Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе. Тема: Внимание и счет
план-конспект занятия (логопедия, подготовительная группа) по теме

Куцевалова Наталья Александровна

В конспект включены: оборудование и ход занятия (Монтессори-приветствия с текстами речевок, пальчиковая гимнастика, текст и описание движений для игрового массажа с массажными мячиками, психоречевая гимнастика, подведение итогов занятия с помощью куклы би-ба-бо и Монтессори-прощание). Занятие проводится с использованием Монтессори-технологий и музыкального сопровождения Железновых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vnimanie.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Начальная школа - детский сад № 22»

Конспект логоритмического занятия.

Тема: «Внимание и счет».

учитель- логопед Куцевалова Н.А.

Щекино 2011

Конспект логоритмического занятия.

Тема: «Внимание и счет».

        Коррекционно – образовательные цели:

обучение прямому и обратному счету с помощью песенок и игровых упражнений. Уточнение, активизация и актуализация словаря по темам «Геометрические фигуры» и «Дни недели».

        Коррекционно – развивающие цели:

развитие связной речи и навыков общения, слухового внимания и чувства ритма, развитие импровизационных движений и умения действовать по показу, развитие общей и ручной моторики.

        Воспитательные цели:

воспитание активности, инициативности, самостоятельности речевых высказываний, умения действовать по правилу и взаимодействовать с участниками группы.

        Оборудование: картонное изображение солнышка, треугольники- лучики по числу детей, колокольчики, CD- проигрыватель и CD- записи музыкального   сопровождения, плетеные корзинки по числу детей, счетный материал – стеклянные камешки, сенсорные шарики, кукла би - ба - бо Буратино.

    Ход занятия:

1. Приветствие (Монтессори - технология).

Создание эмоционального фона занятия, атмосферы дружелюбия, настроя на работу.

Дети садятся вокруг стола. Логопед кладет в центр картонное изображение солнца и раздает детям картонные лучики. По команде педагога дети по очереди кладут лучики к солнышку и здороваются, называя себя по имени:

- Здравствуй, солнышко, я - ... (имя ребенка).

После того, как все назвали себя и положили лучики, логопед говорит:

-А теперь, ребята, разогреем наши ручки, потрем ладошки. Затем вытянем ручки вперед, к солнышку и скажем: «Здравствуй, солнце красное!»

Затем поднимем ладошки к небу и поздороваемся:

«Здравствуй, небо ясное!»

Покачаем руками: «Здравствуйте, деревья!»

Опустим руки вниз, потянемся к земле:

«Здравствуй, матушка- Земля!»

Обнимем себя ручками крест- накрест: «Здравствуй, я!»

Поменяем ручки: «Здравствуй, я!»

Разведем руки в стороны: «Здравствуйте, все мои друзья!»

Покажем на своих друзей со словами: «Здравствуй, ты, ты, ты!».

Покажем на себя и скажем: «Здравствуй, я, я, я!»

Возьмемся за руки и скажем: «Здравствуйте, мы!»

А теперь споем: ««Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте, всем говорим!»

Похлопаем себе в ладоши. Молодцы!

Логопед предлагает детям взять колокольчики. Дети берут колокольчики и поют песенку- приветствие каждому ребенку по очереди:

-Здравствуй, …(имя ребенка), наш дружок! Звонкий колокольчик - динь- динь - дон!

Педагог говорит:

- Колокольчик с вами поздоровался. Давайте и ему песенку споем:

Колокольчик на ладошку положи, положи.

(Дети ставят колокольчики на ладошки).

Колокольчик на ладошке покажи, покажи.

(Дети показывают колокольчики на ладошке).

А теперь его за дужку надо взять, надо взять,

(Дети берут колокольчики за дужку).

И тихонько возле ушка поиграть, поиграть.

(Дети звенят колокольчиками возле каждого уха по очереди).

Колокольчик возле ушка позвенел, позвенел.

(Дети звенят колокольчиками возле каждого уха повторно).

И тихонько на головку к нам присел, к нам присел.

(Дети ставят колокольчики на головы).

Теперь наклоняем головки, подставляем ручки и ловим колокольчики.

(Дети выполняют).

 Логопед сообщает тему занятия:

- Ребята, наше занятие называется «Внимание и счет». Как вы думаете, что мы будем делать?

Дети:

- Считать.

Логопед:

- Правильно! А какими нужно быть, чтобы не ошибиться?

Дети:

- Внимательными.

2. Пальчиковая гимнастика.

Развитие ручной моторики, координации движений, соотнесении текста и движений. Уточнение, активизация и актуализация словаря по темам: «Геометрические фигуры» и «Дни недели».

