Сценарий непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области <<Речевое развитие>> "Путешествие в зимний лес".
план-конспект урока по логопедии (старшая группа)
Целью занятия является совершенствование мелкой моторики и координации движений рук, двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством графо моторных упражнений. Основные задачи -
- Активизировать словарь по теме «Дикие животные» и их особенности жизни зимой.
- Совершенствовать грамматический строй речи, навыки словообразования, словоизменениями.
- Совершенствовать графо моторные навыки.
- Уметь осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей, владеть устной речью.
- Развивать речь, учить детей отвечать на вопросы предложениями; учить образовывать уменьшительно – ласкательные названия детенышей животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»
Максимова Т.М
Учитель – логопед
МАДОУ «Детский сад № 3 «Ромашка»
« Путешествие в зимний лес»
Цель: Совершенствование мелкой моторики и координации движений рук, двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством графомоторных упражнений.
Задачи:
Образовательные:
- Активизировать словарь по теме «Дикие животные» и их особенности жизни зимой.
- Совершенствовать грамматический строй речи, навыки словообразования, словоизменения.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движениями.
- Развивать внимание, память, мышление.
- Совершенствовать графомоторные навыки.
- Уметь осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей, владеть устной речью.
- Развивать речь, учить детей отвечать на вопросы предложениями; учить образовывать уменьшительно – ласкательные названия детенышей животных.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества.
- Развивать положительное отношение к образовательному процессу и его результатам.
Основной метод формирования мелкой моторики, лежащий в основе непосредственно-образовательной деятельности это развитие графомоторных навыков.
Методические приемы:
Наглядный : – демонстрация, наблюдение
Словесный – заучивание наизусть стихотворений, предварительная беседа о зиме.
Практический - Моделирование, упражнение, иллюстрации.
Приемы:
Показ действий, показ образа вопросы, пояснение, педагогическая оценка; создание игровой ситуации.
В ходе НОД использовались здоровье сберегающие технологии: физкультминутка, развитие мелкой моторики.
Предполагаемые результаты НОД:
- У детей продолжит развиваться связная речь, тонкая и общая моторика, внимание, память, мышление.
- Дети получат возможность поупражняться в развитии навыков взаимодействия со сверстниками и педагогом, проявить в ходе НОД инициативу и применить полученные знания на практике.
- Дети закрепят графомоторные навыки.
- У детей продолжит формироваться желание развивать графомоторные навыки.
Оборудование: резиновые игрушки «Диких животных», следы зайца, пенек, корзина с Су-джоки 9 шт., схемы «Ежик», палочки альбомные листы.
Ход НОД
Логопед: Дети заходят в зал и Здороваются с гостями .
Логопед: Сегодня я предлагаю отправиться на прогулку в зимний лес.
Скажите, пожалуйста, кто из вас был в зимнем лесу? (ответы детей).
Логопед: Какой зимний лес? (Отвечаем полным предложением…в Лес зимой белоснежный, снежный, сказочный, тихий, волшебный; Лес зимой красивый, сказочный; ( А что лежит на деревьях?.... Cнег, а какой бывает снег? Пушистый, белый, блестящий, рыхлый)Все деревья и ели в лесу покрыты снегом и т.д. Снег аккуратно украшает деревья, наряжает их в белые шубки. Даже звери надевают новые шубки. )
Логопед: Ребята, а каких животных мы можем увидеть в зимнем лесу? (ответы детей: волка, белку, зайца, лису). Правильно, молодцы!
Логопед: А сейчас Максим, Вика, Настя нам расскажет стихотворение животных? Прошу….(имя ребёнка).
- Заяц в мех оделся белый
Стало зайчику тепло
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.
Молодец!
(имя ребёнка)
Рыщут волки ночью темной
За добычей по лесам
Меж кустов к тетерке сонной
Пробирается лиса
Молодец!
(имя ребёнка)
- Прячет на зиму кедровка
В старых мох орехи ловко
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне - снегири.
Молодец!
Ребята, мне очень постарались, как вы красиво и выразительно рассказали стихотворения. Вы большие Молодцы! (логопед приглашает детей сесть на стулья)
Логопед: Как вы думаете, как дикие животные встречают зиму? (предполагаемые ответы детей).( Какие животные?)
1 ребенок Медведь обустраивает себе берлогу.
