Конспект фронтальной непосредственно-образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематических представлений для детей 5-6 лет с ТНР "Звук З. Буква З"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект заниятия по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Звук З. Буква З".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект фронтальной непосредственно-образовательной деятельности с детьми 5-6 лет с ТНР | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 151»
Конспект
фронтальной
непосредственно-образовательной деятельности
в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тема: «Звук [з]».
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»
Конспект составила:
Филина Т.В.,
учитель-логопед
Рязань,2021 год
Цель: познакомить детей со звуком [з].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
∙ формировать у детей представления об акустических и артикуляционных признаках звука [з];
∙ формировать умение характеризовать звук [з] по его акустическим и артикуляционным признакам с опорой на различные виды контроля;
∙ упражнять в выделении звука [з] среди других звуков;
∙упражнять в звуковом синтезе слогов;
∙упражнять в звуковом анализе слов, состоящих из двух открытых слогов (СГСГ);
∙ закреплять произношение звука [з] в слогах, в словах, в предложениях,тексте.
Коррекционно-развивающие:
∙ развивать артикуляционную моторику;
∙ развивать фонематическое восприятие;
∙ развивать общую моторику;
∙ развивать мелкую моторику;
Коррекционно-воспитательные:
∙ создавать условия для формирования навыков культурного общения, поведения;
Оборудование и материалы: стулья , столы для детей, кукла, картонный комар на нитке, картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [з] в начале, середине слова, дидактическое пособие «Домик», квадраты синего цвета – 2, квадраты зеленого цвета – 2, подносы по количеству детей, карандаши синего и красного цветов по количеству детей, синие веревочки по количеству детей, альбомы №2 .
Методы и приемы:
Слухозрительно - кинестетический: демонстрация положения артикуляционного уклада с помощью рук.
Дидактические методы:
- наглядные: показ игрушек, картинок;
- словесные: словесный образец, одновременное произнесение звука ребенком и логопедом, вопросы, повторение, объяснение, указания, словесные упражнения.
Практические методы: дидактическая игра, двигательные упражнения.
Место проведения: логопедический кабинет.
Планируемые результаты занятия:
1.Дети уверенно дают характеристику звука [з].
2.Различают звук [з] в потоке других звуков, в слогах ,словах.
3.Произносят звук [з] в слогах , словах, предложениях, тексте.
4.Проводят звуковой анализ слов ,состоящих из двух открытых слогов, в которых есть звук [з].
Ход НОД
1.Мотивирующий этап (организационный момент )
Логопед входит вместе с детьми в кабинет и предлагает встать лицом к гостям.
Логопед: «Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся».
Дети и логопед здороваются с гостями.
Упражнение «Солнечный зайчик»
Логопед: «К нам в окошко заглянул солнечный зайчик. Он прыгнул к нам на ладошки, нежно погладьте его. Зайчик побежал по лицу: погладим его на лбу, на щеках, на носу, на подбородке. Погладь шею, руки, ноги. Зайчик забрался на животик. А потом снова прыгнул на ладошки. Отпустим зайчика домой, к солнышку».
Дети выполняю движения в соответствии с текстом.
Логопед: «Наши друзья: бегемотик, слоник, лягушка тоже радуются солнышку.»
Логопед и дети выполняют артикуляционные упражнения «Бегемотик»- 5 раз, «Слоник» - «Лягушка» - 5 раз, «Киска сердится» - 3 раза по 4 секунды, «Бантик» - 3 раза.
Логопед: «Слышите, кто-то звенит: «З-з-з-з-з-з». Логопед показывает детям комарика на нитке.
2. Ориентировочный этап (объявление темы занятия)
Логопед: «Сегодня мы будем знакомиться со звуком [з].
3. Исполнительский этап.
Игра «Поймай звук».
Логопед: «Я буду произносить звуки, когда услышите [з], хлопайте в ладоши».
Дети хлопают в ладоши, когда слышат [з].
Логопед: «Садитесь за столы, возьмите зеркало и произнесите звук [з]».
Дети произносят.
Логопед: «Что делают наши губы, когда мы произносим звук [з]?»
Дети: «Губы улыбаются».
Логопед: «Видны ли зубы?»
Дети: «Да».
Логопед: «Верхние и нижние зубы видны сближены».
Логопед: «Где находится кончик языка?»
Дети: «За нижними зубами».
Логопед: «Да, а спинка языка выгибается к верхним зубам».
Логопед: «Поставьте ладонь ко рту , произнесите звук [з] и почувствуйте, какой холодный ветерок выходит изо рта».
Дети произносят звук [з], поставляя ладонь ко рту.
Логопед: «Есть преграда у воздуха, когда мы произносим звук [з]?»
Дети: «Да».
Логопед: «Какая?»
Дети: «Зубы, язык».
Если дети затрудняются, дают неверный ответ, логопед уточняет артикуляцию звука [з].
Логопед: «Если есть преграда у воздуха, значит звук [з] какой?»
Дети: «Согласный».
Логопед: «Звук [з] звучит мягко или твёрдо?»
Дети: «Твёрдо».
Логопед: «Как проверить, звук звонкий или глухой?»
Дети: «Приложить ладонь к горлу и произнести звук».
Логопед: «Проверим: з-з-з».
Дети прикладывают руку к горлу и произносят звук [з].
Логопед: «Гудит ли горло?»
Дети: «Да».
Логопед: «Значит звук [з] – какой?»
Дети: «Звонкий».
