Образовательные педагогические проекты
проект

Использование проектной деятельности в своей работе помогает добиться  качественных результатов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «В гостях у сказки»

Цель: Создание специальной  среды, побуждающей  ребенка с ОВЗ  к активному стремлению на исправление своих речевых дефектов  посредством   театрализованной  деятельности.

Задачи:

  1. Развитие речевого общения и коммуникативных навыков у детей.
  2. Улучшение разборчивости речевого высказывания.
  3. Коррекция нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций.
  4. Стимулирование развития творческой, поисковой активности и самостоятельности у воспитанников
  5. Активизация участия семьи в организации театральной деятельности детей.

Участники проекта:

Дети подготовительной речевой группы, учителя-логопеды,  воспитатели группы, музыкальный руководитель, педагог-психолог,  родители.

Тип проекта: Образовательный

Срок реализации: Долгосрочный.

Актуальность: Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми  дошкольного возраста. И состоит в том, что она сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Поэтому мы обратились к театрализованной деятельности как к средству всестороннего развития личности  ребенка-логопата. Мы хотели создать атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить фантазию, попытаться максимально реализовать возможности каждого ребенка. Мы не делаем из детей артистов, это не самоцель, а повод, чтобы заниматься, научиться лучше говорить, двигаться, общаться. Постановка - это итог работы, праздник. Так же немаловажным фактором служит и время, которое «делает» заказ на всесторонне развитые личности с полноценной грамотной речью. Поэтому проблема развития речи на сегодняшней день является актуальной.

Описание проекта: Прежде чем преступить к театрализованной деятельности, мы изучили различные методические рекомендации по организации и проведению театрализованных игр, в том числе и во время обучающих занятий, в развивающих и подвижных играх, во время формирования культурно- гигиенических навыков.

Учитывая возрастные и психомоторные особенности детей, нами был составлен перспективный план работы. В соответствие с ним, на начальном этапе параллельно с развитием познавательной и предметно- практической деятельности дети обучаются распознавать эмоциональное состояние, настроение окружающих по мимике, жестам, голосу, поведению, а также учатся отображать своё эмоциональное состояние речью, мимикой, жестами.

Детей необходимо учить управлять своим эмоциональным состоянием, формировать у них адекватное поведение. Для этого мы отобрали различные театрализованные этюды и упражнения, подобрали дидактические игры и литературный материал, способствующий формированию эмоционально- волевой сферы.

Для коррекции речевого развития, помимо упражнений на развитие фонематического слуха, артикуляционной гимнастики, способствующей формированию правильного звукоподражания, подбираются игры и упражнения на развитие просодической стороны речи, её интонационной выразительности; для преодоления нарушений слоговой структуры слов – скороговорки и другой речевой материал.

Работа по развитию связной речи и расширению активного словаря основывается  на описательных рассказах, рассказах по картине и серии картин, пересказ знакомого текста, события.

Для развития творческого воображения и активизации речевой деятельности нами используются рассказы и сказки без начала и конца, с незавершённым действием, с отсутствующим действующим лицом.

Одновременно необходимо уделить большое внимание созданию условий: отвести место для расположения самостоятельной художественно- речевой деятельности, подобрать игрушки по сюжетам сказок, музыкальные инструменты, плоскостные, пальчиковые, перчаточные театры, приобрести и изготовить маски, шапочки, костюмы и другие атрибуты.

По мере достижения положительных результатов в речевом и психоэмоциональном развитии через театрализованные игры  можно переходить к театрализации сказки. Для этого сначала следует отобрать из программного материала произведение, доступное восприятию детей.

В предварительной работе для лучшего усвоения содержания и понимания смысла рекомендуется использовать поговорки, потекши, загадки, а также иллюстрации, книжки с разными вариантами сказок, игрушки, разные виды театров, видео- и аудиоматериалы.

Для развития эмоционально- волевой сферы, двигательной активности, воображения, временного и пространственного ориентирования- подобрать этюды и упражнения.

Дети знакомятся со сценарием на занятиях по развитию речи. Сравнивают его с содержанием сказки, обсуждают сюжет и дают нравственную характеристику персонажам. Одновременно воспитатель работает над смысловым содержание пословиц и поговорок, которые органично вошли в текст сценария.

В речевой зоне выставляются игрушки, театры, для самостоятельного обыгрывания сказки. Воспитатели знакомят детей с разными вариантами сказки, а с помощью этюдов и упражнений учат достоверному изображению персонажей.

После этого можно приступать к поэтапному обыгрыванию сценок из спектакля, постепенно заучивать текст в детском саду и дома. Для самоконтроля над мимикой и жестами желательно использовать зеркала.

На индивидуальных занятиях ведётся работа над коррекцией всех сторон речевого развития.

На музыкальных занятиях разучиваются тексты песен и танцы, а на занятиях по аппликации, лепке и изобразительной деятельности изготавливают и раскрашивают персонажей и некоторые атрибуты к сказкам. Чтобы изобразить героя, ребенок должен понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе его состояние, чувства. А для этого у него должны быть разнообразные впечатления об окружающей жизни, чего часто не хватает у таких детей. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (эмоциями, мимикой, телодвижениями, жестами, вокализациями). Эти вспомогательные средства способствуют развитию средств коммуникации детей с ОВЗ.

Основные правила работы над играми-инсценировками и требования которые  предъявляются к детям в речевой деятельности :

Правила:

  • учитывать возрастные особенности детей в выборе инсценировки;
  • предоставить всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных;
  • не перегружать детей;
  • не навязывать своего мнения;
  • не позволять одним детям вмешиваться в действия другого;
  • учитывать речевой диагноз;

Требования:

  • осмысленность, т.е полное понимание того, о чем они говорят;
  • полнота передачи, т.е отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
  • последовательность;
  • широкое использование словаря,   оборотов, синонимов, антонимов;
  • правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
  • культура изложения;
  • интонационная выразительность речи;
  • правильная, спокойная поза во время высказывания;
  • достаточная громкость;
  • отчетливость произношения.

    Практический материал для проведения театрализованных игр распределяли так, что каждая тема проходила определенные этапы работы - от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию,  пользуясь движениями, мимикой, жестами.

Степень участия детей в постановке :

  • самостоятельное исполнение роли;
  • исполнение роли параллельно с педагогом, повторение действий, реплик педагога по подражанию;
  • участие ребенка в подготовке к спектаклю: оформлении сцены, изготовлении реквизита, создании спецэффектов;
  • участие в спектакле только в качестве зрителя: даже если ребенок является только зрителем, театрализация очень положительно влияет на его восприятие; костюмы, красиво оформленная сцена, спецэффекты, общий приподнятый эмоциональный фон вызывает у детей положительные эмоции: радость, смех; ребенок постепенно учится адекватно реагировать на окружающие действия, раскрывает свой внутренний мир.

Этапы:
1). Выбор сценария – затруднителен уже сам по себе, т.к. состав воспитанников разнороден (некоторые имеют проблемы с речью и проблемы поведения, а у некоторых сложности с памятью). Уровень восприятия информации и сенсорные возможности воспитанников различны, что тоже необходимо учитывать при выборе сценария:

  • сценарий должен быть небольшим по объему;
  • сюжет должен быть одноплановым;
  • у героев не должно быть больших монологов;
  • сюжет должен быть представлен во внешнем плане, т.е. должно быть как можно больше действий, движения.


