Образовательные педагогические проекты
проект по логопедии (подготовительная группа)

Воднева Ольга Фёдоровна

Использование проектной деятельности в своей работе помогает добиться  качественных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКОГО МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ «ГРАМОТЯША» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ

Цель:  Содействие психоречевому развитию детей с ОВЗ посредством использования авторского дидактического пособия «Грамотяша».

Участники проекта:

  • Дети старшего дошкольного возраста ДОУ;
  • Воспитатели;
  • Учитель – логопед;
  • Педагог – психолог.

Тип проекта: образовательный.

Срок реализации: долгосрочный.

Задачи:
Образовательные:
Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, связную речь у детей с ОВЗ;
Формировать элементарные математические представления;
Стимулировать и активизировать познавательные и коммуникативные навыки детей с ОВЗ.

Развивающие:
Развивать мышление, память, зрительное внимание, слуховое восприятие;
Развивать мелкую моторику у детей с ОВЗ.

Воспитательные:
Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности;

Закреплять положительную мотивацию  и интерес детей с ОВЗ к занятиям.

Актуальность.

  В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Роль игры в воспитании и обучении детей с ОВЗ очевидна, так как с её помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка Особое значение в коррекционно-развивающий  работе с детьми данной категории имеют дидактические и развивающие пособия, направленные на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения).

Учитывая ведущую деятельность детей дошкольного возраста,мы изготовили и апробировали пособие «Грамотяша». Данное пособие уникально тем, что в работе с детьми создает «благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,  детьми, взрослыми и миром», что является одной из задач современного дошкольного образования и отражено в Федеральных государственных образовательных стандартах.

Описание пособия «Грамотяша»:

Пособие предназначено для использования в совместной деятельности с детьми 5 - 7 лет, имеющими ОВЗ. Пособие может применяться как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме работы с детьми.

Функции пособия: игровая, дидактическая, развивающая, коррекционная.

Интеграция образовательных областей. Пособие применяется в следующих образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Области применения пособия: организация дидактических, развивающих, сюжетно-ролевых игр; совместная деятельность детей и взрослых; индивидуальная работа с детьми; сюрпризный момент.

Дидактическое пособие «Грамотяша» представляет собой мягкую флисовую книгу с различными видами игровых заданий. Пособие изготовлено из сочетающихся по цвету ярких, красочных тканей и различной фурнитуры. На каждой странице книги предлагаемый практический материал направлен на развитие различных сторон личности ребенка: расширение словарного запаса, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, формирование правильного звукопроизношения и слоговой структуры слова, развитие мелкой моторики руки, элементарных математических представлений, психических процессов.

Дидактическое пособие «Грамотяша» содержит  хорошо продуманную систему игр и упражнений на развитие памяти, внимания, мышления, и имеет многофункциональный, универсальный характер. Дидактическое пособие адресовано учителям-логопедам, психологам, воспитателям дошкольных групп. 

Содержание пособия – книги «Грамотяша».

Страница  №1

«Геометрик» математический планшет.

Цель: Развитие  мелкой моторики, логики, пространственного восприятия

Описание: Растягивая разноцветные резиночки, нити между пуговицами в разных направлениях, ребенок может «нарисовать» самые разные изображения. Это могут быть не только геометрические фигуры, но и буквы, цифры, знакомые ребенку предметы несложной формы – кораблик, ракета, цветок, домик, снежинка и т.п.

Игра «Шнуровка», «Цветные бусы», «Замочки».

Цель: Развитие движения мелких мышечных групп руки, целенаправленность действий, логическое мышление; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению задания; формировать зрительно – двигательную координацию и чувство восприятия  пространства.

Описание: Продевание тесьмы в кольца по подражанию действиям взрослого, по образцу, по самостоятельному творческому замыслу.

  Страница  № 2    (интеграция образовательных областей «Познавательное развитие» и «Речевое развитие»).

«Математический уголок».

Цель: Формирование элементарных математических представлений, закрепление счета в пределах десяти.

  • «Веселые счеты»;
  • «1,2,3»;
  • «Больше - меньше - равно»;
  • «Один – много»;
  • «Посчитай до 5» (согласование существительного с числительным).

«Неделька - радуга»

Цель: Содействие в закреплении знаний детей дней недели, классификации их на рабочие и выходные дни, закрепление знаний цифр от 1 до 7, представлений детей о цветовом спектре и использование в речи детей качественных прилагательных, формирование активного словаря ребенка, памяти и внимания.

