Доклад на педсовет по теме «Развитие речи и обогащение словаря через нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»
проект
Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может и должно служить средством в развитии речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад не педсовет
«Развитие речи и обогащение словаря через нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предоставляется опыт работы проекта на тему «Развитие связной речи и обогащение словаря через нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».
В настоящее время в обществе ощущается «дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми.
Одним из характерных проявлений выступила утрата патриотизма как одна из духовных ценностей нашего народа.
Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности.
ФОП рекомендует с дошкольного возраста ребенка воспитывать патриотом - человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он родился и растет, ее традиции, историю, культуру, язык. Поддерживать эмоциональную отзывчивость детей на красоту родного края. Поддерживать стремление детей рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Воспитывать культуру общения. Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Таким же сложным процессом, является и развитие речи.
Разница лишь в том, что формирование и развитие речи заложено « биологически», это естественный процесс. А нравственное воспитание – это приобретенный фактор, который закладывается педагогом, семьёй и социумом.
Многие дошкольники испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: неспособность к построению развернутого высказывания;
инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками речевой деятельности.
Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может и должно служить средством в развитии речи детей.
Современная образовательная реальность требует интегрированного подхода, поэтому считаю возможным совмещать закладывание норм нравственно-патриотического воспитания и формирование речи.
В обогащении словарного запаса дошкольников большую роль играет предметно-развивающая среда группы.
Патриотический центр в детском саду помогает зародить и развивать чувство патриотизма.
Для речевой активности и познавательного развития используется демонстрационный и игровой материал (предметные и сюжетные наборы картинок, схемы описания и сравнения на различные темы).
Дидактические игры
«Назови и покажи достопримечательности города»
«Чем похожи и непохожи».
«Разрезные картинки»
Рассказ по фото «Где я был?»
Разрезные картинки.
Для речевого развития приобщаем детей к культуре чтения литературы. Одним из важнейших средств является художественное слово. Особое место в патриотическом и речевом развитии ребёнка занимает использование пословиц и поговорок, заучивание стихотворений по мнемотаблицам об армии, к празднику 23 февраля, мой город и т.д.
Так же по мнемотаблице дети составляют рассказ о семье, родах войск.
Цент сюжетно- ролевой игры способствует развитию между детьми построения диалога и монолога, тем самым развивает связную речь детей.
По знакомым сказкам организовываем драматизации – спектакли, инсценировки, игры по ролям.
Приобщая детей к народной культуре проводим народные праздники, развлечения. Используя малые формы народного фольклора – песенки, потешки, заклички, считалки, загадки, скороговорки. На праздники папам и мама делаем с детьми совместными усилиями фотоколлажи, дети рассказывают о своих родителях, делятся информацией о своей семье, общаются друг с другом во время изготавливают подарки.
Развитие речевой активности проходить на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Одним из таких видов деятельности является беседа. Беседуя с ребёнком спрашиваем, с кем он живёт, как зовут маму и папу, где работают, уточняем степень родства его к другим членам семьи.
С удовольствием сотрудничают родители, они принимают участие в выставках, беседуют дома с детьми , знакомя их с семейным древом, традициями семьи.
Изучают достопримечательности города. Посещают музеи и спектакли. Обязательно приносят фото для бесед:
«Где отдыхали летом», «Семейные праздники и традиции», «Труд всей семьёй»
Как результат уважительного и доброго отношения к нашим защитникам – ребята приняли участие в акции «Тепло детских рук»
Таким образом грамотно построенный образовательный процесс, оформление предметно-развивающей среды, подбор дидактических, речевых игр направлено на развитие речи детей, их нравственно-патриотического воспитания. Обогащение речи, умение правильно пользоваться словом, строить фразы способствуют лучшему усвоению полученных представлений, выражению чувств и переживаний детей, их нравственному и патриотическому воспитанию.
Своё выступление мне бы хотелось закончить словами Дмитрия Сергеевича Лихачёва:
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для педсовета на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста».
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в ...
Формирование гендерныхкачеств через нравственно - патриотическое воспитание дошкольников
обмен опытом на районном семинаре для дошкольных работников на тему: "Формирование гендерныхкачеств через нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"...
Доклад на тему: "Преемственность детского сада и семьи по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников"
Преемственность детского сада и семьи по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников...
Доклад на педсовет "Формирование у детей чувства любви к Родине, через нравственно-патриотическое воспитание"
Нравственно-патриотическое воспитание является одной из актуальных проблем в условиях современной России. Так, материальные ценности стали доминировать больше, чем духоные, у детей становится искаженн...
Доклад на тему «Использование эффективных образовательных технологий в целях нравственно – патриотического воспитания дошкольников».
В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возмо...
Развитие речи через нравственно – патриотическое воспитание дошкольников (использование лэпбука в коррекционной работе)
Патриотическое воспитание является важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка. Материал лэпбука "Моя Россия" может служить средством ...
ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТ НА ТЕМУ: «Современные подходы в организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников», »Посеем в детских душах доброту!» «
Выступление на педсовете с докладом.Тема:"Пдагог - зеркало детских душ"...