2). Творческая переработка сценария. Важно, чтобы текст, выбранный для театрализации, не был перегружен незнакомыми словами и понятиями, имел небольшой объем. Ограниченные своими постановочными возможностями, мы вносим изменения в сюжет, а также придумываем различные ходы, трюки с целью стимуляции сенсорного опыта детей, эстетического сопровождения.

3). Предварительная работа: адаптация сценария и чтение его педагогом и воспитанниками. Проводится работа над словарем и пониманием прочитанного произведения.

4). Распределение ролей. Учитываются характер, внешний вид, артистические возможности и индивидуальные особенности каждого ребенка. Очень важно учитывать желание ребенка выступать в той или иной роли. Педагог тоже имеет роль. Для каждого ребенка группы находим роль, пусть даже это несколько слов или роль без слов.

5). Подбор музыкального сопровождения. Музыкальное сопровождение необходимо для «вживания» в образ детям и педагогу, отрабатываются движения под музыку.

6). Репетиции. Некоторым детям трудно действовать в пределах сюжета, т.к. необходимо удерживать внимание и при этом совершать определенные действия с предметами, т.е. дети должны научиться регулировать свое поведение на сцене. Мы проводим много репетиций, но всегда учитывается психофизическое состояние ребенка.

7). Подбор костюмов. Этот важный этап подготовительной работы способствует концентрации внимания, настраивает детей на живое участие, сопереживание происходящему. Кроме того, процесс надевания костюма развивает чувство взаимной поддержки, мелкую моторику рук и навыки самообслуживания.

Формы работы с детьми:

- образовательная деятельность (проводится в 2 формах: как специально-организованная форма работы педагога с детьми, которая проводится 2 раза в неделю в вечернее время; как нерегламентированная театрализованная деятельность, которая осуществляется в вечерние часы,  ежедневно в процессе свободной самостоятельной деятельности)

- театральная студия «Светлячок»;

- показ спектаклей, драматизация сказок;

- презентации разных видов театра;

- выставки.

Методы и приемы:

- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах);

- сочинения сказок, модификация сказок;

- игры-драматизации;

- беседы после просмотра спектаклей;

- упражнения для социально-эмоционального развития детей;

- коррекционно-развивающие игры;

- упражнения по дикции;

- игры-превращения;

- упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы;

- театральные этюды;

- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.

Использование разнообразных средств: театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, DVD, кассеты, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации сказок.

Работа с родителями:

      Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.

     Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

Формы взаимодействия работы с родителями:

- анкетирование;

- индивидуальные беседы;

- посещение театра;

- выставки и фотовыставки;

- совместная деятельность;

- день открытых дверей, дружеские встречи;

- помощь в изготовлении костюмов и декораций.

Продукт проектной деятельности:

- галерея рисунков «По дорогам сказок»;

- выпуск брошюр;

- афиши к театральным постановкам;

- театрализованные постановки сказок: «Колобок – колючий бок», «Заяц – симулянт», «Мешок яблок»;

- викторина «Юные театралы»;

- Видео-презентация проекта.

Ожидаемые результаты: 

- Обогатится игровой, коммуникативный, эмоциональный опыт дошкольников, расширится их кругозор, повысится познавательный интерес. Бедность словаря детей, имеющих речевые недостатки, общеизвестна. Преодолевать ее надо любыми способами, но, как показывает многолетний опыт, наилучших результатов легче всего добиться, рассказывая сказки, строя на этом материале театрализованные игры. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей нужно не игнорировать проявления у них способности и одаренности, а развивать их, применяя различные методы индивидуального воздействия, и в этом нам помогает организованная театрализованная деятельность дошкольников. В этом случае дети познают окружающий мир через образы, краски, звуки, они становятся участниками событий из жизни сказочных героев, людей, животных, растений.  

Повысится темп развития речи в целом, общительности, самооценки, за счет включения детей подготовительного дошкольного возраста в творческую деятельность. Инсценирование  сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку.

Речь детей становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова из сценария, причём в бытовых ситуациях, совпадающих и их смысловым содержанием.

Полученный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее  друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

У родителей сформируются представления о создании игровой среды для полного творческого развития ребенка. Родители имеют возможность наблюдать своих детей в необычной обстановке, видят динамику их развития. Это является большим психологическим подспорьем для родителей, так как некоторые не могут и предположить, что их дети не воспринимают себя одинокими и отверженными, свободно чувствуют себя в присутствии большого количества людей. С другой стороны – это возможность увидеть своего ребенка в сравнении с другими детьми, наблюдать отношения между детьми и педагогом, которые наглядно проявляются на сцене. Родители наших детей с удовольствием помогают нам в постановках и сопровождают на выступлениях вне школы. А это позволяет формировать у детей опыт социальных связей, навыков поведения в обществе.

- Раскроется творческий потенциал детей. Театрализованные игры значительно расширяют  творческие  проявления  детей. Они учатся понимать и стремятся создавать прекрасное,  развивают творческую самостоятельность, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление воспитанников самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест. Получая первый опыт театрализованной деятельности в детском саду, дети активно приобщаются к культуре, что позволяет  разнообразить их впечатления об окружающей жизни, и обогащает  воображение, чувства, способность мыслить. 

Перспективы:

В дальнейшей перспективе развития проекта  планируем  выйти с инициативой  организации совместного  продуктивного сотрудничества  театральной  студии «Светлячок» и  театрального кружка  Гимназии № 15

Содержание воспитательно-образовательного процесса.

         Основная идея – идея развивающего обучения. Строя свою образовательную работу, мы  опирались на рекомендации таких авторов:

  • Н.Ф. Губанова. «Театрализованная деятельность дошкольников».
  • Е.С.Антипина. « Театрализованные представления в детском саду»
  • Л.С. Фурмина «Развлечения в детском саду»
  • М.Д. Маханёва « Театрализованные занятия в детском саду».
  • Т.Н. Караманенко «Кукольный театр дошкольникам».      


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проект.

        «Учим стихи играючи».

Проблема:

  • слабый интерес у родителей к заучиванию стихов с детьми;
  • монотонное чтение стихов дошкольниками.

Обоснование проблемы:

  • неумение детей прочувствовать стихи;
  • неумение и нежелание родителей заучивать стихи с детьми;
  • недостаточность знаний родителей о структуре и методах заучивания стихов, способах подачи их детям.

Цель: формировать у детей и родителей заинтересованность и умение заучивать и выразительно читать стихи.

Задачи:

  •  формирование способности детей к выразительному чтению наизусть, к умению  понимать  музыкальность поэтической речи, чувствовать и отображать поэтические образы;
  • воспитание эстетического вкуса;
  • стимулирование фантазии и воображения;
  • совершенствование исполнительского мастерства;
  • привитие любви к исполнительскому жанру художественной литературы,
  • привлечения внимания родителей  к проблеме декламирования стихов, как к одному из условий  совершенствования речевой деятельности.

Участники проекта: дети старших групп ДОУ, воспитатели, учитель – логопед, педагог - психолог, музыкальный руководитель и родители.

Тип проекта: образовательный.

Срок реализации: долгосрочный.

Актуальность: Для чего нужна литература? Почему мы, педагоги и родители, так хотим, чтобы наши дети учили стихи, с интересом слушали книжки, знали писателей и поэтов? А в дальнейшем мы бы хотели видеть в наших детях читателей, книголюбов, интересных рассказчиков.

