Презентация – выступление на городском сообществе учителей-логопедов «Школа современного педагога» Тема : «Дифференциальная диагностика дислалии и стертых форм дизартрии»
презентация по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое «ДИСЛАЛИЯ » и «ДИЗАРТРИЯ?» ДИЗАРТРИЯ – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата, т.е. нарушение связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы. ДИСЛАЛИЯ – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата
КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИКИ Состояние общей моторики Автоматизация звуков Анамнез Голос Мелкая моторика Неврологический статус Речевая моторика Психика Общая моторика Звукопроизношение Дыхание
АНАМНЕЗ ДИСЛАЛИЯ ДИЗАРТРИЯ Наследственность не отягощена Наследственность отягощена
НЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ДИСЛАЛИЯ ДИЗАРТРИЯ Без неврологических патологий Есть очаговые поражения ЦНС
ПСИХИКА ДИСЛАЛИЯ ДИЗАРТРИЯ Психические процессы в норме Психические процессы снижены. Может наблюдаться ЗПР
ОБЩАЯ МОТОРИКА ДИСЛАЛИЯ ДИЗАРТРИЯ Не нарушена Моторная недостаточность страдает в той или иной степени
МЕЛКАЯ МОТОРИКА ДИСЛАЛИЯ ДИЗАРТРИЯ Не нарушена Затруднение в выполнении поз, замедленность темпа, неточное воспроизведение поз,быстрое утомление в мышцах рук
ДИСЛАЛИЯ ДИЗАРТРИЯ Не нарушена. Все пробы выполняются правильно. Ярко выражена ассиметрия лица, мягкого неба и языка; Губы стиснуты или приоткрыты. РЕЧЕВАЯ МОТОРИКА
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ ДИСЛАЛИЯ ДИЗАРТРИЯ Нарушение произношения двух звуков (замены, искажения, отсутствие звуков) Нарушение произношения более двух звуков (боковое, межзубно-боковое и пр.) Речь смазанная, вялая артикуляция, нарушение дикции, просодики
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ ДИСЛАЛИЯ ДИЗАРТРИЯ Звуки ставятся и автоматизируются достаточно быстро Устранение дефектов носит длительный характер. Речь остается нечеткой, смазанной
ГОЛОС ДИСЛАЛИЯ ДИЗАРТРИЯ Звонкий, громкий, хорошо модулируемый Тихий, слабый, прерывистый, затухающий к концу фразы
ФИЗИЛОЛОГИЧЕСКОЕ И РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ ДИСЛАЛИЯ ДИЗАРТРИЯ Не нарушено Физиологическое – поверхностное, ключичное. Речевое – прерывистое, недостаточное
ВЫВОД : НА ОСНОВЕ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ, ДАЖЕ ПРИ НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СИМПТОМАТИКЕ, МОЖНО ГОВОРИТЬ О РАННЕМ ПОРАЖЕНИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И О НАЛИЧИИ У РЕБЕНКА СТЕРТЫХ ФОРМ ДИЗАРТРИИ
Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
Елена Владимировна Голикова , учитель – логопед ,
I квалификационной категории,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №49»,
город Братск, Иркутская область, Россия
Презентация – выступление на городском сообществе
учителей-логопедов «Школа современного педагога»
Тема : «Дифференциальная диагностика дислалии и стертых форм дизартрии»
В последнее время в логопедической практике чаще встречаются случаи неоднородности проявлений фонетических нарушений, когда среди дислаликов выделяются дети с особой трудностью преодолевающие недостатки звукопроизношения. Длительность постановки и автоматизации звуков заставляет логопеда вернуться к более тщательному дообследованию данного ребенка. В некоторых случаях расстройства звукопроизношения сочетаются с нарушением дыхания, фонации, просодики, что обуславливает необходимость дифференцированной диагностики дислалии и стертой дизартрии.
1 слайд
Что такое «Дислалия» и «Дизартрия»?
Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата, т.е. нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи (артикуляции, дыхания, голосообразования, темпа, ритма, интонации речи), связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы.
Правильная диагностика имеет большое значение , т.к. вызывает существенные изменения в содержании и методике коррекционной логопедической работы.
По каким критериям проводится дифференциальная диагностика?
2 слайд
- Анамнез.
- Неврологический статус.
- Психические процессы.
- Состояние общей моторики.
- Состояние мелкой моторики.
- Речевая моторика.
- Звукопроизношение.
- Автоматизация звуков.
- Голос.
- Дыхание.
Последовательно рассмотрим каждый из них.
3 слайд
1. Анамнез
При дислалии:
Анамнез благоприятный.
- нормальное протекание беременности при отсутствии заболеваний и стрессовых состояний, родовая деятельность наступила своевременно, без осложнений,
- закричал ребенок сразу,
- рост и вес соответствует норме,
- нормальное познавательное, раннее психомоторное и речевое развитие (появление гуления, лепета, первых слов, фразы).
При стертой дизартрии:
Анамнез, отягощенный незначительно.
- беременность наступила раньше, чем через год после предыдущей,
- легкий токсикоз во время беременности,
- первый крик ребенка после похлопывания,
- соматические и инфекционные заболевания без осложнений в ранний период развития, смешанное вскармливание.
Анамнез, отягощенный значительно.
- отягощенная наследственность (нервно-психические заболевания у родителей, хронические заболевания матери),
- осложненное течение беременности матери ,
- преждевременные роды,
- патология в родах (слабая родовая деятельность, стремительные, затяжные, обезвоженные роды, родовспоможение),
- асфиксия,
резус - конфликт,
- отклонения в показателях веса и роста, отклонения в раннем постнатальном периоде: слабый сосательный рефлекс, обильное срыгивание во время вскармливания, поперхивания,
- задержка психомоторного и речевого развития, гуление не появляется вообще или звуки появляются в более поздние сроки, отличаются однообразием, произносятся редко и тихо,
- тяжелые частые соматические и инфекционные заболевания, ушибы, травмы головного мозга, судорожная готовность, заболевания нервной системы.
4 слайд
2. Неврологический статус.
При дислалии:
Ребенок развивается без неврологических патологий.
При стертой дизартрии:
У детей со стертой формой дизартрии неврологическая симптоматика проявляется в легкой дивиации языка, в сглаженности носогубных складок с одной или двух сторон, в наличии патологических рефлексов и асимметрии движений языка и губ. В других случаях она имеет форму очаговых неврологических микросимптомов (незначительно выраженное одностороннее нарушение иннервации подъязычного, языкоглоточного нерва, гиперкинезы, фибриллярные подергивания языка, повышение мышечного тонуса).
5 слайд
3.Психика.
При дислалии:
Эмоционально-волевая сфера соответствует норме. У детей 6-7 лет преобладает непроизвольное внимание. Но уже достаточно развиты функции активного внимания, при выполнении заданий увеличивается объем внимания, его устойчивость и умение сконцентрировать при выполнении задания. Восприятие более осмысленно, ребенок различает все цвета и их оттенки, умеет группировать предметы по форме, цвету, устанавливать между ними связи и отличия. Воспринимая картинки, рассказывают, что изображено на картинках, догадываются, что там происходит. Способны воспринимать в картине юмор. В этом возрасте у детей преобладает образная память. Основной вид - непроизвольное запоминание. Запас знаний и представлений об окружающем соответствует возрасту. Сформированы зрительно-пространственные представления. Хорошо ориентируются в схеме своего тела, работают с конструктором. Хорошо развита тактильная память: дети определяют предметы на ощупь. Произвольное запоминание на этом этапе еще механическое. Смысловому запоминанию надо специально обучать. Объем запоминаемого материала увеличивается, если ребенку дается установка запомнить. Мышление развивается на основе чувственного отражения действительности. В срок формируется наглядно-действительное и понятийное мышление. Операции словесно-логического мышления (обобщение и классификация, сравнение, анализ и синтез, установление причинно-следственных связей) совершенствуются в процессе обучения.
