Конспект открытого вводного логопедического занятия с элементами экспериментальной деятельности на тему: «В гости к Язычку-Речевичку»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект
Открытого вводного логопедического занятия с элементами экспериментальной деятельности на тему:
«В гости к Язычку-Речевичку»
Цель: формирование положительной мотивационной направленности к логопедическим занятиям, развитие интереса к языку.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
- формировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате;
- обогащать словарный запас по теме: «Органы артикуляции»;
- познакомить с основными артикуляционными упражнениями;
-вызвать интерес к артикуляционной гимнастике;
-познакомить с принципом образования звука;
- дать понятие о речевых и неречевых звуках.
Коррекционно-развивающие:
-развивать артикуляционную моторику;
-развивать фонематический слух;
-развивать мелкую моторику;
-формировать правильное речевое дыхание:
-развивать слуховое и зрительное внимание, память;
-развивать воображение.
Коррекционно - воспитательные:
-воспитывать интерес к логопедическим занятиям;
- воспитывать активность и творчество;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть красоту окружающей природы.
- воспитывать умение выполнять игровые правила, желание работать в коллективе.
Оборудование: макет домика Язычка - Речевичка, зеркала, раскраски, листья (из цветной бумаги), цветик – семицветик, проектор, презентация, развивающая компьютерная игра на развитие фонематического слуха, дудочки, бумажные трубочки, таз с водой, конверт с письмом.
Ход занятия
- Организационный момент.
Дети заходят под музыку в зал, встают вокруг логопеда.
Учитель-логопед: (Заходить с конвертом и письмом с цветиком)
Чтобы вежливыми быть,
Нужно “здравствуй” говорить.
-Здравствуйте, ребята.
-Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями.
-Ребята, я вчера прочитала стихотворение С. Михалкова о мальчике Саше. Называется оно «Сашина каша» Сейчас я вам его расскажу.
Сашина каша (С. Михалков)
Живёт на свете Саша.
Во рту у Саши каша -
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка
На сладком молоке.
С утра во рту у Саши
Слова простые наши -
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво,
чисто,
ясно, -
Как люди говорят, -
Наш Саша так корёжит,
Что сам понять не может:
Произнесёт словечко -
И сам тому не рад!
Он скажет:
"До свидания!"
А слышится:
"До здания!"
Он спросит:
"Где галоши?"
А слышно:
"Это лошадь?"
Когда он вслух читает,
Поймёшь едва-едва:
И буквы он глотает,
И целые слова.
Он так спешит с налёта
Прочесть,
спросить,
сказать,
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать...
Он может, но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
Его переводить.
- А как вы думаете, о какой каше идет речь в этом стихотворении?
(Мальчик так плохо говорит, что кажется, будто у него каша во рту)
-А вы хотите быть похожими на этого мальчика?(Нет)
- Что же нужно сделатьдля того, чтобы не быть похожими на мальчика Сашу? ( Научиться самим правильно говорить)
- Совершенно верно, ведь если мы будем правильно говорить, значит, нас все будут понимать.
- Как вы думаете, что нужно для того, чтобы правильно и красиво говорить? (Ответы детей)
Чтоб красиво говорить,
Надо многому учиться.
Быть внимательным всегда
И, конечно, не лениться.
2. Основная часть
Учитель-логопед: На наших занятиях мы будем учиться красиво и правильно говорить.
А поможет нам в этом Язычок - Речевичок
-Он как раз именно сегодня прислал для вас письмо
-. Я сейчас вам его прочитаю.
«Здравствуйте, дети. Я узнал, что вы скоро пойдете в школу. Но, случайно услышав ваш разговор, понял, что вы еще не со всеми звуками подружились. Я очень хочу вам помочь. Приходите ко мне в гости, в страну красивой и правильной речи, и я поделюсь секретом, как научиться правильно и красиво говорить. Но попасть ко мне вы сможете, если выполните задания, данные на лепестках цветика – семицветика, который находится в конверте. Не медлите, отправляйтесь в путь Если вы правильно выполните задания, лепестки укажут дорогу к домику, в котором я живу. До встречи».
-Дети, вы готовы идти в гости к Язычку Речевичку?
-Молодцы!
