Педагогический проект по образовательной области "Безопасность". Тема проекта "Огонь - друг и враг человека"
проект по обж (подготовительная группа) на тему

Асаева Екатерина Сергеевна

Педагогический проект в подготовительной группе. Образовательная область "Безопасность". Тема проекта "Огонь - друг и враг человека"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ ГИМНАЗИЯ № 402 им. АЛИИ МОЛДАГУЛОВОЙ

(СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ № 3)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

в подготовительной группе

ОБЛАСТЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ»

Тема: «Огонь – друг и враг человека»

        Составитель: воспитатель

        I кв. категории

Асаева Екатерина Сергеевна

Москва

2015-2016 уч.год

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ.

        Педагогам,  начинающим работу по воспитанию у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности, предстоит решить следующие основные задачи.

  1. Заинтересовать детей предложенной темой, выявить имеющийся запас представлений о правилах пожарной безопасности.
  2. Познакомить  детей с правилами соблюдения  пожарной безопасности и формировать навык применения через систему игровых методов и приемов, игр-тренингов.
  3. Помочь осознать, что, применяя умения и навыки по пожарной безопасности в повседневной жизни и в детском саду, можно избежать многих бед и проблем.

Начиная работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей необходимо с выявления их представлений и интересов, уровня коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков. Эти знания накапливаются педагогами во время бесед с детьми, наблюдений за их поведением во время игр и общения друг с другом, проведения тестирования по теме «Пожарная безопасность». Результаты проведенной работы позволяют взрослым определить первоочередные образовательные цели и способы их достижения.

Совместная образовательная деятельность должна строиться на основе принципов:

■ развивающего обучения (единства воспитательных, развивающих и обучающих задач);

■ научной обоснованности и практической применимости форм и методов воспитательно-образовательной работы в соответствии с возрастом детей;

■ интеграции образовательных областей;

■ организации процесса на адекватных возрасту формах и видах деятельности;

■ наглядности (дидактический материал для проведения совместной деятельности: игрушки; атрибуты для сюжетно-ролевой игры; дидактические игры, выпущенные промышленностью и своими руками; демонстрационный материал – предметные и сюжетные картины, мнемотаблицы, коллажи, плакаты; презентации, созданные педагогом; видеофильмы и мультфильмы на разнообразную тематику по вопросам пожарной безопасности;

■ психологического комфорта -  снятие стрессовых факторов (страха, тревожности и др.).

Формировать навыки безопасного поведения у детей дошкольного возраста следует, опираясь на желание ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Результатами проводимой педагогом работы должны стать сформированное у ребенка желание освоить предлагаемые способы поведения в экстремальной ситуации и стремление их применять и дома, и в детском саду, и на улице.

Для решения воспитательно-образовательных задач в вопросах обеспечения пожарной безопасности педагоги в своей деятельности используют разнообразные формы и методы организации образовательной деятельности, в том числе:

■ игровые практические тренинги по действиям в экстренных ситуациях (2 раза в год);

■ совместную образовательную деятельность по предупреждению пожаров с использованием наглядных пособий, показа видеофильмов и проведения игр и упражнений;

■ экскурсии в пожарную часть;

■ досуговую деятельность с приглашением сотрудников пожарной службы.

Приоритет отдается совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми через индивидуальное, групповое и подгрупповое общение, которая позволяет стимулировать детей к высказываниям, стремлению решать проблемы, выбирая наиболее рациональные способы действия в экстремальных ситуациях, проявлению инициативы.

         

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ОБЛАСТЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ»

Тема: «Огонь – друг и враг человека»

  1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА.

Вид проекта:  досугово-познавательный.

По составу участников: детско-взрослый.

Срок работы: долгосрочный

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Жизнь интересна и прекрасна. Однако на свете существует множество опасностей, которые могут испортить её. Чтобы такого не случилось, надо уметь предвидеть эти опасности и знать, как с ними бороться.

        Огонь был и остается одним из главных помощников человека. Но если дать волю, не соблюдать правила пожарной безопасности, то из вашего помощника огонь может превратиться в злейшего врага.

        О том, что огонь опасен, знают все, однако пожары из-за неосторожного обращения с огнем случаются очень часто.

          По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7 пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших – дети. Актуальность проекта вызвана формированием у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту  и соблюдения правил поведения при пожарной опасности реализуемыми через активную деятельность всех  участников проекта. Взрослые, чтобы не  случилось беды, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не пугать его.

        Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня; научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь.

ЦЕЛЬ.

Дать детям старшего дошкольного возраста знания о пожарной безопасности. Формировать навыки осознанного, безопасного поведения

2. ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ!

- о детских шалостях с огнем;

- о правилах безопасности при пользовании электроприборами; горючими веществами;

- как вести себя при пожаре в квартире, на лестничной площадке, в лесу;

- о работе пожарных.

3. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: тестирование детей на тему «Пожарная безопасность»

Цель тестирования: оценка знаний детей подготовительной группы по теме «Пожарная безопасность» (используемый материал:  тест из 13-ти вопросов)

4. МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

1. Авдеева Н. Н. «Безопасность». Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.

2. Детская Энциклопедия 01. Познавательный журнал  для девочек и мальчиков.

3. Иванов Альберт «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели»

4. Панасова Евгения «Чудо-обучайка». Правила безопасности на улице и дома. Для детей 4-7 лет.

5. Лыкова И. А, Шипунова В. А. Огонь – друг, огонь – враг. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.

6. Молчан Ольга, Щекотова Людмила Лес. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2000. – 48 стр., илл. (Серия «Что есть что»)

7. Полякова Ольга «Я – пожарный», 1996.

8. Пожарная безопасность в творчестве юных москвичей. Журнал.

9. Правила пожарной безопасности. Плакат. Изд-во: «ТЦ Сфера»

10. Радзиевская Людмила «Ты и огонь»

11. Саво И. Л. Пожарная безопасность в детском саду – Издательство: «Детство-Пресс», 2013

12. Тематический словарь в картинках. Мир человека. ОБЖ: Правила поведения при пожаре. – Программа «Счастливый ребенок». – М.: «Школьная книга», 2013.

