Консультация для родителей-Коррекционно-образовательный процесс в группах компенсирующей направленности в детском саду.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Консультация для родителей-"Коррекционно-образовательный процесс в группах компенсирующей направленности в детском саду.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Коррекционно-образовательный процесс в группах компенсирующей направленности в детском саду».
Дошкольный возрастной период- это важный этап в развитии ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Среди функций, которые выполняет детский сад в системе образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
В нашей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, имеющими ОНР. В группу дети поступают после прохождения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) г. Кропоткина. Члены комиссии определяют состояние речи ребенка, уровень развития (внимания, памяти мышления, проверяют знание об окружающем мире и состояние здоровья ребенка). Если у ребенка нет тяжелых физических заболеваний, но речевое (и не только) развитие отстает от возрастной нормы, то ребенок получает заключение в группу компенсирующей направленности.
С этой группой работают 2 воспитателя, младший воспитатель, учитель- логопед, педагог- психолог, музыкальный руководитель, физ. инструктор.
Основная задача в работе с детьми с нарушениями в развитии - это повышение уровня речевого, психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, социального. Помочь ребенку на начальной ступени обучения освоить необходимые знания, умения и навыки, способы учебной работы и адаптироваться в традиционной системе обучения.
Учебный год учитель-логопед начинает с тщательного стартового логопедического обследования детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии. В случае необходимости ребенок может быть направлен на консультацию к врачу-психоневрологу, отоларингологу, ортодонту, окулисту, психологу и др. специалистам. Анализ диагностики детей позволяет разработать долгосрочные программы групповой и индивидуальной работы с детьми группы. Педагоги тесно взаимодействуют при организации воспитательного и образовательного процесса.
Образовательный процесс построен с учётом коррекционной и образовательной программ. Коррекционная программа, по которой работает наша группа – АООП МБДОУ разработана самостоятельно в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО, а также основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы ,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой-4-е изд., перераб. .-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.-352с., программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи./ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т.В. Туманова, А.В. Лагутина - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015.-207с., а также «Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» под редакцией Н. В. Нищевой, — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 3- е издание, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО, 2015 г.-240 с.; О.С. Гомзяк «Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи III уровня у детей старшего дошкольного возраста» (группы компенсирующей направленности от 5 до 6 и от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи)».-М.: издательство ГНОМ, 2014.-128с..
Также проходит обследование педагогом- психологом. И разрабатывается индивидуальная программа на каждого ребенка.
В работе с детьми с нарушениями в развитии ставились такие общие цели:
• создание ребенку с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного речевого, психического развития;
• обеспечение охраны и укрепление здоровья ребенка;
• коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
• стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой) ;
• профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении.
Единство указанных задач определяет направления работы, позволяющие обеспечить эффективность коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с нарушениями в развитии.
Целенаправленные занятия по формированию мышления существенно изменяют способы ориентировки ребенка в окружающем мире, приучают его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его речевых и интеллектуальных возможностей. Дети начинают ориентироваться не только на цель, но и на способы достижения ее. А это меняет их отношения к задаче, ведет к оценке собственных действий и разграничению правильных и неправильных. У детей формируется более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начинают лучше разговаривать, выражать свои мысли, осмысливать собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений, понимать простейшие временные и причинные зависимости.
Немаловажное значение в успешной адаптации детей к новым условиям имеет предметно-пространственная организация группового помещения, логопедического кабинета и кабинета педагога-психолога. Кабинеты оснащены необходимыми учебно-методическими и игровыми материалами, где проходят фронтальные, индивидуальная и индивидуально-подгрупповая образовательная деятельность. Занятия проходят в занимательной игровой форме, при этом учитываются общеразвивающие и коррекционные задачи. Ведущим принципом является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Дидактическая игра и игровые упражнения позволяют проводить занятия с дошкольниками в игровой форме и таят в себе большие возможности. Они дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивают активность детей и самостоятельность их мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности. Именно в дидактических играх формируется познавательная деятельность детей с нарушениями в развитии, закрепляют, активизируют и приводят в систему знания. Дидактические игры развивают у детей произвольное внимание – умение сосредоточиться на постоянной цели. Установлено, что существует прямая связь между эмоциональным состоянием ребенка и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если ребенок манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если руки ребенка бездействуют. Поэтому важно использовать игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют предметы и т. д. Например: различные мозаики, пазлы, различные вкладыши, шнуровки и др. С помощью таких игрушек и игр расширяются знания родного языка, дети знакомятся со свойствами предметов, и при этом развиваются наблюдательность, сообразительность, логическое мышление и ловкость
Успешная работа педагогов и детей обусловлена также активным участием родителей в учебном процессе, поэтому очень важна тесная взаимосвязь и плодотворное сотрудничество родителей с логопедом, а также с другими специалистами дошкольного учреждения воспитателями, музыкальным руководителем, психологом, медицинскими работниками, физ. инструктором. Логопед, воспитатели, психолог проводят консультации для родителей, где родители могут увидеть и узнать, как проводится коррекционная работа с детьми, на каком уровне развития находится речь ребенка, получить полезные рекомендации для самостоятельной работы дома, задать интересующие их вопросы. Эффективность работы в группах компенсирующей направленности будет тем успешней, когда взаимосвязь между участниками коррекции будет как можно лучше!
