Образовательный квест «Спасение царевны Тани. Звук [т]» в группе компенсирующей направленности детей с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Крикленко Ольга Валерьевна

В статье представлена методическая разработка организованной образовательной деятельности по подготовке детей с ТНР к обучению грамоте в форме квеста в логопедической подготовительной к школе группе. Образовательный квест представляет собой серию игровых заданий, требующих от детей ряд уже полученных умений и навыков в разных областях развития речи. Квест способствует сплочению детского коллектива, в нем присутствует эффект неожиданности, что способствует проявлению активности, инициативы детей, повышению интереса, созданию положительного эмоционального настроя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_t.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный квест «Спасение царевны Тани. Звук [т]»

в логопедической подготовительной к школе группе

Цель – закрепить знания, умения и навыки, полученные в ходе образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

- познакомить с артикуляцией звука [т], продолжать учить давать характеристику звукам, закрепить понятие о твердости и глухости согласных звуков;  

- совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком, определять место звука [т] в слове;

- упражнять в воспроизведении слоговых сочетаний с согласным звуком [т] и разными гласными звуками, в звуковом анализе прямого и обратного слогов с данным согласным звуком, в делении слов на слоги;

- закрепить навык словоизменения и употребления существительных множественного числа;

- продолжать закреплять у детей обобщающие понятия «Продукты», «Транспорт».

Коррекционно-развивающие: развивать фонетический слух и фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, координацию, общую и мелкую моторику, дыхание (сильную воздушную струю), коммуникативные умения и навыки.

Воспитательные: воспитывать любознательность, вежливость, самостоятельность, эмоциональную отзывчивость, привычку сообща выполнять задания, интерес к русскому народному творчеству.

Оборудование: шапочки и парики для сказочных персонажей; корзинка и 5 «молоточков»; тарелка со сменными картинками и яблоко; молоток и деревянная, стеклянная, железная поверхности, настольная ширма; «кочки» для болота; картинки продуктов питания (торт, батон, йогурт, конфета, котлета); мост из мягких модулей, елка и картинки с прищепками (букет, крот, солдат, компот, вертолет, туфли, кастрюля), полоса бумаги с бахромой («туман»); бусины красного, синего и зеленого цветов и тесемка для бус; 6 картин с отгадками; кукла в русском народном костюме, замок из мягких модулей с 5 замками; конфеты для угощения детей.

Место проведения: групповая комната или музыкальный зал.

Сказочные персонажи: Царевна Лягушка, Змей Горыныч, Водяной, Иван-царевич, Баба Яга.

Ход квеста

Логопед. Вы любите сказки? Какие русские народные сказки вы знаете?

Ответы детей.

Логопед. Сегодня мы с вами попадем в одну из сказок, где нас ждут разные испытания. Прислушайтесь! Вы ничего не слышите? По какому материалу стучит молоток?

Логопед стучит молотком за ширмой по деревянной поверхности (по стеклу, по железу), а дети определяют.

Логопед.

Что за чудо-молоток?

Он стучит нам: «Ток-ток-ток».

Все о звуках знать хотим,

Путь наш будет непростым.

Логопед и дети «забивают молотком» (кулак левой руки) «гвоздь» (указательный палец правой руки), произнося при этом отрывисто звук «т».

Логопед. Какой звук мы произносили? Дайте характеристику звуку [т].  

Дети. Согласный, твердый, глухой звук.

 Логопед. Где, вверху или внизу, находится язык, когда мы произносим звук [т]?

Дети. Вверху.

Логопед. Что он там делает?

Дети. Стучит кончиком по бугоркам, альвеолам.

Логопед. Какая воздушная струя при этом?

Дети. Сильная, теплая.

Логопед. А теперь послушайте сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И была у него дочь – царевна, прекраснее которой не было на всем белом свете. Давайте придумаем имя царевне на звук [т].

Дети с логопедом выбирают имя царевне.

