Консультация для родителей-Коррекционно-образовательный процесс в группах компенсирующей направленности в детском саду.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Корнюхина Анна Владимировна

Консультация для родителей-"Коррекционно-образовательный процесс в группах компенсирующей направленности в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:Детям о профессии воспитатель детского сада

«Коррекционно-образовательный процесс        в группах компенсирующей направленности    в детском саду».

    Дошкольный возрастной период- это важный этап в развитии ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Среди функций, которые выполняет детский сад в системе образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

    В нашей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, имеющими ОНР. В группу дети поступают после прохождения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) г. Кропоткина. Члены комиссии определяют состояние речи ребенка, уровень развития (внимания, памяти мышления, проверяют знание об окружающем мире и состояние здоровья ребенка). Если у ребенка нет тяжелых физических заболеваний, но речевое (и не только) развитие отстает от возрастной нормы, то ребенок получает заключение в группу компенсирующей направленности.

    С этой группой работают 2 воспитателя, младший воспитатель, учитель- логопед, педагог- психолог, музыкальный руководитель, физ. инструктор.

   Основная задача в работе с детьми с нарушениями в развитии - это повышение уровня речевого, психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, социального. Помочь ребенку на начальной ступени обучения освоить необходимые знания, умения и навыки, способы учебной работы и адаптироваться в традиционной системе обучения.                    

    Учебный год учитель-логопед начинает с тщательного стартового логопедического обследования детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии. В случае необходимости ребенок может быть направлен на консультацию к врачу-психоневрологу, отоларингологу, ортодонту, окулисту, психологу и др. специалистам. Анализ диагностики детей позволяет разработать долгосрочные программы групповой и индивидуальной работы с детьми группы. Педагоги тесно взаимодействуют при организации воспитательного и образовательного процесса.      

    Образовательный процесс построен с учётом коррекционной и образовательной программ. Коррекционная программа, по которой работает наша группа – АООП МБДОУ разработана самостоятельно в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО, а также основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы ,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой-4-е изд., перераб. .-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.-352с., программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи./ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т.В. Туманова, А.В. Лагутина - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015.-207с., а также «Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» под редакцией Н. В. Нищевой, — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 3- е издание, перераб.  и доп. в соответствии с ФГОС ДО, 2015 г.-240 с.; О.С. Гомзяк «Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи III уровня у детей старшего дошкольного возраста» (группы компенсирующей направленности от 5 до 6 и от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи)».-М.: издательство ГНОМ, 2014.-128с..  

Также проходит обследование педагогом- психологом. И разрабатывается индивидуальная программа на каждого ребенка.

В работе с детьми с нарушениями в развитии ставились такие общие цели:

• создание ребенку с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного речевого, психического развития;

• обеспечение охраны и укрепление здоровья ребенка;

• коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;

• стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой) ;

• профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении.

    Единство указанных задач определяет направления работы, позволяющие обеспечить эффективность коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с нарушениями в развитии.

    Целенаправленные занятия по формированию мышления существенно изменяют способы ориентировки ребенка в окружающем мире, приучают его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его речевых и интеллектуальных возможностей. Дети начинают ориентироваться не только на цель, но и на способы достижения ее. А это меняет их отношения к задаче, ведет к оценке собственных действий и разграничению правильных и неправильных. У детей формируется более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начинают лучше разговаривать, выражать свои мысли, осмысливать собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений, понимать простейшие временные и причинные зависимости.

    Немаловажное значение в успешной адаптации детей к новым условиям имеет предметно-пространственная организация группового помещения, логопедического кабинета и кабинета педагога-психолога. Кабинеты  оснащены необходимыми учебно-методическими и игровыми материалами, где проходят фронтальные, индивидуальная  и индивидуально-подгрупповая  образовательная деятельность. Занятия проходят в занимательной игровой форме, при этом учитываются общеразвивающие и коррекционные задачи. Ведущим принципом является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Дидактическая игра и игровые упражнения позволяют проводить занятия с дошкольниками в игровой форме и таят в себе большие возможности. Они дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивают активность детей и самостоятельность их мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности. Именно в дидактических играх формируется познавательная деятельность детей с нарушениями в развитии, закрепляют, активизируют и приводят в систему знания. Дидактические игры развивают у детей произвольное внимание – умение сосредоточиться на постоянной цели. Установлено, что существует прямая связь между эмоциональным состоянием ребенка и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если ребенок манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если руки ребенка бездействуют. Поэтому важно использовать игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют предметы и т. д. Например: различные мозаики, пазлы, различные вкладыши, шнуровки и др. С помощью таких игрушек и игр расширяются знания родного языка, дети знакомятся со свойствами предметов, и при этом развиваются наблюдательность, сообразительность, логическое мышление и ловкость