13. Шинкарчук С. А. Правила пожарной безопасности для школьников. – СПб.: «Издательский дом «Литера», 2012

14. Шорыгина Т. А.  Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: ТЦ Сфера, 2015  

15. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2016

16.  Шорыгина Т. А. Профессии, какие они? – М.: Издательство «Гном и Д», 2010

17. Харрис Николас. Серия «Путешествие во времени» «Первобытные люди». – Изд-во «Стрекоза», 2007

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ.

www.genon.ru

vargashi.com Лесные пожары: причины, виды, последствия.

www.bestreferat.ru Реферат: Лесные пожары

you-doctor.ru Первая помощь – сам себе доктор – Как спастись при лесном пожаре.

ТЕСТ ДЛЯ ДЕТЕЙ

1. Если случится пожар, как ты будешь действовать?

а) позвоню по телефону "01"

б) позову на помощь

в) убегу, никому ничего не сказав

2. Если вы увидели, что на опушке леса горит сухая трава?

а) пройду мимо

б) постараюсь затушить, забросав землей, сбить пламя ветками деревьев

в) сообщу об этом взрослым

3. Если вы увидели, что маленькие дети бросают в огонь бумагу, незнакомые предметы, аэрозольные упаковки, как поступите?

а) остановлю действия детей, объясню, что это опасно

б) пройду мимо

в) попытаюсь переключить внимание детей на другое занятие

4. Что такое Пожар?

1. Пожар это распространение огня, опасное для человека.
2. Неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровья граждан, интересам общества и государства.
3. Пожар это горение, вышедшее из под контроля человека и приносящее материальный ущерб.
4. Горение, возникающее по вине человека и несущее опасность, ущерб и разрушение.

5. Выбери предметы, с которыми можно играть безопасно:

а) бенгальские свечи,

б) плюшевый медвежонок,

в) спички,

г) деревянные кубики,

д) зажигалка,

е) резиновый мяч.

6. Выбери предметы, неправильное обращение  с которыми может привести к пожару:

а) электроутюг,

б) электрический фонарик,

в) настольная лампа,

г) радиоприемник на батарейках,

д) елочные игрушки,

е) электропаяльник.

7. Если в доме вечером отключили электричество, чем наиболее безопасно можно воспользоваться для освещения:

а) спичками,

б) свечой,

в) зажигалкой,

г) электрическим фонариком.

8. Какие из перечисленных жидкостей огнеопасны?

а) бензин,

б) молоко,

в) клей резиновый,

г) сок яблочный,

д) лак

9. Какие надписи предупреждают о пожарной опасности?

а) «Вход воспрещен!»

б) «Не курить!»

в) «Берегись автомобиля»

д) «Огнеопасно»

10. Где можно сушить белье?

а) над газовой плитой,

б) рядом с газовой плитой,

в) на балконе.

11. Какие из предложений являются правилами пожарной безопасности?

а) нельзя оставлять включенные электроприборы без присмотра;

б) отключили электричество, у тебя нет фонарика, воспользуйся свечой;

в) нельзя разжигать костер, используя керосин;

г) использованные баллончики из-под дезодорантов можно сжечь;

д) если тебе нужно срочно идти, но твоя обувь мокрая, высуши ее у плиты.

12. При возникновении пожара ты наберешь номер телефона «01» и расскажешь: 

а) как тебе страшно;

б) как начался пожар;

в) что горит, адрес, фамилию, свой телефон.

13. В случае возникновения пожара в детском саду или школе  дети должны:

а) бежать от него;

б) строго следовать указаниям воспитателя или учителя;

в) начать тушить пожар.


План воспитательно-образовательной работы по проекту

на тему:  «Огонь – друг и враг человека»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ПО   ФГОС  ДО

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ

РАЗВИТИЕ

РЕЧЕВОЕ

РАЗВИТИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

РАЗВИТИЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С

РОДИТЕЛЯМИ

ВОСПИТАННИКОВ

1.НОД «Огонь – друг или враг?» Задачи: показать роль огня в жизни человека;  развивать познавательные интересы дошкольников.

2. НОД «Чем опасен дым?» Задача: дать знания, о том, что опасным может быть не сам огонь, а дым.

3. НОД «Причины пожара». Задача: познакомить детей с причинами пожаров. (Показ презентации «Причины пожаров»)

4. НОД «Лесной пожар». Задачи: познакомить детей с значением леса, видами лесных пожаров, причинами их возникновения и их последствиями, сформировать модель поведения с соблюдением правил пожарной безопасности и умением вести себя при обнаружении очага лесного пожара (показ презентации «Опасность лесных пожаров»)

5. НОД  «Пожарный – герой, он с огнем вступает в бой». Задачи: расширить и закрепить знания детей о профессии пожарного; закрепить правила пожарной безопасности; воспитывать уважение к людям мужественных и героических профессий.

6. НОД «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт!» Задачи: познакомить детей с правилами пожарной безопасности во время празднования Нового года.

7. Просмотр видеофильмов по мотивам произведений «Кошкин дом», «Пожар в квартире», «Дым в лесу»

8. Игра «Четвёртый лишний».

9. Викторина «С огнём не играйте! С огнём не шалите!» Цель: Закрепить знания детей  о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре.

10. НОД  Придумывание сказки «Случай в Новогоднюю ночь».

11. Игровая деятельность. ●Конструктор пластиковый «Пожарная машина».

●Сборка Пазлы-макси «Пожарная охрана», 24 детали.

Д/игра «Вызови службу спасения»

Д/игра «Разложи по порядку» (работа с наглядным материалом – действия во время пожара)

С/р игры «Пожарные», «Служба спасения», «Скорая помощь»

Разучивание пословиц и поговорок на тему «Пожарная безопасность».

Разучивание стихотворения «Знают все: человек без огня не живет ни единого дня!»

Чтение стихотворений на тему «Огонь»: «Огонёк», «Где живёт огонь?», «Огонёк-зверёк», «Огонь бывает разный», «Рождение огня» (И.А. Лыкова)

Л. Толстой «Пожарные собаки», «Булька», «Пожар», «Откуда взялся огонь, когда люди не знали огня?»

Б. Житков «Как тушили пожар», «Как пожар кончился», «Дым», «Пожар в море».

Братья Гримм «Соломинка, уголёк и боб».

«Как люди добыли огонь» Африканская сказка.

С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Пожар» (стихи), «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка про спички».

Харрис Николас «Первобытные люди».

Андрей Чувилин «Огонь – опасная игра».

Т. А. Шорыгина «Безопасные сказки» («Ток», «Любопытный ветерок»,

«Ни ночью ни днем не балуйся с огнем!», «Бумажный самолетик», «Пожар в лесу», «Осколок стекла».

К. Чуковский «Путаница».