 «7 дней недели»;

«Учим цвета»;

«7 цветов радуги»;

«Разноцветные карандаши»;

«Подбери по цвету».

Описание: Кто первым приходит в дом недели?

- Понедельник красный человечек в красный цвет покрасил дом, ели человечки помидоры и болтали всякий вздор.

- Второй в дом недели приходит Вторник. В этот день все вокруг стало оранжевым все вдруг. Ели человечки на обед семь оранжевых конфет.

- Третий в дом недели приходит Среда. Этот человечек любит все желтое, он и нарядился в желтый наряд. Желтый цвет есть в яйце, в цыпленке, в масле, что лежит в масленке, в каждом спелом колоске, в солнце, в сыре и в песке.

- Четвертый в дом недели приходит Четверг. Этот человечек любит все зеленое. Цвет зеленый, цвет весенний. Цвет природы оживления.

- Пятый в дом недели приходит Пятница. Этот человечек любит все голубое. Он сверкает голубым, словно речка изо льдин. Бледно – синею поземкой, и сосулькой сладко – звонкой.

- Шестой в дом недели приходит Суббота. Этот человечек нарядился в синий наряд. Он любит все синее.  Синие, синие васильки необыкновенной красоты.

- Седьмой в дом недели приходит Воскресенье. Воскресенье седьмой человечек в фиолетовый цвет раскрасил дом. Они любят баклажан и сливы. С ними они довольны и счастливы.

Варианты игр для закрепления знаний дней недели

Первый вариант.

 "Какого человечка не стало".

Дети закрывают глаза, педагог убирает один карандаш. Дети открывают глаза и отгадывают, какого карандаша не стало.

Второй вариант.

Дети закрывают глаза, педагог меняет порядок карандашей. Дети открывают глаза и расставляют их в правильной последовательности.

Третий вариант.

Учим вместе с детьми вчера и завтра, если сегодня понедельник, вчера и завтра, если сегодня вторник и т. д.

«Учим цвета».

Педагог  предлагает рассмотреть радугу, закрепляя в конце их порядок знаменитой считалкой: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.

«Разноцветные карандаши».

В радуге – семь дужек,

Семь цветных подружек!

КРАСНАЯ дужка – ОРАНЖЕВОЙ подружка

ЖЕЛТАЯ дужка – ЗЕЛЕНОЙ подружка!

ГОЛУБАЯ дужка – СИНЕЙ подружка!

ФИОЛЕТОВАЯ дужка – всем дужкам подружка!

Страница  № 3      

         

«Собери словечко», «Угадай звук», «Найди звук»,

«Раздели на слоги»,«Повторим и поиграем».

Цель: Совершенствование навыков звукобуквенного анализа  и чтения слов.

«Составь предложение»,

Цель: Закрепление навыка построения схемы предложения с использованием  условных обозначений.  Развитие связной речи, логического мышления.

«Звуковая елочка»

Цель: Упражнение детей в определении гласных и согласных звуков в слове (в начале, середине, конце слова).

 

Страница  № 4

«Подумай и положи»

Цель: Развитие навыков систематизации и логического мышления.

«Где что находится»

Цель: Развитие пространственных представлений, активизирование использования в речи предлогов для обозначения пространственного положения предметов.

          «Разложи по местам»

Цель: Классификация предметов на основе различных семантических признаков.

 «Что лишнее? »

Цель: Развитие логического мышления, внимания, связной речи, закрепление знаний о классификации предметов.

 «Что изменилось? »

Цель: активизирование в речи детей предлогов.

Страница  № 5

«Составь рассказ по картинкам», «Расставь картинки в правильной последовательности», «Неожиданный финал», «Что не так?».

Цель: Развитие умения составлять рассказ по серии картинок.

Задачи: Способствовать развитию умения у детей последовательно и логично составлять рассказ, стараясь правильно строить предложение. Развивать связную речь, интонацию, правильное звукопроизношение.

Описание: Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности по секторам, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ. 

«Мнемотаблицы».

Цель: Развитие основных психических процессов.

Страница  № 6    

«Сад – огород», «Поварёнок», «Вершки – корешки».

Цель: Совершенствование и активизация словаря.

 «Назови одним словом».

Цель: Закрепление в речи детей обобщающих понятий.

 «Подбери по цвету».

