ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ В ЛОГОПЕДИИ.
консультация (старшая группа) на тему
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ В ЛОГОПЕДИИ.
Дифференциальная диагностика в логопедической практике – это процедура разграничения речевых расстройств, имеющих сходную симптоматику, но различающихся по причинам, механизмам, тактике коррекционного воздействия.
В логопедии таких случаев схожести симптоматики достаточно много (дифференциальная диагностика стертой дизартрии и полиморфной дислалии – дефекты звукопроизношения; сенсорная алалия и РДА; отсутствие речи при ОНР и отсутствие речи при УО; темповая задержка речевого развития и стойкое
нарушение по типу моторной алалии).
Не проведя дифференциальную диагностику логопед не сможет правильно выбрать тактику коррекционного воздействия и распланировать коррекционную работу.
Дифференциальная диагностика требует диагностических существенно различающихся показателей: это те показатели, которые будут не совпадать, их необходимо выделить, что позволит отдифференцировать одно нарушение от другого (3-4 показателя).
Можно на примере показать дифференциальную диагностику двух случаев схожих речевых нарушений:
Дифференциальная диагностика сенсорной алалии и тугоухости:
Общие признаки:
-понимания речи нет, ребенок на речь не реагирует
-собственная речь имеет характер эхолалии, лепетных слов, отраженных слов
Дифференциально-диагностические показатели отличающие эти нарушения:
1) Громкость речи:
-при усилении громкости речи улучшается понимание речи у детей с тугоухостью
- усиление громкости речи у детей с алалией выявляет отрицательную реакцию (закрывает уши)
2)Проявления гиперакузий:
-для детей с алалией характерны проявления гиперакузий - повышенная чувствительность к всяким шумам, неречевым звукам (они их слышат и они им очень не нравятся). Проявляется явление отрицательной реакции.
-дети с тугоухостью эти шумы не слышат.
3)Слуховой аппарат:
-понимание речи с применением слухового аппарата у детей с тугоухостью улучшается
- понимание речи с применением слухового аппарата у детей с алалией ничего не дает
4) Данные аудиометрии:
Процедура обследования речи с помощью специальной аппаратуры. Аудиограмма делается детям с 4-х летнего возраста. Не всем детям удается сделать аудиограмму (сон, шапочка).
-нарушения слуха будут выявлены только у тугоухих детей
5)Контактность, общение:
-дети с тугоухостью более контактны, привыкли смотреть на лицо, губы, эмоции, жесты.
-сенсорные алалики похожи на аутистов, ни на кого не смотрят, в контакт не вступают.
6) Степень восприятия речи:
-при сенсорной алалии степень восприятия речи колеблется в зависимости от внешней ситуации, эмоционального состояния. Хорошая с утра, а в плохую погоду или при плохом настроении совсем не реагирует на речь.
-у детей с тугоухостью степень восприятия речи зависит от степени нарушения и не меняется.
7)Голос:
- голос глухого и слабослышащего ребенка глухой, фальцетный, немодулированный, лишен звучности, звонкости, громкости, речь их недостаточно интонирована, лишена эмоциональной выразительности.
-голос у ребенка с алалией – норма, они продуцируют звуки и слова с нормальными модуляциями и интонациями.
8)Мимика и жесты:
- глухого беззвучны,
- сенсорные алалики речь окружающих имитируют.
9) Повторение речи:
-Если слабослышащему создать условия для восприятия речи, то они могут повторить,
- сенсорные алалики нет.
При сохранном слухе у сенсорных алаликов очень часто наступает охранительное торможение слуховой системы, и ребенок перестает реагировать на звуки окружающей действительности. Очень важно проверять слух по нескольку раз и в разное время. Отмечается гиперакузия, ребенок реагирует на монотонные звуки, например часы.
Дифференциальная диагностика проводится для определения направления, содержания и организации коррекционной работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения, которые бывает очень трудно дифференцировать.
Тугоухие дети направляются к специалистам - сурдологам в специальные ДОУ, школы.
Коррекционная работа с алаликами строится с учетом нарушения: постоянная тренировка в понимании речи, конкретных слов, с использование одной интонации, коротких фраз, многократного повторения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dif.docx | 14.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ В ЛОГОПЕДИИ.
Дифференциальная диагностика в логопедической практике – это процедура разграничения речевых расстройств, имеющих сходную симптоматику, но различающихся по причинам, механизмам, тактике коррекционного воздействия.
В логопедии таких случаев схожести симптоматики достаточно много (дифференциальная диагностика стертой дизартрии и полиморфной дислалии – дефекты звукопроизношения; сенсорная алалия и РДА; отсутствие речи при ОНР и отсутствие речи при УО; темповая задержка речевого развития и стойкое
нарушение по типу моторной алалии).