Упражнение «Мы кружок нарисовали…» (авторы Е. и С. Железновы)

Логопед включает музыкальное сопровождение.

Мы кружок нарисовали

 (дети указательными пальчиками обеих рук в воздухе «рисуют» окружности),

наши пальчики устали

(потряхивают кистями рук),

Мы немножко отдохнем –

(переплетают пальцы в «замок» и покачивают ими влево - вправо)

рисовать начнем.

(складывают кисти рук как «кисточки», все пальчики вместе и покачивают ими из стороны в сторону).

Мы черту нарисовали

 (дети указательными пальчиками обеих рук в воздухе «рисуют» черту),

наши пальчики устали

(потряхивают кистями рук),

Мы немножко отдохнем –

(переплетают пальцы в «замок» и покачивают ими влево - вправо)

рисовать начнем.

(складывают кисти рук как «кисточки», все пальчики вместе и покачивают ими из стороны в сторону).

Мы волну нарисовали

 (дети указательными пальчиками обеих рук в воздухе «рисуют» волну),

наши пальчики устали

(потряхивают кистями рук),

Мы немножко отдохнем –

(переплетают пальцы в «замок» и покачивают ими влево - вправо)

рисовать начнем.

(складывают кисти рук как «кисточки», все пальчики вместе и покачивают ими из стороны в сторону).

Точку мы нарисовали

 (дети указательными пальчиками обеих рук в воздухе «рисуют» точку),

наши пальчики устали

(потряхивают кистями рук),

Мы немножко отдохнем –

(переплетают пальцы в «замок» и покачивают ими влево - вправо)

рисовать начнем.

(складывают кисти рук как «кисточки», все пальчики вместе и покачивают ими из стороны в сторону).

Упражнение «Крестики, нолики»

Логопед проговаривает тексты совместно с детьми:

 Крестики - (средний и указательный пальцы переплетаются),

 Нолики (большой и указательный пальцы соединить в кольцо) (Повторить 4 раза).

Упражнение «Могу я сделать ромб и круг…»

Могу я сделать ромб

(средний и указательный пальцы правой руки соединить с одноименными пальцами левой руки, развести, образуя ромб) 

и круг,

(большой и указательный пальцы соединить в кольцо).

И все, что вижу я вокруг.

(Поднести к глазам и посмотреть сквозь «очки»).

Пальцы я вот так сложу –

(большой палец правой руки соединить с указательным пальцем левой,

большой палец левой руки соединить с указательным пальцем правой,

левая рука: большой палец вверху, ладонь повернута к себе, правая рука:

 большой палец внизу, ладонь повернута от себя),

прямоугольник покажу.

(Поднести прямоугольник к глазам и посмотреть сквозь него).

А теперь, мои друзья, треугольник сделал я.

(большой й и указательный пальцы правой руки соединить с одноименными пальцами левой руки, образуя треугольник).

Упражнение «В понедельник, вторник, среду…»

В понедельник, вторник, среду на машине в гости еду,

(руки сложенные «лодочкой», движутся в центр стола),

а в четверг и в пятницу назад машина катится

(руки движутся назад).

А в субботу, в воскресенье пеку вкусное печенье

(выполняются хлопки).

3. Обучение прямому и обратному счету с помощью песенок и игровых упражнений:

Упражнение «Шла кукушка мимо рынка…» (авторы Е. и С. Железновы) – обратный счет от 10 до 8.

Логопед включает музыкальное сопровождение.

Шла кукушка мимо рынка

(Дети поочередно стучат кулаками по столу),

У нее была корзинка

(переплетают пальцы в «замок» и покачивают ими влево – вправо.

Повторяют 2 раза.)

А корзинка на пол – бух!

(Пальцы, сложенные в «замок»  падают на стол и разъединяются),

Полетело десять мух

(Дети шевелят десятью  пальцами.)

Шла кукушка мимо рынка

(Дети поочередно стучат кулаками по столу),

У нее была корзинка

(переплетают пальцы в «замок» и покачивают ими влево – вправо.

Повторяют 2 раза.)

А корзинка на пол – бух!

(Пальцы, сложенные в «замок»  падают на стол и разъединяются),

Полетело десять (девять, восемь) мух

(Дети шевелят десятью (девятью, восемью  пальцами)).

Упражнение со счетным материалом (стеклянными камешками)  «Десять лунатиков» – обратный счет от 8 до 5.

Детям раздаются плетеные корзинки с восемью камешками в каждой.

Логопед спрашивает:

- На какой цифре мы остановились?

Дети отвечают:

- Восемь.

Логопед говорит:

- Посчитайте, сколько у вас камешков в корзинках?

