Речевой проект "Ушки на макушке"
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Павлова Елена Анатольевна

Тип проекта: познавательно-игровой; практико-ориетнированный.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ushki_na_makushke.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт проекта;
  2. Актуальность;
  3. Разработка этапов проекта;
  4. Презентация;
  5. Продукт детской деятельности:
  1. Рисунки на тему: «У нас ушки на макушке», «Мое настроение»;
  2. Модель «Домик, где живут звуки» из конструктора «Лего».
  1. Продукт деятельности родителей:
  1. Листок-памятка «Волшебный мир звуков»;
  2. Мультимедийная презентация «Как мы искали звуки».
  1. Продукт деятельности учителя-логопеда
  1. Разработка проекта «Где прячутся звуки»;
  2. Руководство реализации проекта;
  3. Организация презентации.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Детская энциклопедия «Я познаю мир»;
  2. Интернет-ресурсы.

Логопедический проект «Где прячутся звуки»

Тема проекта: «Звуки окружающего мира»

Автор: учитель-логопед I квалификационной категории Павлова Е.А.

Участники: логопедическая группа детей 6-7 лет, учитель-логопед, педагоги, родители.

Длительность: краткосрочный, 2 недели.

Тип проекта: познавательно-игровой; практико-ориетнированный.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Актуальность

«Каждый звук-кусочек мира.

В каждом звуке целый мир.

В звуках вся моя квартира,

В звуках тысячи квартир.

В звуках улица большая

И огромная страна…

Звукам нет конца и краю,

В звуках Он! Оно! Она!

Звуки в радости и скуке,

Звуки свет и звуки тень.

День заканчивают звуки.

Звуки начинают день.»

С. Олексян

Удивителен мир звуков вокруг нас: вот шуршат листья под ногами, пролетел самолет, проехала машина, заскрипели качели, барабанит дождь по стеклу.

Мы все время что-то слышим, наши уши постоянно в работе, и мир вокруг нас звучащий. Все эти звуки, которые мы слышим называются шумами. Иногда они бывают тихие, иногда громкие. Многие шумы существуют сами по себе и никак не зависят от человека. Обычно это звуки природы, но есть и шумы которые производит человек. Звуки - часть нашей жизни. Мы принимаем звуки, не задумываясь. А ведь это так интересно изучать, как появляются звуки, какие звуки нас окружают, все ли звуки мы слышим?

Я выбрала именно эту тему для проекта, потому что, когда я занимаюсь с детьми подготовительной группы, мы говорим о звуках; читаем художественную литературу, слушая музыку, мы тоже слышим звуки; в повседневной жизни нас также окружает многообразие различных звуков.

Кроме того, анализ проведенной мною диагностики на начало учебного года в подготовительной к школе группе, показал, что некоторые дети имеют затруднения в звукопроизношении, а это в свою очередь способствует низкой мотивации детей к обучению, низкой активности речи, низкому уровню словарного запаса. Ребенок чувствует себя ущемленным, он малоактивен, закомплексован, испытывает трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Проект «Где прячутся звуки» предполагает раскрытие  творческих возможностей детей, проявлению инициативы и познавательно-речевой активности, раскрытию ребенка своего «Я», самоутверждению и раскрепощению, что будет способствовать успешной коррекционно-логопедической работе.

Проект «Где прячутся звуки» - это, прежде всего, интересная, познавательно-творческая деятельность, направленная на организацию эффективного коррекционного процесса, основанного на создании благоприятного эмоционального фона во взаимодействии логопед-ребенок-родитель-педагог, на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития ребенка, развития его творческих способностей и коммуникативных навыков.

Идея проекта возникла, когда дети, придя на подгрупповое занятие, увидели игрушку-юлу. Заведенная юла издавала необычный звук, который заинтересовал детей.

Возникли детские проблемные вопросы:

  • Почему юла так необычно звучит?
  • Как у нее получаются такие звуки?
  • Что такое звуки?

Я предложила детям отправиться в игровую «Страну чудес, где живут необычные жители-звуки»

Сформировалась и основная цель проекта: Ответить на вопрос: «Как появляются звуки?», «Какие звуки нас окружают?».

Определились задачи проекта:

  1. Вызвать интерес детей к звучащему миру, к изучению неречевых звуков;
  2. Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения;
  3. Развивать логическое и нестандартное мышление, воображение, творческие способности, наблюдательность, изобретательность;
  4. Повысить заинтересованность родителей в результате коррекционно-воспитательной работы с детьми, компетентность в вопросах речевого развития, подготовке ребенка к обучению в школе.

Как известно, «Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам. Каждый дошкольник по своей натуре - маленький исследователь.