А. Гайдар «Дым в лесу».

С. Михалков «Дядя Стёпа».

В. Драгунский «Пожар во флигеле, или подвиг во льдах...».

Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял».

Австралийская сказка «Как появился огонь»

В. Сухомлинский «Воробышек и огонь»

Андерсен Х. К. «Девочка со спичками», «Огниво», Игровая деятельность.

Игры со строительным материалом «Пожарная часть», «Пожарная машина»

12. Познавательная беседа по тематическим плакатам и стендам «Детям о пожарной безопасности»,

Познавательная беседа «Как появилась печка?»

13. Коммуникативная деятельность.

Свободное общение на темы: «Опасен ли огонь?», «Что я знаю о пожарной безопасности», «Спичка-невеличка и пожар в лесу», «Можно ли зажигать бенгальские огни?», «Спички – это игрушки?»

1. Работа с раскрасками на тему «Пожарная безопасность».

2. Рисование «Пожар в лесу»

3. Аппликация «Эти опасные электроприборы»

4. Создание коллажа «Опасные предметы»

5. Аппликация. Коллективная работа на тему «Пожар в лесу»

6. Художественный ручной труд  «Русская печь»

7. Лепка из глины или солёного теста «Подсвечник»

8. Рисование-фантазирование с элементами аппликации «Домик с трубой и сказочник-дым»

9. Слушание песни Григория Гладкова «Песня Пожарных»

«Стойкий оловянный солдатик»

К. Д. Ушинский «Спор воды и огня» (авторская сказка)

Марийская народная сказка «Огонь и человек»

Русская народная сказка «Снегурочка»

Итальянская народная сказка «Огонь, Вода и Честь»

П. П. Бажов «Огневушка-Поскакушка»

В. А. Шипунова «Дракончик аленький» (авторская сказка)

И. Демьянов «Коробок-черный бок»

Е. Ильин «Солнечный факел»

Просмотр мультипликационных фильмов «Кошкин дом», «Девочка со спичками», «Маугли»

1.Оформление тематического уголка ДОУ для родителей ширмой «Пожарная безопасность» 

2. Оформление информационного  стенда «Памятка для взрослых» «Правила пожарной безопасности»

3. Изготовление с детьми книжки-самоделки на тему: «Пожарная безопасность»

4. Приглашение пожарного для встречи в детском саду  по теме «Смелые люди пожарные».

5. Тестирование родителей. Тест на тему «Пожарная безопасность»


КОНСПЕКТ НОД.

ОБЛАСТЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ»

Тема: «ОГОНЬ – ДРУГ ИЛИ ВРАГ?»

Образовательные задачи: Расширить знания о значении огня в жизни человека. Рассказать детям о том, как человек может добыть огонь в природе. Закрепить правила обращения с огнем. Обогатить словарный запас.

Предварительная работа: тестирование детей. Ситуативные беседа на темы: «Что такое огонь?», «Где мы встречаем огонь?», «Для чего людям нужен огонь?» Чтение и рассматривание иллюстраций книги Харриса Николаса. Серия «Путешествие во времени» «Первобытные люди».

Дидактический материал: книга Харриса Николаса. Серия «Путешествие во времени» «Первобытные люди». Спички, зажигалка, свеча, аромалампа.

Иллюстрации с изображением молнии, вулкана, костра, первобытного человека. Рассказ В. Сухомлинского «Воробышек и огонь».

Посадка детей: полукругом на стульчиках. Перед ними стол с дидактическим материалом и иллюстрациями.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, прежде чем вы узнаете о чем мы сегодня будем говорить, отгадайте загадку. Отгадка и будет темой нашей сегодняшней беседы.

Шипит и злится, воды боится
С языком – а не лает, без зубов – а кусает?
Огонь

- Правильно, огонь. Тема сегодняшнего занятия «Огонь – друг или враг?» Как вы сами думаете: огонь – друг или враг? (Ответы детей)

- Знаете ли вы, что в древнейшие времена первобытные люди боялись огня и не умели его «приручать?». В далекой древности люди так же, как и дикие звери, очень боялись огня. Как вы думаете, где могли видеть огонь первобытные люди? (Ответы детей)

- Сначала они видели разрушительную силу огня при возникновении лесных пожаров во время грозы. От чего возникали пожары? (Ответы детей)

Правильно, от молнии. Что такое молния? (Ответы детей). Молния – это электрический разряд в атмосфере.

Еще они видели огненную лаву от извержения вулкана, которая всё уничтожала на своем пути.

Люди боялись огня. Ночью они прятались в своих пещерах, укрывались шкурами убитых зверей и дрожали от холода и страха. Еду они ели сырой и она не доставляла им особого удовольствия.

Но вот в жизни первобытных людей произошли изменения, они заметили, что огонь – это не только разрушение, но и свет, тепло и защита от нападения диких зверей. После лесных пожаров люди находили дымящиеся угольки, благодаря которым можно было добыть огонь.

Тогда люди поняли, что можно самим разводить костры, используя силу огня от пожара или от извержения вулкана. Конечно, такой костер древним приходилось постоянно поддерживать – «кормить» огонь, собирая для этого хворост, и устраивать постоянное дежурство – наблюдение за тем, чтобы огонь не погас. 

Очень долгое время древние люди не умели добыть огонь самостоятельно. Однако со временем древних людей снова выручила наблюдательность: они заметили, что после сильного трения одного куска сухого дерева о другой, то он начинает тлеть или с помощью кремня. Кремень – это очень твердый камень. Ударяя одним куском кремня по другому, можно высечь искры.

Физкультминутка.

Пластический этюд: Дети под музыку, используя султанчики «красного, желтого и оранжевого цветов», имитируют пламя костра.

     Дети возвращаются на свои места.

Огонь дал человеку защиту от ветров и морозов. Он позволил приготавливать пищу и таким образом отказаться от употребления сырого мяса. Огонь раскрыл древнему человеку такие полезные ремесла, как создание посуды из глины и обожженного кирпича. В конце концов, применение огня дало возможность людям группироваться в сообщества.

- Ребята, а когда огонь становится врагом для человека? (Ответы детей)

Да, вы правильно назвали причины возникновения пожаров. Перед окончанием нашей встречи прочту вам стихотворение:

Грозы бушевали,

Молнии сверкали,

И в пещеру давний предок

Притащил горящих веток.

Стал огонь в пещере жить

В темноте гореть-служить.