   Успешная работа педагогов и детей обусловлена также активным участием родителей в учебном процессе, поэтому очень важна тесная взаимосвязь и плодотворное сотрудничество родителей с логопедом, а также с другими специалистами дошкольного учреждения воспитателями, музыкальным руководителем, психологом, медицинскими работниками, физ. инструктором. Логопед, воспитатели, психолог проводят консультации для родителей, где родители могут увидеть и узнать, как проводится коррекционная работа с детьми, на каком уровне развития находится речь ребенка, получить полезные рекомендации для самостоятельной работы дома, задать интересующие их вопросы. Эффективность работы в группах компенсирующей направленности будет тем успешней, когда взаимосвязь между участниками коррекции будет как можно лучше!Первый воспитатель..." ~ Поэзия (Мир души)

Похожее изображение



Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по развитию связной речи в старшей группе

по теме: «Составление рассказа «Мой дом, мебель, посуда».

составила учитель-логопед: Корнюхина А. В.

Цель: уточнение и закрепление знаний о доме, предметах мебели, посуде, их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие связной речи.

Задачи: 
Коррекционно - образовательные задачи:

-Уточнять и расширять знания детей о доме, квартире, мебели, посуде, их назначении, видах посуды;

-Расширять словарный запас по теме занятия;

-Совершенствовать грамматический строй речи (образование существи-тельных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);

-Закреплять у детей умение отвечать на вопросы полным предложением, аргументируя свой ответ;

-Совершенствовать умение составлять небольшие описательные рассказы о доме, мебели, посуде.

Коррекционно - развивающие задачи:

-Развивать мелкую моторику;

-Развивать творческие способности, воображение воспитанников;

-Развивать навыки речевого общения;

-Развивать зрительное внимание.

Коррекционно-воспитательные:

-Воспитывать чувство красоты, бережное отношение к дому, мебели, посуде;

-Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Ход занятия:

1.Организационный момент. Загадывание загадок.

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада встрече с вами. Сегодня к нам придут необычные гости. Кто это, вы узнаете, отгадав загадку.
           Толстячок живет на крыше,                                  Он еще совсем глупыш,
           А летает он всех выше.                                         И зовут его…(Малыш).
           Он самый веселый на свете, 
           Поэтому нравится взрослым и детям. (Карлсон). 

(показ картинок)

2. Объявление темы занятия. 

-А вы знаете зачем они пришли к нам в гости? Чтобы с нами поиграть, много нового узнать. Карлсон такой шустрый, везде ходит, летает, тащит за собой Малыша, все им интересно. Давайте поиграем с ним и с Малышом в игру: «Угадай, какая комната?».

1.Игра «Угадай, какая комната». Зачитывается загадка и показывается картинка:

1) Сразу в гости ты пришел…          2) Дальше в комнату пойдешь,

И крючки в шкафу нашел-                То еду ты там найдешь,

Побыстрее разувайся,                        Вкусно там готовят,

И скорее раздевайся.                         И для взрослых, и для ребят. (кухня)

Это комната пригожая,

Называется…(прихожая).

3) Гостя в комнату ведут,                  4) Эта комната такая,        

Сядь туда и сядь вот тут.                     Вся уютная, простая,

 Очень комната красивая,                    Стол и стулья в ней стоят,

Называется…(гостиная).                     Приглашают всех подряд… (столовая)

5) В ней любят отдыхать,                     6) Моются и чистятся,

И спокойно засыпать..(спальня)            Легкою водицею…(ванна, туалет)

7) Все комнаты между собой связаны,

Квартирой или домом названы.

-Молодцы! Ребята, а Карлсон и Малыш не знают, что им делать в доме. Они хотят играть, двигают в разных комнатах мебель.  Давайте узнаем, какую мебель они трогали, отгадайте загадки.

2. Отгадывание загадок.