Проект направлен на «открытия нового в окружающем мире с последующим публичным выступлением совместного и собственного исследования.

Предполагаемые результаты:

  1. Позитивные изменения в речи детей;
  2. Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи детей;
  3. Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
  4. Укрепление сотрудничества учителя-логопеда с родителями при подготовке детей к школе.

Материал, представленный в проекте «Где прячутся звуки» носит общеобразовательную направленность, что позволяет использовать его для детей как с речевыми нарушениями, так и с нормальным развитием речи.

Этапы проекта

I этап. Вступительный.

  1. Анализ диагностики. Определение проблемы;
  2. Выбор темы проекта;
  3. Изучение методической литературы по теме проекта, работа с интернет-ресурсами;
  4. Сбор информации о том, что такое звук и какие бывают звуки;
  5. Отработка тематики мероприятий по проекту;
  6. Организация рекламы проекта;
  7. Проведение консультаций с родителями и педагогами;
  8. Подготовка дидактического материала для игр;
  9. Обсуждение с детьми плана игры «Волшебная страна звуков»;
  10.  Подготовка презентации проекта;
  11.  Создание родителями мультимедийной презентации «Как мы искали звуки».

II этап. Основной.

Гипотеза: Звук образуется, когда что-то дрожит. Дрожать - значит звучать. Нам предстоит доказать эту гипотезу.

Объект исследования: звук

Предмет исследования: познавательно-игровая деятельность.

Тематическое планирование игры.

Учитель-логопед:

  1. Блиц-опрос детей «Что вы знаете о звуках?»
  2. Беседы: «Что такое звук? Как он проявляется? Где можно услышать звуки? Почему звуки природы и предметов называют шумами?
  3. Обсуждение поговорки: «У кого ушки на макушке?»

-Где у человека расположена макушка?

-Что у него находится на макушке?

-Кого же мы имеем в виду, употребляя это выражение?

(высказывания детей)

Вывод: Про человека, который внимательно прислушивается к чему-то, но можно сказать и про животных.

  1. Экскурсии:

-по помещениям детского сада (кухне, прачечной, групповым комнатам и др.)

Цель: показать детям разнообразие звуков.

-по участку детского сада.

Цель: услышать звуки природы.

  1. Игры:

«Что звучит?»

Цель: определение предмета по издаваемому звуку (бумага, дерево, железо, стекло, пластмасса и т.д.)

-Определение свойств звука:

бумага- шуршащий, шелестящий, бумажный;

дерево- сухой, теплый, деревянный;

железо- яркий, призывный, железный;

стекло- нежный, тонкий, чистый, стеклянный и т.д.

«Выбери правильно» - подобрать картинки с изображением предметов, относящихся к шумам природы и человека и разложить их правильно.

«Узнай звук»

Цель: найти похожие звуки речи человека  и окружающего мира (пчелы, осы, мухи,  жуки жужжат- звук-ж, змея шипит-ш и т.д)

«Волшебные коробочки» с бросовым материалом (бусинки, пуговицы, крупа, горох и т.д.)

Цель: по звуку определить предмет.

  1. Обобщающая беседа «Что мы узнали о звуках».

Воспитатели:

  1. Чтение сказки «Королевство звуков и букв» с последующей беседой.
  2. Наблюдения на прогулке:

-Какие звуки природы мы не слышим? (солнце, облака, тучи, ползущего муравья, бабочки). Почему?

-Какие звуки издают птицы? (чирикают, каркают, стрекочут). На что похожи эти звуки? (на речь человека)

-Какие звуки издают некоторые насекомые? (комар-зудит, пищит; пчела-жужжит; цикады-стрекочут и т.д.)

  1. Дидактические игры. (см выше)
  2. Экскурсия в лес. Составление рассказов или сочинение сказки по впечатлениям от экскурсии.
  3. Моделирование из конструктора «Лего»- «Домик для звуков».
  4. Чтение стихотворения «У нас ушки на макушке» - автор Павлова Е.А.
  5. Изобразительная деятельность по сюжету стихотворения «У нас ушки на макушке».
  6. Обсуждение: «Какие звуки вы услышали в этом стихотворении? Можно ли услышать тишину?»
  7. Разучивание стихотворения с ребенком «У нас ушки на макушке» для выступления на презентации проекта.

Действия музыкального руководителя:

  1. Дидактические игры:

«Узнай, что звучит»- с музыкальными инструментами.

«Отгадай и назови шумы» («театральные шумы» ав. Буженина)

«Что слышишь ты в музыке?» (веселье, радость, торжество, грусть, обиду, волнение, страх, злость)

  1. Беседы: «Откуда берется голос?»; «Как появляется песенка?»; «Как сделать звук громче/тише?»
  2. Экскурсия по музыкальному залу.

