Консультация для логопедов ДОО «Дифференциальная диагностика дизартрии от сходных с ней состояний»
консультация по логопедии
Дизартрия является распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста, особенно стёртая форма дизартрии. В последнее время увеличилось количество детей, проходящих ПМПК на базе филиала, с этим диагнозом. Выраженные нарушения звукопроизношения при дизартрии достаточно сложно поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс формирования навыков чтения и письма. Также, своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создаёт предпосылки для наиболее благоприятной адаптации дошкольников с нарушениями речи. Поэтому очень важно для логопедов образовательных организаций правильно дифференцировать дизартрию от сходных с ней состояний для более эффективного выстраивания коррекционно-логопедической работы с детьми с различными формами дизартрии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для логопедов ДОО «Дифференциальная диагностика дизартрии от сходных с ней состояний»
Дизартрия является распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста, особенно стёртая форма дизартрии. В последнее время увеличилось количество детей, проходящих ПМПК на базе филиала, с этим диагнозом. Выраженные нарушения звукопроизношения при дизартрии достаточно сложно поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс формирования навыков чтения и письма. Также, своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создаёт предпосылки для наиболее благоприятной адаптации дошкольников с нарушениями речи. Поэтому очень важно для логопедов образовательных организаций правильно дифференцировать дизартрию от сходных с ней состояний для более эффективного выстраивания коррекционно-логопедической работы с детьми с различными формами дизартрии.
Таблица
Критерии сравнения | Дизартрия | Моторная алалия | Задержка речевого развития | Ранний детский аутизм | Интеллектуальная недостаточность | |
Особенности перинатального развития | Асфиксия, родовая травма; поражения ЦНС при гемолитической болезни; заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы; нарушение мозгового кровообращения; пороки развития нервной системы. | Воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологии; энцефалиты, менингиты, ранние травмы мозга (в т. ч. родовые); асфиксия; соматические заболевания, вызывающие истощение ЦНС; частые заболевания верхних дыхательных путей. | Минимальная мозговая дисфункция; преждевременные, длительные роды, кесарево сечение, роды незрелым, но доношенным плодом; асфиксия, раннее искусственное вскармливание; неблагоприятные социальные факторы. | Предположительно: особая комбинация генов родителей, нарушение внутриутробного развития (патология строения плаценты). Психическое развитие большинства детей патологично с самого рождения. В грудном возрасте отмечается патология вегетативных функций и ряда витальных адаптивных механизмов. | Различные вредности в период беременности; внутриутробные инфекции; прием медикаментозных средств, др; родовая травма, асфиксия, длительный безводный период, затяжные роды, роды с ручным пособием др. При наследственной форме – без особенностей. | |
Состояние общей и мелкой моторики | Симптомы двигательных расстройств выражены в различной степени в зависимости от места и степени локализации поражения (формы дизартрии) | Неврологические симптомы двигательных расстройств (спастичность, паретичность мышц и мышечных групп, возможны синкинезии и гиперкинезы, ручная апраксия, нарушения осанки и походки, координации движений). Гиперактивность или заторможенность. Ведущая левая рука. | Обычно без проявлений неврологической симптоматики | Ранний дизонтогенез двигательной сферы: неуверенность ходьбы, слабая дифференцированность тонкой моторики, плохое овладение навыками самообслуживания. Выраженная моторная неловкость. | Выраженные нарушения моторной сферы не являются обязательным сопутствующим явлением. При этом развитие моторики протекает замедленно недифференцированно, отмечается неточный кинестетический контроль. | |
Темп овладения речью | Темп овладения смысловой стороной речи не нарушен. | Темп овладения речью замедленный, вероятность самокомпенсации низкая. | Темп замедленный, может наблюдаться скачкообразность. Есть вероятность самокомпенсации. | Неравномерный, с периодами речевого мутизма. В период раннего детства у детей отмечается слабость артикуляции, склонность к вербальным стереотипиям. | Замедленное овладение всеми подсистемами языка, несформированность всех операций речевой деятельности: слабость мотивации, нарушение программирования речевой деятельности и т.д. | |
Восприятие речи, коммуникативные навыки | Сохранно. Стремление к общению, используются неречевые средства: жесты, мимика. | Сохранно. Сформированность коммуникативных навыков зависит от степени выраженности дизартрии. | Сохранно | Нарушение формирования как активного, так и пассивного речевого контакта. Признаки снижения энергетического потенциала (вялость, безынициативность, отсутствие любознательности). Психопатологические симптомы, фобии, непредвиденные реакции. Отсутствие адекватного контакта с детьми. | Нарушение формирования коммуникативных навыков по причине недостаточного развития познавательной деятельности. Наблюдается слабость речевых контактов, незрелость интересов. Ребёнок не разграничивает слова, произносимые окружающими, снижена потребность в речевом общении. | |
Импрессивная речь | Не имеет выраженных нарушений | Нарушение понимания значений, выраженных морфологическими элементами слов, затруднено понимание слов, сходных по звуковому составу | Хорошо понимает обращенную речь | Понимание речи часто затруднено. Отмечается эхолалия. | Выраженные нарушения на уровне слова, предложения, грамматических форм слов, текстов. Отмечается эхолалия. | |
