Проект «Ушки на макушке, тренируем ушки»
проект по логопедии (старшая группа)

Келина Светлана Ивановна

Формирование фонематического восприятия у детей с ОВЗ, через использование дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ushki_na_makushke_treniruem_ushki.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

МАДОУ № 8 «Огонёк» 

Тема:

 «Ушки на макушке, тренируем ушки»

Направление:

Комплексное (коррекционно-развивающее, познавательно-речевое, игровое)

Целевая аудитория

Воспитанники с ОВЗ 5-7 лет, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта

Краткосрочный -3 месяца

Актуальность проекта

Фонематическое восприятие – очень важный речевой компонент, для успешного становления речевой системы в целом. Благодаря развитым фонематическим процессам - речевому вниманию, фонематическому слуху, фонематическому восприятию, фонематическому анализу и синтезу ребёнок овладевает в нужной степени звукопроизношением, слоговой структурой   слова, словарным запасом и грамматическим строем речи.  

 Диагностика речевого развития дошкольников и практика логопедической работы                   доказывают, что у большинства воспитанников нарушено фонематическое восприятие, вследствие чего ребёнок не дифференцирует на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, что ведёт к нарушению звукопроизношения. У детей с недоразвитием фонематического слуха, словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки, многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми», не формируется в нужной степени грамматический строй, навык чтения и письма.     Р.Е.Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ».

Исходя из актуальности данной проблемы, мною был разработан проект «Ушки на макушке, тренируем ушки», целью которой является развитие фонематического восприятия, через использование дидактических игр. Большой успех достигается в работе с детьми по исправлению недоразвития фонематического слуха, если использовать дидактическую игру. Благодаря использованию дидактических игр, в процессе коррекционного обучения, можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Гипотеза: если систематические и целенаправленно включать дидактические игры в педагогический процесс, то это значительно быстрее способствует формированию фонематических процессов.

Цель проекта

Формирование фонематического восприятия у детей с ОВЗ, через использование дидактических игр.

Задачи проекта

1. Развивать слуховое внимание, память.

2. Учить определять наличие или отсутствие звука в слове.

3. Учить определять позицию звука в слове

4. Познакомить родителей и воспитателей с использованием дидактических игр по развитию фонематического восприятия.

Этапы проекта

1 этап – поисковый. 

  • Изучение научно - методической литературы.
  • Систематизация и отбор материала.
  •  Создание предметно-развивающей среды, (подбор и классификация дидактических игр и упражнений).

2 этап – практический.  

  • Внедрение в коррекционно-образовательную деятельность детей дидактических игр и упражнений.
  •  Создание картотеки и дидактического материала совместно с родителями.
  •  Разработка рекомендаций по развитию фонематического восприятия дошкольников с ОВЗ для родителей и воспитателей

Практическая значимость данной работы состоит в подборе дидактических игр и упражнений для развития фонематического восприятия, при использовании, которых логопед в совокупности обеспечит:

  • более быстрое и успешное усвоение материала детьми
  • создание положительно – эмоционального фона в процессе обучения
  • сохранение интереса к деятельности
  • максимально реализовать потенциальные возможности ребенка.

3 этап – заключительный

  • Анализ результатов проделанной работы
  • Подведение итогов реализации проекта.

Краткое содержание

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы, где поставленные задачи, реализуются через подбор и систематизацию дидактических пособий, игр и упражнений, направленных на развитие фонематического слуха воспитанников. В проекте показана работа не только с детьми, но и взаимодействие учителя-логопеда с родителями, воспитателями по теме проекта.

Планируемый результат

Благодаря использованию дидактических игр удалось:

  1. Улучшить слуховое внимание.
  2. Научить определять наличие звука в слове.

3. Сформировать навык определения позиции звука в слове (начало, середина, конец)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ушки на макушке.

Спортивно-развлекательная программа для старшего возраста в увлекательной форме даст детям интересные знания о таких важных органах, как уши....

Фронтальное занятие по обучению грамоте( подготовительный период) в старшей речевой группе для детей с ОНР "Познакомьтесь: Язычок и Ушки на макушке".

Конспект занятия подготовительного периода по обучению грамоте с целью познакомить детей с артикуляционным аппаратом и развивать слуховое восприятие, основываясь на неречевых звуках....

Проект по безопасности дошкольников «Держим ушки на макушке»

Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе взаимодействия педагога, ребёнка и родителей. ...

Резутьтативность проекта "ушки на макушке"

Результаты освоения проекта, направленного на формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе взаимодействия педагога, ребёнка и родителей 2016 - 2019...

Речевой проект "Ушки на макушке"

Тип проекта: познавательно-игровой; практико-ориетнированный.По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата....

Проект по формированию основ безопасного поведения дошкольников «Держим ушки на макушке»

Цель проекта: создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, умения адекватно действовать в неординарных ситуациях.Задачи:Формирование у детей основных представлений об основ...