Речевой проект "Ушки на макушке"
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Тип проекта: познавательно-игровой; практико-ориетнированный.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ushki_na_makushke.docx | 29.67 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
- Паспорт проекта;
- Актуальность;
- Разработка этапов проекта;
- Презентация;
- Продукт детской деятельности:
- Рисунки на тему: «У нас ушки на макушке», «Мое настроение»;
- Модель «Домик, где живут звуки» из конструктора «Лего».
- Продукт деятельности родителей:
- Листок-памятка «Волшебный мир звуков»;
- Мультимедийная презентация «Как мы искали звуки».
- Продукт деятельности учителя-логопеда
- Разработка проекта «Где прячутся звуки»;
- Руководство реализации проекта;
- Организация презентации.
ЛИТЕРАТУРА
- Детская энциклопедия «Я познаю мир»;
- Интернет-ресурсы.
Логопедический проект «Где прячутся звуки»
Тема проекта: «Звуки окружающего мира»
Автор: учитель-логопед I квалификационной категории Павлова Е.А.
Участники: логопедическая группа детей 6-7 лет, учитель-логопед, педагоги, родители.
Длительность: краткосрочный, 2 недели.
Тип проекта: познавательно-игровой; практико-ориетнированный.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Актуальность
«Каждый звук-кусочек мира.
В каждом звуке целый мир.
В звуках вся моя квартира,
В звуках тысячи квартир.
В звуках улица большая
И огромная страна…
Звукам нет конца и краю,
В звуках Он! Оно! Она!
Звуки в радости и скуке,
Звуки свет и звуки тень.
День заканчивают звуки.
Звуки начинают день.»
С. Олексян
Удивителен мир звуков вокруг нас: вот шуршат листья под ногами, пролетел самолет, проехала машина, заскрипели качели, барабанит дождь по стеклу.
Мы все время что-то слышим, наши уши постоянно в работе, и мир вокруг нас звучащий. Все эти звуки, которые мы слышим называются шумами. Иногда они бывают тихие, иногда громкие. Многие шумы существуют сами по себе и никак не зависят от человека. Обычно это звуки природы, но есть и шумы которые производит человек. Звуки - часть нашей жизни. Мы принимаем звуки, не задумываясь. А ведь это так интересно изучать, как появляются звуки, какие звуки нас окружают, все ли звуки мы слышим?
Я выбрала именно эту тему для проекта, потому что, когда я занимаюсь с детьми подготовительной группы, мы говорим о звуках; читаем художественную литературу, слушая музыку, мы тоже слышим звуки; в повседневной жизни нас также окружает многообразие различных звуков.
Кроме того, анализ проведенной мною диагностики на начало учебного года в подготовительной к школе группе, показал, что некоторые дети имеют затруднения в звукопроизношении, а это в свою очередь способствует низкой мотивации детей к обучению, низкой активности речи, низкому уровню словарного запаса. Ребенок чувствует себя ущемленным, он малоактивен, закомплексован, испытывает трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Проект «Где прячутся звуки» предполагает раскрытие творческих возможностей детей, проявлению инициативы и познавательно-речевой активности, раскрытию ребенка своего «Я», самоутверждению и раскрепощению, что будет способствовать успешной коррекционно-логопедической работе.
Проект «Где прячутся звуки» - это, прежде всего, интересная, познавательно-творческая деятельность, направленная на организацию эффективного коррекционного процесса, основанного на создании благоприятного эмоционального фона во взаимодействии логопед-ребенок-родитель-педагог, на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития ребенка, развития его творческих способностей и коммуникативных навыков.
Идея проекта возникла, когда дети, придя на подгрупповое занятие, увидели игрушку-юлу. Заведенная юла издавала необычный звук, который заинтересовал детей.
Возникли детские проблемные вопросы:
- Почему юла так необычно звучит?
- Как у нее получаются такие звуки?
- Что такое звуки?
Я предложила детям отправиться в игровую «Страну чудес, где живут необычные жители-звуки»
Сформировалась и основная цель проекта: Ответить на вопрос: «Как появляются звуки?», «Какие звуки нас окружают?».
Определились задачи проекта:
- Вызвать интерес детей к звучащему миру, к изучению неречевых звуков;
- Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения;
- Развивать логическое и нестандартное мышление, воображение, творческие способности, наблюдательность, изобретательность;
- Повысить заинтересованность родителей в результате коррекционно-воспитательной работы с детьми, компетентность в вопросах речевого развития, подготовке ребенка к обучению в школе.
Как известно, «Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам. Каждый дошкольник по своей натуре - маленький исследователь.