При стертой дизартрии:
- У детей со стертой формой дизартрии может сформироваться некоторая задержка психического развития. У них наблюдаются нерезко выраженные нарушения произвольного внимания, пространственного восприятия, памяти, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование высших корковых функций: стереогноз (восприятие предметов на ощупь), несформированность оптико-пространственных, временных представлений. Проявляются эмоциональные нарушения в виде повышенной возбудимости, быстрой утомляемости и истощаемости нервной системы. На первом году такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию и рвоте, диатезу. Одни дошкольники и младшие школьники двигательно беспокойны, раздражительны, проявляются колебания настроения, суетливость, часто проявляется грубость, непослушание. Недостаточно работоспособны, не могут заниматься умственной деятельностью. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении. Другие дети пугливы, заторможены в новой обстановке, избегают трудностей, малоактивны при выполнении любых видов деятельности, с трудом начинают выполнять задание, двигаться, говорить. Все мыслительные процессы замедленны. У этих детей повышенная чувствительность к внешним раздражителям (яркому свету, громким звукам, даже к цвету одежды и различным запахам). Нарушения мыслительной деятельности проявляются в недостаточной сформированности понятийного, абстрактного мышления, что приводит к ограниченному пониманию значений отдельных слов.
6 слайд
4. Состояние общей моторики.
При обследовании состояния общей моторики определяются:
- моторные навыки;
- координация движений;
- содружественность движений;
- статика.
При этом отмечаются особенности естественных движений (бег, ходьба, прыжки) и движений по заданиям.
При дислалии:
- Ребенок овладевал движениями своевременно, головку держит с двух месяцев, сел в 6 месяцев, пошел до года. Самостоятельно сохраняет позу в положении на животе, сам поворачивается на бок.
- Праксис сформирован полностью. Действия самостоятельны. Сформирована статическая координация движений (умение произвольно и по инструкции удержать позу). Сформирована динамическая координация движений (бег, прыжки и др.).
При стертой дизартрии:
- Формирование статодинамических движений задерживается, особенно таких, как развитие возможностей самостоятельно садиться, ползать с попеременным одновременным выносом вперед руки и противоположной ноги, ходить, захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать ими.
У одних детей - выраженная общая моторная недостаточность: двигательная неловкость, скованность, замедленность всех движений.
У других - ограничение объема движений одной половины тела.
У третьих - явления двигательной гиперактивности, беспокойства, быстрый темп движений, большое количество лишних движений при выполнении произвольных и непроизвольных двигательных актов.
- Праксис сформирован не полностью. Задержка в формировании праксиса (возможность). Повышенная двигательная заторможенность (расторможенность). Наличие дискоординированных движений. Моторная напряженность, скованность, неловкость. Действия не полностью самостоятельны.
- Праксис нарушен. Действия выполняются только при помощи взрослого. Координация движений грубо нарушена.
7 слайд
5. Мелкая моторика.
У детей с дислалией отмечаются:
Свободное выполнение всех упражнений, точное воспроизведение поз, хорошая координация движений, отсутствие утомляемости в мышцах рук, быстрая переключаемость с одной позы на другую.
При стертой дизартрии:
Затруднение в выполнении сложных поз с одной или обеими руками, замедленность темпа принятая позы недостаточность координации движении, неточное воспроизведение поз, быстрое наступление утомления в мышцах рук, затруднения в переключении с одой позы на другую.
8 слайд
6. Речевая моторика.
При обследовании артикуляционного аппарата отмечаются выраженность носогубных складок, их симметричность, характер линии губ и плотность их смыкания. Сначала исследуется мимическая (объем и качество движений мышц лба, глаз, щек).
У детей с дислалией:
Все пробы выполняются правильно, многократное повторение улучшает качество выполнения задания.