Дым спасал от комарья,

Свет – от лютого зверья,

Жар сушил и согревал

Мясо жарить помогал…

Пращур у огня плясал

И на стенах рисовал,

И, в лохматой шкуре сидя

Возле красного костра,

На огонь звезды далекой

Мог смотреть до утра.          Автор: В.А. Шипунова

        В заключении нашего занятия я прочту вам маленький рассказ, который называется «Воробышек и огонь», а перед сном прочту австралийскую сказку «Как появился огонь».

КОНСПЕКТ НОД

ОБЛАСТЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ»

Тема: «ЧЕМ ОПАСЕН ДЫМ?»

Образовательные задачи: Дать знания, о том, что опасным может быть не сам огонь, а дым.

Познакомить с правилами поведения во время пожара в помещении с сильным задымлением, чтобы избежать воздействия дыма и отравления угарным газом.

Предварительная работа: ситуативные беседы; рассматривание иллюстраций в книгах о пожарной безопасности.

Дидактический и наглядный  материал: иллюстрации с изображением пожаров; полотенце; ёмкость с водой.

Посадка детей: дети сидят полукругом на стульчиках.

- Ребята, отгадайте пожалуйста загадку.

Я мохнатый, я кудлатый, 
Я зимой над каждой хатой, 
Над пожаром и заводом, 
Над костром и пароходом. 
Но нигде-нигде меня 
Не бывает без огня.   
(ДЫМ)

Как вы думаете, о чём эта загадка? (Ответы детей)

- Правильно, это дым. Мы уже знаем насколько может быть опасен огонь, открытое пламя, но при пожаре опасен не только огонь, но и дым. От него трудно спрятаться. Дым проникает через любые, даже самые узкие щели. Во время пожара горят не только предметы из разных материалов, но и кислород, которым мы дышим. В процессе горения образуется угарный газ. Даже малое количество угарного газа почти мгновенно реагирует с кровью. В результате при вдыхании угарного газа очень быстро наступает кислородное голодание. Человек теряет сознание и умирает.

    Как себя вести при пожаре, чтобы избежать воздействия дыма и отравления угарным газом?

  1. Правильно оценить сложившуюся ситуацию не поддаваться панике.
  2. Вызвать пожарных.
  3. Если пожар возник в квартире, необходимо выбрать безопасные места (балкон, возле окна)
  4. Чтобы защитить себя от дыма, дышать нужно через мокрую ткань. Дым всегда поднимается вверх, поэтому передвигаться нужно пригнувшись или ползком. Если дым становится все плотнее, сядьте на пол и дышите через мокрое полотенце.
  5. Закрыть все форточки и окна.
  6. Если пожар загнал вас  в ванную или кухню, откройте холодную воду и направьте струю на пол. Создайте запас воды  в ванне.

Дидактическое упражнение «Спасение при пожаре»

Дети закрепляют полученные знания о правилах поведения при пожаре в квартире с помощью движений.

В завершении занятия воспитатель читает стихотворение для закрепления правила пожарной безопасности.

 Стихи о том, как надо выходить из горящего помещения:

В руки ты себя бери –
Не пугайся, не ори,
А ползи на четвереньках
В направлении двери.
Если ты нашарил дверь,
То рукам сперва не верь:
Может это дверца шкафа -
Хорошенечко проверь!
Если выйдешь в коридор
Или выползешь во двор -
Позови на помощь взрослых
И заставь тушить костер.               Автор сеть интернета: skyslogan.ru

КОНСПЕКТ НОД

ОБЛАСТЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ»

Тема: «ПРИЧИНЫ ПОЖАРОВ»

Образовательные задачи: познакомить детей с причинами возникновения пожаров. Закрепление правил пожарной безопасности.

Предварительная работа: тестирование детей; закрепление пройденного материала. Чтение познавательной литературы: Мир человека. «Правила поведения при пожаре»; Евгения Панасова «Чудо-обучайка»

Дидактический и наглядный материал и оборудование: мультимедийное оборудование; презентация на тему «Причины пожаров»

I слайд. Заголовок. Тема. Составитель.

II слайд. Пожар – это огонь, вышедший из-под контроля человека. Это самое распространенное бедствие в современном мире. При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но самое страшное: при пожарах гибнут люди.

Перечислить все причины пожаров трудно, но основные из них необходимо знать.

III слайд. НЕ ШУТИТЕ С ОГНЁМ!
Я- огонь! Я – друг ребят.
Но когда со мной шалят,
Становлюсь тогда врагом
И сжигаю все кругом!                                         Автор: Т. Шорыгина

Беспечность и небрежность всегда ведут к беде. Брошенная горящая спичка, тлеющий окурок могут уничтожить целый дом. недаром существует поговорка: от копеечной свечки Москва сгорела. Очень опасно зажигать спички на балконах, на чердаках и в чуланах. Малейшая неосторожность может привести к пожару.

IV слайд. ДЕТСКАЯ ШАЛОСТЬ С ОГНЁМ!

Никто из детей не устраивает пожар специально, но большинство пожаров в квартирах происходит по вине детей. Отсюда главное правило, которое нужно соблюдать всегда  и везде:

Ребята, вам твердят не зря!
Играть со спичками нельзя!
Огонь опасен, к сожалению,
Для всех людей без исключения!

V слайд. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОМА!

РУССКАЯ ПЕЧЬ

Печка в доме даёт уют и тепло, а в деревнях в ней ещё и готовят пищу. Но в печке таится опасность. Маленькие угольки могут выпасть из неё на пол,

поджечь его. Огонь быстро разгорится и всё уничтожит вокруг.

Мать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

«Печку, Леночка, не тронь.

Жжётся, Леночка, огонь!»

Только мать сошла с крылечка,

Лена села перед печкой,

В щелку красную глядит,

А в печи огонь гудит.

Приоткрыла дверцу Лена –

Соскочил огонь с полена,

Перед печкой выжег пол,

Влез по скатерти на стол,

Побежал по стульям с треском,

Вверх пополз по занавескам,

Стены дымом заволок,

Лижет пол и потолок.

Но пожарные узнали,

Где горит, в каком квартале.

Командир сигнал дает,

И сейчас же — в миг единый

Вырываются машины

Из распахнутых ворот.

В пять минут автомобили

До пожара докатили,

Стали строем у ворот

Подключили шланг упругий,

И, раздувшись от натуги,

Он забил, как пулемет.

Заклубился дым угарный.

Гарью комната полна.

На руках Кузьма-пожарный

Вынес Лену из окна.