Цель: обобщить звуки, которые можно услышать в зале (музыка, чтение стихов, пение,  аплодисменты, смех).

  1. Слушание произведений П.И. Чайковского «……..»
  2. Изобразительная деятельность: Рисование «Мое настроение» по впечатлениям от прослушанного. Рассказы детей по рисункам.
  3. Итоговая беседа.

Действия родителей:

  1. Чтение детской энциклопедии «Я познаю мир» автор А. Леонович. Тема: «Что такое звук?». Беседа по прочитанному.
  2. Опыты с водой «Передаются ли звуки в воде?»-сделать краткое сообщение-информацию для детей.
  3. Совместные с детьми прогулки по улицам города, в городской парк, к озеру, в лес.

Цель: услышать звуки окружающего мира. Оформить листок-памятку «Волшебный мир звуков». Подарить в логопедический кабинет.

  1. Помочь  учителю-логопеду в создании мультимедийной презентации «Как мы искали звуки».
  2. Принять участие в презентации проекта.
  3. Придумать и организовать поощрение детям, участникам проекта.

III этап. Итоговый.

Проводится в “Логопедической гостиной”

Презентация проекта «Где прячутся звуки»

Приглашенные: дети подготовительной группы.

  • Выставка детских рисунков  по стихотворению «У нас ушки на макушке»; на тему «Мое настроение»; моделей «Домик для звуков» из конструктора «Лего»;
  • Мультимедийная презентация «Как мы искали звуки»;
  • Чтение стихотворения ребенком «У нас ушки на макушке»;
  • Минутка тишины. Дети прислушиваются к звукам окружающего мира;
  • Заключительное слово учителя-логопеда: благодарности всем участникам проекта за интересную и творческую работу;
  • Поощрение детей.

Результат проекта:

В результате выполнения проекта у детей произошло:

  1. Развитие связной речи, обогащение словаря;
  2. Развитие познавательных способностей, творческого мышления;
  3. Развитие коммуникативных навыков, раскрепощение, развитие самостоятельности, любознательности.

Реализованы цели и задачи проекта. Дети сделали свое «открытие»- узнали  звуки окружающего мира.

Педагоги повысили свою компетентность в вопросах проектной деятельности.

Родители повысили  свою грамотность в вопросах развития речи детей, установили контакт личностного общения с учителем-логопедом.

Учитель-логопед обогатил свой педагогический опыт, усовершенствовал профессиональное мастерство.

Перспектива.

Продолжить использовать метод проекта в коррекционнно-логопедической работе с детьми.

Стихотворение

«Ушки на макушке»

Автор: Павлова Е.А

У нас ушки на макушке

Слышим все вокруг себя:

В пруду квакают лягушки,

Капли падают дождя.

Ветерок играет тихо

И с листвою, и с травой.

Вот кузнечик скачет лихо-

Он торопится домой.

Музыка звучит негромко,

Папа что-то говорит,

Даже младшая сестренка

Чем-то в комнате шуршит.

Вот промчался поезд скорый,

Самолет гудит вдали,

С вами я, друзья, не спорю,

Нету в мире тишины.

Яблоко в саду упало,

Лопнул шарик, тихо стало.

Очарованный стою, я услышал ти-ши-ну!

Тс-с-с-с-с…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства и изобразительная деятельность детей старшего возраста. тема: «Июль – макушка лета. Сенокос».

В ходе данного занятия дети знакомятся с жанровыми произведениями А. Пластова и М. Кустодиева "Сенокос" (в сравнении); с манерой письма каждого из этих художников; с музыкальными произведениями П.И. Ч...

Ушки на макушке.

Спортивно-развлекательная программа для старшего возраста в увлекательной форме даст детям интересные знания о таких важных органах, как уши....

конспект занятия по рисованию "Ели на опушке, до небес макушки" старшая группа

Программное содержание: Учить детей рисовать несложный пейзаж в соответствии с содержанием стихотворения, изображать ели большие и маленькие, располагая по всему листу бумаги. Воспитывать любовь к пр...

Фронтальное занятие по обучению грамоте( подготовительный период) в старшей речевой группе для детей с ОНР "Познакомьтесь: Язычок и Ушки на макушке".

Конспект занятия подготовительного периода по обучению грамоте с целью познакомить детей с артикуляционным аппаратом и развивать слуховое восприятие, основываясь на неречевых звуках....

"Держи ушки на макушке"

Досуг во 2 младшей группе по ПДД....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности "Ушки на макушке"

Конспект занятия предназначен для детей старшего дошкольного возраста с целью внедрения здоровьесберегающих технологий....