У детей со стертыми формами дизартрии:
Отмечается неравномерность выполнения предъявляемых
заданий: трудности испытывают при поднятии и сведении
бровей, переменного закрытия правого (левого) глаза,
при надувании щек, особенно одной и «перекачивании»
воздуха с одной стороны на другую. Испытывают трудность при выражении мимикой различных чувств. Эти пробы дают возможность определить наличие или отсутствие поражений черепно-мозговой иннервации. Далее исследуется двигательная функция речевого аппарата. Предлагаются разнообразные движения губ, языка, нижней челюсти. Отмечается свобода и быстрота движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, переключаемость от одного движения к другому, объем, точность движений, наличие саливации, гиперкинезов, синкинезий, моторной напряженности, истощаемости движений. Отмечаются даже незначительные двигательные расстройства.
При дислалии:
Дети свободно и быстро выполняют предложенные упражнения. Движения точные, плавные, соразмер повторений улучшается качество движений. Не вызывает трудностей выполнение последовательно 3-4 движений с изменением ритма движений.
При дизартрии:
У детей выявляются различные нарушения двигательных функций;
- неполный объем;
- неточность;
- слабость движений органов артикуляционного аппарата, истощаемость;
- трудность нахождения определенных положений губ: растягивание в улыбку, вытягивание вперед;
- распластывание языка и удержание под счет, поза распадается;
- подъем вверх всей массы языка (вместо кончика языка);
- поднимание и опускание кончика языка вниз и удержание под счет;
- щелканье;
- при выполнении «чашечки» быстро разваливается поза;
- затруднена переключаемость с одного движения на другое;
- при выполнении движений языка вверх, из уголка губ в уголок возникают синкинезии (содружественные движения);
- при многократном повторении упражнения сокращается амплитуда движений, наблюдается истощаемость движения, сильнее проявляется саливация;
- слабость выдоха;
- неправильность направленного воздушного потока.
9 слайд
7. Звукопроизношение.
При дислалии:
Нарушения звукопроизношения проявляются:
- В отсутствии звуков (выпадении звука).
- В искажениях: (когда вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка, например: велярное /р/, когда вибрирует тонкий край мягкого неба, или межзубное /с/, боковое /ш/, двугубное /п/).
- В заменах:
а) заменяются звуки одинаковые по способу образования, но разные по месту артикуляции: /к/ - /т/, /г/ - /д/.
б) одинаковые по месту артикуляции, но разные по способу образования: /с/ - /т/.
в) одинаковые по месту и способу образования, но разные по участию голоса: /по звонкости - глухости/.
г) замены /по твердости - мягкости/.
При дизартрии:
Нарушение произношения проявляются по-разному в зависимости oт локализации поражения мышц артикуляционного аппарата. У одних детей избирательная слабость, паретичность лишь некоторых мышц языка. При асимметричной иннервации спинки языка наблюдается боковое произношение звуков: /с, з, ц, т, д, к, г, х/. При асимметричной иннервации передних краев языка у одних детей отмечается боковое произношение группы свистящих, шипящих звуков: /р, т, д, н, л/.У других смешанное межзубное и боковое произношение указанных звуков.
Причины: недостатки произношения вызваны односторонними парезами подъязычного, лицевого нервов, но они носят стертый, невыраженный характер.
У детей второй группы в процессе речи отмечается вялость артикуляции, нечеткость дикции, общая смазанность речи. Эти дети испытывают трудности при овладении произношением звуков, требующих мышечного напряжения: /р, л/, аффрикат, звонких согласных.
В силу этого дети /р - л/ либо опускают, либо заменяют, либо произносят искаженно /л/ - губно-губное, /р/ - одно-ударное, аффрикаты распадаются на составные части, звонкие заменяются глухими.
Причина: недостаточность моторики артикуляционного аппарата, органические нарушения в речедвигательном анализаторе, которые носят невыраженный, стертый характер.