Не проведя дифференциальную диагностику логопед не сможет правильно выбрать тактику коррекционного воздействия и распланировать коррекционную работу.
Дифференциальная диагностика требует диагностических существенно различающихся показателей: это те показатели, которые будут не совпадать, их необходимо выделить, что позволит отдифференцировать одно нарушение от другого (3-4 показателя).
Можно на примере показать дифференциальную диагностику двух случаев схожих речевых нарушений:
Дифференциальная диагностика сенсорной алалии и тугоухости:
Общие признаки:
-понимания речи нет, ребенок на речь не реагирует
-собственная речь имеет характер эхолалии, лепетных слов, отраженных слов
Дифференциально-диагностические показатели отличающие эти нарушения:
1) Громкость речи:
-при усилении громкости речи улучшается понимание речи у детей с тугоухостью
- усиление громкости речи у детей с алалией выявляет отрицательную реакцию (закрывает уши)
2)Проявления гиперакузий:
-для детей с алалией характерны проявления гиперакузий - повышенная чувствительность к всяким шумам, неречевым звукам (они их слышат и они им очень не нравятся). Проявляется явление отрицательной реакции.
-дети с тугоухостью эти шумы не слышат.
3)Слуховой аппарат:
-понимание речи с применением слухового аппарата у детей с тугоухостью улучшается
- понимание речи с применением слухового аппарата у детей с алалией ничего не дает
4) Данные аудиометрии:
Процедура обследования речи с помощью специальной аппаратуры. Аудиограмма делается детям с 4-х летнего возраста. Не всем детям удается сделать аудиограмму (сон, шапочка).
-нарушения слуха будут выявлены только у тугоухих детей
5)Контактность, общение:
-дети с тугоухостью более контактны, привыкли смотреть на лицо, губы, эмоции, жесты.
-сенсорные алалики похожи на аутистов, ни на кого не смотрят, в контакт не вступают.
6) Степень восприятия речи:
-при сенсорной алалии степень восприятия речи колеблется в зависимости от внешней ситуации, эмоционального состояния. Хорошая с утра, а в плохую погоду или при плохом настроении совсем не реагирует на речь.
-у детей с тугоухостью степень восприятия речи зависит от степени нарушения и не меняется.
7)Голос:
- голос глухого и слабослышащего ребенка глухой, фальцетный, немодулированный, лишен звучности, звонкости, громкости, речь их недостаточно интонирована, лишена эмоциональной выразительности.
-голос у ребенка с алалией – норма, они продуцируют звуки и слова с нормальными модуляциями и интонациями.
8)Мимика и жесты:
- глухого беззвучны,
- сенсорные алалики речь окружающих имитируют.
9) Повторение речи:
-Если слабослышащему создать условия для восприятия речи, то они могут повторить,
- сенсорные алалики нет.
При сохранном слухе у сенсорных алаликов очень часто наступает охранительное торможение слуховой системы, и ребенок перестает реагировать на звуки окружающей действительности. Очень важно проверять слух по нескольку раз и в разное время. Отмечается гиперакузия, ребенок реагирует на монотонные звуки, например часы.
Дифференциальная диагностика проводится для определения направления, содержания и организации коррекционной работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения, которые бывает очень трудно дифференцировать.
Тугоухие дети направляются к специалистам - сурдологам в специальные ДОУ, школы.
Коррекционная работа с алаликами строится с учетом нарушения: постоянная тренировка в понимании речи, конкретных слов, с использование одной интонации, коротких фраз, многократного повторения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциальная диагностика речевых нарушений (таблица).
Дифференциальная диагностика речевых нарушений (таблица для логопедов)....
Дифференциальная диагностика речевой неполноценности
Логопедическая диагностика основывается на существующих в логопедии классификациях речевых нарушений: психолого-педагогической и клинико-педагогической; логопедическое заключение формулируется с...
Динамика освоения адаптированной образовательной программы (ОО «Речевое развитие») по результатам диагностики речевого развития учителем-логопедом
Результативность работы учителя-логопеда в 2019-2020 уч.году (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)...
Дифференциальная диагностика аутистических расстройств у детей
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия Социального Управления», кафедра специального и инклюзивного образования, курс повышен...
Особенности дифференциальной диагностики речевых нарушений
Диагностика – это деятельность, направленная на постановку диагноза.«Диагноз развития», как его представлял Л. С. Выготский, — интегральное понятие, включающее оценку уровня ра...
Выступление на тему: «Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Выступление на тему: "Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста"...
Дифференциальная диагностика речевых нарушений
Сравнение и исключение речевых расстройств имеющих сходную симптоматику....