                                                                               Автор: С. Я. Маршак

VI. слайд. ГАЗОВАЯ ПЛИТА

На кухне газ у нас горит,

Меня он тянет, как магнит.

Как мама я хочу уметь

Все ручки на плите вертеть,

И спички ловко зажигать.

И газ включать и выключать.

Но мама строго мне сказала:

  • К плите чтоб руки не совала!

Опасно это, так и знай!

Пока за мной понаблюдай,

Учись на кухне помогать,

Посуду мыть и вытирать,

А к газу ты не подходи –

Сперва немного подрасти!  

                                                                                Автор: Г. Шалаева, О. Журавлёва

VII. слайд.ЭЛКТРОПРИБОРЫ

(электроплита)

У электрической плиты нет открытого огня. Но при включении плиты её «блины»

так могут накалиться, что любой горючий предмет, попав на плиту, тут же вспыхнет.

НЕ КРУТИ, ИГРАЯ, ВЕНТИЛИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЛИТЫ!

ЭТО МОЖЕТ ЗАКОНЧИТЬСЯ ПОЖАРОМ!

VIII. слайд. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ УТЮГ

Выключайте Электроприборы

Если гости к вам пришли

Или навестил вас друг,

Перед тем, как с ним

играть —

Не забудьте выключить

утюг!  

                                                                               Автор: Т. Шорыгина   

НЕ ЗАБУДЬТЕ ВЫКЛЮЧАТЬ   ПЕРЕД УХОДОМ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ!!!

IX. слайд. НЕ ВКЛЮЧАЙ И НЕ ВЫКЛЮЧАЙ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ МОКРЫМИ РУКАМИ

Все дети должны обязательно знать:

Электроприборы нельзя выключать

Тогда, когда руки мокры от воды.

Такая халатность – шаг до беды!

Руки ты вытри получше, дружок,

Потом выключай самовар, утюжок.

Шутить с электричеством очень опасно! Зачем же тебе рисковать понапрасну?

                                                                               Автор: Г. Шалаева, О. Журавлёва

X. слайд. НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД

НОВЫЙ ГОД – самый весёлый и долгожданный праздник. Традиционно в канун Нового года в домах наряжают ёлку. Раньше,до появления электричества, на ёлках зажигали настоящие свечи… Но столько ёлок сгорело от этого! Сейчас свечи заменили электрическими гирляндами. Ещё в Новогодний праздник зажигают бенгальские огни, фейерверки, пускают петарды. Все эти предметы могут повлечь за собой несчастные случаи. Чтобы избежать этого необходимо соблюдать правила пожарной безопасности.

XI. слайд.  ОГНЕОПАСНЫЕ ЖИДКОСТИ

Лаки, краски, ацетон, бензин и подобные им жидкости вспыхивают мгновенно, поэтому они называются ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИМИСЯ.

 Подобные жидкости необходимо использовать с максимальной осторожностью. От них можно получить ожоги, может возникнуть пожар.

КОНСПЕК НОД «ЛЕСНОЙ ПОЖАР»

(Презентация)

I слайд.  Заголовок «Лесные пожары»

II слайд. Что такое лес? Это место, где растет много деревьев, ответишь ты. Ответ правильный, но каждому, кто хоть раз был в лесу, хорошо известно, что в лесу живут разнообразные кустарники, травы, цветы, мхи, папоротники, грибы –

всё это тоже ЛЕС. ЛЕС – это сложная экосистема, в которую входят не только деревья, но и мелкие речки, ручейки, родники, просто лужи с водой – это тоже

часть ЛЕСА. Даже воздух в лесу отличается от воздуха за его пределами, его тоже можно считать частью леса. И конечно же ЛЕС населён множеством живых существ

– от мельчайших букашек до  крупных зверей.

III слайд. Причины лесных пожаров.  ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ – это неконтролируемое горение растительности на лесной территории. Его опасность – в

быстром  и стихийном распространении, с которым сложно бороться.

Причины лесных пожаров могут быть различны, вот некоторые из них:

● естественные

природные

явления (грозовые разряды, самовозгорания торфяников). Пожары от молнии

видны даже из космоса. В молодых лесах, где много зелени, возгорание от молнии ниже, чем в лесах возрастных, где много сухих и больных деревьев.

IV слайд. Причины лесных пожаров.  Иногда пожары специально вызывают искусственно. Такие пожары называют управляемыми. Их организовывают для того, чтобы: уничтожить пожароопасные материалы, подготовить участок для

посадки саженцев, а так же для борьбы с насекомыми и болезнями леса.

● человеческий фактор

- Неосторожное обращение с огнём (беспечность

туристов, охотников, незатушенные спички, костры, окурки, искры из глушителя

автомобиля)

V слайд. Причины лесных пожаров.  

- Нарушение правил пожарной безопасности (выбрасывание пропитанного горючими веществами обтирочного материала, курение или использование открытого огня возле машин, заправляемых горючим и т.д.)

- Выжигание травы в весенний и осенний периоды.

- Разведение костров, сжигание мусора в непосредственной близости от

деревьев, заготовленной древесины, на торфяниках.

- Оставление в лесу бутылок, осколков стекла, которые могут сработать как линзы при ярком солнечном свете.

VI. слайд. Последствия лесных пожаров.

При лесном  ПОЖАРЕ:

- Выгорает кислород;

- Происходит сильное задымление, наблюдается высокая температура;

- Уничтожается растительность;

- Гибнут многие животные, другие убегают с территорий пожарищ в другие места в поисках пропитания;

- Возникает опасность для жителей посёлков вблизи леса; нарушается движение транспорта; ухудшается  здоровье человека.

Тушение лесных пожаров необходимо проводить незамедлительно, чтобы ущерб был минимален.

VII. слайд. Иллюстрация с изображением выгоревшего леса.

VIII. слайд. Иллюстрация с изображением горящего леса.

IX. слайд. Правила выхода из опасной зоны.

Выбираться из зоны лесного пожара надо, соблюдая несколько правил.

Признаки пожара можно заметить с дальнего расстояния (запах гари приносимый ветром, беспокойное поведение животных, птиц, насекомых их

миграция в одну сторону, ночной перелёт и громкие крики птиц).

1.Проанализировать обстановку, при быстром приближении фронта огня бросить часть снаряжения, оставив только АПТЕЧКУ, СИГНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.

2.Необходимо защитить органы дыхания, надев мокрую повязку, закрывающую рот и нос.

X слайд. Правила выхода из опасной зоны.