- Ребята, мы с вами начинаем большое путешествие в страну красивой и правильной речи!
-А вот и цветик – семицветик. Он поможет нам добраться до домика веселого Язычка.
Отрываем лепесток.
Хором с вами повторяем
Несколько волшебных строк:
«Лети, лети, лепесток,
Как коснешься ты земли,
Нам задание принеси.
-Давайте пройдем к месту, куда упал лепесток.
Лепесток № 1.
- Задание №1
-Ответьте на вопрос:
- Какое сейчас время года? (Осень).
- Верно.
-А что происходит осенью с листьями?
-Они опадают.
-Правильно, ветер сильно дует и листики срываются с деревьев, кружатся в воздухе и ложатся на землю разноцветным ковром.
Давайте посмотрим, как красиво кружатся осенние листочки.
(Смотрим на экран)
-Понравилось вам видео?
-А на нашем лепесточке дано еще одно задание: покажите, как сдувает осенний ветер листья.
-Мы с вами сейчас будем сдувать осенние листочки. Сначала я вам покажу, как надо правильно дуть, а затем вы повторите за мной.
-Посмотрите: вдох делаем носиком и через вытянутые губки с силой дуем на листик (на ладони), чтобы он далеко улетел. Щечки не надуваем.(Показ логопедом)
И вот мой листик полетел,
Как будто с дерева слетел.
-А теперь попробуйте и вы сдуть свои листики.
(Каждому ребенку даются небольшие листики, вырезанные из цветной бумаги. Дети сдувают по очереди, по 2 листика с ладошки).
- Молодцы, дети. Как красиво полетели ваши листочки.
-Дети, мы справились с заданиями Язычка, данными на 1-м лепестке.
А сейчас давайте оторвем следующий лепесток
Отрываем лепесток.
Хором с вами повторяем
Несколько волшебных строк:
«Лети, лети, лепесток,
Как коснешься ты земли,
Нам задание принеси.
Давайте прочитаем на следующем листике, что же нам надо сделать.
Лепесток № 2.
Поиграйте в игру «Угадай звук».
-А сейчас мы поиграем,
Как вы слушаете, узнаем.
-Давайте посмотрим на экран. Мы поиграем в игру «Угадай звук»
- Что вы услышали? (Ответы детей)
Логопед: Вы не видели предметы, которые производили действия. Как же вы догадались, что это звонок звенит, молоток стучит, машина сигналит?(Услышали, определили по звуку.)
Логопед: Значит, даже не видя предмета, мы можем догадаться, что это именно он что – то делает. И в этом нам помогает звук.
Жизнь была бы страшно скучной,
Если бы она была беззвучной.
-Молодцы, дети. Справились с заданием Язычка – Речевичка.
Давайте оторвем следующий лепесток
Отрываем лепесток.
Хором с вами повторяем
Несколько волшебных строк:
«Лети, лети, лепесток,
Как коснешься ты земли,
Нам задание принеси.
Лепесток №3
-Давайте посмотрим, какое задание для нас приготовил веселый Язычок.
Подойдите к волшебному озеру. Проведите опыты со звуком. Оборудование для опытов вы найдете, если внимательно посмотрите вокруг.
-Вот это задание нам дал Веселый Язычок.
-Посмотрите, дети. Мы подошли к какому – то озеру.
-Дети, а вы хотите узнать, как образуется звук?
Опыт с водой и камешками
Логопед:
-Дети, посмотрите. рядом с озером лежат камешки. А как вы думаете, что нам надо сделать с этими камешками? (Бросать камешки в воду)
-Давайте попробуем бросить камешек в воду.
- Сначала я брошу камешек в воду. Внимательно смотрите, что вы увидите.
- Что увидели? (Круги)
-Сейчас каждый из вас по очереди бросит камешек в воду.
-Видите, по воде расходятся круги, похожие на волны
Логопед: То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается она в основном по воздуху.
Вывод: Звуки – это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат.
Опыт с трубочками.
Логопед: Посмотрите, дети. здесь лежит какя – то коробочка. Давайте ее откроем. Здесь лежит дудочка (свистулька).
-А для чего она нужна?
