Дифференциальная диагностика ОНР (из опыта работы).
методическая разработка по логопедии по теме

Краткое содержание.

Предлагается обратить более пристальное внимание логопедов на разграничение такого понятия, как ОНР. Приводится таблица, помогающая определить структуру дефекта и классифицировать ОНР по имеющемуся «дизартрическому» или «алалическому» компоненту.  Такой подход, по мнению автора, повысит компетентность специалистов в вопросах диагностики, поможет им организовать свою работу по преодолению  ОНР у детей, сделает ее более организованной и продуктивной.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differencialnaya_diagnostika_onr.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциальная диагностика ОНР (из опыта работы).

Вьюгина Наталия Александровна.  

ГБОУ Гимназия №1306, учитель-логопед.

N.Viugina@gmail.com

Ключевые слова: ОНР, алалия, дизартрия,  разграничение дефекта, признаки.

Краткое содержание.

Предлагается обратить более пристальное внимание логопедов на разграничение такого понятия, как ОНР. Приводится таблица, помогающая определить структуру дефекта и классифицировать ОНР по имеющемуся «дизартрическому» или «алалическому» компоненту.  Такой подход, по мнению автора, повысит компетентность специалистов в вопросах диагностики, поможет им организовать свою работу по преодолению  ОНР у детей, сделает ее более организованной и продуктивной.

Впервые термин ОНР (общее недоразвитие речи) был использован Р.Е. Левиной. В группу детей с таким названием попадают дети с алалией, задержками темпа речевого и психического развития, с ОНР, со стертой формой дизартрии, ринолалией и заиканием.

Правильное понимание структуры речевого недоразвития в каждом случае является необходимым условием для оказания наиболее эффективной логопедической и медицинской помощи детям.

Многие исследователи рассматривают алалию и ОНР, как синонимичные понятия. Однако, Е.М. Мастюкова провела дифференциацию ОНР и алалии. По ее мнению, при алалии мы имеем локальный дефект и он более грубый. При ОНР наблюдается диффузное нарушение органического характера в моторной, теменной, лобной областях. При энцефалопатическом исследовании алаликов же видны затемнения в лобных и теменных областях (при моторной алалии), в обоих висках – при сенсорной.

Алалия – системное нарушение органического характера, обусловленное недоразвитием или поражением центрального конца речеслухового или речедвигательного анализатора. Е.М. Мастюкова считает ОНР более легким дефектом по степени нарушения, так как имеются бОльшие компенсаторные возможности.

В группах для детей с ОНР можно встретить детей с ЗРР. Это атипичное развитие речи. Речь у таких детей развивается не так, как у других.

Сравним ЗРР с алалией.

 ЗРР характеризуется:

  1. Временной задержкой речи.
  2. Неравномерным развитием речевых структур. Например, овладение словом сохранно, а овладение фразой – грубо не сформировано. У таких детей фраза бедная, ребенок пользуется обиходным словарным запасом, фразовая речь грубо структурирована, что обусловлено функциональными причинами.

Причины ЗРР могут быть функционального, психологического, функционального и смешанного характера. Недостаточность социально-психологических условий приводит к функциональной задержке развития речи.

Алалия – нарушение органического характера. Нарушаются процессы говорения, мотивации и слушания. При алалии один из видов речевой деятельности нарушен грубо, первично, а 2-ой – вторично. При моторной алалии всегда находим и сенсорные недостатки, связанные с восприятием речи, осознанием и ее пониманием. У детей нарушается мотив, замысел, программа высказывания, звуковой отбор и слоговая структура слова: то есть речь в целом. У моторного алалика часто можно встретить речевой негативизм. Поведенческого негативизма у них нет. При первичном обследовании важно не перепутать речевой негативизм с психологическим.

У ребенка с ЗРР мотивационная сторона всегда сохранна.

Следует обратить внимание на дифференциальную диагностику алалии и дизартрии. При всей несхожести этих нарушений, у детей 3-4 лет с ОНР порой бывает сложно определить первичность патологии, тем более, что есть схожие черты.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Дизартрические расстройства речи часто наблюдаются при самых различных в топическом плане очаговых поражениях мозга (кора, проводящие пути, подкорковые ганглии…). Однако клиницисты, по мнению Е.Н. Винарской [2005], уделяют этому вопросу сравнительно мало внимания. Поэтому «само понятие остается еще довольно расплывчатым и малоопределенным». Автор подчеркивает, что практические врачи понимают под дизартрией невнятную, смазанную, малоразборчивую речь, обусловленную стволово-подкорковыми очаговыми поражениями мозга.