2 ребенок Заяц меняет серую шубку на белую
3 ребенок Еж – готовит зимние запасы
4 ребенок Белка готовит зимние запасы. Осенью они прячут желуди и орехи в лесную подстилку, в дупла и землю.
Логопед: А кто из зверей всю зиму спит?
Предполагаемые ответы детей: Еж, Медведь, Барсук.
Логопед: Молодцы!
Логопед: Давайте отправимся в зимний лес, а чтобы туда нам попасть, скажем слова : Тропинка, тропинка, в зимний лес приведи, пойдём за тобой, а ты впереди
А теперь пойдем за мной и проговариваем наши слова .
Тропинка, тропинка, в зимний лес приведи, пойдём за тобой, а ты впереди ( Дети идут за логопедом )
Логопед: Вот мы с вами и очутились в зимнем лесу.
Логопед: Посмотрите, чьи это следы на дорожке? Давайте пойдём с вами по этим следам и увидим, кому они принадлежат. (Дети идут по следам).
Логопед: Посмотрите, какой большой сугроб, и кто там спрятался за сугробом?
Предполагаемые ответы детей: За сугробом сидит заяц.
Логопед: По чьим следам вы шли? (Дети отвечают по заячьем следам.)
Логопед: Заяц замерз и предлагает нам поиграть в игру «Путаницу»
Логопед Давайте встанем около заячьих следов.
Логопед: Делай, как я скажу, но не как покажу. Будьте внемательны!
(произносит «руки вверх» и так далее). Ага, кто попался? Будь внимателен (имя ребёнка).
Логопед: Хорошо мы с вами поиграли, молодцы!.
Идем дальше по зимней тропинки ( Повернулась за логопедам )
Логопед: Повернитесь за мной
По тропинке мы пойдем, ( идут по кругу)
На носочки встали (Бегут на носочках)
Ноги выше подымаем, (Ходят высокими шагами)
На сугробы наступаем
На сугробы наступаем
Очень весело шагаем (Дети маршируют)
( 2 раза)
Логопед: А кто нас встречает?
- Предполагаемые ответы детей Белка!
Логопед: Ребята, белка потеряла свой домик, давайте поможем найти его.
А в этом нам помогут волшебные «катушки». Посмотрите на меня, как делаю я. Каждый берет по одной «катушке» правой и левой рукой. Необходимо одновременно двумя руками наматывать нитку на «катушку» и мы придём к домику белки (картинка дупла). Логопед: Нашли, какие молодцы!( Дети доходят до домика белки)
Логопед: А как называется домик белки? (ответы детей, дупло).
Логопед: А как называется домик лисы, (нора), а у волка (логово). Замечательно.
Логопед: Я вас приглашаю сесть за столы.
(Дети сели за столы)
Логопед: Посмотрите на меня, нам надо для лисы и для волка провести дорожки к их жилищу. (Логопед показывает образец) Берем два карандаша один – в правую руку, другой – в левую руку.
И ставим карандаши над лисой и над волком и одновременно проводим линии к их жилищу.
Логопед: Какие вы молодцы справились с заданием . Встают из-за стола)
Логопед: идем дальше по тропинке
По тропинке мы пойдем, ( идут по кругу)
На носочки встали (Бегут на носочках)
Ноги выше подымаем, (Ходят высокими шагами)
На сугробы наступаем
На сугробы наступаем
Очень весело шагаем (Дети маршируют)
( 1 раза)
Логопед: (Идут дальше и увидели ежа )
Логопед: Кто нам встретился на зимней тропе? (ответы детей Еж). А разве ежи не спят зимой? (предполагаемые ответы детей, спят). Правильно, ежи зимой отправляются в спячку. А что же произошло? (Логопед берет ежа в руки ….. своих ежат)
Логопед: Ежик говорит, что потерял своих маленьких ежат и не может никак уснуть. Давайте поможем найти ежат. А что это за корзинка? Давайте посмотрим. Ребята, посмотрите, какие колючие шарики. На кого они похожи (на маленьких ежат) Возьмите, ребята, по одному ежонку они совсем замерзли давайте их согреем . Сейчас мы сделаем для наших ладошек массаж. Повторяйте за мной. (Дети повторяют движения за логопедом)
«Ежик»
Мы нашли колючий ежик, нам его не удержать.
