Конспект открытого группового логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема: Звуки [З] и [З’] и буква З.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Тема: Звуки [З] и [З’] и буква З.
Цель: закрепить навык правильного произношения звуков [З] и [З’] в речи детей.
Задачи:
Коррекционно -образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звуков [з], [з’], закреплять умения составлять схемы слов, познакомить с графическим образом буквы З, развивать связную речь, умение четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.
Коррекционно-развивающие: учить дифференцировать звуки [з], [з’], развивать фонематический слух, память, логическое мышление, тонкую, общую и артикуляционную моторику.
Коррекционно - воспитательные: воспитывать у дошкольников аккуратность, самостоятельность, воспитывать позитивное отношение к логопедическим занятиям.
Оборудование: картинки (змея, зебра, зима, заяц, зонт), синие и зеленые карточки, зеркала, наборы для звукового анализа, изображение поезда, картинки со звуками [з], [з’], синий и зеленый замки, изображение буквы З, пластилин, доски для лепки, су-джок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_zvuki_z-z.docx | 27.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звуки [З] и [З’] и буква З.
Цель: закрепить навык правильного произношения звуков [З] и [З’] в речи детей.
Задачи:
Коррекционно -образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звуков [з], [з’], закреплять умения составлять схемы слов, познакомить с графическим образом буквы З, развивать связную речь, умение четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.
Коррекционно-развивающие: учить дифференцировать звуки [з], [з’], развивать фонематический слух, память, логическое мышление, тонкую, общую и артикуляционную моторику.
Коррекционно - воспитательные: воспитывать у дошкольников аккуратность, самостоятельность, воспитывать позитивное отношение к логопедическим занятиям.
Оборудование: картинки (змея, зебра, зима, заяц, зонт), синие и зеленые карточки, зеркала, наборы для звукового анализа, изображение поезда, картинки со звуками [з], [з’], синий и зеленый замки, изображение буквы З, пластилин, доски для лепки, су-джок.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
- «Надо разговаривать, надо выговаривать
Так правильно, так внятно,
Чтоб было всем понятно!».
- Чтобы правильно и внятно говорить выполним артикуляционную гимнастику.
1. Артикуляционные упражнения: Заборчик, Хоботок, «Почистим зубки», «Горка», «Катушка», Качели, Бантик.
2. Речевая гимнастика.
(Дети за логопедом произносят чистоговорки)
За-за-за – в саду привязана коза.
Зы-зы-зы – мало травки у козы.
Зу-зу-зу – отвязали мы козу.
За-за-за – убегает прочь коза.
Зу-зу-зу – догонять пришлось козу.
За-за-за – вот упрямая коза.
Зу-зу-зу – привязали мы козу.
3. Отгадывание загадок.
- Прежде чем мы начнем наше занятие отгадайте загадки.
1. Это странная лошадка,
Словно школьная тетрадка,
Полосатая лошадка
От хвоста до головы? (Зебра)
2. Зимой серый, летом белый. (Заяц)
#1054;т дождя спасает, а сам не намокает.
Хоть и намокает, а не промокает. (Зонт)
#1051;ежит верёвка. Шипит, плутовка.
Брать её опасно! Укусит. Ясно? (Змея)
#1047;апорошила дорожки. Разукрасила окошки.
Радость детям подарила. И на санках прокатила. (Зима)
6. Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (Замок)
- Как вы думаете, какие звуки повторяются во всех словах? ([З] и [З`])
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
- Ребята, у звуков [З] и [З’] случилась беда. Они ушли гулять из города Звукограда и заблудились. Просят помочь отыскать их город и проводить их. Поможем звукам вернуться домой? (Даааааа!)
Сегодня мы постараемся помочь звукам вернуться в свой город, продолжим с ними знакомство и познакомимся с буквой З.
2. Акустико-артикуляционный образ звуков.
- Ребята, звукам помочь не просто. Справятся только те, кто все про них знает. Мы можем видеть звуки? А писать их можем? Вспомните правило про звуки и буквы. (Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.)
- Посмотрите в зеркала, произнесите звук [З].
- Как работает наш ротик, когда мы произносим звук [З]? (губы в «улыбке»; зубы сближены и создают преграду для воздушной струи; кончик языка упирается в нижние зубы).
- Правильно. А теперь расскажите о звуке [З]. Какой он? (Звук [З] - согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем его фишкой синего цвета.)
- А теперь произнесите звук [З’]. Как работает наш ротик, когда мы произносим звук [З’]? (губы в «улыбке»; зубы сближены и создают преграду для воздушной струи; кончик языка упирается в нижние зубы)
- Какой звук [З’]? Дайте характеристику этого звука. (Звук [З’] - согласный, мягкий, звонкий, обозначаем его фишкой зеленого цвета.)
- Что общего у этих звуков? (Звуки З и Зь – согласные и звонкие.)
- Чем отличаются эти звуки? (Звук З – твердый, звук Зь – мягкий.)
- Молодцы! Теперь звуки уверены, что вы справитесь с непростыми заданиями и поможете им добраться до волшебного города Звукограда.
3. Дифференциация звуков по твердости-мягкости в звуках, слогах, словах.
Игра «Сигнальщики»
- Чтобы звуки [З] и [З’] вышли на нужную дорожку мы будем подавать сигналы с помощью сигнальных карточек синего и зеленого цвета. Положите перед собой карточки. Я буду произносить звуки, слоги и слова, а вы если услышите звук [З] поднимаете карточку синего цвета, если услышите звук [З’] поднимаете карточку зеленого цвета.