Алалия – отсутствие речи или ее недоразвитие системного характера, обусловленное нарушением центральных отделов коры головного мозга. При алалии, как правило, остается сохранным:

  1. Физический слух,
  2. Первичный интеллект.
  3. Способность к артикулированию (т.е отсутствуют парезы и параличи).

Нет единого мнения по поводу сохранности интеллекта у детей-алаликов. Так, например, в 1809 году появилась книга «Неговорящие дети», написанная Богдановым-Березовским. Автор пришел к мысли, что первоначальным дефектом у данной группы детей является снижение интеллекта. С ним соглашается Белова-Давид, которая считает, что дети действительно имеют нарушение мыслительной деятельности, вследствие чего у них не развивается речь. [1969]

Проблеме алалии посвящены работы В.Н. Орфинской, Н.Н. Трауготт, Р.Е. Левиной, С.Н. Шаховской, Б.М. Гриншпун, В.К. Воробьевой, Собатович, В.А. Ковшикова… Практически все, кто занимается логопедией, сталкиваются с вопросом алалии.

Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное нарушением иннервации речевого аппарата. Признаки форм дизартрии рассмотрим по данным Е.М. Мастюковой[2001] и Е.Н. Винарской[2005], которые для удобства представим в таблице.

Дифференциальное логопедическое разграничение у детей.

п/№

Дифференциаль

ные признаки

Моторная алалия

Дизартрия

1.

Причины

  1. Дородовые (токсикация 2-ой половины беременности).
  2. Родовые (щипцы, вакуум, механическая помощь – кровоизлияние).
  3. Послеродовые (обезвоживание организма – когда выводятся соли калия и кальция).
  1. Неблагоприятное воздействие во время внутриутробного периода или в период родов.
  2. Родовая травма или асфиксия.

В этих случаях стертая форма дизартрии может сочетаться с ММД.

2.

Первичный дефект.

Локальное нарушение органического характера, при котором нарушаются процессы говорения, мотивации и слушания.

Нарушение звукопроизношения, обусловленное органическим нарушением иннервации речевого аппарата.

3.

Функцио

нальные нарушения.

Нарушение звукопроизношения из-за кинетической апраксии.

Нарушение звукопроизношения из-за нарушения мышечного тонуса и подвижности мышц.

4.

Косвенные признаки.

  1. Первоначально мыслительная деятельность сохранна, может быть нарушена вторично.
  2. Нарушение памяти (слуховая страдает больше, чем зрительная; плохая память на линейный ряд).
  3. Нарушение иннервации, повышенный тонус выполнения движений.
  4. Различные формы гиперкинезов.
  5. Динамическая диспраксия в руках.
  6. Нет парезов и параличей.
  1. Мышление сохранно.
  2. Память может быть несколько снижена.
  3. Ограничение подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ).
  4. Моторная неловкость (бытовая: толкают других, задевают, обливаются, сталкиваются).
  5. Гиперкинезы в языке, мышцах лица, пальцах рук.
  6. Синкинезии, оральные диспраксии.
  7. Парезы и параличи.

5.

Речевые нарушения.

  1. Нарушение речевой деятельности: нарушение процесса порождения речи, мотивации, нарушение логики построения речевого высказывания (в дальнейшем).
  2. Нарушение фонематического слуха.
  3. Лексический и структурный аграмматизм.
  4. Нарушение семантической и морфемной структуры слова.
  5. Множественные замены звуков.
  6. Значительное нарушение структуры слова.
  1. Искажение звуков.
  2. Нарушение фонематического слуха и восприятия.
  3. Нарушение звукового состава слова – искажения звуков.
  4. Нарушение структуры сложных слов.
  5. Возможен грамматический аграмматизм.

6.

Нарушения просоди

ческой стороны речи.

Голос и дыхание сохранны.

  1. Нарушение дыхания и голосообразования.
  2. Плохо модулированная речь с нарушением ритмичности (скандированная или затухающая) и смысловых ударений.
  3. Возможен назальный оттенок речи.

7.