-Сейчас я поиграю на ней. (Логопед играет надудочке)
Логопед: Вы слышите звук? (Да). Можете его почувствовать, потрогать? (Нет). Хотите почувствовать звук? (Да).
-В этой коробочке лежат еще и бумажные трубочки..
-Сейчас я вам их раздам.
Логопед: Подудите каждый в свою трубочку. Что вы чувствуете? (Ответы детей).
-Вы почувствовали движение воздуха в трубочке, ощутили вибрацию бумаги. Звуковая волна прошла во всех направлениях по трубочке, встретила преграду – стенку трубочки и заставила ее дрожать. Мы смогли потрогать звук. Ощутить его.
Звуки речевые и неречевые
Логопед:
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны!
Логопед:
-Дети, звуки бывают речевые и неречевые.
Логопед:
Неречевые звуки — это звуки природы, звуки окружающего мира.
Их издают животные, птицы, транспорт, вода, ветер, дождь. А мы можем издавать неречевые звуки? (Хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами.)
-Давайте изобразим эти звуки.
Физминутка
Мы потопаем немножко: топ, топ, топ.
Мы похлопаем немножко: хлоп, хлоп, хлоп.
А теперь мы повернемся
И все вместе улыбнемся.
-Мы с вами сейчас что делали?
-Мы сейчас хлопали, топали.
Логопед:
Это неречевые звуки.
-А кто произносит речевые звуки?
-Речевые звуки произносит только человек, когда разговаривает.
Это звуки нашей речи.
-Итак, мы сказали, что общаемся с помощью речи, а речь состоит из звуков.
Логопед:
-Дети, я думаю, мы замечательно справились с очередным заданием Язычка и провели все опыты со звуком,
-А сейчас можно оторвать следующий лепесток.
Отрываем лепесток.
«Лети, лети, лепесток,
Как коснешься ты земли,
Нам задание принеси.
-Наш лепесток опустился на пол.
-Давайте прочитаем следующее задание, которое приготовил для нас веселый Язычок.
Лепесток № 4.
– Вот еще одно задание: разучить упражнение для пальчиков рук «Осенние листья». А я как раз знаю такое упражнение.Я вам буду показывать, а вы повторяйте движения.
Раз, 2,3,4,5 (загибать пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать (сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы, листья рябины, (загибать пальчики, начиная с большого)
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. («шагать» средним и указ. пальцами).
Логопед:
-Молодцы, дети, и с этим заданием справились.
-Можно отрывать следующий лепесток
Отрываем лепесток.
«Лети, лети, лепесток,
Как коснешься ты земли,
Нам задание принеси.
Лепесток № 5
–Вот мы с вами и добрались до домика Веселого Язычка
В этом домике, дружок,
Живет веселый Язычок - Речевичок.
-Теперь мы можем сказать: «Здравствуй, язычок!»
Логопед:
-Дети, на лепестке написано еще одно задание от Язычка.
-Ребята, Язычок приглашает вас сесть за столы
(Дети садятся за столы перед зеркалами).
-Ребята, у каждого в этом мире есть свой домик: у мышки – норка, у птички – гнездо, а где живет язычок?… Правильно, он живет во рту.
-Дети, поставьте перед собой зеркала. Посмотрите в них, вы видите свой ротик?
-А в ротике у каждого из вас кто живет ? (Язычок)
-Значит, у каждого из вас в домике – ротике тоже живет язычок.
-Веселый Язычок хочет показать вам свой домик. Посмотрите на экран.
-Давайте посмотрим, что еще есть в домике у Язычка - Речевичка. Внимание на экран.
-Посмотрите, дети, около домика Языка какой - то листик с надписью. Наверное, Язычок для нас что – то написал. Давайте прочитаем.
«Надо крепко заучить, что тебе поможет звуки все произносить.
Зарядку каждый день должен делать непослушный язычок, забыв про лень».
-Дети, веселый Язычок стал сильным и ловким, потому что каждый день выполнял специальную зарядку. Чтобы вы научились красиво говорить, нужно, чтобы ваш язычок тоже был ловким, выносливым и сильным.
-А для этого его необходимо тренировать, выполнять специальные упражнения (зарядку для язычка), А веселый Язычок – Речевичок поделится с вами своими секретными упражнениями.