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по развитию связной речи в старшей группе
по теме: «Составление рассказа «Мой дом, мебель, посуда».
составила учитель-логопед: Корнюхина А. В.
Цель: уточнение и закрепление знаний о доме, предметах мебели, посуде, их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие связной речи.
Задачи:
Коррекционно - образовательные задачи:
-Уточнять и расширять знания детей о доме, квартире, мебели, посуде, их назначении, видах посуды;
-Расширять словарный запас по теме занятия;
-Совершенствовать грамматический строй речи (образование существи-тельных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);
-Закреплять у детей умение отвечать на вопросы полным предложением, аргументируя свой ответ;
-Совершенствовать умение составлять небольшие описательные рассказы о доме, мебели, посуде.
Коррекционно - развивающие задачи:
-Развивать мелкую моторику;
-Развивать творческие способности, воображение воспитанников;
-Развивать навыки речевого общения;
-Развивать зрительное внимание.
Коррекционно-воспитательные:
-Воспитывать чувство красоты, бережное отношение к дому, мебели, посуде;
-Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Загадывание загадок.
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада встрече с вами. Сегодня к нам придут необычные гости. Кто это, вы узнаете, отгадав загадку.
Толстячок живет на крыше, Он еще совсем глупыш,
А летает он всех выше. И зовут его…(Малыш).
Он самый веселый на свете,
Поэтому нравится взрослым и детям. (Карлсон).
(показ картинок)
2. Объявление темы занятия.
-А вы знаете зачем они пришли к нам в гости? Чтобы с нами поиграть, много нового узнать. Карлсон такой шустрый, везде ходит, летает, тащит за собой Малыша, все им интересно. Давайте поиграем с ним и с Малышом в игру: «Угадай, какая комната?».
1.Игра «Угадай, какая комната». Зачитывается загадка и показывается картинка:
1) Сразу в гости ты пришел… 2) Дальше в комнату пойдешь,
И крючки в шкафу нашел- То еду ты там найдешь,
Побыстрее разувайся, Вкусно там готовят,
И скорее раздевайся. И для взрослых, и для ребят. (кухня)
Это комната пригожая,
Называется…(прихожая).
3) Гостя в комнату ведут, 4) Эта комната такая,
Сядь туда и сядь вот тут. Вся уютная, простая,
Очень комната красивая, Стол и стулья в ней стоят,
Называется…(гостиная). Приглашают всех подряд… (столовая)
5) В ней любят отдыхать, 6) Моются и чистятся,
И спокойно засыпать..(спальня) Легкою водицею…(ванна, туалет)
7) Все комнаты между собой связаны,
Квартирой или домом названы.
-Молодцы! Ребята, а Карлсон и Малыш не знают, что им делать в доме. Они хотят играть, двигают в разных комнатах мебель. Давайте узнаем, какую мебель они трогали, отгадайте загадки.
2. Отгадывание загадок.
1) У него спина большая, 2) У него четыре ножки,
И на ней он разрешает, Спинка и сидение
И писать, и рисовать, Но он не для качания,
И лепить, и вырезать. (Стол) А только для сидения. (Стул)
3) Я удобный, очень мягкий, 4) Если ты устал играть,
Вам не трудно угадать - То ложишься на … (Кровать)
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать. (Диван)
5) В квартире нашей новый дом,
Живет посуда в доме том,
В нем место есть и для конфет,
Он называется… (Буфет)
- Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель)
- Вспомните, ребята, какие предметы мебели есть в ваших квартирах, домах? (Ответы детей).
-Ребята, Карлсон- большой, а Малыш-маленький. Давайте поиграем с ними в игру про мебель - «Большой – маленький».
3. Игра «Большой – маленький».
- Я буду называть большой предмет, он будет для Карлсона, например, стул, а вы будете называть маленький предмет– стульчик-он будет для Малыша.
- Большая кровать, маленькая…(кроватка).
- Большой диван, маленький…(диванчик).
- Большой стол, маленький… (столик).
- Большой шкаф, маленький… (шкафчик).
- Большой стул, маленький… (стульчик).