Логопед. Узнал о прекрасной царевне Тане Кощей Бессмертный и заточил ее в замок за пятью замками пудовыми. Давайте спасем царевну Тому, а помогать нам будет звук …какой?

Дети. Звук [т].

       Логопед. Катись, катись, яблочко наливное, по тарелочке, покажи нам путь дорожку. (Логопед катает яблоко по краю тарелки с картинкой болота.) Посмотрите, куда нам предстоит отправиться?

Дети. На болото.

Игра «Болото»

Логопед. Отправляемся в путь! Чтобы нам было веселее идти, Антон, спой нам песенку «Та-то-ту-ты».

Ребенок «поет», переход к первому испытанию.

Царевна Лягушка. Ква-ква-ква, здравствуйте, люди добрые! Зачем пожаловали?

Логопед.  Нам нужна корзинка с волшебным молоточком, которая стоит у тебя на той стороне болота.

Царевна Лягушка. Ну что ж, забирайте.

Дети. Спасибо тебе, Царевна Лягушка.

Ребенок перескакивает по «кочкам» только тогда, когда услышит звук [т] в ряду согласных звуков (т, д, п, к, т, …). Остальные дети помогают ему, «ловят» звук [т] хлопками.

Логопед. Вот у нас и первый молоточек!

Игра «Накормим Змея Горыныча»

Логопед. Отправляемся в путь дальше! Катись, катись, яблочко наливное, по тарелочке, покажи нам путь-дорожку. (Логопед катает яблоко по краю тарелки с картинкой замка.) Куда нам нужно идти?

Дети. К замку.

Логопед. Спой нам, Лена, песенку «То-ту-ты-та».

 Ребенок «поет», переход к следующему испытанию.

Логопед. В замке живет злой Змей Горыныч. Как вы думаете, почему он такой злой?

Рассуждения детей.

Змей Горыныч. Очень кушать хочется (гладит рукой по животу).

Логопед. Не переживай, Змей Горыныч, мы тебя сейчас накормим. Чем мы можем накормить Змея Горыныча?

Дети. Конфетой, колбасой, тортом, сыром, сосиской.

Логопед. Как мы назовем это одним словом?

Дети. Продукты питания.

Логопед. Вспомните только те продукты, в названии которых есть звук [т].

 Дети называют. Если есть совпадения, логопед выставляет соответствующие картинки, наводящими вопросами активизирует правильные ответы.

Логопед. Чтобы Змей Горыныч наелся, мы будем называть продукты так, как будто их много.

Дети. Кушай на здоровье, Змей Горыныч, торты (батоны, йогурты, конфеты, котлеты).

Детям предлагается определить продукты, в названии которых один (торт), два (батон, йогурт) и три слога (конфета, котлета).

Логопед. Вот и накормили Змея Горыныча, теперь он какой?

Дети. Добрый, сытый, довольный.

Змей Горыныч. Да, я теперь стал добрее и отдам вам волшебный молоточек.

Дети. Спасибо, Змей Горыныч, за молоточек.

Игра «Мост и туман»

Логопед. Снова в путь! Катись, катись, яблочко наливное, по тарелочке, покажи нам путь-дорожку. (Логопед катает яблоко по краю тарелки с картинкой реки.) Куда мы идем?

Дети. Мы идем к реке.

Логопед. Спой, Денис, нам песню «Ту-ты-та-то».

Ребёнок «поет», переход к следующему испытанию.

Логопед.  Мы подошли к …чему?

Я на том берегу,

Я на этом берегу.

Через речку перебраться

Я тебе помогу.

Что это?

Дети. Мост.

Логопед. Где звук [т] находится в слове «мост»: в начале, середине или конце слова?

Дети. В конце слова.

Водяной. Здравствуйте, ребята! Зачем пожаловали?

Дети. Нам нужен волшебный молоточек.

