Консультация для логопедов ДОО «Дифференциальная диагностика дизартрии от сходных с ней состояний»
консультация по логопедии

Лысенко Любовь Владимировна

Дизартрия является распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста, особенно стёртая форма дизартрии. В последнее время увеличилось количество детей, проходящих ПМПК на базе филиала, с этим диагнозом. Выраженные нарушения звукопроизношения при дизартрии достаточно сложно поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс формирования навыков чтения и письма. Также, своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создаёт предпосылки для наиболее благоприятной адаптации дошкольников с нарушениями речи. Поэтому очень важно для логопедов образовательных организаций правильно дифференцировать дизартрию от сходных с ней состояний для более эффективного выстраивания коррекционно-логопедической работы с детьми с различными формами дизартрии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для логопедов ДОО «Дифференциальная диагностика дизартрии от сходных с ней состояний»

Дизартрия является распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста, особенно стёртая форма дизартрии. В последнее время увеличилось количество детей, проходящих ПМПК на базе филиала, с этим диагнозом. Выраженные нарушения звукопроизношения при дизартрии достаточно сложно поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс формирования навыков чтения и письма. Также, своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создаёт предпосылки для наиболее благоприятной адаптации дошкольников с нарушениями речи. Поэтому очень важно для логопедов образовательных организаций правильно дифференцировать дизартрию от сходных с ней состояний для более эффективного выстраивания коррекционно-логопедической работы с детьми с различными формами дизартрии.

Таблица

Критерии сравнения

Дизартрия

Моторная алалия

Задержка речевого развития

Ранний детский аутизм

Интеллектуальная недостаточность

Особенности перинатального развития

Асфиксия, родовая травма; поражения ЦНС при гемолитической болезни; заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы; нарушение мозгового кровообращения; пороки развития нервной системы.

Воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологии; энцефалиты, менингиты, ранние травмы мозга (в т. ч. родовые); асфиксия; соматические заболевания, вызывающие истощение ЦНС; частые заболевания верхних дыхательных путей.

Минимальная мозговая дисфункция; преждевременные, длительные роды, кесарево сечение, роды незрелым, но доношенным плодом; асфиксия, раннее искусственное вскармливание; неблагоприятные социальные факторы.

Предположительно: особая комбинация генов родителей,

нарушение внутриутробного развития (патология строения плаценты). Психическое развитие большинства детей патологично с самого рождения. В грудном возрасте отмечается патология вегетативных функций и ряда витальных адаптивных механизмов.

Различные вредности в период беременности; внутриутробные инфекции; прием медикаментозных средств, др; родовая травма, асфиксия, длительный безводный период, затяжные роды, роды с ручным пособием др.

При наследственной форме – без особенностей.

Состояние общей и мелкой моторики

Симптомы двигательных расстройств выражены в различной степени в зависимости от места и степени локализации поражения (формы дизартрии)

Неврологические симптомы двигательных расстройств (спастичность, паретичность мышц и мышечных групп, возможны синкинезии и гиперкинезы, ручная апраксия, нарушения осанки и походки, координации движений). Гиперактивность или заторможенность. Ведущая левая рука.

Обычно без проявлений неврологической симптоматики

Ранний дизонтогенез двигательной сферы: неуверенность ходьбы, слабая дифференцированность тонкой моторики, плохое овладение навыками самообслуживания.

Выраженная моторная неловкость.

Выраженные нарушения моторной сферы не являются обязательным сопутствующим явлением. При этом развитие моторики

протекает замедленно недифференцированно, отмечается неточный кинестетический контроль.

Темп овладения речью

Темп овладения смысловой стороной речи не нарушен.

Темп овладения речью замедленный,

вероятность самокомпенсации низкая.

Темп замедленный, может наблюдаться скачкообразность. Есть вероятность самокомпенсации.

Неравномерный, с периодами речевого мутизма. В период раннего детства у детей отмечается слабость артикуляции, склонность к вербальным стереотипиям.

Замедленное овладение всеми подсистемами языка, несформированность всех операций речевой деятельности: слабость мотивации, нарушение программирования речевой деятельности и т.д.

Восприятие речи, коммуникативные навыки

Сохранно.

Стремление к общению, используются неречевые средства: жесты, мимика.

Сохранно. Сформированность коммуникативных навыков зависит от степени выраженности дизартрии.

Сохранно

Нарушение формирования как активного, так и пассивного речевого контакта. Признаки снижения энергетического потенциала (вялость, безынициативность, отсутствие любознательности).

Психопатологические симптомы, фобии, непредвиденные реакции. Отсутствие адекватного контакта с детьми.

Нарушение формирования коммуникативных навыков

по причине недостаточного развития познавательной деятельности. Наблюдается слабость речевых контактов, незрелость интересов. Ребёнок не разграничивает слова, произносимые окружающими,

снижена потребность в

 речевом общении.

Импрессивная речь

Не имеет выраженных нарушений

Нарушение понимания значений, выраженных морфологическими элементами слов, затруднено понимание слов, сходных по звуковому составу

Хорошо понимает обращенную речь

Понимание речи часто затруднено. Отмечается эхолалия.

Выраженные нарушения на уровне слова, предложения, грамматических форм слов, текстов. Отмечается эхолалия.