Сопутствующие дефекты.

  1. Может быть отягощена заиканием.
  2. С трудом воспринимают музыкальный ритм.
  3. ОНР
  1. Может быть отягощена ММД.
  2. ОНР

        Лишний раз хочу уточнить признаки кинетической апраксии:

  1. Ребенок не может шевелить всем языком, а только его кончиком.
  2. При выполнении упражнений наблюдаются синкенезии – сопутствующие насильственные движения (например, надбровные дуги устремляются вверх).
  3. Нарушена амплитуда движений. В непроизвольной обстановке движения присутствуют.
  4. Обычно проверяем упражнениями на удержание позы.

При дизартрии нарушение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре проявляется следующим образом:

  1. Повышенный тонус характерен при центральном парезе при псевдобульбарной Д.
  2. Мозаичное нарушение тонуса (повышение тонуса языка, гипотония губ, например).
  3. Гипотония – распластанный язык, ослабленная круговая мышца рта  - мозжечковая Д, сказывается на жевании и слюнотечении.
  4. Дистония (меняющийся тонус) – подкорковая Д.

При дизартрии подвижность мышц ограничена. Причем,  в большей степени это касается произвольных движений, рефлекторные движения  – более сохранны. Особенно затруднено движение языка вверх. Если движения ничтожны – мозжечковая Д, если нарушена динамика переключений – подкорковая форма. Нарушение иннервации мышц языка вверх – корковая дизартрия. Можно воспользоваться следующей неврологической пробой. Попросить ребенка поднять язык вверх, в это время положить руки на его шею сзади. Таким образом можно почувствовать напряжение тонуса шейной мускулатуры.

Синкинезии - при псевдобульбарной Д. Неврологическая проба: открыть рот, язык свободно вперед – следить глазами за пальцем.

Динамическая диспраксия в руках и артикуляционном аппарате проверяется пробой «ребро – ладонь – кулак». Дети не могут делать эти движения последовательно.

В корковом отделе головного мозга представлен центральный отдел речедвигательной функции. По данным Е.М. Мастюковой [1997]  передняя центральная извилина иннервирует моторику речи.

У детей с любой речевой патологией часто отмечается неловкость моторики, характеризующаяся в основном недостаточно тонкой координацией речевой мускулатуры и недостаточной пальцевой деятельностью. Оказывается, это связано с тем, что речь, будучи частью общей моторики, формируется на основании сочетанного созревания речедвигательной функциональной системы.

Надеюсь, что данные, приведенные в качестве сравнительной таблицы, окажут вам помощь, дорогие коллеги, при дифференциальной диагностике сочетанных диагнозов. Я же в своей работе использую термины «алалический и дизартрический компоненты», чтобы указать причину общего недоразвития речи у детей. Это помогает мне кратко определить структуру дефекта и выстроить план по его преодолению.

Список литературы.

  1. Белова-Давид Р. А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей. // Нарушение речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1969.
  2. Винарская Е.Н. Дизартрия. АСТРЕЛЬ, 2005.
  3. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи: дис. в форме монографии … д-р пед. н. /НИИД АПН РСФСР. М., 1961.
  4. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. – М., Владос, 2006.
  5. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). Советы педагогам и родителям по подготовке детей с особыми проблемами в развитии. – М. Владос, 1997.
  6. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. –– М..: Просвещение, 1992.
  7. Шаховская Расстройства речи у детей и подростков. – М., 1969. – С. 168 – 171.
  8. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. – М., 1972.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ОТ СХОДНЫХ СОСТОЯНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Вопросы отграничения общего речевого недоразвития от временных обратимых состояний: ЗРР, ЗПР, олигофрения, РДА...

Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией.

Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией и направления коррекционной работы при сенсорной и моторной алалии....

Дифференциальная диагностика речевых нарушений (таблица).

Дифференциальная диагностика речевых нарушений (таблица для логопедов)....

Дифференциальная диагностика детей с моторной алалией и стертой дизартрией

Учитывая достоинства и недостатки предложенных ими методик мы составили дифференциальную диагностическую   программу для диагностики моторной алалии и стертой дизартрии. Она составлена с уче...

дифференциальная диагностика

Дифференциальная диагностика...

Дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии.

Дифференциальная диагностика  моторной и сенсорной алалии. Таблица....

Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...