Водяной. Есть у меня такой! Как-то на дне речном нашел. Я вам его отдам, если вы украсите мой мост картинками предметов, в названии которых звук [т] находится в конце слов. Посмотрите, картинки висят на елочке у моста.

 Дети оставляют ненужные картинки (туфли, кастрюля) и снимают нужные картинки (букет, крот, солдат, компот, вертолет). С помощью прищепок прикрепляют их на мост, сделанный из мягких модулей (рисунок 1).

Логопед. Посмотрите, туман закрыл все картинки. (Картинки закрываются полосой бумаги с бахромой.) Вспомните и повторите все картинки по порядку.

Дети вспоминают и называют картинки.

Логопед. Давайте подуем на туман и проверим, правильно мы назвали картинки или нет.

Дети дуют «на туман» так, чтобы были видны картинки.

Водяной. Так и быть, отдам вам волшебный молоточек.

Дети. Спасибо, Водяной.

Игра «Бусы для Бабы Яги»

Логопед. Вот и еще одно испытание позади.  Катись, катись, яблочко наливное, по тарелочке, покажи нам путь-дорожку. (Логопед катает яблоко по краю тарелки с картинкой ягодной поляны.) Ребята, где же нас ждет новое испытание?

Дети. На полянке, где растут разные ягоды.

Логопед. Идем на полянку! Спой, Маша, нам песню «Ты-та-то-ту».

Ребенок «поет», переход к следующему испытанию.

Логопед. Мы с вами попали на волшебную ягодную поляну. На волшебную, потому что ягоды здесь необычные. Спелая красная малина – это какой звук?

Дети. Гласный звук.

Логопед.  Синяя черника – …

Дети. Согласный твердый звук.

Логопед. Незрелая  зеленая клюква – …

Дети. Согласный мягкий звук.

Логопед.   А куда же мы ее будем складывать? Корзинка-то наша пропала. Я поищу ее, а вы пока соберите ягоды. Ждите меня с корзинкой!

Дети собирают «ягоды». Логопед выходит с корзинкой в роли Бабы Яги.

Баба Яга.  Здрасьте! Вы меня узнали? А вы кого здесь ждете?

Дети. Логопеда Ольгу Валерьевну.

Баба Яга. Теперь я буду вашим логопедом. Да вы не бойтесь, я добрая, кто неправильно говорит, того сразу съем. А вы мне бусы из ягод соберите, а то слеповата я что-то стала. Кладите бусины-ягоды в корзинку. А бусы я себе хочу необычные, из слогов сделанные. Ну-ка, Катя, собери на тесемку слог «ат».

Дети по заданию Бабы Яги проводят анализ слогов (ат, ту, ти, …)  собирают бусы из соответствующих ягод-звуков. Баба Яга надевает бусы.

Баба Яга. Ой, до чего ж я теперь красивая стала! Так и быть, верну я вам Ольгу Валерьевну и волшебный молоточек подарю. А вы сидите смирно, а то я страсть как шума не люблю.

Дети. Спасибо тебе, Баба Яга.

Игра «Ковер-самолет»

Логопед. Ой, ребята, ну и страху я натерпелась. А вы испугались Бабы Яги? Спасибо вам, ребята, что меня освободили и сами волшебный молоточек добыли. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Как бы нам последний, пятый, молоточек раздобыть и быстрее до замка Кощея Бессмертного добраться! Катись, катись, яблочко наливное, по тарелочке, покажи нам путь-дорожку. (Логопед катает яблоко по краю тарелки с картинкой аэропорта.) Что за здание с самолетами?

Дети. Это аэропорт.

Логопед. Вперед! Спой, Ваня, нам песню «Ты-ту-то-та».

Ребенок «поет», переход к следующему испытанию.

Иван-царевич. Здравствуйте, ребята! Что за беда вас привела ко мне?

Ответы детей.

Логопед. Как называется одним словом то, на чем люди передвигаются?

Дети. Транспорт.

Логопед. Вспомните названия транспорта со звуком [т].