Звукопроизношение | Нарушение формирования артикулемы Как правило, нарушения однотипны, постоянны (правильные варианты искаженных звуков встречаются редко). | Трудности комбинирования отдельных элементов речи (даже простых в артикуляторном отношении) в единое целое; при кинестетической форме затруднено формирование артикулем. | Отставание формирования артикулем от условного эталона детской речи по эпикризным срокам. Часто наблюдается нарушения произношения шипящих звуков и звука «р», обусловленные вялостью артикулирования. | Трудности в произношении отдельных звуков. | Нарушение формирования артикулем. Отмечается большое количество замен (трудность тонкой моторной дифференциации), несформированность операций слухового и кинестетического контроля. | |
Грамматический строй речи | Синтаксическая система языка формируется с трудом, нарушения выражены резко. Длительное использование стереотипных, однословных предложений; при усложнении синтаксической структуры наблюдается нарушение порядка, пропуски слов в предложениях. Выраженные затруднения в усвоении морфологических явлений языка: овладении навыками словоизменения и словообразования . | Характеризуется недостаточным пониманием грамматических форм; отсутствием в речи предлогов и союзов; употреблением существительных преимущественно в именительном падеже, глаголов в неопределённом наклонении; трудностями словообразования и словоизменения. | Недоразвитие процессов словообразования и словоизменения. Трудности употребления в речи сложных предлогов. Использование в речи преимущественно простых предложений. Трудности в овладении лексическими и грамматическими значениями глаголов. | Для большинства детей с аутизмом характерны нарушения грамматического строя речи, определенные трудности вызывают категории числа, времени, лица, составление сложных распространенных предложений, использование в речи флексий. | Наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах. Недостаточно сформированы формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложения. Нарушения использования предложно-падежных конструкций проявляются в пропуске, замене предлогов, искажении окончаний. | Несформированность синтаксических структур предложения. Аграмматизмы. Трудности выполнения заданий, требующих грамматических обобщений. Несформированность динамического речевого стереотипа. |
Связное высказывание | Нарушение связности монологической речи; использование в речи простых предложений. Фрагментарное воспроизведение текстов; Пропуск основных смысловых звеньев при пересказе; Непонимание временных и причинно-следственных связей. | Отмечаются выраженные и стойкие нарушения в развитии связной речи. Затрудняются в правильном расположении серии сюжетных картинок, недоступно смысловое обобщение разрозненных элементов в логическое единство. Особо выраженные затруднения испытывают в изложении элементарной последовательности событий. | Недостаточная сформированность связной речи. Нарушение структуры высказывания (цельности, связности, логической последовательности); стереотипия в использовании языковых средств (однотипные фразовые конструкции, ограниченный запас лексико-грамматических средств), оформление высказывания по нормативам разговорной речи. | Отстает от нормы объем речевых навыков, но они способны формироваться в условиях свободного общения. Может наблюдаться набор слов и фраз штампов, произносимых автоматически, без понимания смысла. Неумение вести диалог при хорошо развитой монологической речи. | Отсутствие полноты и развернутости в высказывании, нарушение правильной последовательности при воспроизведении событий, искажение логической зависимости явлений, отсутствие или неправильное использование языковых средств связи (местоимений, наречий), обеднённость речи, ее недостаточная выразительность. При формировании навыка - использование речевых штампов, отклонение от основной темы высказывания, воспроизведение ассоциаций, др. | Высказывания малоразвернуты, в них нарушена логическая последовательность, нет единой целостности высказывания. Ребенок не ориентируется на слушателя, воспроизводит фрагменты в порядке их припоминания. Фрагментарность предложения с пропуском подлежащего, либо сказуемого, либо и подлежащего, и сказуемого. |
Литература:
Выготский Я.С. Мышление и речь. М., 2001г.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. СПб 2002г.
Интернет ресурс.
Выполнила: учитель-логопед высшей квалификационной категории ГБУ НСО ОЦДК Лысенко Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ОТ СХОДНЫХ СОСТОЯНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Вопросы отграничения общего речевого недоразвития от временных обратимых состояний: ЗРР, ЗПР, олигофрения, РДА...
Контрольная работа по дисциплине: «Логопедия» На тему: «Диагностика дизартрии»
Диагностика дизартрии. Как определить, что у ребенка дизартрия?...
Дифференциальная диагностика дизартрии и схожих нарушений
Формы дизартрии.Диагностика дизартрии по локализации очага поражения.Диагностика дизартрии по степени поражения.Диагностика сходных речевых патологии бульбарной формы дизартрии от псевдобульбарной.Сра...
Дифференциальная диагностика моторной алалии от сходных с ней состояний
Критерии сравнения моторной алалии с другими нарушениями ....
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ОТ СХОДНЫХ СОСТОЯНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье говорится об отличительных особенностях общего недоразвития речи от задержки речевого развития, олигофрении, ЗПР и аутизма...
Дифференциальная диагностика дизартрии.
Диагностика дизартрии....
Публикация на тему: "Дифференциальная диагностика алалии от сходных состояний"
Сравнительная характеристика речи при моторной алалии и умственной отсталости. Дифференциация сенсорной алалии и нарушений слуха, интеллектуальной недостаточности....