Проект направлен на «открытия нового в окружающем мире с последующим публичным выступлением совместного и собственного исследования.
Предполагаемые результаты:
- Позитивные изменения в речи детей;
- Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи детей;
- Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
- Укрепление сотрудничества учителя-логопеда с родителями при подготовке детей к школе.
Материал, представленный в проекте «Где прячутся звуки» носит общеобразовательную направленность, что позволяет использовать его для детей как с речевыми нарушениями, так и с нормальным развитием речи.
Этапы проекта
I этап. Вступительный.
- Анализ диагностики. Определение проблемы;
- Выбор темы проекта;
- Изучение методической литературы по теме проекта, работа с интернет-ресурсами;
- Сбор информации о том, что такое звук и какие бывают звуки;
- Отработка тематики мероприятий по проекту;
- Организация рекламы проекта;
- Проведение консультаций с родителями и педагогами;
- Подготовка дидактического материала для игр;
- Обсуждение с детьми плана игры «Волшебная страна звуков»;
- Подготовка презентации проекта;
- Создание родителями мультимедийной презентации «Как мы искали звуки».
II этап. Основной.
Гипотеза: Звук образуется, когда что-то дрожит. Дрожать - значит звучать. Нам предстоит доказать эту гипотезу.
Объект исследования: звук
Предмет исследования: познавательно-игровая деятельность.
Тематическое планирование игры.
Учитель-логопед:
- Блиц-опрос детей «Что вы знаете о звуках?»
- Беседы: «Что такое звук? Как он проявляется? Где можно услышать звуки? Почему звуки природы и предметов называют шумами?
- Обсуждение поговорки: «У кого ушки на макушке?»
-Где у человека расположена макушка?
-Что у него находится на макушке?
-Кого же мы имеем в виду, употребляя это выражение?
(высказывания детей)
Вывод: Про человека, который внимательно прислушивается к чему-то, но можно сказать и про животных.
- Экскурсии:
-по помещениям детского сада (кухне, прачечной, групповым комнатам и др.)
Цель: показать детям разнообразие звуков.
-по участку детского сада.
Цель: услышать звуки природы.
- Игры:
«Что звучит?»
Цель: определение предмета по издаваемому звуку (бумага, дерево, железо, стекло, пластмасса и т.д.)
-Определение свойств звука:
бумага- шуршащий, шелестящий, бумажный;
дерево- сухой, теплый, деревянный;
железо- яркий, призывный, железный;
стекло- нежный, тонкий, чистый, стеклянный и т.д.
«Выбери правильно» - подобрать картинки с изображением предметов, относящихся к шумам природы и человека и разложить их правильно.
«Узнай звук»
Цель: найти похожие звуки речи человека и окружающего мира (пчелы, осы, мухи, жуки жужжат- звук-ж, змея шипит-ш и т.д)
«Волшебные коробочки» с бросовым материалом (бусинки, пуговицы, крупа, горох и т.д.)
Цель: по звуку определить предмет.
- Обобщающая беседа «Что мы узнали о звуках».
Воспитатели:
- Чтение сказки «Королевство звуков и букв» с последующей беседой.
- Наблюдения на прогулке:
-Какие звуки природы мы не слышим? (солнце, облака, тучи, ползущего муравья, бабочки). Почему?
-Какие звуки издают птицы? (чирикают, каркают, стрекочут). На что похожи эти звуки? (на речь человека)
-Какие звуки издают некоторые насекомые? (комар-зудит, пищит; пчела-жужжит; цикады-стрекочут и т.д.)
- Дидактические игры. (см выше)
- Экскурсия в лес. Составление рассказов или сочинение сказки по впечатлениям от экскурсии.
- Моделирование из конструктора «Лего»- «Домик для звуков».
- Чтение стихотворения «У нас ушки на макушке» - автор Павлова Е.А.
- Изобразительная деятельность по сюжету стихотворения «У нас ушки на макушке».
- Обсуждение: «Какие звуки вы услышали в этом стихотворении? Можно ли услышать тишину?»
- Разучивание стихотворения с ребенком «У нас ушки на макушке» для выступления на презентации проекта.
Действия музыкального руководителя:
- Дидактические игры:
«Узнай, что звучит»- с музыкальными инструментами.
«Отгадай и назови шумы» («театральные шумы» ав. Буженина)
«Что слышишь ты в музыке?» (веселье, радость, торжество, грусть, обиду, волнение, страх, злость)
- Беседы: «Откуда берется голос?»; «Как появляется песенка?»; «Как сделать звук громче/тише?»
- Экскурсия по музыкальному залу.
Цель: обобщить звуки, которые можно услышать в зале (музыка, чтение стихов, пение, аплодисменты, смех).
