Образовательный педагогический проект "Край родной - Урал воспетый"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель проекта:
-Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностного отношения к природе родного края.
Задачи:
1.Формировать эмоционально-положительное отношение к красоте природы родного края, выраженного в произведениях искусства, в поэзии, в окружающей действительности.
Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
2.Развивать умение выражать эмоционально-эстетическое отношение к Уральской природе средствами художественной выразительности.
Развивать познавательную активность детей, творческие способности, коммуникативные навыки.
3. Воспитывать интерес, любовь к природе Урала, восприятия её красоты и многообразия. Бережного отношения к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Край родной - Урал воспетый". | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18»
ПАСПОРТ
образовательного проекта
«Край родной – Урал воспетый»
Руководитель:
Воспитатель МАДОУ №18
Буркова Л.Л.
участники проекта:
дети старшей группы,
их родители
г. Североуральск, 2019
Проект
Тема: «Край родной -Урал воспетый»
Тип проекта:
- По доминирующей деятельности: исследовательски-творческий проект.
- По содержанию: информационно – творческий проект.
- По участникам: детско-взрослый коллектив.
- По времени проведения: среднесрочный (февраль, март, апрель)
- По характеру контактов: групповой, при активном участии семьи.
Актуальность
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.
Заложенные в этом возрасте образовательные, нравственные, мировоззренческие, культурные приоритеты определяют жизненный путь ребёнка.
Ребёнок с раннего детства проявляет природную пытливость и любознательность, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире. Особенно большой интерес у детей вызывает окружающая природа.. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Каждый момент знакомства с природой – это урок развития детского ума, творчества, чувств. Она первый эстетический воспитатель ребёнка. Наблюдая природу, ребенок учиться видеть, понимать и ценить её красоту, учиться определённым образом вести себя в природе. Она- источник развития не только ума, но и нравственных качеств. Природа, человек, нравственность понятия тождественны.
Есть истины, составляющие устои нашей жизни, которые должны войти в сознание «с молоком матери». Среди них на первое место надо поставить любовь к Родине, к родной природе.
Малая Родина.… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – всё!
Родная природа.… Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины: Стройные сосновые леса, берёзовые рощи, журчание ручейка… Трудно найти человека, равнодушного к родной природе. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, оставляют неизгладимый след в душе ребёнка, а иногда и определяют интересы и симпатии на всю жизнь.
В наставники себе я взял природу -
великую из всех учителей.
Человек учится у неё всему: красоте, доброте, справедливости, творчеству.
Воспитать любовь к природе родного края лозунгами невозможно. Сколько старательно не проводились бы беседы о природе, о красоте и чувстве прекрасного – они не сработают, если будут ложиться на «чистый лист бумаги». Сознание ребёнка нуждается в подготовке к восприятию прекрасного. «Лист чистой бумаги» ждёт предварительного покрытия чувственным слоем. Как это сделать? Прежде всего, сталкивая ребёнка с красотой живой природы, ставя его лицом к лицу с лесом, рекой, небом. Постоянно общаться с природой, думать о её тайнах и самостоятельно разгадывать их, раскрывать для себя её красоту. Встреча с природой, это праздник, образец для воспитания чувств. Чуткая душа с детства познавшая чувство наслаждения красотой природы, непременно затронет самые нужные струны.
Русский педагог Д.К.Ушинский писал: «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей через посредство языка. Ярок, сочен, меток, поэтичен язык родной природы, нам же остаётся донести его до детей».
Уже в дошкольном детстве, ребёнок чутко реагирует на поэтическое слово. Художественное слово усиливает впечатления от непосредственных наблюдений. Поэтические образы природы, надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, к родному краю, к Родине.
Цель проекта:
-Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностного отношения к природе родного края.
Задачи:
1.Формировать эмоционально-положительное отношение к красоте природы родного края, выраженного в произведениях искусства, в поэзии, в окружающей действительности.
Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
2.Развивать умение выражать эмоционально-эстетическое отношение к Уральской природе средствами художественной выразительности.
Развивать познавательную активность детей, творческие способности, коммуникативные навыки.
3. Воспитывать интерес, любовь к природе Урала, восприятия её красоты и многообразия. Бережного отношения к ней.