Ежик крутится в ладошках, ежик хочет убежать (дети крутят между ладонями массажные мячи) (2 раза)
Логопед: Какие вы молодцы! Давайте маленьких ежат отдадим ежу и они отправятся в спячку (дети вместе с логопедом убирают ежей в корзину).
Логопедом: Вам, понравились эти ежата? давайте, мы с вами попробуем их сделать из палочек . Проходите, пожалуйста, за стол. У вас на столах лежат палочки, возьмите их и выложите ёжика по образцу. (Дети присаживаются за столы и выкладывают ежа из счетных палочек по образцу, логопед подходит к каждому и оценивает работу).
Логопед: Какие вы молодцы! Вы справились с заданием.
Логопед: А теперь встаньте в кружок. Давайте поиграем в игру «Большие маленькие»
Логопед: Я буду бросать вам мяч и называть дикое животное. Вы будете ловить мяч, называть сначала одного детеныша, а потом детенышей этого животного и возвращать мне мяч. Волк
1 ребенок – волчонок, волчата
Логопед: – Лиса
2 – ребенок – лисенок, лисята.
Логопед: Заяц
3- ребенок
Зайчонок, зайчата
Логопед: Медведь
4 – ребенок медвежонок, медвежата
Логопед: Еж
5 – ребенок ежонок, ежата.
Логопед: Барсук
6 – ребенок Барсучонок, барсучата
Логопед: Белка.
7 – ребенок. Бельчонок, бельчата
Логопед: Лось
8 – ребенок Лосенок, лосята.
Логопед: Молодцы!
Логопед: Очень хорошо в зимнем лесу, но нам пора возвращаться к себе в сад.
Логопед: (Давайте произнесем слова которые нам помогут вернутся в сад)
Тропинка, тропинка, в сад приведи, пойдём за тобой, а ты впереди.
Логопед: Ребята, вот мы и вернулись в сад.
Рефлексия
Логопед: Расскажите, какое задание или игра вам запомнилась?
Вы большие молодцы!
Логопед: Давайте нашем гостям скажем до сведение.
Список литературы
- Н. В Нищева Конспекты подгрупповых занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 6 до 7лет .Сентябрь – январь. СПб.:
ООО «Издательство Детство – ПРЕСС», 2015.
- Трясакова Т.П Развитие межполушарного взаимодействия у детей прописи Издание 3-е / 2018
- Трясакова Т.П Развитие межполушарного взаимодействия у детей раскраска с заданиями Издание 2-е / 2018
- Трясакова Т.П Развитие межполушарного взаимодействия у детей прописи Издание 3-е / 2018
- Уроки логопеда О.И Крупенчук Научите меня говорить правильно Комплексная методика подготовка ребенка к школе для детей 4 – 6 лет издание 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/21/picture-424909-1434869399.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие по русским народным сказкам» (для детей раннего возраста 2-3 лет) с использованием мнемотехники
Предложены игровые задания для детей: "Узнай сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т.е. по характерным признакам и действиям героев), по мнемокартинкам", "Покажи сказку (театрализованная игра...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/03/picture-656979-1554311350.jpg)
Сценарий непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие: Музыка" для детей средней группы по сказке "Три поросенка" с элементами театрализации
Развитие элементарных певческих и музыкально-ритмических навыков с помощью теартрализованной деятельности...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие по русским народным сказкам» (для детей раннего возраста 2-3 лет) с использованием мнемотехники
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие по русским народным сказкам» (для детей раннего возраста 2-3 лет) с использованием мне...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/27/picture-558018-1538062966.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» « Путешествие в разноцветную сказку» для детей общеразвивающей группы «Затейники» (от 6- до7 лет)
Цель: формирование умения использовать разные части речи в точном соответствии с их значением.Программное содержание:- формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/26/picture-1247590-1590443423.jpg)
Сценарий непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» "Путешествие в зимний лес"
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" "Путешествие в зимний лес"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/12/picture-1276422-1602503872.jpg)
СЦЕНАРИЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» (развитие продуктивной деятельности и детского творчества в рисовании) ТЕМА: «Цв
Cценарий НОД по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (развитие продуктивной деятельности и детского творчества в средней группе) из личного опыта...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/08/picture-1353784-1678257230.jpg)
Сценарий непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми подготовительной группы Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?
Активизировать представления о предложении, слове, слоге, звуке....