Цель: Закрепление представлений о цвете и использования в речи детей качественных прилагательных.

 «Наоборот».

Цель: Закрепление навыка подбора слов противоположного значения слова.

 «Игры-загадки».

Цель: Расширение словаря прилагательных.

«Чего не стало? ».

Цель: упражнение детей в образовании существительных в винительном падеже единственного числа, развитие внимания.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

  1. Выбор темы проекта и его разработка;
  2. Постановка цели и задач;
  3. Изучение научно-практических и методических источников по заявленной теме;
  4. Подбор методического материала по теме;
  5. Разработка дидактических игр;
  6. Изготовление пособия - книги «Грамотяша».

II этап – Основной (практический)

  1. Знакомство детей с пособием «Грамотяша»;
  2. Использование пособия в непосредственно-образовательной деятельности.

III этап – заключительный

Подведение итогов и анализ:

  1. Результаты апробации пособия «Грамотяша»;
  2. Презентация проекта;
  3. Выставка пособия на педагогическом совете;
  4. Ознакомление родителей на собрании по использованию игрового пособия в работе с детьми;
  5. Разработка вариативности использования пособия.

Ожидаемые результаты:

Предполагаем, что результаты  использования  авторского пособия «Грамотяша» в работе с детьми с ОВЗ будет способствовать быстрому и успешному преодолению недостатков психоречевого  развития и сделает этот процесс ярким и незабываемым. Изготовленное своими руками самодельное дидактические пособие «Грамотяша» обладает высоким развивающим потенциалом и может использоваться в работе с детьми с ОВЗ. Развивающий потенциал данного пособия достаточно широк: 
- пособие многофункционально (позволяет выполнять несколько заданий); 
- в нем несколько ступеней сложности, тем самым повышается его развивающий потенциал; 
-  пособие обладает особой степенью «открытости»: стимулирует творческую активность и ребенка, и взрослого, побуждает придумывать новые задания для детей помимо тех, что заложены изначально. 
- такое пособие по-своему универсально, так как может применяться для решения нескольких задач. Несет в себе принцип «автодидактичности»: может показать ребенку на его ошибки, сделанные при выполнении того или иного игрового задания. 



Предварительный просмотр:

Проект «В гостях у сказки»

Цель: Создание специальной  среды, побуждающей  ребенка с ОВЗ  к активному стремлению на исправление своих речевых дефектов  посредством   театрализованной  деятельности.

Задачи:

  1. Развитие речевого общения и коммуникативных навыков у детей.
  2. Улучшение разборчивости речевого высказывания.
  3. Коррекция нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций.
  4. Стимулирование развития творческой, поисковой активности и самостоятельности у воспитанников
  5. Активизация участия семьи в организации театральной деятельности детей.

Участники проекта:

Дети подготовительной речевой группы, учителя-логопеды,  воспитатели группы, музыкальный руководитель, педагог-психолог,  родители.

Тип проекта: Образовательный

Срок реализации: Долгосрочный.

Актуальность: Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми  дошкольного возраста. И состоит в том, что она сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Поэтому мы обратились к театрализованной деятельности как к средству всестороннего развития личности  ребенка-логопата. Мы хотели создать атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить фантазию, попытаться максимально реализовать возможности каждого ребенка. Мы не делаем из детей артистов, это не самоцель, а повод, чтобы заниматься, научиться лучше говорить, двигаться, общаться. Постановка - это итог работы, праздник. Так же немаловажным фактором служит и время, которое «делает» заказ на всесторонне развитые личности с полноценной грамотной речью. Поэтому проблема развития речи на сегодняшней день является актуальной.

Описание проекта: Прежде чем преступить к театрализованной деятельности, мы изучили различные методические рекомендации по организации и проведению театрализованных игр, в том числе и во время обучающих занятий, в развивающих и подвижных играх, во время формирования культурно- гигиенических навыков.

Учитывая возрастные и психомоторные особенности детей, нами был составлен перспективный план работы. В соответствие с ним, на начальном этапе параллельно с развитием познавательной и предметно- практической деятельности дети обучаются распознавать эмоциональное состояние, настроение окружающих по мимике, жестам, голосу, поведению, а также учатся отображать своё эмоциональное состояние речью, мимикой, жестами.

Детей необходимо учить управлять своим эмоциональным состоянием, формировать у них адекватное поведение. Для этого мы отобрали различные театрализованные этюды и упражнения, подобрали дидактические игры и литературный материал, способствующий формированию эмоционально- волевой сферы.