Дети считают и отвечают:

- Восемь.

Логопед:

- Посадите всех ваших лунатиков на Луну и начинайте тихонько трясти. Трясите аккуратно, чтобы ни один лунатик не упал.

Логопед проговаривает текст совместно с детьми:

- Восемь (7,6,5) лунатиков сидели на Луне,

Восемь лунатиков ворочались во сне.

Один лунатик упал с Луны во сне.

Сколько лунатиков осталось на Луне?

Дети выкладывают один стеклянный камешек из корзинки и отвечают:

- Семь(6,5).

Логопед спрашивает:

- На какой цифре мы остановились?

Дети отвечают:

- Пять.

Упражнение «Пять маленьких рыбок» (авторы Е. и С. Железновы) – повторение порядковых числительных от одного до пяти.

Логопед включает музыкальное сопровождение.

Пять маленьких рыбок ныряли в реке.

(Дети кистью правой руки совершают покачивающие движения).

Лежало большое бревно на песке.

(Дети соединяют ладони и предплечья обеих рук, покачивая ими).

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко».

(Большой и указательный пальцы правой руки соединить друг с другом. Левая рука лежит на столе неподвижно, ладонью вниз).

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко».

(Большой и средний пальцы правой руки соединить  друг с другом).

А третья сказала: «Мне хочется спать».

(Большой и безымянный  пальцы правой руки соединить  друг с другом).

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

(Большой палец и мизинец  правой руки соединить  друг с другом).

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!»

(Дети соединяют и разъединяют ладони и предплечья обеих рук,  показывая пасть крокодила).

Плывите отсюда,

(Дети кистью правой руки совершают покачивающие движения).

Чтоб не проглотил!

(Дети соединяют и разъединяют ладони и предплечья обеих рук,  показывая пасть крокодила).

Упражнение  «Десять лягушат» (авторы Е. и С. Железновы)

– обратный счет от 10 до 0 по два.

Логопед включает музыкальное сопровождение.

Все десять (восемь, шесть, четыре, два) лягушат (лягушонка)

(Дети сжимают и разжимают 10 пальчиков)

Нырнули дружно в пруд

(Дети совершают руками волнообразные движения)

Все десять лягушат

(Дети сжимают и разжимают 10 пальчиков)

Плывут, плывут, плывут,

(Дети совершают руками волнообразные движения)

Один из них заснул

(Сложенные руки у щеки, глаза закрыты)

Другой - на дно нырнул

(Дети берутся двумя пальцами за нос и набирают воздух, имитируя ныряние).

Так сколько лягушат на берегу сидят?

(Дети загибают по одному пальцу на каждой руке, пока не загнут все).

4. Развитие общей моторики и умения координировать свои движения с музыкой:

Упражнение «Мышь полезла первый раз…»

(авторы Е. и С. Железновы)

Дети встают в круг. Логопед включает музыкальное сопровождение.

Мышь полезла первый раз, посмотреть который час

(Дети маршируют по кругу)

Вдруг часы сказали: «Бом!»

(Дети останавливаются и хлопают один раз в ладоши).

Мышь скатилась кувырком.

(Дети совершают вращательные движения руками).

Мышь полезла второй раз, посмотреть который час

(Дети маршируют по кругу)

Вдруг часы сказали: «Бом! Бом!»

(Дети останавливаются и хлопают два раза в ладоши).

Мышь скатилась кувырком.

(Дети совершают вращательные движения руками).

Мышь полезла второй раз, посмотреть который час

(Дети маршируют по кругу)

Вдруг часы сказали: «Бом! Бом! Бом!»

(Дети останавливаются и хлопают три раза в ладоши).

Мышь скатилась кувырком.

(Дети совершают вращательные движения руками).

Логопед спрашивает:

- Сколько раз часы ударили в первый (второй, третий) раз?

Дети отвечают:

- Один (два, три) раз(а).

5. Психоречевая гимнастика:

Упражнение «Часики»

Логопед:

- А теперь мы с вами покажем, как часики ходят, как движутся стрелочки, как крутятся колесики.

Логопед проговаривает текст совместно с детьми:

 Часики на полочке стучат тик – так, тик – так.

(Все стоят в круге, руки прижаты к бокам, кисти рук отставлены, и раскачиваются из стороны в сторону).

Стрелочки встречаются вот так, вот так, вот так.

( Вытянутые руки перед собой, дети выполняют упражнение «Ножницы»).

Крутятся колесики в такт, в такт, в такт.

(Дети совершают вращательные движения руками).

Часики, как солнышко, время говорят.

(Дети медленно на каждый такт поднимают руки через стороны вверх).