Сроки реализации проекта: февраль, март
Участники проекта: дети, их родители, сотрудники ДОУ и культурных учреждений города.
Постановка проблемы:
В один из солнечных зимних дней, дети предложили сходить в лес, на природу. Посоветовавшись с родителями, мы организовали эколого-оздоровительный поход. Придя в лес у детей не было предела восторгу. Их встретил лес своей неописуемой красотой. Дети рассматривали деревья, одетые в белые пушистые шубки. Читали стихи. Ариша прочла стих А.С.Пушкина «Под голубыми небесами, великолепными коврами…», Прочли стихи родители: Ф.Тютчева «Чародей кою зимою…», С.Есенина «Заколдован невидимкой…».
Дети обратили внимание на птиц. Поползни и синицы подлетели совсем близко.
-Дети посмотрите всё кругом покрыто снежным покрывалом и птицам очень голодно. Они ждут от вас помощи. Как помочь им?
- Нужно сделать кормушки и приносить им крошки и семечки.
Договорились провести экологическую акцию «Птичья столовая»
Дети кормили птиц, наблюдал за ними, слушали их пение, наслаждались запахами леса, рассматривали деревья, играли, катались с горки. Их переполняли чувства и эмоции об увиденном. Такие походы в лес учат детей видеть красоту и поэтические образы в окружающей природе.
Вернувшись в детский сад, пока впечатления были ещё сильны и чувства переполняли их, я спросила детей: «В чём и как можно выразить увиденное в лесу
Дети:
-Нарисовать рисунки
- Составить рассказы
-Разучить стихи о природе Уральского края.
Я прочла им стихотворение Ксении Прокопенко «На опушке столетние кедры в снежных шубах до самой земли…».Спросила детей кто знает эту поэтессу.
- Как узнать кто она? О чём она писала?
- Где можно найти и прочитать стихи и рассказы о нашем Урале. Познакомиться с поэтами и прозаиками, воспевающими нашу малую Родину.
Дети предложили сходить в библиотеку.
Организовать встречу с местным поэтом в детском саду.
- Как и где можно узнать о природе нашего края.
-Сходить в музей.
- Принести и рассмотреть фотографии.
- Какие правила поведения в природе надо соблюдать и как познакомить с этими правилами тех, кто их не знает
-Сделать памятки
- Нарисовать плакаты
- Дидактические игры.
-А что же мы сделаем, когда соберём рисунки, фотографии, плакаты, стихи, рассказы?
-Выпустим журнал о природе родного края: «Урал! Как много в этом слове …»
- Дети давайте решим, когда и где мы будем собирать этот материал. Куда сходим, и кто за это будет отвечать.
Этапы решения проблемы:
- Подготовительный (сбор информации)
- Презентация проекта (Тематический вечер «Урал! Как много в этом слове…»
Содержание по этапам
Подготовительный (сбор информации)
Источники информации
Содержание | Ответственные | |
1 | Эколого-оздоровительный поход: -наблюдения за птицами -рассматривание деревьев -художественное слово | Воспитатель, родители |
2 | Дидактические игры: - «Угадай по описанию»; - «Друзья природы»; - «Чьи следы на снегу»; - «Угадай дерево по описанию»; -«С какой ветки детки»; - «С кем дружит ель». | Воспитатель |
3 | Домашняя изостудия «Волшебные краски Урала» Сотворчество детей и родителей. | Дети, родители. |
4 | Составление экологических сказок, рассказов. Сотворчество детей и родителей. | Дети, родители |
5 | «Литературная гостиная» Чтение стихов о природе Урала. | Воспитатель, родители |
6 | Экскурсия в городскую детскую библиотеку: -выставка детской книги о природе Урала; -знакомство с «Красной книгой»; -местные поэты и писатели о природе Урала. | Воспитатель, родители, сотрудники библиотеки. |
7 | Встреча с местным поэтом Е.А.Волковой - «Чтоб звучала песня листвы» | Воспитатель |
8 | Рассматривание фотографий, иллюстраций, рисунков природы родного края | воспитатель, родители |
9 | Экскурсия в городской краеведческий музей: -«Мы живём в краю таёжном»; -«Знакомство с художниками родного края; -«Выставка – экспозиция местных художников; - «Здесь травинке каждой место есть». | Воспитатель, родители, сотрудники музея |
10 | Беседы о бережном отношении к природе: -«Правила поведения в лесу»; -«Что вы знаете о лесе»; -«Жалобная» книга природы». | Воспитатель |
11 | Игровые ситуации: - «Спасаем птиц»; -«Поможем природе»; - «Путешествие в лес»; -«Мы- лесники»; - «Санитары леса». | Воспитатель, дети |
12 | Проблемные ситуации: - «Что будет если…»; -« Что случилось с деревом»; - «Лес просит о помощи». | Воспитатель |
13 | Рисование плакатов «Берегите природу» | Родители, дети, воспитатель |
14 | Экологическая акция «Птичья столовая» | Родители, дети, воспитатель. |
15 | Цикл занятий : -«Музыка в природе»; -«Поэтический образ природы»; -«Художники о природе». | Воспитатель |
2.Презентация проекта
Тематический вечер «Урал! Как много в этом слове…»
План.