Книга это источник знаний, атрибут грамотного и культурного человека. А если спросить ребенка, что ответит он? Для детей очень важна эмоциональная мотивация. Если читают интересно, да еще и картинки красивые показывают, то и произведение интересное. А если представить тот же материал в сухой, непривлекательной манере, то и детский интерес будет потерян. Необходимо играть с детьми в сказки, стихи и путь сотворчества обязательно приведет к желаемому результату.

В детском саду просто необходимо  проводить литературные конкурсы, дни книги и праздники сказки. Подготовка к таким мероприятиям решают задачи по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой, объединяют разные виды искусств – музыку, живопись, графику, что воспитывает эстетический вкус.

Поэтому проблема формирования в детях потребности в выразительном чтении произведений является актуальной на сегодняшний день.

Описание проекта: Замечательно, если человек владеет красивой, образной речью, при этом может цитировать поэтические строки, даже включая в речь целые фрагменты поэм. « Какая речь! Какая память!» -восхищаются собеседники. Не случайно мы, взрослые, так гордимся своими детьми, которые наизусть читают произведения А.С. Пушкина, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова. И как мы огорчаемся, когда ребенок не может запомнить стихи.

Почему дети плохо запоминают текст? Трудно запомнить то, что  оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации, а если нет мотивации – нет результативной деятельности.

Для заучивания следует подбирать такие стихи, которые интересны ребенку, помогают ему играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их. Ребенок захочет выучить то, что  удивит его друзей или облегчит распределение ролей в игре, определит ведущего. При разучивании стихов необходимо призвать на помощь следующие виды памяти: зрительную, обонятельную, вкусовую, осязательную, двигательную. А особенно не забывать – эмоциональную. Разучивание должно быть делом веселым, эмоциональным, а содержание стиха – осязаемым, видимым, представляемым. Сначала воспитатель читает выразительно весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить. Главное, чтобы это была игра, в которой дети  «внутренним взором» видели все происходящее в стихотворении.

Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды театров с их атрибутикой. При помощи пальчикового театра можно запомнить любое стихотворение. При заучивании некоторых стихов можно использовать построчное запоминание, а так же и проговаривание хором тоже может быть удачен., так как дает возможность тем детям, которые сразу не запомнили строки, скрыться в общем хоре голосов.

Все прекрасно знают, что учить детские стихи с детьми нужно, это один из важных способов и действенных методов развития наших детей. Заучивание рифмованных  строчек расширяет детский кругозор, развивает речь, ставит голос, способствует формированию восприятия культуры и поэзии. И самое главное – стихи позволяют развивать память у детей.

Чем меньше ребенок, тем проще должен быть ритм стихотворения, художественные образы. Для заучивания детям лучше всего подойдут  стихи Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Агнии Барто, Елены Благининой,  Их стихи учат любви и добру. Нельзя забывать и классические произведения А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева и пр.

Основные правила работы над стихотворением и требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:

Правила:

  • учитывать возрастные особенности детей в выборе произведений;
  • предоставить возможность всем детям попробовать себя в роли  оратора – чтеца;
  • не перегружать детей;
  • не позволять одним детям мешать в действии другого.

Требования:

  • простота и четкость ритма;
  • доступность,
  • краткость самого стихотворения и отдельных строк;
  • простота и ясность знакомых детям образов;
  • отсутствие описательных и созерцательных моментов  при яркой выраженной действительности;
  • достаточная четкость;
  • отчетливость произношения.

Этапы:

1 этап. Организационный:

  • изучение методических рекомендаций по теме проекта;
  • подбор стихотворного материала по временам года;
  • первичная диагностика детей;

2 этап. Практический:

  • подборка художественной литературы по временам года;
  • подборка иллюстративного материала;
  • разработка мнемотаблиц, рисунков - подсказок;
  • открытые занятия для педагогов и родителей;
  • музыкальные подборки;
  • заучивание стихотворений;
  • разыгрывание по ролям, инсценировка стихов;

3 этап. Заключительный:

  • сравнительный анализ;
  • конкурсы чтецов по теме «Времена года»;
  • праздник «В душе мы все чуть – чуть поэты»;
  • рефлексия создателей проекта.

Формы работы с детьми:

  • образовательная деятельность;
  • кружковая деятельность;
  • индивидуальная;

Методы и приемы:

  • образец выразительного чтения воспитателем;
  • анализ произведения;
  • краткий рассказ о поэте;
  • оценка чтения;
  • рисуем стихотворение (мнемотаблицы);
  • изображаем в действии;
  • показываем;
  • играем;
  • используем серии картинок;
  • используем один рисунок;
  • считаем.

Использование поэтического слова:

  • на занятиях;
  • на прогулках;
  • во время наблюдений;
  • во время экскурсий;
  • при рассматривании картин и иллюстраций;
  • во время режимных моментов.

Работа с родителями:

Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс заучивания наизусть стихотворений.

Формы взаимодействия работы с родителями:

  • анкетирование;
  • наглядная информация;
  • консультация – практикум;
  • беседы;
  • литературные выставки;
  • экскурсии в библиотеку;
  • дни открытых дверей

Продукт проектной деятельности:

  • галерея рисунков «Времена года»;
  • конкурс чтецов «Времена года в стихах»;
  • встреча с красноярскими поэтами;
  • праздник «В душе мы все чуть – чуть поэты!»
  • публикация книги;
  • содружество со СМИ;
  • видео- презентация проекта.

Ожидаемые результаты:

  • Обогатится игровой, коммуникативный- опыт дошкольников, расширится кругозор, повысится познавательный интерес. Бедность словаря детей общеизвестна. Преодолевать ее надо любыми способами, но, как показывает многолетний опыт, наилучших результатов  легче всего добиться,  читая и заучивая стихи. Поэтому  в процессе воспитания и обучения детей нужно не игнорировать проявления  у них способности и одаренности, а развивать их, применяя различные методы индивидуального воздействия.
  • Повысится темп развития речи в целом, общительности, самооценки, за счет включения детей старшего дошкольного возраста в творческую деятельность. Заучивание стихотворений наизусть очень увлекают детей. Речь детей становится более выразительной, красивой. Они начинают использовать новые слова из произведений, причем в бытовых ситуациях. Полученный эмоциональный заряд от декламирования стихов, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей.
  • У родителей сформируются представления о значимости в заучивании стихотворений наизусть, повысится интерес к поэзии, литературно – художественный вкус.

Родители поймут о важности выразительного заучивания стихов, как средства развития внимания, памяти, выразительности речи, развития самосознания ребенка, всестороннего его развития.

Перспективы:

В дальнейшей перспективе развития проекта планируем продолжать содружество с библиотекой имени Булгакова, стать участниками фестиваля «Весенняя капель» и детско-взрослого проектирования «Мир глазами ребенка».

Содержание воспитательно–образовательного процесса.

Основная идея – идея развивающего обучения. Строя свою работу мы опираемся на рекомендации таких авторов:

-  Т.Ю. Бордышева. «Разговорчивые пальчики». М. 2003г.

- Н.В. Нищева. «Играй-ка – собирай-ка». СПУК. 2012г.

- Е.И. Тихеева. «Развитие речи детей». М. 2005г.

- Р.И. Жуковская «Чтение стихотворений в детском саду» М. 2001г.

- О.И. Крупенчук «Стихи для развития речи» М.2001г.

