Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе "Овощи"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе "Овощи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmicheskoe_zanyatie._ovoshchi.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмическое занятие

Тема: Овощи.

Цель: Совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных действий во взаимосвязи с речью.                                                                                                             Задачи: Активизировать глагольный словарь по теме «Овощи».                                                                                                Развивать умение передавать повествовательную, вопросительную, восклицательную интонацию при выполнении речедвигательных упражнений.                                                                        Воспитывать умение выражать свои эмоции разнообразными мимическими и интонационными средствами.

Оборудование: овощи (лук, чеснок, огурец) очищенные, сюжетные картинки; картинки овощей, панно – грядки, квадратные листы цветной двухсторонней бумаги,  клей, салфетки.

Этапы занятия.

Действия педагога

Действия детей

Задачи этапа

1.

 Организационный момент. Упражнение «Узнай овощ». Учитель – логопед: - Закройте глаза, сделайте длинный, глубокий, плавный вдох носом. - Вы узнали по запаху, что это?

Дети стоят полукругом с закрытыми глазами, узнают овощ по запаху, называют: это лук, это чеснок, это огурец

Отрабатывать длинный, глубокий вдох: плавный, медленный, без подъема плеч.

2.

Введение в тему. Учитель – логопед: - Лук, чеснок, огурец – что это? Назовите одним словом. Где растут овощи?

Дети отвечают:                            - Это овощи.                                                 - Овощи растут в огороде.

Закрепить обобщающее понятие: овощи.

3.

Объявление темы. Воспитатель по физической культуре: - Сегодня нам предстоит потрудиться в огороде.

Настроить детей на восприятие изучаемого материала.

4.

 Вводное упражнение «Построим забор». Воспитатель по физической культуре:                                                           - Построим забор. Спрашивает у каждого ребенка:                                                                  - Между кем ты стоишь?                         - Запомните своих соседей.                          - Под спокойную музыку ходите по залу, любуйтесь растениями. По команде «Строим забор» займите свое место в шеренге. Под ритмичную музыку под счет педагога:                                                      Раз, два, три, четыре (четыре шага вперед).                                                       Раз, два, три, четыре (четыре шага назад).                                                               

Дети встают в шеренгу по росту, кладут руки на плечи соседей – это забор. Под спокойную музыку дети ходят по залу, стараясь не задевать другу друга. По команде «Строим забор» занимают свое место в шеренге. Выполняют все вместе шеренгой.

Формировать правильную осанку, отрабатывать умение строиться в шеренгу; развивать слуховое внимание, зрительную память.

5.

Вводная ходьба, бег.                                                   - Мы пошли в огород,                                   - «лошадки»,                                                        - капуста,

- по кочкам,

                                                                                                                                                   - по узенькому мостику,

- урожай увозим.

Гимнастический шаг,            - ходьба, высоко поднимая колени;                       - ходьба приставным шагом;                                      - ходьба с захлестыванием;                                                   - ходьба топающим шагом;                                           - бег прямым  галопом.

Формировать правильную осанку, навыки движения в колонне.

6.

Воспитатель по физической культуре:                                                                             Мы шли, шли, шли,                                                         В огород зашли.                                          (Музыка прекращается). Воспитатель обращает внимание детей на огородное пугало и спрашивает:                                             - Что это?                                                        - Изобразите огородное пугало.                              - Ой, какое оно страшное! Покажите, как я испугалась: голову втянула в плечи, брови подняла вверх, глаза стали большими, рот раскрыла.                         - И скорей из огорода!                      (Музыка возобновляется).

Вновь звучит спокойная музыка.

Дети встают в колонну друг за другом, гимнастическим шагом идут по залу. Останавливаются и отвечают:                                         - Это огородное пугало.  Дети изображают огородное пугало: руки в стороны, сгибают одну ногу в колене и произносят:                                             Пугало  стоит на палке,                  С бородою из мочалки.            - Дети мимикой изображают испуг.                                    - Дети выполняют легкий бег.                                           - Дети «идут в огород».

Развивать умение  выражать мимикой и показывать всей позой страх: голову втянуть в плечи, брови поднять вверх до предела, глаза максимально распахнуть, рот раскрыть. Развивать слуховое внимание. Развивать умение передавать движением образ.

7.

Общеразвивающие упражнения. Воспитатель по физической культуре:                                                                   В огород пойдем,                                      Урожай соберем.                                                    Мы моркови натаскаем                                  И картошки накопаем.                                  Срежем мы кочан капусты,                 Круглый, сочный, очень вкусный.   

Щавеля нарвем немножко                                 

И вернемся по дорожке.

Дети выполняют движения по тексту:                                       - идут по кругу;                          - «таскают» морковь;                               - «копают» картофель;                                    - «срезают» капусту;                                  - показывают руками круг;                                      - «рвут» щавель;                                          - идут по кругу.