6. Упражнение с сенсорными шариками:
(авторы Е. и С. Железновы)

Дети стоят в круге. Логопед раздает каждому ребенку сенсорный шарик.

Педагог спрашивает:

- Скажите, ребята, что это такое?

Дети отвечают:

- Сенсорные шарики.

Логопед спрашивает:

- Какие они на ощупь.

Дети отвечают:

- Мягкие, приятные

Логопед:

- Почему?

Дети:

 - Потому что они связаны из шерстяных ниток.

Логопед спрашивает:

- Какие цвета использованы при их изготовлении?

Дети отвечают.

- Что же мы еще можем сказать про наши сенсорные шарики?

Дети:

- Они звучат.

Логопед:

- Почему?

Дети:

- У них внутри горох, рис и гречка.

Логопед:

- Правильно. Сейчас мы будем выполнять упражнение, и помните, вам нужно извлечь, как можно больше звуков из этих шариков.

Дети стоят в круге. Логопед включает музыкальное сопровождение.

Дети выполняют движения в соответствии со словами песенки.

Наши шарики берем и трясем, трясем, трясем,

Ведь каждый шарик не простой -  с горохом, рисом и крупой.

Поднимите шарик свой высоко над головой,

На носик можно положить, но только, чур, не уронить.

Наши шарики берем и трясем, трясем, трясем,

Ведь каждый шарик не простой -  с горохом, рисом и крупой.

Шар перед собой кладем и вокруг него идем,

И даже можно проскакать, но только шар не задевать.

Наши шарики берем и трясем, трясем, трясем,

Ведь каждый шарик не простой -  с горохом, рисом и крупой.

Прыгай, прыгай высоко, прыгать с шариком легко.

Так прыгай, прыгай веселей и даже ножек не жалей.

Наши шарики берем и трясем, трясем, трясем,

Ведь каждый шарик не простой -  с горохом, рисом и крупой.

На ладошке шар несем и другой ладошкой бьем

И дружно говорим слова: И раз, и два. И раз, и два.

Наши шарики берем и трясем, трясем, трясем,

Ведь каждый шарик не простой -  с горохом, рисом и крупой.

7. Подведение итогов занятия. 

Актуализация знаний. Развитие связной речи.

Педагог говорит:

- Какие вы молодцы! А теперь садитесь за столы.

Логопед надевает на руку куклу би – ба - бо  и обращается к детям:

 Посмотрите, кто к нам пришел?

Дети:

- Буратино!

Буратино:

-Здравствуйте, мои хорошие!

Дети здороваются с куклой.

-Чем вы сегодня занимались? Расскажите мне, пожалуйста.

(Дети рассказывают по очереди, Буратино благодарит их, прощается и уходит).

8. Прощание (Монтессори - технология)

«Песенка колокольчика»

Дети садятся вокруг стола. Логопед предлагает детям взять колокольчики. Дети берут колокольчики и поют песенку каждому ребенку по очереди:

-До свидания, …(имя ребенка).

Педагог говорит:

- Колокольчик с вами попрощался. Давайте и ему песенку споем.

(Дети поют):

-Ты, колокольчик, спел про нас.

Пора прощаться нам сейчас.

 Мы до свиданья скажем

 И ручками помашем:

         Пока! Пока!

Логопед:

- Наше занятие закончено. До свидания. До следующей встречи.

Звучит музыкальное сопровождение.  Дети встают из-за  столов и выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе. Тема: В лесу (животные нашего края) DOC

В конспект включены: оборудование и ход занятия (Монтессори-приветствия с текстами речевок, пальчиковая гимнастика, текст и описание движений для игрового массажа с массажными мячиками, психоречевая г...

Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе. Тема: Во саду ли в огороде.

В конспект включены: оборудование и ход занятия (Монтессори-приветствия с текстами речевок, пальчиковая гимнастика, текст и описание движений для игрового массажа с массажными мячиками, психоречевая г...

Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе. Тема: Лимпопо (животные жарких стран)

В конспект включены: оборудование и ход занятия (Монтессори-приветствия с текстами речевок, пальчиковая гимнастика, текст и описание движений для игрового массажа с массажными мячиками, психоречевая г...

Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе на тему: "Мебель".

Конспект логоритмического занятия в детском саду. МОЙ ДОМ. МЕБЕЛЬ Занятие «Мой дом. Мебель» Подготовительная группа. 1. Оргмомент.·...

Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе для детей с ТНР на тему: «Как друзья ритм искали»

Основными задачами коррекционной работы с детьми с ОВЗ является закрепление у детей навыка речи с движением, совершенствование общей и мелкой моторики, совершенствование основных параметров движений а...