3.Идти в сторону параллельно огня, лучше к водоёму.

4.При возникновении пожара малых очагов – загоревшиеся кусты, трава

– необходимо тушить немедленно. Пламя заливайте водой, забрасывайте песком, землёй, затаптывайте, сбивайте мокрыми тряпками, одеждой, пучками сырой листвы.

5.При попадании в очаг пожара необходимо снять с себя капроновую и прочую плавящуюся одежду, избавиться от легковоспламеняющегося снаряжения.

6.При выходе из зоны пожара необходимо сразу же сообщить в соответствующие органы о времени и месте возникновения или обнаружения пожара.

XI слайд. Просьба для всех!

ЮНЫЙ ДРУГ!!!

Помни: приехав в лес, на речку, ты оказался у природы в гостях. Так будь

же благородным гостем! БЕРЕГИ ЛЕС! НАШУ НАЦИОНАЛЬНУЮ ГОРДОСТЬ,

ИСТОЧНИК РАДОСТИ И ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ!

Находясь в лесу, веди себя спокойно, как дома, не пугай излишним шумом зверей и птиц.

Не ломай ветки кустарников и деревьев. Не гордись большой охапкой цветов, их становится всё меньше.

Знай, что главный враг леса – ОГОНЬ. НЕ ШАЛИ  В ЛЕСУ С ОГНЁМ, НЕ ПОДЖИГАЙ СУХУЮ ТРАВУ! ПОМНИ, ЧТО ЛЕСНОЙ ПОЖАР ГУБИТ ВСЁ

ЖИВОЕ!

Если обнаружил загорание, позови на помощь других и прими меры к тушению огня!

XII слайд. Иллюстрация с изображением бегущих детей по лугу цветов.

XIII слайд. Сохраним природу от пожара!

КОНСПЕК НОД

ОБЛАСТЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ»

 «ПОЖАРНЫЙ – ГЕРОЙ, ОН С ОГНЁМ ВСТУПАЕТ В БОЙ!»

Образовательные задачи:  Расширить и закрепить знания детей о профессиях. Расширить знания детей о профессии пожарного. Закреплять правила пожарной безопасности. Активизировать словарь детей новыми словами: набат, пожарные каланчи, брезент, гарь, молебен.

Предварительная работа: чтение познавательной литературы:   Радзиевская Людмила «Ты и огонь», Детская Энциклопедия 01. Познавательный журнал  для девочек и мальчиков, рассматривание иллюстраций с изображением пожарных.

Дидактический и наглядный  материал: конспект НОД, мольберт, иллюстрации с изображением пожарного, жука-пожарника, карточки для дидактической игры с изображением предметов необходимые для пожарного и для взрослых других профессий.

Посадка детей: дети сидят полукругом.

        Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что такое профессия? (ответы детей)

Строитель нам построит дом,
И мы в нем дружно заживем.
Костюм нарядный, выходной
Искусно нам сошьет портной.
Даст книги нам библиотекарь,
Хлеб испечет в пекарне пекарь,
Учитель выучит всему —
Научит грамоте, письму.
Письмо доставит почтальон,
А повар сварит нам бульон.
Я думаю, ты подрастешь
И дело по душе найдешь
!  

                                                  Автор: Т. Шорыгина

Профессия — это труд,
которому человек посвящает свою жизнь. Давайте вместе вспомним, какие есть профессии.
(Ответы детей.) Среди множества профессий есть профессии мужественные, героические, бесстрашные. Как вы думаете, о какой из таких профессий мы сегодня с вами поговорим? (Ответы детей)

Правильно – пожарный. Ребята, как вы думаете, пожарные – какие они? (Ответы детей). В каких случаях мы обращаемся к пожарным? (Ответы детей)

        Мы уже с вами знаем, что незапамятных времен человек научился добывать огонь. Люди превратили языки горячего пламени в своих друзей и помощников. Но представьте себе, что огонь вырвался из-под власти человека.

В старину люди считали огонь «Гневом Божьим». В случае пожара служили молебен, просили защиты у святого Никиты Новгородского. Огонь «гасили» молоком, через горящее строение перекидывали пасхальные яйца. Чем сейчас тушат огонь? (Ответы детей). (Сейчас тушат водой из специальных шлангов. Их называют «рукавами». Воду в шланги накачивает насос, который пожарные привозят на пожарной машине. Ещё тушат специальной пеной из огнетушителей)

Однако уже тогда поняли, что с огнём нужно бороться. Кто борется с пожаром? (Ответы детей). Правильно – пожарные. А как правильно говорить: "пожарный" или "пожарник"? Правильно – пожарный, т.е. «боец пожарной команды». Пожарник – всем известный маленький жук, с ярко-оранжевым окрасом, из-за чего его прозвали  в народе «жук-пожарник», часто его можно увидеть в цветах, питается он лепестками.

Давайте позовем в гости пожарного? (Входит ребенок-пожарный в костюме пожарного). Ребенок-пожарный читает стихотворение.

Мы — пожарные
На машине ярко-красной
Мчимся мы вперед.
Труд тяжелый и опасный
Нас, пожарных, ждет.
Вой пронзительный сирены
Может оглушить,
Будем и водой, и пеной
Мы пожар тушить.
И в беду попавшим людям
Сможем мы помочь,
С пламенем бороться будем
Мы и день, и ночь!    

        Автор сеть интернета: pedsovet.ru

        Ребенок: Здравствуйте, ребята. Вы меня звали?  Скажите, пожалуйста, вы соблюдаете правила пожарной безопасности? А хотите я вам загадаю загадки? Посмотрю, какие вы сообразительные.

Победит огонь коварный
Тот, кого зовут…
                             
(пожарный)

Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстро, словно стрелы. 
                         
(пожарная машина) 

Что за тесный, тесный дом? 
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками,
Тоненькими … 
                         
(спичками)

            Автор загадок:  В.А. Шипунова

        Ребенок: какие вы молодцы, все загадки отгадали. Мне у вас очень понравилось, можно я останусь и послушаю рассказ взрослого? (Ответы детей)

        Воспитатель: спасибо пожарному за интересные загадки, конечно он может остаться у нас. А мы продолжаем.

Ребята, из какого материала сооружения быстрее всего будут охвачены огнём? (Ответы детей).