- М.К. Боголюбская. «Художественное чтение в детском саду».2010



Предварительный просмотр:

Познавательный проект

для детей подготовительной речевой к школе группы

«Знакомство с творчеством Николая Носова».

Авторы: Габбасова О.А. воспитатель высшей квалификационной категории,       Владыко Т.А. воспитатель высшей квалификационной категории,  

Воднева О.Ф. учитель – логопед высшей квалификационной категории    

МБДОУ «Детский сад № 307 комбинированного вида» г. Красноярска

Актуальность:

На сегодняшний день мы все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают и не хотят читать книги.

В нашем проекте мы решили работать с произведениями детского писателя Николая Николаевича  Носова. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность рассказов Носова, их заразительность, и необыкновенный юмор. Произведения Николая Носова близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным и добрым другом детей.

Герои рассказов Н.Н. Носова, обязательно заняты каким – нибудь интересным делом: они строят инкубатор, разводят пчёл, работают на огороде, ездят в лес за ёлкой или варят кашу. После прочтения текста детям хочется прослушать их еще несколько раз. Пример героев побуждает читателей взяться за такое же увлекательное дело.                      

Вид проекта:

  • по виду – краткосрочный – 2 недели.
  • по доминирующей в проекте деятельности – творческий.
  • по содержанию – познавательный.
  • по возрасту участников – 6-7 лет.

Проблема: 

Как помочь ребенку полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало для него потребностью, доставляло удовольствие? Недостаточность знаний у детей и родителей о творчестве Н. Н. Носова.

Цель педагогов:

Знакомство детей с жизнью и творчеством писателя, создание условий для формирования знаний у детей о творчестве писателя Н.Н. Носова.

Цель для детей:

Воспитание интереса, любви и уважения к литературному творчеству

Н.Н. Носова.

Цель для родителей:

Приобщение родителей к активному участию в работе над проектом.

Задачи:

  • Познакомить детей с биографией и  творчеством писателя, его  произведениями.
  • Способствовать нравственному и коммуникативному развитию дошкольников путем расширения кругозора детей и обогащения словарного запаса речи детей;
  • Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений.
  • Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык рассказов.
  • Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений.
  • Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.
  • Учить детей быть внимательными к своим сверстникам, к близким людям, совершать для них добрые дела, побуждать детей к положительным поступкам;
  • Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.
  • Приобщить родителей к семейному чтению литературы.

Пути реализации проекта:

1. Пополнение содержания книжного уголка Н. Н. Носова.

2. Организация выставки рисунков, книжек – малышек.

Подготовительный этап:

  • Изучить методическую и художественную литературу.
  • Анкетирование детей по теме.
  • Создание  выставки книг Н.Н. Носова с иллюстрационным материалом.
  • Пополнение аудио – и видеотеки  рассказами Н.Н. Носова.
  • Оформление консультационного материала по темам: «Все о Н.Н. Носове», «Какие книги полезны детям?», «Читаем детям рассказы Н. Н. Носова».
  • Подборка  игрового и дидактического материала к играм – драматизациям и сюжетно - ролевым играм по произведениям Н. Н. Носова.
  • Реставрационная совместная деятельность детей и педагога в книжном уголке старых и порванных изданий.
  • Создание презентаций «Н.Н. Носов – большой друг детворы», «Писатель для всех возрастов».

Основной этап:

1. Познавательные беседы и занятия:

  • Знакомство с биографией Н.Н. Носова.
  • Знакомство с творчеством Н.Н. Носова.
  • Вечер загадок и викторина по произведениям Н.Н. Носова.
  • Самостоятельное составление смешных стихотворений из произведения «Как Незнайка был писателем», подбирая рифму.
  • Пересказ произведения Носова «Огурцы».
  • Рассматривание иллюстраций к книгам Н. Носова художника - иллюстратора И. Семенова.
  • Экскурсия в библиотеку.

2. Чтение художественной литературы:

  • Произведения Н. Носова: «Заплатка», «Мишкина каша», «На горке», «Фантазеры», «Огурцы», «Карасик», «Живая шляпа», «Затейники», «Леденец», «В метро», «Бенгальские огни», «Телефон».
  • Слушание аудио - книги «Приключения Незнайки».
  • Просмотр мультфильмов «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне».

3. Занятия художественно-эстетического цикла:

  • Рисование по произведениям писателя
  • Лепка по   произведению «Живая шляпа», «Огурцы».

4. Театрализованная деятельность по произведению Н.Н. Носова «Огурцы»

5. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».

Работа с родителями:

1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом»;

2. Домашние задания для родителей и детей:

  • домашнее чтение с детьми рассказов Н. Н. Носова.
  • совместное творчество: рисунки и поделки родителей и детей.
  • акция «Подари книгу детям»   из домашней библиотеки.
  • участие в изготовлении костюмов детям для инсценировки рассказа Н.Н. Носова «Огурцы».

Заключительный этап:

  • Литературная гостиная по произведениям Н. Н. Носова.

Ожидаемый результат:

  1. Сформированность желания дошкольников самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга, заставляющего его мыслить, развивающего его интеллект.
  2. Сформированность знаний детей о Н. Н. Носове, как о детском писателе.
  3. Обогащение словарного запаса детей.
  4. Сформированность у детей умений оценивать поступки героев - сверстников из произведений Носова.

Продукт детской деятельности:

  • Оформление книжной выставки, конкурс детских рисунков, книжек - малышек по произведениям писателя.

Заключение:

  • Детские книги - сокровища духовного богатства людей, самое ценное, что создал человек на пути к прогрессу; в нем выражены чувства, эмоции, переживания людей.
  • Детская литература органическая часть общей литературы, но она специфична. Детская литература является средством воспитания, формирования личности ребенка.
  • «Книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания, как одна из важнейших ее сторон. Наша литература особенно бедна книгами для воспитания, т. е. как учебными, так и литературными детскими книгами»
  • Литература развивает многие способности детей: учит искать, понимать, любить - всем тем качествам, которыми должен обладать человек. Именно книги формируют внутренний мир ребенка. Во многом, благодаря им дети мечтают, фантазируют и изобретают.
  • Без интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего детства.

 

Литература:

  1. Николай Носов «Фантазёры», «Весёлая семейка», «Приключение Незнайки и его друзей». Москва «Детская литература» 1988 г.
  2. Николай Носов «Фантазёры». Издательство «Детская литература» Москва 1969 г.
  3. Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома». Издательство «Детская литература» Москва 1969 г.
  4. Николай Носов «Затейники». Издательство «Оникс» Москва 1999 г.
  5. Николай Носов «Мишкина каша». Издательство «Самовар» Москва 2010 г.
  6. Николай Носов «Заплатка». Издательство «Детская литература» Москва 1981 г.
  7. Хрестоматия для дошкольников.
  8. Детская литература//под ред. Е.Е. Зубаревой М., 1985 г.
  9. Детская литература // под ред. А.В. Терновского М., 1977 г.
  10. Русская литература для детей. // под ред. Г.Д. Полозовой М., 1998 г
  11. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  12. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 6-7 лет. - М.: Просвещение, 2009.
  13. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М.: Просвещение, 1982.
  14. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.



Предварительный просмотр:

 «Учимся писать и защищать мини – рефераты по лексическим темам»

Авторы:

Габбасова О. А.- воспитатель

Владыко Т. А.- воспитатель

Воднева О.Ф- учитель-логопед.