Для коррекции речевого развития, помимо упражнений на развитие фонематического слуха, артикуляционной гимнастики, способствующей формированию правильного звукоподражания, подбираются игры и упражнения на развитие просодической стороны речи, её интонационной выразительности; для преодоления нарушений слоговой структуры слов – скороговорки и другой речевой материал.

Работа по развитию связной речи и расширению активного словаря основывается  на описательных рассказах, рассказах по картине и серии картин, пересказ знакомого текста, события.

Для развития творческого воображения и активизации речевой деятельности нами используются рассказы и сказки без начала и конца, с незавершённым действием, с отсутствующим действующим лицом.

Одновременно необходимо уделить большое внимание созданию условий: отвести место для расположения самостоятельной художественно- речевой деятельности, подобрать игрушки по сюжетам сказок, музыкальные инструменты, плоскостные, пальчиковые, перчаточные театры, приобрести и изготовить маски, шапочки, костюмы и другие атрибуты.

По мере достижения положительных результатов в речевом и психоэмоциональном развитии через театрализованные игры  можно переходить к театрализации сказки. Для этого сначала следует отобрать из программного материала произведение, доступное восприятию детей.

В предварительной работе для лучшего усвоения содержания и понимания смысла рекомендуется использовать поговорки, потекши, загадки, а также иллюстрации, книжки с разными вариантами сказок, игрушки, разные виды театров, видео- и аудиоматериалы.

Для развития эмоционально- волевой сферы, двигательной активности, воображения, временного и пространственного ориентирования- подобрать этюды и упражнения.

Дети знакомятся со сценарием на занятиях по развитию речи. Сравнивают его с содержанием сказки, обсуждают сюжет и дают нравственную характеристику персонажам. Одновременно воспитатель работает над смысловым содержание пословиц и поговорок, которые органично вошли в текст сценария.

В речевой зоне выставляются игрушки, театры, для самостоятельного обыгрывания сказки. Воспитатели знакомят детей с разными вариантами сказки, а с помощью этюдов и упражнений учат достоверному изображению персонажей.

После этого можно приступать к поэтапному обыгрыванию сценок из спектакля, постепенно заучивать текст в детском саду и дома. Для самоконтроля над мимикой и жестами желательно использовать зеркала.

На индивидуальных занятиях ведётся работа над коррекцией всех сторон речевого развития.

На музыкальных занятиях разучиваются тексты песен и танцы, а на занятиях по аппликации, лепке и изобразительной деятельности изготавливают и раскрашивают персонажей и некоторые атрибуты к сказкам. Чтобы изобразить героя, ребенок должен понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе его состояние, чувства. А для этого у него должны быть разнообразные впечатления об окружающей жизни, чего часто не хватает у таких детей. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (эмоциями, мимикой, телодвижениями, жестами, вокализациями). Эти вспомогательные средства способствуют развитию средств коммуникации детей с ОВЗ.

Основные правила работы над играми-инсценировками и требования которые  предъявляются к детям в речевой деятельности :

Правила:

  • учитывать возрастные особенности детей в выборе инсценировки;
  • предоставить всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных;
  • не перегружать детей;
  • не навязывать своего мнения;
  • не позволять одним детям вмешиваться в действия другого;
  • учитывать речевой диагноз;

Требования:

  • осмысленность, т.е полное понимание того, о чем они говорят;
  • полнота передачи, т.е отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
  • последовательность;
  • широкое использование словаря,   оборотов, синонимов, антонимов;
  • правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
  • культура изложения;
  • интонационная выразительность речи;
  • правильная, спокойная поза во время высказывания;
  • достаточная громкость;
  • отчетливость произношения.

    Практический материал для проведения театрализованных игр распределяли так, что каждая тема проходила определенные этапы работы - от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию,  пользуясь движениями, мимикой, жестами.

Степень участия детей в постановке :

  • самостоятельное исполнение роли;
  • исполнение роли параллельно с педагогом, повторение действий, реплик педагога по подражанию;
  • участие ребенка в подготовке к спектаклю: оформлении сцены, изготовлении реквизита, создании спецэффектов;
  • участие в спектакле только в качестве зрителя: даже если ребенок является только зрителем, театрализация очень положительно влияет на его восприятие; костюмы, красиво оформленная сцена, спецэффекты, общий приподнятый эмоциональный фон вызывает у детей положительные эмоции: радость, смех; ребенок постепенно учится адекватно реагировать на окружающие действия, раскрывает свой внутренний мир.