Дети. Трамвай, троллейбус, трактор, самолет, вертолет, ракета, автобус, автомобиль, такси, метро.

Логопед. А какой сказочный воздушный вид транспорта со звуком «т» подойдет нам?

Дети. Ковер-самолет, ступа, метла, летучий корабль.

Логопед. Посмотрите, у Ивана-царевича есть разноцветные лоскутки с ответами на загадки, отгадаем их и сошьем себе из лоскутков ковер-самолет.

Логопед загадывает загадки, дети называют отгадку, определяют место звука [т] в слове, выкладывают «ковер» на полу (рисунок 2).

Важно ходит по двору,

Будит всех он поутру.

                             (Петух.)

Чудо-юдо великан

На спине везет фонтан.

                                 (Кит.)

Золотая голова велика, тяжела,

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка.

                                                   (Тыква.)

Гусеницы две ползут

Башню с пушкою везут.

                                   (Танк.)

В разнаряженной девице

Перепрятались сестрицы.

                                   (Матрешка.)

Ночью он совсем не спит,

Дом от мышек сторожит.

                                      (Кот.)

Иван-царевич. Вот и соткали вы ковер-самолет, прошли последнее испытание. Держите пятый молоточек!

Дети. Спасибо, Иван-царевич, за помощь.

Логопед. Ребята, беритесь за край ковра и повторяйте за мной.

От-от-от – отправляемся в полет.

Ат-ат-ат – ковру-самолету каждый рад.

Ут-ут-ут – летим несколько минут.

Ит-ит-ит – доброта зло победит.

Дети повторяют.

Игра «Открой замок»

 Логопед. Вот мы и прилетели к замку. Возьмите молоточки и сбейте замки. Вместе скажем волшебные слова «Тук-тук-тук, тук-тук-тук – открой замки помощник-звук!»  

Дети бьют по замкам и повторяют слова.

Логопед.  Не получается! Какое вежливое слово со звуком [т]  мы забыли сказать?

Дети. Пожалуйста!

Логопед выносит из замка, построенного из мягких модулей, куклу-царевну Таню.

Логопед.

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла …

Царевна Таня приготовила вам угощение, в названии которого есть звук «т». Догадались, какое это угощение?

Дети. Конфеты!

Логопед. Ну а теперь отправляемся на пир!

И я там был, мед, пиво пил,

По усам текло, а в рот не попало.

Дети пьют чай с конфетами.

Список использованной и рекомендуемой литературы

Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. М., 2007.

Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная   программа. СПб., 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (дети с ОНР) Тема: Звуки «Р» – «Р’»

Итоговое открытое занятие с детьми для родителей подводит итог проведенной коррекционной  работы. Дети в ходе игр и упражнений показывают полученные ими умения и знания.  ООД заканчивается д...

Конспект квест-игры "В поисках эмблемы" в группе компенсирующей направленности детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет

Игра проводится как кольцевой КВЕСТ.В проведении мероприятия участвуют воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог. Мероприятие проводится как итоговое по прйденномуматериалу....

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет в группе компенсирующей направленности с нарушениями речи "Звуки родного города"

Конспект разработан для детей с нарушениями речи 5-6 лет группы компенсирующей направленности в рамкам познавательного проекта "Курский край -люби изнай!"....

Конспект совместной образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Животные жарких стран»

Цель: формирование обобщенных представлений о животных жарких стран путем использования нестандартного мышления, как формы игровой технологии. Задачи:Образовательные:1. Закрепить представлен...

Организованная образовательная деятельность "Звук и буква "С"" в старшей группе компенсирующей направленности детей с ТНР

ООД по теме "Звук и буква "С" в старшей группе компенсирующей направленности детей с ТНР...

Конспект образовательной квест- игры «Моя малая Родина -Курск» в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 6-7 лет

Конспект образовательной  квест- игры «Моя малая Родина- Курск» в группе компенсирующей направленностидля детей с нарушением речи 6-7 лет...