Правильно, из дерева. Вот и на Руси дома строили из дерева, ведь Россия – страна лесов.  Когда Москва была деревянной она много раз горела. Люди тушили пожар своими силами. Правда, тогда тушили водой, которую брали (как вы думаете откуда? Какая река протекает в Москве?) из Москвы-реки.  Тогда-то в Москве впервые была учреждена пожарно-сторожевая служба, которая следила за порядком в городе, а в случае пожара вставала на защиту от огня.

        Пожарным помогали и простые люди. Как же людям сообщали о пожаре? (Ответы детей)

Когда в городе загорались здания, пожарники звонили в огромный колокол — били в набат, созывая жителей на подмогу. (Набат – большой барабан, в который били для сбора людей. Оповещали о беде. Били во время пожаров, метелей и вьюг. Так же били в колокола).
        Строили в городах и высокие-превысокие башни — пожарные каланчи. День и ночь дежурили на башнях пожарные и внимательно смотрели — не видно ли в городе дыма или огня.

        В чем же состоит работа пожарников?
          Пожар легче предупредить, чем потушить. Поэтому пожарные обследуют каждое здание, без их разрешения не возводится ни один новый дом — не строятся ни фабрика, ни завод, не появляется новый строительный материал. Пожарные обследуют склады, магазины, гостиницы, кафе и рестораны и везде проверяют пожарную безопасность. Кроме того, пожарные постоянно тренируются, проводят специальные учения, занимаются в
спортивных залах, чтобы во время не учебного, а настоящего пожара суметь проявить ловкость, силу, сноровку.

        Ребята, давайте сейчас с вами поиграем. Узнаем, знаете ли вы какими предметами пользуются пожарные? Что необходимо для их работы?

Дидактическая игра «Что кому нужно»

(дети делятся на две команды. Каждой команде раздаются карточки с изображением предметов необходимых для разных профессий, в т.ч. пожарного. Карточки у детей лежат оборотной стороной. По команде взрослого, дети переворачивают карточки, рассматривают, затем откладывают в одну сторону предметы предназначенные для пожарных, в другую сторону – все остальные карточки. После выполнения задания каждая команда рассказывает о каждом изображенном предмете: называют что изображено и для какой профессии он предназначается)

        Воспитатель: Ребята, вы молодцы, замечательно справились с заданием. Мы с вами не обсудили лишь одно: одежду пожарного.

                 Пожарные носят специальную одежду, защищающую их от огня и дыма. На голове у них стальная каска, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах — прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный бесстрашно идет в огонь!
       
Профессия пожарного требует бесстрашия, самоотверженности, ловкости, самообладания и быстроты реакции, силы и крепкого здоровья.

        Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? Тогда вы сможете ответить на следующие вопросы. Постарайтесь отвечать быстро. Давайте разделимся снова на две команды.

1.Какими качествами должен обладать пожарный? Почему?
2. Почему эту работу называют опасной?
3. Как вы думаете, что может стать причиной пожара?
4. Почему возникают лесные пожары?
5. Как пожарные тушат огонь?
6. Хотели бы вы избрать профессию пожарного?
7. По какому телефону нужно звонить при пожаре?

8. Кто такой пожарник?

 

КОНСПЕКТ НОД

ОБЛАСТЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ»

Тема: «ПУСТЬ ЁЛКА НОВОГОДНЯЯ НАМ РАДОСТЬ ПРИНЕСЁТ»

Образовательные задачи: дать детям знания о технике пожарной безопасности во время празднования Нового года; познакомить с правилами обращения пиротехники.

Предварительная работа: чтение тематического словаря «Правила поведения при пожаре», с.9

Дидактический и наглядный  материал: иллюстративный материал по теме; маленькая искусственная ёлка; петарды; хлопушки; свечи; электрическая гирлянда.

        Воспитатель:  Ёлка новогодняя в «Теремке» стоит

                                    И, блестя игрушками, с нами говорит.

                                    Вспоминает ёлочка с грустью зимний лес,

                                   Полный звонких песен, сказок и чудес.      

                Автор: М. Некрасова        

        Вот и наступает этот удивительный праздник, который мы с вами так долго ждали, - Новый год. Что вы ждёте от этого праздника? (ответы детей). Ребята, вы знаете, кто является главным гостем в этот праздник? (Ответы детей).

Конечно же – ёлка! Чем наряжаем мы новогоднюю красавицу? (Ответы детей)

Ребята, скажите, какие бывают ёлки? (натуральные и искусственные). Откуда нам привозят натуральную ёлку? (настоящие живые ёлки выращивают для нас в питомнике. Её обычно ставят в ведёрко с водой, чтобы дерево подольше сохраняло свежесть и красоту. Искусственную ёлку делают из пластмассы. Она не высыхает, не желтеет, не роняет игл)

        И вот, когда ёлка украшена разноцветными игрушками, гирляндами, необходимо вспомнить правила пожарной безопасности. Вот правила, которые необходимо соблюдать:

- ёлку нужно установить так, чтобы она не мешала свободно ходить и не заслоняла двери;

- ёлка должна стоять далеко от батарей отопления;

- нельзя украшать ёлку горящими свечами и обкладывать подставку под ёлкой ватой;

- после праздника ёлку следует как можно скорее разобрать (искусственную – убрать до следующего года, а настоящую – вынести из дома, высохшая хвоя загорается легко и быстро)

- прежде чем повесить на ёлку электрическую гирлянду, её нужно включить и проверить, обратить внимание на оболочку проводов;

- приобретать пиротехнику необходимо только в проверенных магазинах. Нельзя использовать пиротехнику с повреждённым корпусом или фитилём;

- запускать пиротехнику можно только в присутствии взрослых и с их разрешения;

- нельзя использовать пиротехнику дома, направлять ракеты и петарды на людей, бросать петарды под ноги людям и животным, поджигать фитиль, держа его возле лица.

        Чтобы избежать несчастья, надо относиться к этим правилам ответственно и серьезно.

        Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Это я, это я, это все мои друзья!» (Если вы согласны с утверждением – вы говорите: это я, это я, это все мои друзья», если вы не согласны – молчите).

        Кто задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережёт родную школу
От коварного огня? 
(Это я, это я, это все мои друзья!»)

Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор? 
(Ребята молчат)

Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром? 
(Это я, это я, это все мои друзья!»)

Кто украдкой в уголке
Жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушёл!

Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят? 
(Это я, это я, это все мои друзья!»)

На привале кто в лесу
Жёг засохшую сосну?
А потом так поспешил,
Что костёр не затушил.

Кто, видя сушняк в огне,
Знает точно: быть беде?
Ветку кто не поджигает,
От пожара лес спасает? 
(Это я, это я, это все мои друзья!»)