Этапы:
1). Выбор сценария – затруднителен уже сам по себе, т.к. состав воспитанников разнороден (некоторые имеют проблемы с речью и проблемы поведения, а у некоторых сложности с памятью). Уровень восприятия информации и сенсорные возможности воспитанников различны, что тоже необходимо учитывать при выборе сценария:

  • сценарий должен быть небольшим по объему;
  • сюжет должен быть одноплановым;
  • у героев не должно быть больших монологов;
  • сюжет должен быть представлен во внешнем плане, т.е. должно быть как можно больше действий, движения.


2). Творческая переработка сценария. Важно, чтобы текст, выбранный для театрализации, не был перегружен незнакомыми словами и понятиями, имел небольшой объем. Ограниченные своими постановочными возможностями, мы вносим изменения в сюжет, а также придумываем различные ходы, трюки с целью стимуляции сенсорного опыта детей, эстетического сопровождения.

3). Предварительная работа: адаптация сценария и чтение его педагогом и воспитанниками. Проводится работа над словарем и пониманием прочитанного произведения.

4). Распределение ролей. Учитываются характер, внешний вид, артистические возможности и индивидуальные особенности каждого ребенка. Очень важно учитывать желание ребенка выступать в той или иной роли. Педагог тоже имеет роль. Для каждого ребенка группы находим роль, пусть даже это несколько слов или роль без слов.

5). Подбор музыкального сопровождения. Музыкальное сопровождение необходимо для «вживания» в образ детям и педагогу, отрабатываются движения под музыку.

6). Репетиции. Некоторым детям трудно действовать в пределах сюжета, т.к. необходимо удерживать внимание и при этом совершать определенные действия с предметами, т.е. дети должны научиться регулировать свое поведение на сцене. Мы проводим много репетиций, но всегда учитывается психофизическое состояние ребенка.

7). Подбор костюмов. Этот важный этап подготовительной работы способствует концентрации внимания, настраивает детей на живое участие, сопереживание происходящему. Кроме того, процесс надевания костюма развивает чувство взаимной поддержки, мелкую моторику рук и навыки самообслуживания.

Формы работы с детьми:

- образовательная деятельность (проводится в 2 формах: как специально-организованная форма работы педагога с детьми, которая проводится 2 раза в неделю в вечернее время; как нерегламентированная театрализованная деятельность, которая осуществляется в вечерние часы,  ежедневно в процессе свободной самостоятельной деятельности)

- театральная студия «Светлячок»;

- показ спектаклей, драматизация сказок;

- презентации разных видов театра;

- выставки.

Методы и приемы:

- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах);

- сочинения сказок, модификация сказок;

- игры-драматизации;

- беседы после просмотра спектаклей;

- упражнения для социально-эмоционального развития детей;

- коррекционно-развивающие игры;

- упражнения по дикции;

- игры-превращения;

- упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы;

- театральные этюды;

- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.

Использование разнообразных средств: театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, DVD, кассеты, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации сказок.

Работа с родителями:

      Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.

     Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

Формы взаимодействия работы с родителями:

- анкетирование;

- индивидуальные беседы;

- посещение театра;

- выставки и фотовыставки;

- совместная деятельность;

- день открытых дверей, дружеские встречи;

- помощь в изготовлении костюмов и декораций.

Продукт проектной деятельности:

- галерея рисунков «По дорогам сказок»;

- выпуск брошюр;

- афиши к театральным постановкам;

- театрализованные постановки сказок: «Колобок – колючий бок», «Заяц – симулянт», «Мешок яблок»;

- викторина «Юные театралы»;

- Видео-презентация проекта.

Ожидаемые результаты: 

- Обогатится игровой, коммуникативный, эмоциональный опыт дошкольников, расширится их кругозор, повысится познавательный интерес. Бедность словаря детей, имеющих речевые недостатки, общеизвестна. Преодолевать ее надо любыми способами, но, как показывает многолетний опыт, наилучших результатов легче всего добиться, рассказывая сказки, строя на этом материале театрализованные игры. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей нужно не игнорировать проявления у них способности и одаренности, а развивать их, применяя различные методы индивидуального воздействия, и в этом нам помогает организованная театрализованная деятельность дошкольников. В этом случае дети познают окружающий мир через образы, краски, звуки, они становятся участниками событий из жизни сказочных героев, людей, животных, растений.  