Формировать мышечный корсет. Развивать выносливость.

8.

Артикуляционная гимнастика.     Учитель – логопед:                               - «Улыбка» - улыбнулись хорошей погоде;                                                                    - улыбнулись, у нас хорошие инструменты;                                                          - «Хоботок» - удивились: сколько работы;                                                                     - задумались, с чего начать;                               - Лопаточка» - инструменты;                               - «Грабли» - причешем верхнюю губку, нижнюю: верхнюю губу нижними зубами, нижнюю губу верхними губами;                                                                           - самомассаж языка.

Дети выполняют статические и динамические артикуляционные упражнения под комментирующую речь учителя – логопеда.     Выполняют самомассаж языка: гладят язычок губами, постукивают губами, гладят язычок зубами, постукивают, покусывают зубами.

Развивать артикуляционную моторику: активизировать мышцы губ, языка.

9.

Пальчиковая игра. Учитель – логопед:

- В лавку ходил?                                          - Ходил.                                                           - Лопату купил?                                                - Купил.                                                                      - Грядку вскопал?                                                     - Вскопал.                                                        - Картошку собрал?                                             - Собрал.                                                            - И чисто помыл?                                             - Помыл.                                                        - И много сварил?                                           - Сварил.                                                    - Вот теперь отдохнуть тебе дам,                 - А уж съем я картошку сам.

Дети проговаривают и дважды сгибают:

- большой палец,                   - указательный,                              - большой палец,                        - средний палец,                              - большой палец,                        - безымянный,                           - большой палец,                             - мизинец,                                     - большой палец,                         - указательный,                             - большой палец,                             - средний палец,                            - большой палец сгибают и выпрямляют.

Развивать тонкие движения пальцев рук: точно, динамично выполнять. Развивать интонационную выразительность речи: умение передавать вопросительную, повествовательную и восклицательную интонацию.

10.

«Почему так говорят?» Учитель – логопед:                                                                      - Как вы понимаете пословицу: «Помогу, помогу – а пришло время не могу»?

Дети отвечают, объясняя смысл пословицы, иллюстрируя примерами.

Развивать словесно – логическое мышление.

11.

Речь с движением. Учитель – логопед:                                                                     Мы лопатки взяли,                                            Землю мы вскопали.                                       Грабли в руки взяли,                                        Землю разровняли.                                         На корточки присели,                                           На грядке мы посеяли:                                   Лук, укроп, морковь, горох,                                         Будет урожай неплох.                                     Семена руками                                       Дружно мы сажали,                                   Лейки в руки взяли,                                    Грядки поливали.

Дети произносят слова, одновременно выполняя соответствующие движения.

 Вырабатывать четкие, координированные действия во взаимосвязи с речью.

12.

Релаксация. Воспитатель по физической культуре:                                                   - Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение.                                                  Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и опуститесь на пол.                                         Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку.

Дети приседают.

Медленно поднимаются и поднимают руки вверх.

Дети расслабляются.

Научить детей регулировать свой мышечный тонус: напрягать и расслаблять определенные группы мышц.

13.

Игра с мячом «Что делали в огороде?». Учитель – логопед показывает картинки.

Дети стоят в кругу, перебрасывают друг другу мяч и называют слова – действия: выкапывали, сеяли, сажали, пропалывали, рыхлили и т.д.

Расширять глагольный словарь по теме.

14.

Игра «Узнай овощ». Учитель – логопед, музыкальный руководитель:                      1. Ворчливый горох:                                      Ох – ох – ох – разворчался горох,                       Ох и трудно жить в стручке,                             Если дверца на замке.                                        2. В огороде нашем                                         Нет редиски краше,                                           Как, сочна, красна, кругла,                                         Не смотрите, что мала.                                       3. Репка тоже удалась,                               Желтым солнышком зажглась.                         4. Ну а разве плох лучок,                                           В ста одеждах старичок.                               5. Что за скрип, что за хруст?                             Как же быть без хруста,                                   Если я капуста.

Дети двигаются под музыку. Музыка прекращается, дети изображают:

-  горох (хлопки «тарелочками»),

- редиску (пружинка с поворотом в стороны),   - репу (поскоки вокруг себя),                                                 - лук (пружинка с выставлением ноги на пятку),                                                - капусту (руки на пояс кулачками и повороты в стороны).

Развивать слуховое внимание, выразительность движений.

15.

Игра «Подскажи словечко». Учитель – логопед:                                                             - В нашем огороде:                                            - Ор – ор – ор - спит красный…                                 - Жан–жан–жан – лежит на грядке…           - Ец – ец – ец – зеленый, сочный…                - Уста - уста-уста - такая сочная …

Дети добавляют:

                                                             - помидор;                                            - баклажан;                                         - огурец;                                       - капуста.

