Конспект фронтальной непосредственно-образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематических представлений для детей 5-6 лет с ТНР "Звук З. Буква З"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Филина Татьяна Владимировна

Конспект заниятия по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Звук З. Буква З".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 151»

Конспект

фронтальной

непосредственно-образовательной деятельности

в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Тема: «Звук [з]».

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»

Конспект составила:

Филина Т.В.,

учитель-логопед

Рязань,2021 год

Цель: познакомить детей со звуком [з].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

​ формировать у детей  представления об акустических и артикуляционных признаках звука [з];

​ формировать умение характеризовать звук [з] по его акустическим и артикуляционным признакам с опорой на различные виды контроля;

​ упражнять в выделении звука [з] среди других звуков;

​упражнять в звуковом синтезе слогов;

​упражнять в звуковом анализе слов, состоящих из двух открытых слогов (СГСГ);  

​ закреплять произношение звука [з] в слогах, в словах, в предложениях,тексте.

Коррекционно-развивающие:

​ развивать артикуляционную моторику;

​ развивать фонематическое восприятие;

​ развивать общую моторику;

 ​ развивать мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные:

​ создавать условия для формирования навыков культурного общения, поведения;

Оборудование и материалы: стулья , столы для детей, кукла,  картонный комар на нитке, картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [з] в начале, середине  слова, дидактическое пособие «Домик», квадраты синего цвета – 2, квадраты зеленого цвета – 2, подносы по количеству детей, карандаши синего и красного цветов по количеству детей, синие веревочки по количеству детей, альбомы №2 .

Методы и приемы:

Слухозрительно - кинестетический: демонстрация положения артикуляционного уклада с помощью рук.

Дидактические методы:

-  наглядные: показ игрушек, картинок;

- словесные: словесный образец, одновременное произнесение звука ребенком и логопедом, вопросы, повторение, объяснение, указания, словесные упражнения.

Практические методы: дидактическая игра,  двигательные упражнения.

Место проведения: логопедический кабинет.

Планируемые результаты занятия:

1.Дети уверенно дают характеристику звука [з].

2.Различают звук [з] в потоке других звуков, в слогах ,словах.

3.Произносят звук [з] в слогах , словах, предложениях, тексте.

4.Проводят звуковой  анализ слов ,состоящих из двух открытых слогов,  в которых есть звук [з].

Ход НОД

1.Мотивирующий этап (организационный момент )

Логопед входит вместе с детьми в кабинет и  предлагает встать лицом к гостям.

Логопед: «Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся».

Дети и логопед здороваются с гостями.

Упражнение «Солнечный зайчик»

Логопед: «К нам в окошко заглянул солнечный зайчик. Он прыгнул к нам на ладошки,  нежно погладьте его. Зайчик побежал по лицу: погладим его на лбу, на щеках, на носу, на подбородке. Погладь шею, руки, ноги. Зайчик забрался на животик. А потом снова прыгнул на ладошки. Отпустим зайчика домой, к солнышку».

Дети выполняю движения в соответствии с текстом.

Логопед: «Наши друзья: бегемотик, слоник, лягушка тоже радуются солнышку.»

Логопед и дети выполняют артикуляционные упражнения «Бегемотик»- 5 раз, «Слоник» - «Лягушка» - 5 раз,  «Киска сердится» - 3 раза по 4 секунды, «Бантик» - 3 раза.

Логопед: «Слышите, кто-то звенит: «З-з-з-з-з-з». Логопед показывает детям комарика на нитке.

2. Ориентировочный этап (объявление темы занятия)

Логопед: «Сегодня мы будем знакомиться со звуком [з].

3. Исполнительский этап.

Игра «Поймай звук».

Логопед: «Я буду произносить звуки, когда услышите [з], хлопайте в ладоши».

Дети хлопают в ладоши, когда слышат [з].

Логопед: «Садитесь за столы, возьмите зеркало и произнесите звук [з]».

Дети произносят.

Логопед: «Что делают наши губы, когда мы произносим звук [з]?»

Дети: «Губы улыбаются».

Логопед: «Видны ли зубы?»

Дети: «Да».

Логопед: «Верхние и нижние зубы видны сближены».

Логопед: «Где находится кончик  языка?»

Дети: «За нижними зубами».

Логопед: «Да, а спинка языка выгибается к верхним зубам».

Логопед: «Поставьте ладонь ко рту , произнесите звук [з] и почувствуйте, какой холодный  ветерок выходит изо рта».

Дети произносят звук [з], поставляя ладонь ко рту.

Логопед: «Есть преграда у воздуха, когда мы произносим звук [з]?»

Дети: «Да».

Логопед: «Какая?»

Дети: «Зубы, язык».

Если дети затрудняются, дают  неверный ответ, логопед уточняет артикуляцию звука [з].

Логопед: «Если есть преграда у воздуха, значит звук [з] какой?»

Дети: «Согласный».

Логопед: «Звук [з] звучит мягко или твёрдо?»

Дети: «Твёрдо».

Логопед: «Как проверить, звук звонкий или глухой?»

Дети: «Приложить ладонь к горлу и произнести звук».

Логопед: «Проверим: з-з-з».

Дети прикладывают руку к горлу и произносят звук [з].

Логопед: «Гудит ли горло?»

Дети: «Да».

Логопед: «Значит звук [з] – какой?»

Дети: «Звонкий».

Логопед: Давайте повторим, звук [з] -какой?»

Дети: «Согласный, твёрдый, звонкий».

Логопед: «Квадратом какого цвета мы обозначаем согласный, твёрдый звук?»

Дети: «Синего».

Логопед: «В каком домике должен жить звук [з]?»

Дети: «В синем доме  с колокольчиком».

Логопед ставит «Домик звука» на магнитную доску и говорит: «Раскрасьте одежду звука [з] синим цветом».

Дети в альбомах раскрашивают одежду звука [з].

Закрепление звука [з] в слогах.

Логопед: «Комарик заскучал и очень хочет с вами поиграть. Ловите звуки, которые будет называть вам комарик, а ему возвращайте слоги».

Логопед (комарик): «З   А»

Дети: «ЗА».

Логопед (комарик): «З   О»

Дети: «Зо».

Логопед (комарик): «З   У»

Дети: «ЗУ».

Логопед (комарик): «З   Ы»

Дети: «ЗЫ».

Логопед (комарик): «З   Э»

Дети: «ЗЭ».

Закрепление звука [з] в слогах, словах.

Игра «Добавь слог»

Логопед: «Я буду называть слоги, вы добавьте к ним слог «ЗА» и назовите слово, какое получится.

Логопед: «Ва…

Дети: «ЗА. Ваза».

Логопед: «Гла…»

Дети: «ЗА. Глаза».

Логопед: «Стреко…»

Дети: «ЗА. Стрекоза».

Логопед: «Берё…»

Дети: «ЗА. Берёза».

Закрепление звука [з] в словах

Комарик приглашает в гости к детям свою подружку куклу Зою.

Логопед: «На какой звук начинается имя Зоя?»

Дети: «На звук [з]».

Логопед: «Узнаем, что есть в домике у куклы Зои». Логопед показывает картинки, в названии которых есть звук [з], ставит их в кармашки «Домика звуков»(Замок, заяц, забор, знак, ваза, мимоза, коза).

Логопед: «Догадайтесь, что делает Зоя каждое утро»

Игра «Добавь слово» (все слова начинаются на звук [з]).

Логопед: Утром Зоя просыпается и отодвигает …

Дети: «Занавеску».

Логопед: «Зоя аккуратно постель ( что делает?) …»

Дети: «Заправляет».

Логопед: «Потом делает утреннюю (что?)

Дети: «Зарядку».

Логопед: «Потом Зоя косички…

Дети: «Заплетает».

Логопед: «Бант…»(показывает)

Дети: «Завязывает».

Логопед: «Чистит что?»

Дети: «Зубы».

Звуковой анализ слова «зубы».

Игра «Живое слово»

Логопед произносит слово «зубы», выделяя первый звук, дети называют его, характеризуют, выбирают квадрат нужного цвета. Так же остальные звуки в слове анализируются.

В альбоме дети раскрашивают соответствующую схему.

Закрепление звука [з] в предложениях.

Логопед: «Составьте предложение со словом «ваза» (заяц, забор).

Дети составляют предложения и схемы к ним.

Динамическая пауза. Закрепление звука [з] в тексте.

Слова

Движения

За-за-за,

Хлопки в ладоши на каждый слог.

Вот идет коза.

Шаги на месте.

Зу-зу-зу,

Хлопки в ладоши на каждый слог.

Вместе мы пасли козу.

Руки на поясе, поворот вокруг себя.

Зы-зы-зы,

Хлопки в ладоши на каждый слог.

Колокольчик у козы.

Руками показывают колокольчик.

За-за-за,

Хлопки в ладоши на каждый слог.

Уходи домой, коза.

Машут руками.

Связь звука и буквы.

Логопед: «Зоя азбуку взяла, букву «З» в ней назвала. На что похожа буква «З» ?(Выставляет букву «З» на доску.)

Дети: «На цифру З….»

Логопед:

З – не просто завитушка.

З – пружинка, крендель, стружка.

                                        В.Степанов

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3.

                                         С.Маршак

Логопед раздает детям синие веревочки.

Дети выкладывают на столе из веревочек букву «З».

4. Рефлексивный этап

Логопед: «Назовите звук, о котором мы сегодня говорили».

Дети: «З»

Логопед: «Расскажите, что вы узнали о звуке [з]».

Дети: «Звук [з] согласный, твёрдый, звонкий».

5.Перспективный этап.

Логопед: «Как вы думаете, сможете ли вы теперь подбирать слова, в которых есть звук [з]», составлять с ними предложения?»

Дети: «Да».

Логопед: «Кукла Зоя и Комарик проводят вас группу, а потом поспешат к тем детям, которые еще не умеют это делать».

Литература:

  1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий III периода обучения в старшей логогруппе./О.С.Гомзяк. - – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 160 с.
  2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Нищевой Н.В.
  3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов).  – М.: Гуманит.изд.ценр ВЛАДОС,1999. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Т».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Т; способом его характеристики и артикуляции;- продолжить  знакомство детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в н...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук К».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком К и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Х».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Х и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки П и Пь».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки П-Пь;- учить детей давать  характеристику звуков П и Пь;- учить детей различать звуки П и Пь по твердости-мягкости;- д...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Т и Ть».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки Т-Ть;- учить детей давать  характеристику звуков Т и Ть;- учить детей различать звуки Т и Ть по твердости-мягкости;- п...