- Повысится темп развития речи в целом, общительности, самооценки, за счет включения детей подготовительного дошкольного возраста в творческую деятельность. Инсценирование  сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку.

Речь детей становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова из сценария, причём в бытовых ситуациях, совпадающих и их смысловым содержанием.

Полученный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее  друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

- У родителей сформируются представления о создании игровой среды для полного творческого развития ребенка. Родители имеют возможность наблюдать своих детей в необычной обстановке, видят динамику их развития. Это является большим психологическим подспорьем для родителей, так как некоторые не могут и предположить, что их дети не воспринимают себя одинокими и отверженными, свободно чувствуют себя в присутствии большого количества людей. С другой стороны – это возможность увидеть своего ребенка в сравнении с другими детьми, наблюдать отношения между детьми и педагогом, которые наглядно проявляются на сцене. Родители наших детей с удовольствием помогают нам в постановках и сопровождают на выступлениях вне школы. А это позволяет формировать у детей опыт социальных связей, навыков поведения в обществе.

- Раскроется творческий потенциал детей. Театрализованные игры значительно расширяют  творческие  проявления  детей. Они учатся понимать и стремятся создавать прекрасное,  развивают творческую самостоятельность, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление воспитанников самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест. Получая первый опыт театрализованной деятельности в детском саду, дети активно приобщаются к культуре, что позволяет  разнообразить их впечатления об окружающей жизни, и обогащает  воображение, чувства, способность мыслить. 

Перспективы:

В дальнейшей перспективе развития проекта  планируем  выйти с инициативой  организации совместного  продуктивного сотрудничества  театральной  студии «Светлячок» и  театрального кружка  Гимназии № 15

Содержание воспитательно-образовательного процесса.

         Основная идея – идея развивающего обучения. Строя свою образовательную работу, мы  опирались на рекомендации таких авторов:

  • Н.Ф. Губанова. «Театрализованная деятельность дошкольников».
  • Е.С.Антипина. « Театрализованные представления в детском саду»
  • Л.С. Фурмина «Развлечения в детском саду»
  • М.Д. Маханёва « Театрализованные занятия в детском саду».
  • Т.Н. Караманенко «Кукольный театр дошкольникам».      



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 307 комбинированного вида»

ИНН/КПП – 2462022316/246201001 ОГРН – 1022402058172

660046, г.Красноярск, пр.Машиностроителей,7

Телефон: 266-90-12, e-mail: DOU307@mail.ru

Образовательный проект

        «БУБА-TIME»        

(Использование ростовой  куклы

в образовательной деятельности с детьми, имеющими РАС)

Номинация: «Лучший образовательный проект»

Срок реализации проекта: 2020 – 2023г.

   

Авторы: Тихонова Виктория Николаевна (учитель – логопед)

                 Воднева Ольга Фёдоровна (учитель – логопед)

                 Габбасова Ольга Андреевна (воспитатель)

                 Владыко Татьяна Анатольевна (воспитатель)

                 Филиппова Нина Владимировна (воспитатель)

                 Киселёва Людмила Вениаминовна (воспитатель)

Аннотация: В данном проекте отражены особенности работы по  использованию ростовой куклы «Буба» как средства формирования и развития речевых и коммуникативных навыков у детей с  РАС. «Буба-time» это занимательно – развивающие игры с персонажем любимого детского мультфильма.

Актуальность: Аутизм представляет собой комплекс нарушений в поведении и реакциях, при которых сильно страдает навык коммуникации, адаптации к социальной среде и контроль своего поведения в обществе. С такими проявления сложно нормально существовать в мире, где диалог и взаимодействие является базой для полноценной жизни.Поэтому нужны новые формы и средства, нацеленные на социальную адаптацию ребенка и улучшение его контактности с окружающей средой.Также важно понимать, что коррекционные занятия при аутизме созданы не просто для выработки определенных навыков. Они нацелены на улучшение коммуникации, повышение осознанности собственных целей и желаний, а также регулировки поведения. И в этом нашим помощником стала ростовая кукла «Буба».

Проблема: В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что каждое образовательное учреждение обязано создать условия для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. Но как эти условия создать – в законе не сказано. Поэтому возникает необходимость самостоятельного поиска решения проблемы.