-Ребята, помогите выбрать хорошую мебель для Карлсона и Малыша по картинкам. Назовите признаки мебели. Какая мебель?
4. Игра «Какой? Какая?»
- Какую мебель выберем для Карлсона и Малыша?
Стол какой? - обеденный, деревянный, удобный, красивый и т.д.
Кровать какая? – большая, красивая, деревянная, мягкая и т.д.
Диван какой? – мягкий, коричневый, кожаный, большой и т.д.
Шкаф какой? – деревянный, вместительный, широкий, красивый и т.д.
5. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с
большого на обеих руках.
Много мебели в квартире. Сжимают и разжимают кулачки.
В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с больших,
А в буфет поставим чашку. на обеих руках.
Чтобы ноги отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили. Попеременно хлопают в ладоши
Много мебели в квартире. и стучат кулачками.
-Ребята, вы умницы, но Карлсон и Малыш проголодались и хотят подкрепиться. Куда они пойдут? (Ответы детей). В кухне и столовой много предметов посуды. Для чего нужна посуда? (Ответы детей). Давайте поиграем и назовем посуду.
6. Игра «Назови посуду».
Я предметы покажу
И посуду назову: (показываются картинки посуды)
Чайник, чашка,
Поднос, блюдце.
Ножик, вилка, ложка,
Кастрюля и поварешка.
Молочник, графин, сковородка,
Стакан и большая кружка.
Я с посудою дружу,
Все что надо расскажу.
-Ребята, посуда вся одинаковая или разная? Для чего она нужна? Есть несколько видов посуды – кухонная, столовая, чайная. В кухонной посуде готовят пищу, а столовая нужна для принятия пищи. Чайной посудой называется посуда, которой мы пользуемся, когда пьем чай.
-Ребята, Карлсон и Малыш такие неловкие, что могут разбить посуду. Давайте расскажем им и посмотрим, из чего сделана посуда, как ей пользоваться.
7. Д/и «Из чего сделана посуда?» (показывание картинок).
- Из чего сделана посуда? (из фарфора, хрусталя, стекла, металла, пластмассы…).
Ложка из дерева – деревянная ложка
Чашка из фарфора – фарфоровая чашка
Ваза из хрусталя – хрустальная ваза
Ложка из металла – металлическая ложка
Миска из глины – глиняная миска
Графин из стекла – стеклянный графин
Чайник из керамики – керамический чайник
-Ребята, мы устали и наши гости тоже, давайте разомнемся, как бы мысленно помоем посуду.
8. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Ничего мы не разбили.
-Молодцы, а как мы должны следить за посудой? (Ответы детей). Она должна быть чистая, стоять красиво, ее берем мы аккуратно и ставим или кладем осторожно.
-Ребята, а теперь давайте попробуем рассказать Карлсону и Малышу о своих домах, о мебели и посуде в ваших домах.
9. Составление рассказа о доме, мебели и посуде по схеме.
Схема:
(Дети по очереди рассказывают по схеме).
10. Итог занятия.
-Ребята, сегодня вы были молодцы, посмотрите, у вас на столиках лежат баночки с вареньем для Карлсона и Малыша. Кому понравилось занятие? Давайте подарим нашим гостям на память по банке с вареньем.
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Журнал учета хода и содержания образовательного процесса в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР
На основании Закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ, требований СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г. №26, Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года Министерства образования и науки РФ «Об...
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЕТЕЙ ГРУПП КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЕТЕЙГРУПП КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ...
Журнал учета хода и содержания образовательного процесса в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста
В целях осуществления индивидуального учета результатов освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы и для наглядного подведения итогов разработан «Журнал учета хода и содержания обр...
Комплекс коммуникативных и пальчиковых игр, используемых логопедом в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР в группе компенсирующей направленности в детском саду.
Данный материал адресуется дефектологам, воспитателям коррекционных учреждений, детских домов, работающих с детьми дошкольного возраста с ТНР и сложным дефектом развития и родителям, воспитывающим реб...
Консультация для педагогов. Нейроигры в старшей группе компенсирующей направленности в детском саду.
Современные дети – это дети информационного века. С одной стороны, они демонстрируют уникальные способности, быстро схватывают информацию, легко общаются с информационными носителями (компьютеро...
Для чего нужна группа компенсирующей направленности в детском саду .
Протяни руку помощи, "особым детям",чтобы у детей с ограниченными возможностями,возможности стали безграничными.Дошкольный возраст - особенно важный и ответственный период,когда закладываютс...
Консультация для родителей-"Коррекционно-образовательный процесс в группах компенсирующей направленности".
Консультация для родителей - "Коррекционно-образовательный процесс в группах компенсирующей направленности"....