- Слушание произведений П.И. Чайковского «……..»
- Изобразительная деятельность: Рисование «Мое настроение» по впечатлениям от прослушанного. Рассказы детей по рисункам.
- Итоговая беседа.
Действия родителей:
- Чтение детской энциклопедии «Я познаю мир» автор А. Леонович. Тема: «Что такое звук?». Беседа по прочитанному.
- Опыты с водой «Передаются ли звуки в воде?»-сделать краткое сообщение-информацию для детей.
- Совместные с детьми прогулки по улицам города, в городской парк, к озеру, в лес.
Цель: услышать звуки окружающего мира. Оформить листок-памятку «Волшебный мир звуков». Подарить в логопедический кабинет.
- Помочь учителю-логопеду в создании мультимедийной презентации «Как мы искали звуки».
- Принять участие в презентации проекта.
- Придумать и организовать поощрение детям, участникам проекта.
III этап. Итоговый.
Проводится в “Логопедической гостиной”
Презентация проекта «Где прячутся звуки»
Приглашенные: дети подготовительной группы.
- Выставка детских рисунков по стихотворению «У нас ушки на макушке»; на тему «Мое настроение»; моделей «Домик для звуков» из конструктора «Лего»;
- Мультимедийная презентация «Как мы искали звуки»;
- Чтение стихотворения ребенком «У нас ушки на макушке»;
- Минутка тишины. Дети прислушиваются к звукам окружающего мира;
- Заключительное слово учителя-логопеда: благодарности всем участникам проекта за интересную и творческую работу;
- Поощрение детей.
Результат проекта:
В результате выполнения проекта у детей произошло:
- Развитие связной речи, обогащение словаря;
- Развитие познавательных способностей, творческого мышления;
- Развитие коммуникативных навыков, раскрепощение, развитие самостоятельности, любознательности.
Реализованы цели и задачи проекта. Дети сделали свое «открытие»- узнали звуки окружающего мира.
Педагоги повысили свою компетентность в вопросах проектной деятельности.
Родители повысили свою грамотность в вопросах развития речи детей, установили контакт личностного общения с учителем-логопедом.
Учитель-логопед обогатил свой педагогический опыт, усовершенствовал профессиональное мастерство.
Перспектива.
Продолжить использовать метод проекта в коррекционнно-логопедической работе с детьми.
Стихотворение
«Ушки на макушке»
Автор: Павлова Е.А
У нас ушки на макушке
Слышим все вокруг себя:
В пруду квакают лягушки,
Капли падают дождя.
Ветерок играет тихо
И с листвою, и с травой.
Вот кузнечик скачет лихо-
Он торопится домой.
Музыка звучит негромко,
Папа что-то говорит,
Даже младшая сестренка
Чем-то в комнате шуршит.
Вот промчался поезд скорый,
Самолет гудит вдали,
С вами я, друзья, не спорю,
Нету в мире тишины.
Яблоко в саду упало,
Лопнул шарик, тихо стало.
Очарованный стою, я услышал ти-ши-ну!
Тс-с-с-с-с…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства и изобразительная деятельность детей старшего возраста. тема: «Июль – макушка лета. Сенокос».
В ходе данного занятия дети знакомятся с жанровыми произведениями А. Пластова и М. Кустодиева "Сенокос" (в сравнении); с манерой письма каждого из этих художников; с музыкальными произведениями П.И. Ч...
Ушки на макушке.
Спортивно-развлекательная программа для старшего возраста в увлекательной форме даст детям интересные знания о таких важных органах, как уши....
конспект занятия по рисованию "Ели на опушке, до небес макушки" старшая группа
Программное содержание: Учить детей рисовать несложный пейзаж в соответствии с содержанием стихотворения, изображать ели большие и маленькие, располагая по всему листу бумаги. Воспитывать любовь к пр...
конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию"Держи ушки на макушке"с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи.
Совершенствовать знания детей об органе слуха.В ыяснить почему нужно беречь слух и соблюдать правила ухода за ушами....
Фронтальное занятие по обучению грамоте( подготовительный период) в старшей речевой группе для детей с ОНР "Познакомьтесь: Язычок и Ушки на макушке".
Конспект занятия подготовительного периода по обучению грамоте с целью познакомить детей с артикуляционным аппаратом и развивать слуховое восприятие, основываясь на неречевых звуках....
"Держи ушки на макушке"
Досуг во 2 младшей группе по ПДД....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности "Ушки на макушке"
Конспект занятия предназначен для детей старшего дошкольного возраста с целью внедрения здоровьесберегающих технологий....