«С», «З», «Т», «Ш», «С», «Ж», «З», «С», «З».
За, зо, зу, зы, зу, за, зи, зя, зе, зя, зе, зю, зы, зя, зо и т.д.
Заяц, зебра, озеро, зубр, забор, зонт, коза, язык, узел, зубы, ваза, Зина.
4. Составление звуковой схемы слов замок и магазин.
- Ребята, с вашей помощью звуки добрались до дорожки, которая ведет на станцию до Звукограда. Но она вся в ямках да кочках. Построим для звуков [З] и [З’] ровные дорожки, но не простые, а звуковые. Для этого нам понадобятся квадраты синего, зеленого и красного цвета.
- Какая дорожка – слово длиннее? (Длиннее слово магазин.)
- Почему слово магазин длиннее? Сколько звуков в этом слове? (В слове магазин 7 звуков.)
- А сколько звуков в слове замок? (В слове замок 5 звуков.)
5. Физкультминутка.
- Ребята, прежде чем мы со звуками [З] и [З’] отправимся дальше, предлагаю отдохнуть.
Мы в вагончиках сидим Мы сидим, мы сидим, И в окошечки глядим, Весело глядим. Едет, едет поезд Чух-чух-чух, чух-чух-чух! Ребятишек он повез, Чух-чух-чух, чух-чух-чух! А колесики стучат – Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Будто с нами говоря, Так-так-так, так-так-так! Громко подаем гудок: Ту-ту-ту, ту-ту-ту! Подъезжает поезд – Ту-ту-ту, ту-ту-ту! Ребятишек он привез! | (ноги слегка согнуты в коленях, Руки сложены перед грудью) (повороты головы в право, влево) (притоптывают, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, пальцы сжаты в кулак) (хлопают ладонями по коленям) (стучат кулаками по коленям) (поднимают и опускают правую руку, пальцы сжаты в кулак) (поднимают и опускают левую руку, сжав пальцы в кулак) |
6. Развитие фонематического слуха и восприятия.
«Волшебный поезд».
- Вот на станции стоит волшебный поезд, который отвезет наши заблудившиеся звуки [З] и [З’] в Звукоград. Мы им сделаем подарки и отдадим с собой картинки, но только те, в названии которых слышим звуки [З] и [З’]. Нужно выбрать картинку, объяснить в какой части слова слышим звуки [З] и [З’]. Если слышим звуки в начале слова, то сажаем картинки в начало поезда (первый вагон), если в середине слова – в середину поезда (второй и третий вагон) и, если в конце слова – в последний вагон (четвертый вагон).
7. Дифференциация звуков [З] и [З’].
- Звуки [З] и [З’] доехали до Звукограда. В поезде они рассматривали ваши подарки и перепутали картинки. Теперь не знают какие картинки для звука [З], а какие для звука [З’]. На доске два замка – синий и зеленый. В синем замке живет звук [З] и он заберет картинки со звуком [З], а звук [З’] живет в зеленом замке и он заберет с собой картинки со звуком [З’]. Поможем звукам разобраться для кого какая картинка? (Дааа!)
8. Знакомство с буквой З.
- Ребята! В благодарность за вашу помощь звуки [З] и [З’] оставили свое изображение. Чем на письме обозначают звуки? (Звуки на письме обозначают буквами.)
- На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
- Посмотрите на букву З. Сколько элементов у буквы? (Два).
- На что она похожа? (Буква З похожа на цифру 3; на птицу, если ее перевернуть.)
9. Закрепление графического образа буквы З.
- Чтобы лучше запомнить, как выглядит буква вылепим ее из пластилина синего и зеленого цвета, а перед этим выполним пальчиковую гимнастику.
А) Пальчиковая гимнастика «Ладонь – ребро – кулак», «Колечки».
Б) Лепка буквы З из пластилина.
- Разделите большой кусок на две части. Каждую часть пластилина раскатайте в колбаски и соедините их так, чтобы получилась буква З.
III. Итог занятия.
- Какие вы молодцы!
- Чему научились?
- О чём говорили на занятии?
- А что вам понравилось больше всего?
- Что было самое трудное?
- Что бы вы хотели повторить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте "Играем в школу"
Конспект рассчитан на подготовительную к школе логопедическую группу.Основное речевое заключение детей - ОНР 3 уровня речевого развития, второй год обучения....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».
Дети, имеющие диагноз общее недоразвитие речи, испытывают трудности в звукопроизношении у них наблюдается ошибки в лексико – грамматическом строе речи, п...
Конспект открытого интегрированного логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема "Весна идёт"
Конспект интегрированного открытого логопедического логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема "Весна идет"...
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема: «Звуки [Н] - [Нʼ]. Буква Н. Помогаем Нине и Наташе».
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе...
Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной к школе группе. Тема: "Звуки Р, РЬ. Буква Р".
Выбранная тема " Звуки Р, РЬ. Буква Р" соответствует календарно-тематическому планированию и содержанию адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образов...
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ. ТЕМА: Звук [Ч’]. Буква Ч. Лексическая тема ПОЧТА.
Конспект открытого занятия в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста с ОНР...
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗВУКИ «С» , «С*» . БУКВА «С»
Цель: Формировать у детей умение составлять рассказы с элементами творчества....