Звукопроизношение

Нарушение формирования артикулемы

Как правило, нарушения однотипны, постоянны (правильные варианты искаженных звуков встречаются редко).

Трудности комбинирования отдельных элементов речи (даже простых в артикуляторном отношении) в единое целое; при кинестетической форме затруднено формирование артикулем.

Отставание формирования артикулем от условного эталона детской речи по эпикризным срокам.

Часто наблюдается нарушения произношения шипящих звуков и звука «р», обусловленные вялостью артикулирования.

Трудности в произношении отдельных звуков.

Нарушение формирования артикулем. Отмечается большое количество замен (трудность тонкой моторной дифференциации),

несформированность операций слухового и кинестетического контроля.

Грамматический строй речи

Синтаксическая система языка формируется с трудом, нарушения выражены резко. Длительное использование стереотипных, однословных предложений; при усложнении синтаксической структуры наблюдается нарушение порядка, пропуски слов в предложениях.

Выраженные затруднения в усвоении морфологических явлений языка: овладении навыками словоизменения и словообразования .

Характеризуется недостаточным пониманием грамматических форм; отсутствием в речи предлогов и союзов; употреблением существительных преимущественно в именительном падеже, глаголов в неопределённом наклонении; трудностями словообразования и словоизменения.

Недоразвитие процессов словообразования и словоизменения.

Трудности употребления в речи сложных предлогов.

Использование в речи преимущественно простых предложений.

Трудности в овладении лексическими и грамматическими значениями глаголов.

Для большинства детей с аутизмом характерны нарушения грамматического строя речи, определенные трудности вызывают категории числа, времени, лица, составление сложных распространенных предложений, использование в речи флексий.

Наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах. Недостаточно сформированы формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложения.

Нарушения использования предложно-падежных конструкций проявляются в пропуске, замене предлогов, искажении окончаний.

Несформированность синтаксических структур предложения. Аграмматизмы. Трудности выполнения заданий, требующих грамматических обобщений.

Несформированность динамического речевого стереотипа.

Связное высказывание

Нарушение связности монологической речи; использование в речи простых предложений.

Фрагментарное воспроизведение текстов;

Пропуск основных смысловых звеньев при пересказе;

Непонимание временных и причинно-следственных связей.

Отмечаются выраженные и стойкие нарушения в развитии связной речи.

Затрудняются в правильном расположении серии сюжетных картинок, недоступно смысловое обобщение разрозненных элементов в логическое единство. Особо выраженные затруднения испытывают в изложении элементарной последовательности событий.

Недостаточная сформированность связной речи. Нарушение структуры высказывания (цельности, связности, логической последовательности); стереотипия в использовании языковых средств (однотипные фразовые конструкции, ограниченный запас лексико-грамматических средств), оформление высказывания по нормативам разговорной речи.

Отстает от нормы объем речевых навыков, но они способны формироваться в условиях свободного общения.

Может наблюдаться набор слов и фраз штампов, произносимых автоматически, без понимания смысла.

Неумение вести диалог при хорошо развитой монологической речи.

Отсутствие полноты и развернутости в высказывании, нарушение правильной последовательности при воспроизведении событий, искажение логической зависимости явлений, отсутствие или неправильное использование языковых средств связи (местоимений, наречий), обеднённость речи, ее недостаточная выразительность.

При формировании навыка - использование речевых штампов, отклонение от основной темы высказывания, воспроизведение ассоциаций, др.

Высказывания малоразвернуты, в них нарушена логическая последовательность, нет единой целостности высказывания. Ребенок не ориентируется на слушателя, воспроизводит фрагменты в порядке их припоминания.

 Фрагментарность предложения с пропуском подлежащего, либо сказуемого, либо и подлежащего, и сказуемого.

Литература:

Выготский Я.С. Мышление и речь. М., 2001г.

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. СПб 2002г.

Интернет ресурс.

Выполнила: учитель-логопед высшей квалификационной категории ГБУ НСО ОЦДК Лысенко Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ОТ СХОДНЫХ СОСТОЯНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Вопросы отграничения общего речевого недоразвития от временных обратимых состояний: ЗРР, ЗПР, олигофрения, РДА...

Контрольная работа по дисциплине: «Логопедия» На тему: «Диагностика дизартрии»

Диагностика дизартрии. Как определить, что у ребенка дизартрия?...

Дифференциальная диагностика дизартрии и схожих нарушений

Формы дизартрии.Диагностика дизартрии по локализации очага поражения.Диагностика дизартрии по степени поражения.Диагностика сходных речевых патологии бульбарной формы дизартрии от псевдобульбарной.Сра...

Дифференциальная диагностика моторной алалии от сходных с ней состояний

Критерии сравнения моторной алалии с другими нарушениями ....

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ОТ СХОДНЫХ СОСТОЯНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье говорится об отличительных особенностях общего недоразвития речи от задержки речевого развития, олигофрении, ЗПР и аутизма...

Публикация на тему: "Дифференциальная диагностика алалии от сходных состояний"

Сравнительная характеристика речи при моторной алалии и умственной отсталости. Дифференциация сенсорной алалии и нарушений слуха, интеллектуальной недостаточности....