статья "дифференциальная диагностика в логопедии"
статья по логопедии
Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных, самых существенных показателей в нарушении психического и речевого развития детей. Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Согласно Л.С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает. Однако прогноз строится на умении специалиста «понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, чтобы на основе данных прошлого и настоящего наметить путь дальнейшего развития ребенка». Прогноз рекомендуется разбивать на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsialnaya_diagnostika_v_logopedii.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА В ЛОГОПЕДИИ
Важной составляющей логопедической работы является исследование проблемы логопедической диагностики и анализа ее результатов.
Диагностика – это специальная область научных знаний, включающая три раздела:
1.Анамнез – совокупность сведений о том, как протекало развитие
2.Семиотика - учение о признаках и симптомах нарушения.
3.Логика (психолого - педагогическая, логопедическая, медицинская), задачей которой является анализ и синтез полученных данных, оценка совокупности признаков отклонения от нормы и правильный вывод (диагноз). На основе окончательно поставленного диагноза определяется программа коррекционно – развивающего обучения и его исход (прогноз).
«Логопедическое заключение» (речевой диагноз) – это краткий вывод о характере и сущности отклонений в речи от нормы, о его природе (механизме), структуре и перспективах дальнейшего развития средствами специальной коррекции. Постановка диагноза - тонкое и сложное дело. Оно требует большого искусства и профессионального мастерства. Без диагностики логопед, как и врач, работает наугад.
Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных, самых существенных показателей в нарушении психического и речевого развития детей. Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Согласно Л.С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает. Однако прогноз строится на умении специалиста «понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, чтобы на основе данных прошлого и настоящего наметить путь дальнейшего развития ребенка». Прогноз рекомендуется разбивать на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.
В настоящее время в отечественной логопедической науке в обращении находятся две классификации речевых нарушений: клинико – педагогическая и психолого – педагогическая.
Многие ученые едины в оценке существующих классификаций. По их мнению, они дополняют друг друга и нацеливают специалистов на решение общих задач.
Анализ логопедических заключений показывает, что логопеды, зная хорошо каждую классификацию, не могут совместить их и грамотно ими воспользоваться
В логопедических заключениях часто одна классификация доминирует в ущерб другой. Одни логопеды отдают предпочтение психолого – педагогической классификации, другие клинико – педагогической.
Преимущество диагноза, поставленного с учетом двух классификаций речевых нарушений, состоит в полноте, глубине, в большей его точности и обоснованности. При этом с одной стороны, определяется природа дефекта, с другой, - дается уровневая характеристика речи и языка.
Логопедическое заключение должно:
- соответствовать двум современным классификациям речевых расстройств и способствовать решению теоретических и практических задач;
- быть кратким, конкретным и одновременно обобщенным;
- при системных расстройствах речи отражать комплексный
диагноз и, с учетом первичных и вторичных нарушений, отбирать в качестве ведущей одну из классификаций, дополняя и углубляя ее другой;
- нацеливать специалистов на выбор адекватной, целенаправленной, личностно – ориентированной и дифференцированной стратегии всей коррекционно-профилактической работы по преодолению нарушений речеязыковой деятельности у детей.
ВЫВОДЫ:
- Объективное логопедическое заключение (диагноз) дает возможность отбирать и накапливать лучший опыт сравнительного анализа сходных состояний и тем самым повышать не только эффективность дифференциальной диагностики, но и всего коррекционно - развивающего процесса.
- Логопедическое заключение - необходимый, ядерный компонент дифференциальной диагностики, главное звено профессиональной деятельности логопеда. От точного диагноза зависит судьба ребенка и специфика его образовательного маршрута.
- Следует помнить о том, что окончательные коррективы в любой диагноз вносит степень продвижения ребенка на пути его обучения.
Диагноз – динамическое понятие.
В связи с этим, одна из важнейших методических и методологических задач практической логопедии сегодня - научиться пользоваться двумя современными классификациями речевых нарушений. Главное не растворяться одной науке в другой, а объединяться, поскольку без синтеза смежных с логопедией наук и совместного сотрудничества не только трудно, а иногда и невозможно выйти на объективный диагноз и сформулировать адекватное логопедическое заключение.
Подготовила учитель-логопед Сергеева Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ОТ СХОДНЫХ СОСТОЯНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Вопросы отграничения общего речевого недоразвития от временных обратимых состояний: ЗРР, ЗПР, олигофрения, РДА...
Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией.
Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией и направления коррекционной работы при сенсорной и моторной алалии....
Дифференциальная диагностика ОНР (из опыта работы).
Краткое содержание. Предлагается обратить более пристальное внимание логопедов на разграничение такого понятия, как ОНР. Приводится таблица, помогающая определить структуру дефекта и классифицировать...
Презентация – выступление на городском сообществе учителей-логопедов «Школа современного педагога» Тема : «Дифференциальная диагностика дислалии и стертых форм дизартрии»
Стертая дизартрия...
Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.
Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...
Консультация для логопедов ДОО «Дифференциальная диагностика дизартрии от сходных с ней состояний»
Дизартрия является распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста, особенно стёртая форма дизартрии. В последнее время увеличилось количество детей, проходящих ПМПК на базе филиа...