У детей третьей группы в речи наблюдаются замены одних звуков другими, причем один звук имеет несколько звуковых вариантов, как по месту, так и по способу их образования: смягченное произношение твердых согласных, замена шипящих свистящими, губное произношение шипящих звуков и звука /л/, замена /р/, /л/ - /й/.
Причина затруднения в выполнении произвольных двигательных актов по инструкции или по подражанию. Значительные трудности овладения дифференцированными движениями - кончика языка и его спинки, языка и губ.
10 слайд
8. Автоматизация звуков.
При дислалии:
При дислалии звуки ставятся и автоматизируются быстро (за 1-3 месяца, а при сложной дислалии от 3-х до 6-ти месяцев).
При дизартрии:
При стертых формах дизартрии устранение дефектов носит длительный характер. Будучи поставленными, звуки в потоке речи произносятся по-прежнему - речь остается смазанной и нечеткой.
Полной автоматизации правильного произношения звуков, в особенности в случаях межзубного сигматизма, добиться сложно. Фонетические представления и лексико-грамматический строй речи развиваются и быстро достигают нормы, а произношение этих детей длительное время оказывается дефектным и не соответствует уровню развития их речи.
11 слайд
9.Голос
При дислалии:
Голос звонкий, громкий, хорошо модулируемый.
У детей со стертой дизартрией - из-за нарушения иннервации мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани могут встречаться нарушения голоса, которые характеризуются недостаточной силой голоса (голос тихий, слабый, иссякающий в процессе речи), нарушениями тембра голоса (глухой, назализованный, сдавленный, тусклый), слабой выраженностью голосовой модуляции.
12 слайд
10.Дыхание
При дислалии – физиологическое и речевое дыхание не нарушено.
При стертых формах дизартрии за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произношения нескольких слов ребенок делает поверхностные вдохи, активный выдох укорочен.
13 слайд
Вывод: на основе полученных данных даже при незначительной симптоматике можно говорить о раннем органическом поражении центральной нервной системы и о наличии у ребёнка стертых форм дизартрии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Волкова, Л.С., Лапаева, Р.И. Логопедия./ Л.С. Волкова, Р.И. Лапаева – М., 1985г.
- Лопатина, Л.В. Формирование восприятия речи у дошкольников со стёртой формой дизартрии./ Л.В. Лопатина – С. Петербург, «Образование», 1990г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стертая форма дизартрии.Диагностика и основные направления коррекции
Данная статья предназначена для начинающих логопедов,воспитателей логопедических групп и родителей....
Сообщение по теме: «Дифференциальная диагностика сложной дислалии и нарушений звукопроизношения при дизартрическом компоненте: сравнительная характеристика»
Дифференциальная диагностика сложной дислалии и нарушений звукопроизношения при дизартрическом компоненте: сравнительная характеристика....
ХАРАКТЕРИСТИКА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ДИАГНОСТИКИ
Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического...
Дифференциальная диагностика дислалии и минимальных дизартрических расстройств (стертой дизартрии).
В логопедической практике часто встречаются случаи неоднородности проявлений фонетических нарушений, когда среди якобы дислаликов выделяются дети с особой трудностью преодолевающие недостатки звукопро...
Дифференциальная диагностика бульбарной и псевдобульбарной форм дизартрии у детей
Материал для логопедов по дифференциальной диагностике бульбарной и псевдобульбарной форм дизартрии у детей...
Сравнительная характеристика и диагностика детей со стертой формой дизартрии и дислалии
В своей практике я неоднократно сталкиваюсь с вопросами родителей: "Что такое дизартрия?", "Что такое дислалия?", "Чем отличаются между собой дизартрия и дислалия?". Диза...
Методическая разработка «Дифференциальная диагностика дислалий от дизартрий при проведении первичного обследования ребенка»
как при первичной диагностике логопеду различить дислалия или дизартрия у ребенка? Ведь очень часто дизартрия бывает стертая и неврологическая симптоматика минимальна. для этого мной разработаны диагн...