Участники проекта: дети, воспитатели, учитель – логопед, родители.

Цель проекта: повысить уровень развития связной речи старших дошкольников средствами реализации тематических мини-рефератов по лексическим темам.

Идея: использовать тематические мини – рефераты, как средство развития и коррекции речевых навыков старших дошкольников.

Гипотеза: уровень развития связной речи старших дошкольников с ТНР повысится при условии: если тематические мини – рефераты будут реализованы посредством интеграции в них образовательных областей.

В реализацию проекта активно включатся все участники образовательного процесса, а именно дети, родители, педагоги группы, узкие специалисты ДОУ

 Задачи проекта

1. Обогатить знания детей об окружающих предметах и явлениях, соответствующий словарь, развивать смысловую сторону речи, понимание слова в соответствии с контекстом.                                                                                                                                                            2. Активизировать в речи детей глаголы и прилагательные, необходимые для высказывания.                                                                                                                                                                3. Дать представления о последовательности высказывания: начало, середина, конец на доступном материале.                                                                                                                                               4. Формировать навыки и умения, которые составляют основу повествовательной речи: понимать тему, выражать мысли в определенной последовательности; отбирать лексический материал и другие языковые средства в соответствии с темой и ситуацией высказывания; использовать разнообразные синтаксические конструкции.                                                                                                    

Повысить уровень теоретических знаний по теме исследования:

Анализ психолого- педагогической литературы;

Изучение опыта работы детских садов

2. Разработать методическое оснащение проекта, а именно:

План реализации проекта.

Модули мини – рефератов.

План и содержание «Школы заинтересованных родителей».

Оформить мнемо – таблицы – совместно с детьми.

Пополнить все виды картотек.

Оформить наглядный материал по работе с родителями.

Подготовить консультации для воспитателей.

1. Активизировать родителей, вовлечь в коррекционно– образовательный процесс, путем включения в проект, а именно:

Подготовка совместно с детьми презентаций мини - рефератов по лексическим темам.

Участие в «Школе заинтересованных родителей»

Срок реализации проекта: 2020 – 2021 уч. г.

Актуальность проекта:

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации коррекционно- образовательного процесса в ДОУ. Инструментом в создании таких моделей может выступать интеграция и включение всех участников в совместную деятельность.  Интеграцию мы понимаем, как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она, с нашей точки зрения, должна охватывать все виды деятельности ребенка. Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой детской деятельности.                                                                                                                                             Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей.                                                                                                                                               На современном этапе в работе с родителями появляется понятие «включение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т. е. их активное участие в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие.

 У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечается не сформированность связной речи: нарушения композиции и синтаксической структуры повествования, пропуск смысловых звеньев, отсутствие в речи либо ошибки в построении сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, что создает серьезные проблемы на пути их развития и обучения. В настоящее время возникло реальное противоречие между необходимостью эффективной коррекции связной речи детей с ОНР, объективным ростом требований к развитию связной речи воспитанников в момент поступления в школу, и недостаточностью современных технологий логопедической работы, отсутствием коррекционных методик, раскрывающих алгоритм эффективной коррекции  и развития связной речи.

Реализация совместных мини-рефератов по лексическим темам, как средство развития связной речи старших дошкольников в условиях коррекционной группы» актуален по следующим причинам:

1.Задача развития связной речи - первостепенная задача для коллектива  коррекционной группы.

2.Реализация совместных мини рефератов, являясь инновационной формой в дошкольной педагогике, решает множество актуальных задач:

во – первых - «Включение родителей и узких специалистов» в коррекционно - образовательный процесс; во - вторых – методическое сопровождение каждого мини – реферата предусматривает интеграцию образовательных областей в рамках реализации ФГОС.

 Новизна проекта в создании собственной системы работы, состоящей из 32 мини-рефератов по лексическим темам, рассчитанных на 1 неделю, где каждый день предполагает формирование конечного продукта, который необходим для решения поставленной в проекте цели.     Авторским коллективом разработчиков проекта представлено его методическое сопровождение, которое смогут использовать педагоги коррекционных групп.

Теоретическое обоснование проекта:                                                                                                                     Теоретической базой  проекта являются труды Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, А.Р. Лурии, П.Я. Гальперина, Л.А.Венгера, Т.В. Рябовой, И.А. Зимней, Т.А. Ладыженской, Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина, Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.К.Воробьевой, В.П. Глухова, О.С. Ушаковой, Т.А.Ткаченко и др.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описывать его, рассказать о каком – либо событии, явлении. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.

Этапы проекта:

1 этап: подготовительный (аналитический) сентябрь 2020 г.

Задачи:

1.Анализ психолого – педагогической литературы

2 этап: Организационно-практический октябрь 2020 – май 2021 уч. г.

Задачи:

1. Разработка методического сопровождения проекта

2. Проведение и анализ диагностики интегративных качеств детей контрольной и экспериментальной группы по образовательной области «Коммуникация. Раздел – «Развитие речи», «Развитие связной речи»

3. Непосредственная работа по проекту

3 этап: Обобщающий май 2021 уч. г.

Задачи:

1. Подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем.  Подведение итогов экспериментальной работы по внедрению и апробации проекта «Реализация совместных мини-рефератов по лексическим темам, как средство развития связной речи старших дошкольников в условиях коррекционной группы.»

2. Трансляция опыта в случае успеха эксперимента на муниципальном, региональном уровне в 2021 уч. г.

Ожидаемый результат проекта:

1. Повышение уровня развития связной речи старших дошкольников.

2. Внедрение в практику работы метода совместной проектной деятельности.

3. Разработка и внедрение методическое оснащения  проекта.

4.Распространение опыта работы в случае успешности эксперимента.

Такая форма работы позволяет родителям: контролировать ход логопедической работы, видеть объём знаний своего ребёнка в определённой лексической теме, разнообразие речевых упражнений, игр, наглядно – игрового, речевого материала. Логопеду эта форма работы позволяет вести более тесное сотрудничество с родителями и создавать единый речевой режим.

Продукт: презентация детско – родительских мини - рефератов по лексическим темам.

Презентационные работы могут быть разные. В зависимости от их характера педагоги группы определяют место в режиме дня для их представления. Это могут быть компьютерные презентации, составленные кроссворды, рисунки с рассказами, коллажи, поделки и т.д.

Презентации своей работы ребенком – является важным показателем сформированности интегративных качеств по лексической теме. На основе этого строится дальнейшая индивидуальная работа.

Заключение:

Дошкольный возраст является наиболее активным периодом для целенаправленного и систематического обучения детей родному языку, что обусловлено рядом психологических и лингвистических особенностей данного возраста.

Библиография

Филичева Т. Е., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — М.: МГЗПИ, 1991.

Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. – 1994. – №

Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М., 2002 г.

Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. – М, 2001 .

Филичева Т. Б., Каше Г. А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. — М., 2009 г.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. — М., 2011

Выготский Л.С. Мышление и речь// Собрание сочинений. – М., 1982

Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.

Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи Детство-Пресс Нищеева Н.

  Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещене.202 г.

В. В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь.



Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКОГО МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ «ГРАМОТЯША» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ

Цель:  Содействие психоречевому развитию детей с ОВЗ посредством использования авторского дидактического пособия «Грамотяша».

Участники проекта:

  • Дети старшего дошкольного возраста ДОУ;
  • Воспитатели;
  • Учитель – логопед;
  • Педагог – психолог.

Тип проекта: образовательный.

Срок реализации: долгосрочный.

Задачи:
Образовательные:
Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, связную речь у детей с ОВЗ;
Формировать элементарные математические представления;
Стимулировать и активизировать познавательные и коммуникативные навыки детей с ОВЗ.

Развивающие:
Развивать мышление, память, зрительное внимание, слуховое восприятие;
Развивать мелкую моторику у детей с ОВЗ.

Воспитательные:
Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности;

Закреплять положительную мотивацию  и интерес детей с ОВЗ к занятиям.

Актуальность.

  В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Роль игры в воспитании и обучении детей с ОВЗ очевидна, так как с её помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка Особое значение в коррекционно-развивающий  работе с детьми данной категории имеют дидактические и развивающие пособия, направленные на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения).

Учитывая ведущую деятельность детей дошкольного возраста,мы изготовили и апробировали пособие «Грамотяша». Данное пособие уникально тем, что в работе с детьми создает «благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,  детьми, взрослыми и миром», что является одной из задач современного дошкольного образования и отражено в Федеральных государственных образовательных стандартах.

Описание пособия «Грамотяша»:

Пособие предназначено для использования в совместной деятельности с детьми 5 - 7 лет, имеющими ОВЗ. Пособие может применяться как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме работы с детьми.

Функции пособия: игровая, дидактическая, развивающая, коррекционная.

Интеграция образовательных областей. Пособие применяется в следующих образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Области применения пособия: организация дидактических, развивающих, сюжетно-ролевых игр; совместная деятельность детей и взрослых; индивидуальная работа с детьми; сюрпризный момент.

Дидактическое пособие «Грамотяша» представляет собой мягкую флисовую книгу с различными видами игровых заданий. Пособие изготовлено из сочетающихся по цвету ярких, красочных тканей и различной фурнитуры. На каждой странице книги предлагаемый практический материал направлен на развитие различных сторон личности ребенка: расширение словарного запаса, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, формирование правильного звукопроизношения и слоговой структуры слова, развитие мелкой моторики руки, элементарных математических представлений, психических процессов.

Дидактическое пособие «Грамотяша» содержит  хорошо продуманную систему игр и упражнений на развитие памяти, внимания, мышления, и имеет многофункциональный, универсальный характер. Дидактическое пособие адресовано учителям-логопедам, психологам, воспитателям дошкольных групп. 

Содержание пособия – книги «Грамотяша».

Страница  №1

«Геометрик» математический планшет.

Цель: Развитие  мелкой моторики, логики, пространственного восприятия

Описание: Растягивая разноцветные резиночки, нити между пуговицами в разных направлениях, ребенок может «нарисовать» самые разные изображения. Это могут быть не только геометрические фигуры, но и буквы, цифры, знакомые ребенку предметы несложной формы – кораблик, ракета, цветок, домик, снежинка и т.п.

Игра «Шнуровка», «Цветные бусы», «Замочки».

Цель: Развитие движения мелких мышечных групп руки, целенаправленность действий, логическое мышление; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению задания; формировать зрительно – двигательную координацию и чувство восприятия  пространства.

Описание: Продевание тесьмы в кольца по подражанию действиям взрослого, по образцу, по самостоятельному творческому замыслу.

  Страница  № 2    (интеграция образовательных областей «Познавательное развитие» и «Речевое развитие»).

«Математический уголок».

Цель: Формирование элементарных математических представлений, закрепление счета в пределах десяти.

  • «Веселые счеты»;
  • «1,2,3»;
  • «Больше - меньше - равно»;
  • «Один – много»;
  • «Посчитай до 5» (согласование существительного с числительным).

«Неделька - радуга»

Цель: Содействие в закреплении знаний детей дней недели, классификации их на рабочие и выходные дни, закрепление знаний цифр от 1 до 7, представлений детей о цветовом спектре и использование в речи детей качественных прилагательных, формирование активного словаря ребенка, памяти и внимания.

 «7 дней недели»;

«Учим цвета»;

«7 цветов радуги»;

«Разноцветные карандаши»;

«Подбери по цвету».

Описание: Кто первым приходит в дом недели?

- Понедельник красный человечек в красный цвет покрасил дом, ели человечки помидоры и болтали всякий вздор.

- Второй в дом недели приходит Вторник. В этот день все вокруг стало оранжевым все вдруг. Ели человечки на обед семь оранжевых конфет.

- Третий в дом недели приходит Среда. Этот человечек любит все желтое, он и нарядился в желтый наряд. Желтый цвет есть в яйце, в цыпленке, в масле, что лежит в масленке, в каждом спелом колоске, в солнце, в сыре и в песке.

- Четвертый в дом недели приходит Четверг. Этот человечек любит все зеленое. Цвет зеленый, цвет весенний. Цвет природы оживления.

- Пятый в дом недели приходит Пятница. Этот человечек любит все голубое. Он сверкает голубым, словно речка изо льдин. Бледно – синею поземкой, и сосулькой сладко – звонкой.

- Шестой в дом недели приходит Суббота. Этот человечек нарядился в синий наряд. Он любит все синее.  Синие, синие васильки необыкновенной красоты.

- Седьмой в дом недели приходит Воскресенье. Воскресенье седьмой человечек в фиолетовый цвет раскрасил дом. Они любят баклажан и сливы. С ними они довольны и счастливы.

Варианты игр для закрепления знаний дней недели

Первый вариант.

 "Какого человечка не стало".

Дети закрывают глаза, педагог убирает один карандаш. Дети открывают глаза и отгадывают, какого карандаша не стало.

Второй вариант.

Дети закрывают глаза, педагог меняет порядок карандашей. Дети открывают глаза и расставляют их в правильной последовательности.

Третий вариант.

Учим вместе с детьми вчера и завтра, если сегодня понедельник, вчера и завтра, если сегодня вторник и т. д.

«Учим цвета».

Педагог  предлагает рассмотреть радугу, закрепляя в конце их порядок знаменитой считалкой: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.

«Разноцветные карандаши».

В радуге – семь дужек,

Семь цветных подружек!

КРАСНАЯ дужка – ОРАНЖЕВОЙ подружка

ЖЕЛТАЯ дужка – ЗЕЛЕНОЙ подружка!

ГОЛУБАЯ дужка – СИНЕЙ подружка!

ФИОЛЕТОВАЯ дужка – всем дужкам подружка!

Страница  № 3      

         

«Собери словечко», «Угадай звук», «Найди звук»,

«Раздели на слоги»,«Повторим и поиграем».

Цель: Совершенствование навыков звукобуквенного анализа  и чтения слов.

«Составь предложение»,

Цель: Закрепление навыка построения схемы предложения с использованием  условных обозначений.  Развитие связной речи, логического мышления.

«Звуковая елочка»

Цель: Упражнение детей в определении гласных и согласных звуков в слове (в начале, середине, конце слова).

 

Страница  № 4

«Подумай и положи»

Цель: Развитие навыков систематизации и логического мышления.

«Где что находится»

Цель: Развитие пространственных представлений, активизирование использования в речи предлогов для обозначения пространственного положения предметов.

          «Разложи по местам»

Цель: Классификация предметов на основе различных семантических признаков.

 «Что лишнее? »

Цель: Развитие логического мышления, внимания, связной речи, закрепление знаний о классификации предметов.

 «Что изменилось? »

Цель: активизирование в речи детей предлогов.

Страница  № 5

«Составь рассказ по картинкам», «Расставь картинки в правильной последовательности», «Неожиданный финал», «Что не так?».

Цель: Развитие умения составлять рассказ по серии картинок.

Задачи: Способствовать развитию умения у детей последовательно и логично составлять рассказ, стараясь правильно строить предложение. Развивать связную речь, интонацию, правильное звукопроизношение.

Описание: Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности по секторам, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ. 

«Мнемотаблицы».

Цель: Развитие основных психических процессов.

Страница  № 6    

«Сад – огород», «Поварёнок», «Вершки – корешки».

Цель: Совершенствование и активизация словаря.

 «Назови одним словом».

Цель: Закрепление в речи детей обобщающих понятий.

 «Подбери по цвету».

Цель: Закрепление представлений о цвете и использования в речи детей качественных прилагательных.

 «Наоборот».

Цель: Закрепление навыка подбора слов противоположного значения слова.

 «Игры-загадки».

Цель: Расширение словаря прилагательных.

«Чего не стало? ».

Цель: упражнение детей в образовании существительных в винительном падеже единственного числа, развитие внимания.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

  1. Выбор темы проекта и его разработка;
  2. Постановка цели и задач;
  3. Изучение научно-практических и методических источников по заявленной теме;
  4. Подбор методического материала по теме;
  5. Разработка дидактических игр;
  6. Изготовление пособия - книги «Грамотяша».

II этап – Основной (практический)

  1. Знакомство детей с пособием «Грамотяша»;
  2. Использование пособия в непосредственно-образовательной деятельности.

III этап – заключительный

Подведение итогов и анализ:

  1. Результаты апробации пособия «Грамотяша»;
  2. Презентация проекта;
  3. Выставка пособия на педагогическом совете;
  4. Ознакомление родителей на собрании по использованию игрового пособия в работе с детьми;
  5. Разработка вариативности использования пособия.

Ожидаемые результаты:

Предполагаем, что результаты  использования  авторского пособия «Грамотяша» в работе с детьми с ОВЗ будет способствовать быстрому и успешному преодолению недостатков психоречевого  развития и сделает этот процесс ярким и незабываемым. Изготовленное своими руками самодельное дидактические пособие «Грамотяша» обладает высоким развивающим потенциалом и может использоваться в работе с детьми с ОВЗ. Развивающий потенциал данного пособия достаточно широк: 
- пособие многофункционально (позволяет выполнять несколько заданий); 
- в нем несколько ступеней сложности, тем самым повышается его развивающий потенциал; 
-  пособие обладает особой степенью «открытости»: стимулирует творческую активность и ребенка, и взрослого, побуждает придумывать новые задания для детей помимо тех, что заложены изначально. 
- такое пособие по-своему универсально, так как может применяться для решения нескольких задач. Несет в себе принцип «автодидактичности»: может показать ребенку на его ошибки, сделанные при выполнении того или иного игрового задания. 



Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение    

                «Детский сад № 307 комбинированного вида»

                                                    Проект

                 «Папа, мама, я – читающая семья»

                                  Воспитатели: Владыко Татьяна Анатольевна

                                                                    Габбасова Ольга Андреевна

                                           г. Красноярск – 2019 год

  Вид проекта:     образовательно - творческий.

 Длительность проекта: долгосрочный (октябрь 2019 г. – апрель2020г)

Участники проекта:      -  дети;

                                                  -  воспитатели;

                                                  -  учитель-логопед;

                                                  -  родители;

                                                  -  библиотекарь

Цель проекта:

    Развитие речи детей с ОВЗ посредством использования художественной литературы.

Задачи проекта:

-  повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

-  стимулировать влияние художественных текстов на развитие других видов совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей (познавательно-исследовательской, продуктивной, игровой)

-   реализовать целевой ориентир – «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступками людей: склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской художественной литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

-   повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам развития речи детей посредством художественной литературы.

Актуальность проекта:

     Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средства развития речи, обусловлено рядом причин: во-первых, знакомство с литературой в семье используется в недостаточном объеме или поверхностно, во-вторых, изменился общественный строй, все традиционные ценности поколеблены. В-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несет им радость, эмоциональный и творческий подъем, но и становится неотъемлемой частью русского языка.

     Ведь до сих пор самым действенным компонентом в воспитании является художественное слово. Ребенок учится применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество, рассказывание) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Поэтому детей необходимо приобщать к миру художественной литературы с раннего возраста, так как с взрослением теряется острота восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи.

Содержание проекта

Организация деятельности над проектом.

  1. Деятельность воспитателя:

-  подготовка методических и дидактических материалов;

-  проведение интересных занятий, игр, бесед, викторины, организация выставок;

-  отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной  

   программы;

-  довести до родителей важное значение воспитания в дошкольниках интереса и      

   любви к книге;

-  экскурсии в библиотеку;

-  выставка творческих работ детей.

  1. Деятельность детей:

-  участие в различных занятиях, играх, конкурсах, беседах, викторине;

-  заучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок о книге, предложенных  

   педагогами;

-  ремонт книг;

-  рисование понравившихся сюжетов и изготовление поделок по прочитанным  

   произведениям.

  1. Деятельность родителей: 

-  участие во всех мероприятиях, организуемых в группе;

-  покупка детям книг, соответствующих возрасту, совместное знакомство с книгами;

-  оказание помощи в пополнении групповой библиотеки;

  1. Деятельность библиотекаря: 

-  подготовка и организация встречи в библиотеке (по отдельному плану).

Детям предлагается широкий спектр игр:

дидактические игры;

- сюжетно – ролевые игры;

- игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;

- пальчиковые игры;

-игры – драматизации;

- театрализованные игры.

Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: в лепке, рисовании, аппликации, конструировании из бумаги.

Реализация проекта предполагает:

- взаимодействие воспитателя с детьми;

- взаимодействия воспитателя с родителями;

- совместную деятельность родителей и детей;

- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса:

  педагоги – дети – родители.

Ожидаемый результат:

-  формирование устойчивого интереса детей и родителей к чтению художественной

   литературе;

-  позитивные изменения в речи детей;

-  повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого развития ребенка;

-  возрождение традиции домашнего чтения;

-  пополнение домашней библиотеки и группового книжного уголка художественной  

   литературой;

-  регулярное посещение городской библиотеки имени М. Булгакова..

План мероприятий по осуществлению проекта

I. Подготовительный этап

Анкета для родителей.

Цель: изучить читательскую ситуацию в семьях.

Анкета для детей.

Цель: определить отношение детей к чтению.

Работа над темой проекта.

Цель: подобрать методическую литературу и дидактический материал для основного этапа проекта; разработать беседы, памятки, консультации, рекомендации для родителей; организовать развивающую среду в группе по теме проекта.

Составление плана мероприятий по проекту «Папа, мама, я – читающая семья».

Цель: обеспечить выполнение поставленных задач проекта «Папа, мама, я – читающая семья», упорядочить формы организации деятельности по проекту.

Родительское собрание на тему: «Как организовать семейное чтение?»

Цель: ознакомить родителей с содержанием проекта; помочь родителям осознать ценность чтения, как средства образования и воспитания дошкольников. 

II. Основной этап

Памятка для родителей «Семья и книга».

Цель: активизировать работу родителей по развитию детского чтения в семье.

Тест «Готов ли ребенок к чтению?».

Цель: определить уровень готовности детей к чтению.

Традиции группы: «Книжное дерево», «Экран читателя».

Цель: активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

Утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге».

Цель: вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни.

Пальчиковые игры: «Кошкин дом», «Семья».

Цель: побуждать самостоятельно придумывать движения, жесты в соответствии с содержанием стихотворения; обогащать словарь детей, совершенствовать интонационную выразительность речи.

НОД «Путешествие в прошлое книги»

Владыко Т.А.  Занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Цель: познакомить детей с историей создания и изготовления книги, показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека, воспитывать бережное отношение к книгам.

Беседа «Откуда пришла книга».

Цель: дать детям знания о том, как делается книга, подвести детей к пониманию того, что к книгам надо относиться бережно, воспитывать уважение к труду людей, которые делают книгу.

Сюжетно – ролевая игра «Книжный магазин».

Цель: учить создавать игровую обстановку, оформлять витрины книжного магазина с учетом содержания книг; обогащать сюжет игры.

Консультация «Почему дети не читают?».

Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.

Дневные литературные чтения (ежедневно).

Цель: вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни.

Театр на фланелеграфе: «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди».

Цель: развивать умение детей различать эмоции, уметь их изображать с помощью интонации и жестов; развивать стремление импровизировать несложные сюжеты сказок.

Д/и «Из какой сказки?»

Цель: закрепить в памяти детей знакомые сказки, развивать умение узнавать их по ключевым словам.

Мастерская по изготовлению творческих работ по прочитанным произведениям.

Цель: развивать умение выражать свои впечатления о прочитанной книге в различных видах продуктивной деятельности.

НОД «Путешествие в типографию»

Габбасова О.А.  Занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Цель: познакомить детей с процессом создания, оформления книги; воспитывать любовь к книгам, уважение к людям, создающим их.

Конструирование из бумаги «Самодельная азбука».

Цель: вызвать интерес у детей к созданию книг своими руками; совершенствовать навыки работы с бумагой.

Знакомство с пословицами, поговорками и загадками о книге и сказочных героях.

Цель: познакомить детей с пословицами, поговорками и загадками о книге и сказочных героях, объяснить смысл, заключенный в них, чему воспитывают они, что выражают.

Театр Бибабо «Расскажи стихи руками».

Цель: обучать детей приемам кукловождения; развивать речь детей, способность сопровождать текст жестами.

Памятка для родителей «Прививаем детям любовь к чтению».

Цель: повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к художественной литературе.

НОД «Книга – источник знаний»

Владыко Т.А.  Конспекты комплексных занятий по развитию речи.

Цель: продолжать расширять и уточнять представления детей о книгах; воспитывать интерес и любовь к книге как источнику знаний.

Литературная гостиная по произведениям Н.Н. Носова.

Д/и «Прочитай по первым буквам».

Цель: закрепить знания букв и умение складывать их в слова.

Настольный театр «Три поросенка».

Цель: совершенствовать навыки детей в управлении настольными куклами.

Пальчиковая игра «Маша обедает»

Цель: поощрять участие детей в театрально – игровой деятельности; добиваться правильного и четкого произношения слов.

Рассматривание портретов детских писателей.

Цель: закрепить и расширить знания детей о детских писателях.

НОД «Библиотека»

Габбасова О.А.  Занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Цель: дать детям представление о библиотеке, о правилах, которые приняты для читателей, посещающих библиотеку; воспитывать бережное отношение к книгам.

Экскурсии в городскую библиотеку имени М. Булгакова.

Цель: уточнить знания о библиотеке, расширить словарный запас по теме «библиотека», воспитывать бережное отношение к книгам.

Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».

Цель: закрепить представление детей о библиотеке, развивать интерес к печатному слову.

Трудовая деятельность в книжном уголке: «Книжкина больница».

Цель: воспитывать бережное отношение к книге, совершенствовать навык работы с клеем и ножницами.

Советы по оформлению детской домашней библиотеки «Книжки в Вашем доме».

Цель: повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

Развивающая игра «Делим слова на слоги».

Цель: закрепить навыки слогового анализа слова, развивать навыки чтения, познакомить с ударением в словах.

Консультация «Как организовать домашнее чтение».

Цель: вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

НОД «Новая сказка» (творческое рассказывание)

Габбасова О.А.  Конспекты комплексных занятий по развитию речи.

Цель: развивать умение детей сочинять сказку, используя выразительные средства языка; воспитывать интерес к словесному творчеству.

Д/и «Узнай нас»

Цель: закрепить в памяти детей знакомые сказки, развивать умение узнавать их по фрагментам из сказок и описанию героев.

Игра -драматизация «Мешок яблок».

Цель: развивать умение детей своевременно включаться в коллективную драматизацию произведения; выражать состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации, жестов.

Настольно - тактильный театр «Пых».

Цель: закрепить умение выразительно и эмоционально участвовать в драматизации сказки; развивать речь, мелкую моторику рук и тактильную память.

Рекомендации для родителей «Домашнее чтение».

Цель: напомнить родителям о правилах организации домашнего чтения.

III. Заключительный этап

Продукт проекта: Литературная гостиная «Как хорошо уметь читать!».

Цель: дать детям возможность проявить себя и свои полученные знания по теме проекта во время проведения литературной гостиной; воспитывать стойкий интерес к книге, к чтению.

Выставка творческих работ детей «Краски прочитанной книги».

Цель: через детское творчество повысить эффективность работы по приобщению детей к книге.

Арт-выставка фотографий: «Вместе с книгой я расту».

Цель: способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

Повторное анкетирование детей и родителей.

Цель: выявить положительную динамику в развитии детей по теме проекта;

отметить повышение компетентности родителей по проблеме приобщения детей к художественной литературе.

Итоговый результат проекта:

В ходе реализации проекта «Папа, мама, я – читающая семья» дети приобщатся к художественной литературе и театральной деятельности, расширят кругозор о детских книгах, их авторах, персонажах, сформируется запас литературных впечатлений, научатся иллюстрировать, инсценировать литературные произведения, изготавливать книги своими руками. Родители воспитанников получат информацию о том, как формировать интерес детей к книге. Многие дети запишутся в городскую библиотеку. А главное - у детей появится потребность в чтении книг, а это значит, что вся проведённая работа не пройдет даром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по образовательной области "Безопасность". Тема проекта "Огонь - друг и враг человека"

Педагогический проект в подготовительной группе. Образовательная область "Безопасность". Тема проекта "Огонь - друг и враг человека"...

Образовательный педагогический проект в старшей группе БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ ВСЕ МОГУТ – СПОРТ И ОТДЫХ НАМ ПОМОГУТ.

Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлении, как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравс...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Метод проектов в краеведении в дошкольном образовательном учреждении»

Актуальность проекта связна «в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов воспитания социально активных, самостоятельных, творчес...

Образовательные педагогические проекты

Использование проектной деятельности в своей работе помогает добиться  качественных результатов....

Образовательный педагогический проект "Край родной - Урал воспетый"

Цель проекта:-Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностного отношения к природе родного края.Задачи:1.Формировать эмоционально-положительное отношение к красоте природы...

Районный конкурс «Ярмарка педагогических идей и проектов 2020» среди педагогов дошкольных образовательных учреждений в номинации «Педагогический проект»

Районный конкурс «Ярмарка педагогических идей и проектов 2020» среди педагогов дошкольных образовательных учреждений в номинации «Педагогический проект»  1 место (дип...