Цель: Повышении эффективности формированияи развития речевого общения и коммуникативных навыков у детей-с РАС посредством использования ростовой куклы «Буба».

Задачи:

  1. Коррегировать эмоционально - волевую сферу и развитие зрительного; слухового и тактильного восприятия детей с РАС;
  2. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности;
  3. Стимулировать и активизировать познавательные и коммуникативные навыки детей с РАС;
  4. Закреплять положительную мотивацию  и интерес детей  к занятиям;
  5. Формировать, развивать и активизировать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, связную речь у детей с РАС;
  6. Развивать общую и мелкую моторику у детей.

Предполагаемые результаты: Предполагаем, что данный проект «Буба-time» будет способствовать эффективному и успешному преодолению недостатков речевого общения и коммуникативных навыков, и сделает этот процесс ярким и незабываемым. Изготовленная своими руками ростовая кукла «Буба» обладает высоким развивающим потенциалом и может использоваться в работе с детьми с РАС, а так же с детьми ОВЗ различной нозологии.

Деятельность в рамках проекта «Буба-time»:

Название проекта «Буба-time» переводится как «Время Бубы»,  так как для детей с РАС большое значение имеет четкая организация и последовательность деятельности по времени. А имя самого персонажа легко и доступно для произнесения  ребенком.

В рамках проекта была создана ростовая кукла «Буба», составлен план работы с учетом всех трудностей и особенностей  детей данной категории, а так же подобран ряд специально – организованных игр и игровых упражнений.

Работа с ростовой куклой охватывает все образовательные области ФГОС ДО: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»

Описание  стратегии, ресурсов, и механизма реализации проекта:

Ростовая кукла «Буба» предназначена для использования в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими РАС. Кукла может применяться как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме работы с детьми.

Функции куклы: игровая, дидактическая, развивающая, коррекционная.

Области применения: организация развивающих, дидактических, сюжетно-ролевых игр; совместная деятельность детей и взрослых; индивидуальная работа с детьми; сюрпризный момент.

Ростовая кукла «Буба» представляет собой мягкую игрушку с различными видами игровых заданий. Она изготовлена из разнообразных материалов, на основе персонажа любимого мультфильма.  И учитывает сенсорные потребности данной категории детей.

«Буба-time» поможет правильно установить контакт с аутичным ребенком, заинтересовать его развивающими играми,  включить ребенка в коммуникативные отношения как со взрослыми, так и с детьми.

План работы по проекту.

Участники проекта: Дети с РАС  дошкольного возраста ДОУ; учитель – логопед; воспитатели; родители.

Этапы реализации проекта:

            Подготовительный

  1. Выбор темы проекта и его разработка;
  2. Постановка цели и задач;
  3. Изучение научно-практических и методических источников по заявленной теме; Подбор методического материала по теме;
  4. Разработка развивающих игр для детей с РАС;
  5. Изготовление ростовой куклы «Буба».

IIэт               Основной (практический)

  1. Знакомство детей с ростовой куклой «Буба»;
  2. Реализация проекта  в непосредственно-образовательной деятельности.

        Заключительный 

          Подведение итогов и анализ:

  1. Результаты апробации проекта «Буба-time»;
  2. Презентация проекта: Ознакомление родителей на собрании по использованию игрового пособия в работе с детьми;
  3. Разработка вариативности использования пособия.

Содержание работы в рамках проекта:        

Направление работы

Задачи

Игровая наполняемость

Эмоционально- мотивационное развитие

1.Установление положительного эмоционального контакта

2.Формирование положительной мотивации

3.Регуляция психо-эмоционального состояния

4.Формирование слухо-моторного контроля (навыков подражание) и зрительно-моторной координации

Песенки-потешки, игры с мячом, «Узнай меня», «Волшебный круг», «Обнимашки», «Липучка», игры из сундучка Бубы: «Превратимся в зеркальце», «Шумящие мешочки», «Музыканты»

Сенсорное восприятие и развитие

1.Развитие ощущений (использование различных материалов)

2.Насыщение сенсорными впечатлениями

3.Снятие мышечного напряжения

4.Регуляция психо-эмоционального состояния

«Прятки с Бубой», «Дорожки к сюрпризу», «Потанцуем!»,

игры из сундучка Бубы: «Волшебные пузыри», «Порисуем на песке», «Потрогай и узнай» (с крупами и материалами), «Мячик-ёжик»