1.Вступительное слово воспитателя.
2.Чтение стихотворения К.Прокопенко «Урал»
3.Выступление команды «Дошколёнок»
4.Песня «Музыка Урала» слова И.Матусевича ; музыка Е.П.Кибардина
5.Чтение стихотворения Н.Куштум «Мой Урал»
6.Чтение стихотворения К.Прокопенко «Просторы широки»
7.Инсценировка «Лесная прогулка»
8.Фоторепортаж «Мой выходной день»
9.Презентация плакатов «Лесные правила»
11.Чтение стихотворения Л.Дайнеко «Есть на земле огромный дом..»
12 Итог. Оформление журнала.
Результат
Дети
У детей расширился кругозор, появился интерес к природе своей малой Родины. Познакомились с поэзией и прозой об Уральском крае. Дети стали замечать красоту окружающей природы. У них возникло желание выражать своё эмоциональное отношение через художественно-творческую деятельность. Дети стали сочинять рассказы и сказки об увиденном в природе, отражать свои впечатления в рисунках.
Повысилась познавательная активность: стали больше задавать вопросов; интересоваться историей возникновения названий рек, озёр, гор своего родного края. Начали осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Получили экологические знания, представления о ценности природы для человека.
Родители
Родители вместе с детьми стали активными участниками проекта. Активизировались родительско - детские взаимоотношения. Родители получили педагогическое просвещение по вопросам воспитания любви к природе родного края. Оценили важность и необходимость экологического воспитания своих детей. Имели возможность транслировать семейный опыт по воспитанию у своих детей бережного отношения к природе среди родителей группы. Получили позитивный эмоциональный контакт внутри родительского коллектива группы.
Воспитатель
Поняла значимость разработки проектов. Получили позитивный эмоциональный контакт при разработке проекта, с родителями и сотрудниками культурных учреждений города (музея, библиотеки).
Был реализован единый подход к воспитанию экологической культуры детей, ценностного отношения к природе, в семье и в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Родной Урал
Проект предназначен для реализации во второй младшей либо средней группе детского сада....
"Родной Урал"
Презинтацыя книги П.Бажова "Малахитотовая шкатулка"...
Педагогический проект "Красота Урало-Сибирской росписи" (приобщение детей к истокам народной культуры Сибири и Урала через знакомство с Урало-Сибирской росписью)
Проект "Красота Урало-Сибирской росписи" направлен на обновление содержания педагогической работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста от 6 до 8 лет по образовательной области ...
Виртуальная экскурсия «Мой край – родной Урал»
Знакомство детей с родным краем, в котором они живут, с его природными ископаемыми; воспитывать любовь и чувство гордости за свой край....
Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы на тему: "Люблю тебя, родной Урал"
Интегрированное занятие для старшей группы на тему «Люблю тебя, родной Урал»Цели: знакомство детей с древним ремеслом – гончарным делом; знакомство детей с уральской домовой рос...
Квест-путешествие по известным местам нашего города в рамках проекта "Наш край родной - Урал"
Квест-путешествие по известным местам нашего города в рамках проекта "Наш край родной - Урал"...
Конспект НОД "Наш край родной - Урал"
Закрепить географическое преставление, при этом подчеркнуть, что наш край большой, а на карте России он занимает определенное место....