Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука «Л» в слогах, словах, предложениях».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект индивидуально- коррекционно-развивающего занятия с ребёнком ОНР (II-III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zan-ya_kolobok.docx | 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Индивидуально- коррекционно-развивающего занятия
с ребёнком ОНР (II-III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет).
Тема:
«Автоматизация звука «Л» в слогах, словах, предложениях».
(по мотивам русской народной сказки «Колобок»)
Конспект подготовлен:
Келина С.И.
учитель-логопед.
г. Сургут
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Уточнение и активизация словаря по мотивам русской народной сказки «Колобок».
- Совершенствование навыков звукового анализа слов (определение место звука «Л» в словах).
- Формирование умения отвечать на вопросы полным предложением.
- Автоматизация правильного произношения звука «Л» в слогах, словах, предложениях.
- Совершенствование грамматического строя речи (изменение существительных по числам, подбор однокоренных слов к слову «колобок», образование относительных прилагательных).
Коррекционно-развивающие:
- Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики.
- Формирование речевого дыхания, силы и высоты голоса
- Автоматизация звук [л] в слогах, словах и предложениях.
- Развитие зрительного и слухового внимания, мышления.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитание познавательного интереса к занятиям
- Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии.
- Воспитывать доброжелательность и самостоятельность.
Оборудование. Схема артикуляции звука «Л». Мультимедийное сопровождение логопедического занятия. Д/и «Колобок» (на развитие целенаправленной воздушной струи), д/игра «Домик с тремя окошками» (на определение позиции звука в слове), картинки животных из сказки «Колобок», разных размеров «колобки», опорные картинки.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Логопед: Здравствуй,. (имя ребёнка). Вспомни, какой звук мы учимся правильно произносить?
Ребёнок: Звук «Л»
Уточнение артикуляции звука «Л»
Логопед: Давай вместе вспомним артикуляцию звука «Л»
Ребёнок: Губы растянуты в улыбке, зубы - раскрыты, широкий кончик языка прижимается к верхним передним зубам.
Логопед: Молодец.
Логопед: А какой это звук, согласный или гласный?
Ребёнок: Согласный.
Логопед: А почему ты так решил?
Ребёнок: Когда произносим звук «Л», на пути у выдыхаемого воздуха образуется преграда. Язычок преграждает путь выдыхаемому воздуху.
Логопед: А почему он звонкий?
Ребёнок. Потому что произносим его с голосом.
Логопед: Молодец. Правильно.
Логопед: Скажи, а ты любишь сказки?
Ребёнок. Люблю.
Логопед. Сегодня мы перенесёмся в сказку, выполняя упражнения артикуляционной гимнастики.
II. Основная часть.
Артикуляционная гимнастика.
Если в сказку всем сердцем поверить, (приоткрыть рот упражнение
В мир волшебный раскроются двери! « упражнение «бегемотик»)
На волшебном ковре-самолёте, (упражнение «лопаточка»)
На летучем большом корабле (упражнение «чашечка»)
Или с бабой-ягой на метле, (упражнение «часики»)
На плоту по молочной реке ( упражнение «лопаточка»)
И верхом на Коньке-Горбунке (упражнение «лошадка»)
Можно в сказку взлететь на Жар- птице, (упражнение «качели»)
Можно на колобке закатиться (круговые движения кончиком языка вокруг губ)
Можно въехать, как слон на еже (покусать кончик языка)
Ой! Мы кажется, в сказке уже….
(Включается компьютер и звучит песенка «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл…»)
Логопед: Ты догадался. В какую сказку мы попали?
Ребёнок. В сказку «Колобок! ( колобок на мониторе)
Колобок: Молодец! Как здорово! Он знает сказку «Колобок»!!!!
Колобок: Скажи? А может, ты ещё знаешь, от кого я смог уйти в моей сказке.
Чтобы было легче ответить на мой вопрос, отправляю тебе свою любимую игру.
Звучит музыка, на столе появляется дидактическая игра «Колобок».
Логопед: Спасибо Колобок, твоя игра поможет ему не только правильно ответить на твой вопрос, но и показать.
Упражнение на развитие речевого дыхания.
(Ребёнок под русскую народную мелодию «Колобок» выполняет упражнение на развитие целенаправленной воздушной струи.)
Логопед: Ты сейчас показал от кого смог уйти колобок, а теперь давай еще и скажем.
Автоматизация звука /Л/ в предложениях.
Ребёнок: Колобок ушёл от бабушки, дедушки, от зайца, волка и медведя.
Колобок : Э-ГЕ-ГЕ!!! Вот это да, как здорово все у тебя получается!!!.
Колобок: А скажи, пожалуйста, есть ли звук /Л/ в слове «Колобок»
Ребёнок: Есть.
Колобок: А хватит ли у тебя смелости показать окошко, на которое положила меня бабушка остужаться.
Логопед. Мы попробуем, постараемся.
Колобок: Тогда отправляю Вам свои любимые игры. Они лежат в коробочке, чтобы открыть коробочку, нужно повторить волшебные слоги.
Логопед с коробки берет листок со слоговыми рядами, произносит, а ребёнок запоминает и повторяет.