Импрессивная коммуникация

1.Обучение пониманию простых инструкций

2.Обучение пониманию жестов, выразительных движений

«Дай – на», «Покажи», «Стой – иди », «Идем в гости», «Кто со мной?», «Поймай звук»

Экспрессивная коммуникация

1.Формирование и развитие социально-ответной реакции с ориентацией на понимание слов, подкрепленных действием

2.Расширение рамок общения с окружающими

«Превращалки», «Что изменилось?», «Паровозик»,«Пригласи в игру», «Едем в зоопарк»

Общие речевые навыки

1.Вызывание речевого подражания

2.Формирование речевого дыхания, просодики, активизация движений арт.аппарата и мимической мускулатуры

3.Развитие слухового внимания

«Заблудились», «Угадай кто кричит?/что звучит?», «Тихо – громко», «Подели словечко», игры из сундучка Бубы:

«Футбол», «Остудим чай», «Снежинки», «Рыбалка»

Пространственные представления

1.Формирование пространственных представлений

и понимания пространственного отношения предметов

Стихи – потешки, «Солнечный зайчик», «Найди картинку», игры из сундучка Бубы:«Где спрятался шарик?»

Оценка результатов реализации проекта:

Эффективность реализации образовательного проекта оценивается повышением роли индивидуальных достижений детей, повышением степени удовлетворенности образовательным процессом со стороны педагогов и  родителей.

Показатели эффективности реализации образовательного проекта:

- повышение эффективности формирования и развития речевого общения и коммуникативных навыков у детей с РАС;

-увеличение количества детей, вовлеченных в совместную образовательную деятельность.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

В дальнейшем планируем увеличить количество персонажей, расширить и адаптировать проект для детей с ОВЗ,  создать методические рекомендации на основе проекта.

Устойчивость проекта:

Используя ростовую куклу, в работе с детьми с РАС может возникнуть ряд трудностей.

Затруднение

Пути решения

1.Отсутствие включения ребенка в игровой процесс

Исключение настойчивости со стороны взрослого, продолжение игровых действий в поле зрения ребенка, предоставление возможности ребенку детально рассмотреть куклу для дальнейшего включения в игру

2.Состояние испуга от новых ярких сенсорных ощущений

Предложение нового постепенно и «малыми дозами»; повторение определенного игрового  действия  снова и снова

3.Отсутствие понимания сюжета игры

Адаптация сюжета в соответствии с уровнем понимания ребенка

4.Избегание или неприятие варианта игры

Изменение игровой модели, с предложением новых, более интересные ребенку вариантов

Спектр аутистических расстройств чрезвычайно широк и разнообразен, поэтому крайне важно ориентироваться на индивидуальные личностные особенности каждого ребенка. Вносить положительные впечатления и разнообразить его жизнь самым комфортным для него способом. Кроме того, очень важно моделировать игровые ситуации, требующие совместного внимания ребенка и педагога, а также поощрять его даже за минимальные успехи.

Список литературы:

  1. «Индивидуальная адаптированная программа логопедической работы для школьников с РАС» А. А. Ахметшина //Логопед №1, 2017г.
  2.   https://aba-kurs.com/igry-dlya-autistov/
  3. «Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра» В.С. Сандрикова  г.Москва 2019г.

        


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по образовательной области "Безопасность". Тема проекта "Огонь - друг и враг человека"

Педагогический проект в подготовительной группе. Образовательная область "Безопасность". Тема проекта "Огонь - друг и враг человека"...

Образовательный педагогический проект в старшей группе БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ ВСЕ МОГУТ – СПОРТ И ОТДЫХ НАМ ПОМОГУТ.

Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлении, как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравс...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Метод проектов в краеведении в дошкольном образовательном учреждении»

Актуальность проекта связна «в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов воспитания социально активных, самостоятельных, творчес...

Образовательные педагогические проекты

Использование проектной деятельности в своей работе помогает добиться  качественных результатов...

Образовательный педагогический проект "Край родной - Урал воспетый"

Цель проекта:-Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностного отношения к природе родного края.Задачи:1.Формировать эмоционально-положительное отношение к красоте природы...

Районный конкурс «Ярмарка педагогических идей и проектов 2020» среди педагогов дошкольных образовательных учреждений в номинации «Педагогический проект»

Районный конкурс «Ярмарка педагогических идей и проектов 2020» среди педагогов дошкольных образовательных учреждений в номинации «Педагогический проект»  1 место (дип...