Логопед: Давайте повторим, звук [з] -какой?»
Дети: «Согласный, твёрдый, звонкий».
Логопед: «Квадратом какого цвета мы обозначаем согласный, твёрдый звук?»
Дети: «Синего».
Логопед: «В каком домике должен жить звук [з]?»
Дети: «В синем доме с колокольчиком».
Логопед ставит «Домик звука» на магнитную доску и говорит: «Раскрасьте одежду звука [з] синим цветом».
Дети в альбомах раскрашивают одежду звука [з].
Закрепление звука [з] в слогах.
Логопед: «Комарик заскучал и очень хочет с вами поиграть. Ловите звуки, которые будет называть вам комарик, а ему возвращайте слоги».
Логопед (комарик): «З А»
Дети: «ЗА».
Логопед (комарик): «З О»
Дети: «Зо».
Логопед (комарик): «З У»
Дети: «ЗУ».
Логопед (комарик): «З Ы»
Дети: «ЗЫ».
Логопед (комарик): «З Э»
Дети: «ЗЭ».
Закрепление звука [з] в слогах, словах.
Игра «Добавь слог»
Логопед: «Я буду называть слоги, вы добавьте к ним слог «ЗА» и назовите слово, какое получится.
Логопед: «Ва…
Дети: «ЗА. Ваза».
Логопед: «Гла…»
Дети: «ЗА. Глаза».
Логопед: «Стреко…»
Дети: «ЗА. Стрекоза».
Логопед: «Берё…»
Дети: «ЗА. Берёза».
Закрепление звука [з] в словах
Комарик приглашает в гости к детям свою подружку куклу Зою.
Логопед: «На какой звук начинается имя Зоя?»
Дети: «На звук [з]».
Логопед: «Узнаем, что есть в домике у куклы Зои». Логопед показывает картинки, в названии которых есть звук [з], ставит их в кармашки «Домика звуков»(Замок, заяц, забор, знак, ваза, мимоза, коза).
Логопед: «Догадайтесь, что делает Зоя каждое утро»
Игра «Добавь слово» (все слова начинаются на звук [з]).
Логопед: Утром Зоя просыпается и отодвигает …
Дети: «Занавеску».
Логопед: «Зоя аккуратно постель ( что делает?) …»
Дети: «Заправляет».
Логопед: «Потом делает утреннюю (что?)
Дети: «Зарядку».
Логопед: «Потом Зоя косички…
Дети: «Заплетает».
Логопед: «Бант…»(показывает)
Дети: «Завязывает».
Логопед: «Чистит что?»
Дети: «Зубы».
Звуковой анализ слова «зубы».
Игра «Живое слово»
Логопед произносит слово «зубы», выделяя первый звук, дети называют его, характеризуют, выбирают квадрат нужного цвета. Так же остальные звуки в слове анализируются.
В альбоме дети раскрашивают соответствующую схему.
Закрепление звука [з] в предложениях.
Логопед: «Составьте предложение со словом «ваза» (заяц, забор).
Дети составляют предложения и схемы к ним.
Динамическая пауза. Закрепление звука [з] в тексте.
Слова | Движения |
За-за-за, | Хлопки в ладоши на каждый слог. |
Вот идет коза. | Шаги на месте. |
Зу-зу-зу, | Хлопки в ладоши на каждый слог. |
Вместе мы пасли козу. | Руки на поясе, поворот вокруг себя. |
Зы-зы-зы, | Хлопки в ладоши на каждый слог. |
Колокольчик у козы. | Руками показывают колокольчик. |
За-за-за, | Хлопки в ладоши на каждый слог. |
Уходи домой, коза. | Машут руками. |
Связь звука и буквы.
Логопед: «Зоя азбуку взяла, букву «З» в ней назвала. На что похожа буква «З» ?(Выставляет букву «З» на доску.)
Дети: «На цифру З….»
Логопед:
З – не просто завитушка.
З – пружинка, крендель, стружка.
В.Степанов
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра 3.
С.Маршак
Логопед раздает детям синие веревочки.
Дети выкладывают на столе из веревочек букву «З».
4. Рефлексивный этап
Логопед: «Назовите звук, о котором мы сегодня говорили».
Дети: «З»
Логопед: «Расскажите, что вы узнали о звуке [з]».
Дети: «Звук [з] согласный, твёрдый, звонкий».
5.Перспективный этап.
Логопед: «Как вы думаете, сможете ли вы теперь подбирать слова, в которых есть звук [з]», составлять с ними предложения?»
Дети: «Да».
Логопед: «Кукла Зоя и Комарик проводят вас группу, а потом поспешат к тем детям, которые еще не умеют это делать».
Литература:
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий III периода обучения в старшей логогруппе./О.С.Гомзяк. - – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 160 с.
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Нищевой Н.В.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит.изд.ценр ВЛАДОС,1999. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Т».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Т; способом его характеристики и артикуляции;- продолжить знакомство детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в н...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук К».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком К и способом его характеристики и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Х».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Х и способом его характеристики и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки П и Пь».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- научить детей четко артикулировать и произносить звуки П-Пь;- учить детей давать характеристику звуков П и Пь;- учить детей различать звуки П и Пь по твердости-мягкости;- д...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Т и Ть».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- научить детей четко артикулировать и произносить звуки Т-Ть;- учить детей давать характеристику звуков Т и Ть;- учить детей различать звуки Т и Ть по твердости-мягкости;- п...