Развитие фонематического слуха, автоматизация звука «Л» в слогах.
Логопед: ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ ЛУ-ЛЫ-ЛА-ЛО ЛО-ЛА-ЛУ-ЛЭ ЛЭ-ЛО-ЛУ-ЛА
Коробочка (под музыку) открывается и логопед достает дидактическую игру «Домик с тремя окошками», расположенные в «РЯД».
Колобок: Покажи, на домике с окошками, расположенными в ряд, место звука «Л» в слове «Колобок» Если звук в начале слова, то меня посади на первое окошко, если в середине – на второе, а если в конце, то на последнее.
Ребёнок определяет место звука /Л/ в лове «Колобок/
Колобок: А еще, в названии какого или каких животных в сказке «Колобок» есть твёрдый звук «Л»?
Ребёнок: Волк.
Колобок: Сосчитай всех волков, которых я тебе отправил. Они лежат в волшебной коробке.
(Логопед достает волка, волчицу и волчат).
Автоматизация звука «Л» в словах,
через изменение имён существительных по числам, активизация и расширение словарного запаса.
Ребёнок: Один волк, два волка, три волка, четыре волка, пять волков.
Колобок: Сколько волков насчитал?
Ребёнок: Пять волков.
Колобок: А ты знаешь, как называются детёныши волка.
Ребёнок. Волчата.
Колобок: Назови маму волчат.
Ребёнок;
Волчица.
Логопед: Волк, волчица, волчата
Логопед:( обращаясь к ребёнку). Эти слова одной семейки и называются они родственными словами. Давай придумаем родственные слова к слову «Колобок»
Логопед: Как назвать колобок ласково?
Ребёнок: колобочек
Логопед: Если не один колобок, а много, как правильно сказать
Ребёнок: Колобки
Колобок. Какой сообразительный ребёнок. Молодец!
Логопед: Теперь давай ма отдохнём, физкультминутку проведём
Физкультминутка «Колобок»
Координация речи с движением, развитие моторных навыков.
Логопед: Что же еще лежит в коробочке (логопед достает картинки животных и их хвосты).
Колобок: Назовите правильно, чьи эти хвосты, а я внимательно буду слушать.
Образование притяжательных прилагательны
Логопед: Хвост лисы - чей хвост?
Ребёнок: Лисий
Логопед: Хвост волка – чей хвост?
Ребёнок: Волчий
Логопед: Хвост зайца – чей хвост?
Ребёнок: Заячий
Логопед: Хвост медведя – чей хвост?
Ребёнок: Медвежий
Колобок : Дружок, ты всё больше и больше нравишься мне, хочу поиграть с тобой еще в одну игру «Доскажи словечко» ( в соответствии с произносимым словом, перед ребёнком выкладываются картинки)
Автоматизация звука «Л» скороговорках
с опорой на слуховой и зрительный анализатор.
Логопед (читает слоговой ряд) ЛА-ЛА-ЛА - стоит лампа у сто-
Ребёнок: ЛА (заканчивает ребёнок)
Затем ребёнок повторяет всю чистоговорку.
Ребёнок: ЛА-ЛА-ЛА - стоит лампа у стола
Логопед: ЛО-ЛО-ЛО- белка прыгнула в дуп-
Ребёнок: ЛО
Ребёнок: ЛО-ЛО-ЛО, белка прыгнула в дупло.
Логопед: ЛО-ЛО-ЛО- светит солнышко теп-
Ребёнок: ЛО
Ребёнок : ЛО-ЛО-ЛО- светит солнышко тепло
Логопед ЛУ-ЛУ-ЛУ – Лоре дали мы ю-
Ребёнок: ЛУ
Ребёнок: ЛУ-ЛУ-ЛУ - Лоре дали мы юлу
Логопед: ЛУ-ЛУ-ЛУ
Логопед. Взяла Лола кук…(..ЛУ)
Логопед ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ - Мила вымыла по-
Ребёнок: ЛЫ.
Ребёнок: ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ - Мила вымыла полы.
III. Заключительная часть
Колобок: Молодец! Ты очень старался и у тебя все получилось. За это я Вам дарю свою любимую игру «Колобок». А мне пора возвращаться домой к бабушке и дедушке. До свидания. (звучит музыка, «Колобок» уходит) Монитор выключается.
Логопед: Я с колобком согласна, что ты молодец.
Сегодня, помогая колобку, какой звук, ты старался произносить правильно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по теме:"Автоматизация звука [р] в слогах,словах,словосочетаниях и предложениях".
В данном конспекте использованы игры созданные мной самостоятельно,а также игры других авторов, которые я часто использую на своих занятиях....
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях»
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях» с применением биоэнергопластики...
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях».
В конспекте представлены игры, загадки, стихотворения, чистоговорки, скороговорки, различные задания для автоматизации звука "Р"....
Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях» для детей подготовительной группы
Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях»для детей под...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях»
Конспект индивидуального занятия в логопедической группе для детей с ОНР...
Конспект под группового логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях».
Конспект занятия на автоматизацию звука...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях»
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях» Цель: автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолиро...