Конспект логоритмического занятия для детей 5-6 лет с ффнр " Дифференциация звуков [с]-[з]. Цветик-семицветик.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект группового логоритмического занятия для детей 5-6 лет с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
Этап логопедической работы: дифференцировочный.
Разработала: Учитель-логопед Демина Мария Ивановна
Тема: Дифференциация звуков [c] – [з]. Цветик-семицветик.
Цель: дифференциация звуков [c]-[з] и развитие психомоторики на данном звуковом материале.
Задачи:
Коррекционные:
-развивать умение дифференцировать звуки [с]-[з];
-развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать у детей дыхание, голос, артикуляцию.
Образовательные:
-развивать у детей чувство темпа и ритма;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развитие словарного запаса детей;
Воспитательные:
-воспитывать музыкальный слух;
-формировать умение работать в коллективе.
Оборудование: «Цветик-семицветик» с заданиями; запись музыкальной игры «Раз, два, три – здравствуй говори», запись птичьих голосов, запись речевых попевок, запись песни «Лети лепесток», предметные картинки с изображениями: кузнечика, совы, снегиря, страуса, зайца, лисы, собаки, свиньи, козы, слона, носорога, змеи; изображение букв С и З;
Ход занятия:
- Организационный момент. (2 мин)
Цель: развитие музыкальности и чувства ритма.
Логопед: Здравствуйте, дети. А давайте с вами поздороваемся друг с другом по музыку. Проводится коммуникативная игра «1,2,3 – здравствуй говори»
Игра «1, 2, 3 - здравствуй говори»
1.
Зашагали ножки – шагают по кругу, поднимая коленки в рассыпную
Весело по кругу.
Приведут нас ножки
По дороге к другу. – останавливаются
Припев:
1, 2, 3 - «Здравствуй» – говори. – кивают головкой вправо, затем влево
1, 2, 3, - руку мне пожми! - пожимают друг другу руку
2.
Побежали ножки – бегут по кругу
Весело по кругу
Приведут нас ножки
По дорожке к другу. – останавливаются
Припев:
1, 2, 3 – головкой поклонись, – кивают головкой вправо, затем влево
1, 2, 3 – мило улыбнись! - улыбаются друг другу
3.
Поскакали ножки – скачут по кругу
Весело по кругу,
Приведут нас ножки
По дорожке к другу. – останавливаются
Припев:
1, 2, 3 – хлопай веселей! - хлопают в ладоши
1, 2, 3 – обними скорей! - обнимаются
Введение в тему:
Логопед: Ребята, скажите, вы помните сказку про девочку Женю, у которой был волшебный цветок? Она отрывала по одному лепестку и загадывала желание. (Ответы детей)
Логопед: У меня есть тоже такой цветик-семицветик. (демонстрирует цветок). Мой цветочек тоже необычный. На его лепестках есть для вас интересные задания. И сегодня мы будем делать то, что подскажет нам каждый из его лепестков. (Детям предлагается семь различных заданий, обозначенных на лепестках цветика-семицветика.)
Логопед: Чтобы узнать, какое у нас будет задание мы должны произнести волшебные слова. Повторяем со мной:
Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли быть, помоему вели.
(Логопед берет в руки первый лепесток.)
Логопед: Ребята, какой это цвет? Правильно, красный. На красном лепестке нарисованы два воздушных шарика: надутый и сдувающийся. Логопед читает стихотворение:
Надуваем быстро шарик,
Он становится большой.
Шарик лопнул,
Воздух вышел.
Стал он тонкий и худой!
Логопед: Ребята, какой звук слышится, когда шарик сдувается? Правильно, звук[с]. Давайте выполним с вами дыхательное упражнение «Воздушный шарик».
- Дыхательное упражнение «Воздушный шарик»
Цель: Развитие речевого выдоха, изолированного произношения звука [c]/
Дети стоят, держат ладони перед собой.
1. Вдох: вдыхают через нос, при этом разводят руки в стороны (Шар «надули»).
2. выдыхают, произносят длительно с-с-с-с-…(Шар сдулся)
Логопед: Молодцы. Давайте произнесем волшебные слова и посмотрим задание второго лепестка. ( Дети произносят слова: лети, лети, лепесток…) Логопед берет второй лепесток.
Логопед: Какой это цвет? Дети: Желтый.
На желтом лепестке нарисован комар.
- Упражнение на слуховое внимание.
Цель: развитие слухового внимания, изолированного произношения звука [з].
Логопед предлагает детям превратиться в комариков и полетать на полянке. Даёт речевую инструкцию, по которой они должны «летать», произнося «з-з-з-з» Мальчики произносят «з-з-з-з-з» басом, девочки тоненько. Как только зазвучат птичьи голоса(аудиозапись) дети прячутся (садятся на пол), переставая произносить «з-з-з-з-з».
Логопед: Молодцы. Давайте посмотрим, какое же следующее задание приготовил нам цветик-семицветик. Произнесем волшебные слова: лети, лети лепесток…
Логопед переворачивает голубой лепесток. На нем дети видят нарисованные нотки и картинку осы и козы.
Логопед: Ребята, лепесток предлагает нас спеть чистоговорки со звуками [c] [з].
- Упражнение на развитие дикции и артикуляции.
Цель: развитие мышц артикуляционного аппарата и чувства ритма.
Са-са-са, са-са-са
Ой, ой, ой – летит оса.
Сы-сы-сы, сы-сы-сы –
Не боимся мы осы!
Су-су-су, су-су-су –
Видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы, сы-сы-сы –
Мы не видели осы.
Са-са-са, са-са-са –
Отгадайте, где оса?
Зы-зы, зы-зы –
Стало скучно без козы.
Зе-зе, зе-зе – я нарвал травы козе.
Зу-зу, зу-зу - я привел домой козу.
За-за, за-за – у меня живет коза.
Логопед: Молодцы. Как хорошо вы пропели. Посмотрим следующее задание. Произносят слова: лети, лети, лепесток… Логопед переворачивает синий лепесток. На нём дети видят картинки с изображением птиц и животных.
- Упражнение на развитие двигательных навыков.
Цель: развитие общей моторики, двигательных навыков.
Дети делятся на две команды. Каждая команда прикрепляет на свой лист с изображением звука [с] или [з], свои картинки, в которых содержатся заданные звуки, стараясь обогнать другую команду. Затем каждая картинка называется ребёнком.
Логопед: Ребята, лепестков на нашем цветике становится все меньше. Хотите узнать, какое задание приготовил нам синий лепесток? (Ответы детей). Тогда произносим волшебные слова: лети, лети лепесток…
Логопед переворачивает синий лепесток. На нем нарисованы цветы.
- Упражнение на развитие фонематического слуха.
Цель: развитие фонематического слуха.
Логопед: Вы сейчас будете идти по кругу, а я буду называть название цветов. Услышав в названии цветка звук [с] – останавливаетесь, [з] – приседаете.
(Названия цветов: ландыш, тюльпан, аСтра, ромашка, мак, роЗа, георгин, хриЗантема, колокольчик, фиалка, лилия, гвоЗдика, пион, орхидея, неЗабудка, одуванчик, подСнежник, кактуС, ваСилек, мальва)
Логопед: Ребята, посмотрим следующее задание? Ну тогда произнесем слова: лети, лети лепесток…
(Логопед переворачивает оранжевый лепесток). На нём написаны загадки. Читает загадки, дети отгадывают и определяют какой звук (С или З) встречается в отгадке, называют его местоположение.
- Загадки. Игра «Добавь нужное слово»
Цель: развитие мышления
Зимой на земле лежал,
Весной в реку побежал. (снег)
Сложишь – клин,
Развернешь – блин. (зонт)
С хозяйкой дружит,
А на чужих лает,
В дом не пускает. (собака)
Два братца
Через дорожку живут,
А никогда не видятся. (глаза).
«Добавь нужное слово»
Дети ели вкусный….
У Зои разболелся…. (зуб, суп).
У Сони русая…
В сад забрела…. (коса, коза).
Помидоры надо….рассолом
Надо ….на зиму капусту. (солить, залить).
Логопед: Ребята, вот и осталась от нашего цветочка серединка. В серединке изображены танцующие дети. Приглашаем вас потанцевать.
- Танец«Лети, лепесток»
Цель: воспитывать доброжелательные отношения при исполнении танца, координацию движений, развивать чувство ритма, зрительное и слуховое внимание.
- Релаксация.
Логопед: Молодцы!
Все танцевали и немножечко устали.
Вы на месте постоите, хорошенько подышите.
(Выполняются глубокие вдохи и выдохи с подниманием и опусканием рук)
- Рефлексия
Логопед: Ребята, понравилось вам наше занятие? Что понравилось больше всего? (Ответы детей)
Логопед: Ребята, я предлагаю вам нарисовать такие же цветики-семицветики и придумать разные задания на каждый лепесток.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: "Дифференциация звуков [с], [ш].
Данное занятие поможет закрепить знания детей о звуках [c], [ш], предупредит возникновение нарушений письма....
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Дифференциация звуков С - Ш"
В конспекте занятия логопеда представлены задания , которые можно использовать на занятии по дифференциации звуков....
Конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста тема "Путешествие по сказке В.Катаева "Цветик-семицветик".
На развивающем занятии дети повторили сказки которые проходили в младшем и среднем возрасте. Познакомились с новой сказкой. Узнали что сказки бывают народные и авторские. Дети охотно пересказывалиизве...
Методическая разработка НОД по развитию фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Дифференциация звуков «Р-Л».
Материал предназначен для учителей-логопедов логопункта ДОУ...
Методическая разработка НОД по развитию фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Дифференциация звуков Ш-С на лексическом материале "одежда и обувь"
Для учителей-логопедов логопункта ДОУ...
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР 6-7 лет. "Дифференциация звуков "С-Ш"
Конспект представлен в форме квест-игры с использоваением технологий массажа стоп, гимнастика Брейн-Джим, ИКТ (аудиозапись, телефонное сообщение), элементы ТРИЗ (рассуждения, поиск решения проблемы)....
Конспект группового логопедического занятия для детей 6-7 лет с ОНР "Дифференциация звуков и букв Ж-Ш".
Протокол группового логопедического занятия для детей 6-7 лет с ОНР Тема занятия: «Дифференциация звуков и букв Ж-Ш».Цель занятия: закрепление навыка различения звуков и букв Ж-Ш....