-Давайте посмотрим, какие упражнения для нас приготовил веселый Язычок.
-Упражнения выполнять надо перед зеркалом, обязательно следить за своим язычком. Я вам буду показывать упражнения, а вы запоминайте, как оно называется и как выполняется. (Презентация)
Общий комплекс упражнений для языка.
1.«Улыбочка» или «Заборчик»
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.
2.«Хоботок»
Подражаю я слону –
Губки хоботком тяну.
3. «Бегемотик»
Бегемотик рот открыл,
Подержал, потом закрыл.
Подразним мы бегемота –
Подшутить над ним охота.
4. «Лопаточка».
Язык лопатой положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счет его держать:
1,2,3,4,5
Язык можно убирать.
5. «Часики»
Влево-вправо, влево-вправо
Мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов
Покачаться он готов.
Логопед:
-Понравилась вам зарядка веселого язычка? Но это еще не все упражнения, котоми поделился с нами Язычок – Речевичок. Остальные упражнения мы с вами разучим на следующих занятиях.
-Если вы каждый день будете выполнять зарядку для язычка, то скоро научитесь (красиво) правильно произносить все звуки.
-Ой, дети, лепесток упал на пол. Значит, на нем появилось задание.
Лепесток 6
Логопед:
-Язычок написал, что дарит вам на память подарки. Они находятся в волшебном чемоданчике.
-Давайте поищем чемоданчик.
-Посмотрите, в нем раскраски.
-Давайте скажем Язычку спасибо.
Логопед:
-Я вам подарю раскраски, когда мы вернемся в детский сад.
-А нам пора. Давайте попрощаемся с веселым язычком
Дети говорят: «До свидания, веселый Язычок»
Логопед:
-Как же нам ернуться обратно, в детский сад?
-Посмотрите,у нас остался 1 лепесток. Я думаю, он поможет нам вернуться назад.
Отрываем лепесток.
Лети, лети, лепесток.
Как коснешься ты земли,
Путь назад нам(обратно) укажи.
Лепесток 7
-Дети, здесь написано, как нам вернуться обратно.
-Встаньте рядом друг с другом, возьмитесь за руки и сделайте 4 шага вперед. На каждый шаг произнесите волшебное слово (Я научусь говорить красиво)
-Возьмитесь за ручки, закройте глазки и на каждый шаг повторяйте за мной по одному слову. (Я научусь говорить красиво)
Дети возвращаются в детский сад
3. Итог занятия.
-Вот мы и вернулись в детский сад.
Логопед :
- Где мы сегодня побывали?
-В какие игры играли?
-Какие опыты проводили?
- О каких звуках узнали?
-Каким секретом поделился с нами Язычок – Речевичок?
-Какую зарядку делали?
-Понравилось вам наше путешествие?
-На этом наше занятие закончено. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе Тема: « В гостях у Лунтика »
Коррекционно-образовательные:Закрепить правильную артикуляцию и характеристику звука (Л).Упражнять в определении наличия звука (Л) в словах.Упражнять в умении делить слова на слоги.Закрепи...
Конспект открытого группового логопедического занятия с элементами логоритмики для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) с общим недоразвитием речи и нарушением зрения по теме: «Зима»
Логопедическое занятие для детей с ОНР и нарушением зрения средней группы детского сада...
Конспект открытого интегрированного логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема "Весна идёт"
Конспект интегрированного открытого логопедического логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема "Весна идет"...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию лексико - грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития. Тема: «Гости из Простоквашино»
Лексическая тема "Домашние животные"...
Конспект открытого занятия В подготовительной логопедической группе на тему: «В гости к Язычку-Речевичку»
Конспект открытого занятия В подготовительной логопедической группена тему:«В гости к Язычку-Речевичку»...
Конспект занятия с элементами экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Облака - белогривые лошадки»
Познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя. Развивать поисковую деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих ...
Конспект открытого группового логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема: Звуки [З] и [З’] и буква З.
Тема: Звуки [З] и [З’] и буква З.Цель: закрепить навык правильного произношения звуков [З] и [З’] в речи детей.Задачи:Коррекционно -образовательные: учить детей давать сравнительную х...