливый».

Дети, рассмотрев сюжетную картинку, самостоятельно придумывают предложение, находят схему для каждого слова.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Зоопарк" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.

НОД у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе с использованием игровых технологий....

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи

Рассматртвается проблема формирования фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи, этапы формирования звукового анализа и синтеза....

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в с...

"Звуковой анализ и синтез у детей с общим недоразвитием речи"

Звуковой анализ и синтез у детей с общим недоразвитием речи....

Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе детского сада

В данной разработке представлены 2 конспета  НОД по лексическим темам: "Осень( овощи и фрукты)" и "Цветы".Они предназначены для учителей-логопедов ДОУ,работающих в группах ком...

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи....

АПО «Использование игр с песком для коррекции общего недоразвития речи у воспитанников группы компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения».

Проблема  коррекции общего недоразвития речи является одной из самых актуальных проблем в современной логопедии. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, за...