Развивать фонематическое восприятие.

16.

Подвижная игра «Зайцы в огороде». Воспитатель по физической культуре изображает сердитую хозяйку:                             - Зайки, где вы пропадали?                                                                                           

- А капусту вы не ели?

- Вас бы надо наказать.                                        Педагог ловит детей.

Дети изображают зайцев, грызущих капусту в огороде.                                          - Мы в капусте отдыхали (трясутся от страха).                                                            - Только носиком задели.                                                     - Так попробуй нас догнать!

Развивать эмоционально – волевые качества.

Учить изменять силу голоса, воспитывать выразительность речи.

17.

Игра с мячом «Считалка». Воспитатель по физической культуре:                                                                      Раз, два, три, четыре, пять,                           Будем овощи считать:                                    Лук, редиска, кабачок,                              Помидор и чесночок.

Дети произносят и ударяют мячом об пол:                        - пять ударов;                               - три удара;                                 - три удара;                                     - два удара.

 Учить детей отбивать мяч об пол. Развивать умение делить предложение на слова; на каждое слово отбивать мяч.

18.

Гимнастика для глаз. Учитель-логопед:                                                             Раз, два, три;                                                   Раз, два, три,                                          На картинки посмотри:                                        Ка – ба – чок, о – гу – рец,                                 ре – дис – ка, кар-то-фель,                              по – ми – дор.

Дети повторяют стихотворение, следят взглядом, проговаривают названия овощей по слогам: вверх – вниз, влево – вправо.

Профилактика миопии – снять напряжение. Упражнять в проговаривании трехсложных слов.

19.

Бумажная пластика «Овощи на грядках». Воспитатель по изодеятельности:                                                    Мы рисуем огород,                                      Там много овощей растет.                       В огороде у нас в ряд –                                     Пять длинных гряд.                                      На первой грядке растет редиска                                Не высоко, а низко.                                          На второй грядке растут огурцы –Овальные зеленцы.                                               На третьей грядке растет кабачок,          Толстый у него бочок.                                       На четвертой растет картошка,                      Она похожа на матрешку.                              На пятой грядке растет помидор,       Краснеет он как светофор.                              На грядках хватит овощей для салата и для щей.                                                           - Посадим овощи, каждый – на свою грядку.

Дети сминают бумажные квадраты, скатывают, придавая им форму овощей,  располагают на «грядках» под стихотворное сопровождение.

Развивать мелкую моторику. Учить передавать форму овощей, используя технику «бумажная пластика – скатывание бумаги».

20.

Итог занятия. Учитель – логопед:                     - Поработали в огороде, пора возвращаться в детский  сад.                                          - Кем вы были?                                                      - Какие черты характера вам помогали в работе?                                                                   - Какие вы?                                                 Заключительная ходьба.                                   Идут гимнастическим шагом в группу.

Дети отвечают на вопросы:

- огородниками,

- трудолюбие, старание,

- трудолюбивые, старательные, работящие, заботливые.

Закрепить словарь признаков. Формировать координацию движений рук и ног.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе "Стойкий оловянный солдатик" по мотивам сказки Г.Х.Андерсена

Логоритмические занятия - эффективная форма речевого развития детей. В конспекте указаны основные ключевые компетентности и интеграция общеобразовательных областей....

Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе. Тема: В лесу (животные нашего края) DOC

В конспект включены: оборудование и ход занятия (Монтессори-приветствия с текстами речевок, пальчиковая гимнастика, текст и описание движений для игрового массажа с массажными мячиками, психоречевая г...

Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе. Тема: Во саду ли в огороде.

В конспект включены: оборудование и ход занятия (Монтессори-приветствия с текстами речевок, пальчиковая гимнастика, текст и описание движений для игрового массажа с массажными мячиками, психоречевая г...

Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе. Тема: Лимпопо (животные жарких стран)

В конспект включены: оборудование и ход занятия (Монтессори-приветствия с текстами речевок, пальчиковая гимнастика, текст и описание движений для игрового массажа с массажными мячиками, психоречевая г...

Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе. Тема: Внимание и счет

В конспект включены: оборудование и ход занятия (Монтессори-приветствия с текстами речевок, пальчиковая гимнастика, текст и описание движений для игрового массажа с массажными мячиками, психоречевая г...

Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе «Терем - теремок»

БелгорОДСКАЯ    ОБЛАСТЬАДМИНИСТРАЦИЯ    ГОРОДА     БЕЛГОРОДА...

Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе. "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КУКЛЯНДИЮ"

Этот конспект может пригодится логопедам для проведения досуга по теме "Игрушки".                    «Путешествие в страну Кукляндию».Цель...