Доклад на педсовет по теме «Развитие речи и обогащение словаря через нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»
проект

Гайдарлы Елена Анатольевна

Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может и должно служить средством в развитии речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад не педсовет

«Развитие речи и обогащение словаря через нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»

 Добрый день, уважаемые коллеги!

 Вашему вниманию предоставляется опыт работы проекта на тему «Развитие связной речи и обогащение словаря  через нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».

 В настоящее время в обществе ощущается «дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми.

 Одним из характерных проявлений выступила утрата патриотизма как одна из духовных ценностей нашего народа.

Под  патриотическим  воспитанием  понимается  взаимодействие  взрослого  и  детей  в  совместной  деятельности  и  общении,  направленное  на  раскрытие  и  формирование  в  ребенке  общечеловеческих  нравственных  качеств  личности.

 ФОП  рекомендует с дошкольного  возраста  ребенка    воспитывать  патриотом - человеком, имеющим чувство Родины,  который  любит  страну,  в  которой  он родился  и  растет,  ее          традиции,  историю,  культуру,  язык. Поддерживать эмоциональную отзывчивость детей на красоту родного края. Поддерживать стремление детей рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Воспитывать культуру общения. Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Таким же сложным процессом, является и развитие речи.

Разница лишь в том, что формирование и развитие речи заложено « биологически», это естественный процесс. А нравственное воспитание – это приобретенный фактор, который закладывается педагогом, семьёй и социумом.

   Многие дошкольники испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер:  неспособность к построению развернутого высказывания;

 инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками речевой деятельности. 

 Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может и должно служить средством в развитии речи детей.

 Современная образовательная реальность требует интегрированного подхода, поэтому считаю возможным совмещать закладывание норм нравственно-патриотического воспитания и формирование речи.

В обогащении словарного запаса дошкольников большую роль играет предметно-развивающая среда группы.

Патриотический центр в детском саду помогает зародить и развивать чувство патриотизма.

 Для речевой активности и познавательного развития используется демонстрационный и игровой материал (предметные и сюжетные наборы картинок, схемы описания и сравнения на различные темы).

 Дидактические игры

«Назови и покажи достопримечательности города»

«Чем похожи и непохожи».

«Разрезные картинки»

Рассказ по фото «Где я был?»

Разрезные картинки.

  Для речевого развития приобщаем  детей к культуре чтения литературы. Одним  из важнейших  средств  является художественное слово.   Особое место в патриотическом и речевом развитии ребёнка занимает использование пословиц и поговорок, заучивание стихотворений по мнемотаблицам об армии, к празднику 23 февраля, мой город и т.д.

Так же по мнемотаблице дети составляют рассказ о семье, родах войск.

Цент сюжетно- ролевой игры способствует развитию между детьми построения диалога и монолога, тем самым развивает связную речь детей.

 По знакомым сказкам организовываем драматизации – спектакли, инсценировки, игры по ролям.

 Приобщая детей к народной культуре проводим народные праздники, развлечения. Используя малые формы народного фольклора – песенки, потешки, заклички, считалки, загадки, скороговорки. На праздники папам и мама делаем с детьми совместными усилиями фотоколлажи, дети рассказывают о своих родителях, делятся информацией о своей семье, общаются друг с другом во время изготавливают подарки.

 Развитие речевой активности проходить на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Одним из таких видов деятельности является беседа. Беседуя с ребёнком спрашиваем, с кем он живёт, как зовут маму и папу, где работают, уточняем степень родства его к другим членам семьи.

 С удовольствием сотрудничают родители, они принимают участие в выставках, беседуют дома с детьми , знакомя их с семейным древом, традициями семьи.

 Изучают достопримечательности города. Посещают музеи и спектакли. Обязательно приносят фото для бесед:

«Где отдыхали летом», «Семейные праздники и традиции», «Труд всей семьёй»

 Как результат уважительного и доброго отношения к нашим защитникам – ребята приняли участие в акции «Тепло детских рук»

Таким образом грамотно построенный образовательный процесс, оформление предметно-развивающей средыподбор дидактических, речевых игр направлено на развитие речи детей, их нравственно-патриотического воспитания. Обогащение речи, умение правильно пользоваться словом, строить фразы способствуют лучшему усвоению полученных представлений, выражению чувств и переживаний детей, их нравственному и патриотическому воспитанию.

Своё выступление мне бы хотелось закончить словами Дмитрия Сергеевича Лихачёва:

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для педсовета на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста».

     Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в ...

Формирование гендерныхкачеств через нравственно - патриотическое воспитание дошкольников

обмен опытом на районном семинаре для дошкольных работников на тему: "Формирование гендерныхкачеств через нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"...

Доклад на тему: "Преемственность детского сада и семьи по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников"

Преемственность  детского сада и семьи по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников...

Доклад на педсовет "Формирование у детей чувства любви к Родине, через нравственно-патриотическое воспитание"

Нравственно-патриотическое воспитание является одной из актуальных проблем в условиях современной России. Так, материальные ценности стали доминировать больше, чем духоные, у детей становится искаженн...

Доклад на тему «Использование эффективных образовательных технологий в целях нравственно – патриотического воспитания дошкольников».

В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возмо...

Развитие речи через нравственно – патриотическое воспитание дошкольников (использование лэпбука в коррекционной работе)

Патриотическое воспитание является важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного  развития личности ребенка. Материал лэпбука "Моя Россия"  может служить средством ...