И в конце, для закрепления услышанного, вопросы:

1. Какие бывают ёлки?

2. Как вы думаете, что опаснее, когда горит настоящая или искусственная ёлка?

3. Почему нельзя зажигать пиротехнику дома?

4. Что необходимо сделать прежде чем повесить на ёлку электрическую гирлянду?

        Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Все правила запомнили? Соблюдать будете? Тогда, до новых встреч!

ВИКТОРИНА «С ОГНЁМ НЕ ИГРАЙТЕ! С ОГНЁМ НЕ ШАЛИТЕ!»

        Цель викторины:

- Закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности.

- Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.

- Развивать память, находчивость, сообразительность, навыки работы в группе.

- Воспитывать нравственные качества: мужество, самоотверженность.

- Углубить и систематизировать знания о причинах пожара.

- Воспитывать чувство уважения к людям мужественной профессии.

        Организация викторины: Для проведения викторины создаются команды. За каждый правильный ответ, команды получают по призовому баллу. По окончании викторины баллы суммируются, определяется команда победитель.

Дидактический материал и оборудование:

Ход занятия.

        Дети делятся на две команды -  «Искра» и «Огонёк».

Представление команд.

Команда «Искра» произносит девиз: «Из искры возгорится пламя!»

Команда «Огонёк» произносит девиз: «Твердо знать и помнить ясно. Играть со спичками опасно».

        Воспитатель:  Ребята, прежде чем  начнём нашу викторину, прочту вам стихотворение. Прослушав его, вы скажите, какое правило было нарушено главным героем.

Я решил испечь блины

Замечательной длины,

Вот такой ширины,

Вот такой вышины!

Разве знал, что быть беде?

Размешал в сковороде

Полкило муки пшеничной

Масло, воду…Всё отлично!

Всё умею! Я ж большой!

Дрожжи бросил, сахар, соль…

Спичкой газ зажёг умело:

Ну, огонь, берись за дело!

Я ж немножко подремлю…

Ах, как я блины люблю!

И, конечно же, во сне

Блин явился сам ко мне!

Хоть я спал всего минуту,

Блин мой – чёрный почему-то!

А в квартире – сущий ад:

Дым, копоть, гарь и чад,

Словно из вулкана прямо!

Хорошо, вернулась мама!

Тут и папа прибежал,

Как пожарный на пожар!

Всё закончили мы миром

И спасли свою квартиру!

А меня отныне часто

Называют домочадцем!

И соседи всё ворчат,

Вспоминая страшный чад…

Только я отныне бросил

Зажигать огонь без взрослых!              Автор: Безбородов Виктор

        1 тур. «Разминка» (игра «Подскажи словечко»)

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол прожег.

Не смотри, не жди, не стой.

А залей его...    (водой)

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те...  (отнять)

Если где хранится мусор

Или просто старый хлам,

Надо будет потрудиться,

Навести порядок там.

Мы метлу, лопату взяли

И быстрее все... (убрали)

Кто с огнём не осторожен,

У того пожар возможен.

Дети помните о том,

Что нельзя шутить… (с огнём)

        II тур. Игра с карточками «Номер телефона»

Задание: двум командам раздаются карточки с изображением номеров телефонов (для сюрпризного момента, карточки раздаются обратной стороной) служб спасения и обычных городских номеров. Дети отбирают карточку с изображением номера телефона пожарной службы.

        

III тур.  «И в сказках бывает…»

Задание: взрослый читает произведения из сказок, где упоминается тема «пожара», «огня».

Море пламенем горит,
Выбежал на море кит,
Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!

К.Чуковский "Путаница”

И вдруг заголосили:
"Пожар! Горим! Горим!”
С треском, щелканьем и громом.
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.

С. Маршак "Кошкин дом”

Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.

С. Михалков "Дядя Стёпа”

А личички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

К.Чуковский "Путаница”

        IV тур. «Ждём ответа»

Задание:  поочередно каждой команде задаётся по одному вопросу. При правильном полном ответе, команда получает по два балла.

1. Как называется профессия людей, борющихся с огнем?   (Пожарные)

2. Как одеваются пожарные?  (Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания.

3. Чем опасны пожары?  (При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди).

4. Чем еще опасен пожар, кроме огня?  (Страшнее огня бывает дым. В задымленной комнате легко заблудиться и не найти выход. Трудно дышать).

5. Чем можно тушить начинающийся пожар? (Пожар можно тушить огнетушителем, водой, песком, одеялом).

6. Чем опасна печь в деревенском доме? (В деревне или на даче детям в отсутствие взрослых нельзя подходить к печке и открывать печную дверцу. От выскочившего уголька может загореться дом.

        V тур. Игра «Вызов пожарных»

Задание: Ребёнок из каждой команды подбегает к телефону, набирает номер «01», назвать свой адрес и объяснить, что случилось.

        VI тур. «Что нужно пожарному?»

Задание: Игра с картинками. Дети из предложенных иллюстраций выбирают те изображения, которые помогут пожарному в его работе.

Воспитатель: Ребята, вот и подошла к концу наша викторина. В конце подсчитываем набранные вами баллы. Предлагаю вам немного подвигаться под песню, которая называется «Песня пожарных» (композитор и автор Григорий Гладков)

В конце викторины подсчитываются баллы, команды награждаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ОБЖ в средней группе по теме «Огонь – друг и враг человека»

- познакомить детей с пожароопасными предметами;- формировать чувство опасности огня;- довести до сознания мысль о том, что этими предметами нельзя пользоваться самостоятельно;- познакомить с предмета...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Огонь- друг или враг человека» для детей старшей группы

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Огонь- друг или враг человека» для детей старшей группы...

Конспект занятия по ОБЖ для старшей группы Тема: «Огонь друг и враг человека»

Задачи:Образовательные задачи: Сформировать правильное отношение к огню. Расширить знания детей о правилах обращения с огнем. Закрепить знания детей о причинах возникновения пожара, о правилах пожарно...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Дорога друг или враг»

Вид проекта: творческо-исследовательский, информационный, практико-ориентированный, краткосрочный. Продолжительность проекта: 1 неделя, июнь. Участники проекта: дети старшей группы, воспитат...

Педагогический проект на тему "Дорога друг или враг"

Цель проекта: формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах....

Проект с ребятами на тему "Огонь-друг, огонь-враг"

Беседы с детьми на тему пожарной безопасности....