1) У него спина большая,                   2) У него четыре ножки,

    И на ней он разрешает,                      Спинка и сидение

    И писать, и рисовать,                         Но он не для качания,

    И лепить, и вырезать. (Стол)            А только для сидения. (Стул)

3) Я удобный, очень мягкий,                4) Если ты устал играть, 
    Вам не трудно угадать -                           То ложишься на … (Кровать)   
    Любят бабушки и внуки
    Посидеть и полежать. (Диван) 

5) В квартире нашей новый дом,

Живет посуда в доме том,

В нем место есть и для конфет,

Он называется… (Буфет)

- Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель)

- Вспомните, ребята, какие предметы мебели есть в ваших квартирах, домах? (Ответы детей).

-Ребята, Карлсон- большой, а Малыш-маленький. Давайте поиграем с ними в игру про мебель - «Большой – маленький».

3. Игра «Большой – маленький».

- Я буду называть большой предмет, он будет для Карлсона, например, стул, а вы будете называть маленький предмет– стульчик-он будет для Малыша.

- Большая кровать,   маленькая…(кроватка).

- Большой диван, маленький…(диванчик).

- Большой стол, маленький… (столик).

- Большой шкаф, маленький… (шкафчик).

- Большой стул, маленький… (стульчик).

-Ребята, помогите выбрать хорошую мебель для Карлсона и Малыша по картинкам. Назовите признаки мебели. Какая мебель?

4. Игра «Какой? Какая?»

- Какую мебель выберем для Карлсона и Малыша?

Стол какой? - обеденный, деревянный, удобный, красивый и т.д.

Кровать какая? – большая, красивая, деревянная, мягкая и т.д.

Диван какой? – мягкий, коричневый, кожаный, большой и т.д.

Шкаф какой? – деревянный, вместительный, широкий, красивый и т.д.

5. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,                                  Загибают пальчики, начиная с    

                                                                      большого на обеих руках.

Много мебели в квартире.                         Сжимают и разжимают кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку,                   Загибают пальчики, начиная с больших,

А в буфет поставим чашку.                        на обеих руках.

Чтобы ноги отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.                    Попеременно хлопают в ладоши

Много мебели в квартире.                          и стучат кулачками.

-Ребята, вы умницы, но Карлсон и Малыш проголодались и хотят подкрепиться. Куда они пойдут? (Ответы детей). В кухне и столовой много предметов посуды. Для чего нужна посуда? (Ответы детей). Давайте поиграем и назовем посуду.

6. Игра «Назови посуду».

Я предметы покажу

И посуду назову:  (показываются картинки посуды)

Чайник, чашка,

Поднос, блюдце.

Ножик, вилка, ложка,

Кастрюля и поварешка.

Молочник, графин, сковородка,

Стакан и большая кружка.

Я с посудою дружу,

Все что надо расскажу.

-Ребята, посуда вся одинаковая или разная? Для чего она нужна? Есть несколько видов посуды – кухонная, столовая, чайная. В кухонной посуде готовят пищу, а столовая нужна для принятия пищи. Чайной посудой называется посуда, которой мы пользуемся, когда пьем чай.

-Ребята, Карлсон и Малыш такие неловкие, что могут разбить посуду. Давайте расскажем им и посмотрим, из чего сделана посуда, как ей пользоваться.

7. Д/и «Из чего сделана посуда?» (показывание картинок).

- Из чего сделана посуда? (из фарфора, хрусталя, стекла, металла, пластмассы…).

Ложка из дерева – деревянная ложка

Чашка из фарфора – фарфоровая чашка

Ваза из хрусталя – хрустальная ваза

Ложка из металла – металлическая ложка

Миска из глины – глиняная миска

Графин из стекла – стеклянный графин

Чайник из керамики – керамический чайник

-Ребята, мы устали и наши гости тоже, давайте разомнемся, как бы мысленно помоем посуду.

8. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Ничего мы не разбили.

-Молодцы, а как мы должны следить за посудой? (Ответы детей). Она должна быть чистая, стоять красиво, ее берем мы аккуратно и ставим или кладем осторожно.

-Ребята, а теперь давайте попробуем рассказать Карлсону и Малышу о своих домах, о мебели и посуде в ваших домах.

9. Составление рассказа о доме, мебели и посуде по схеме.

Схема:

hello_html_m4b03abee.png

(Дети по очереди рассказывают по схеме).

10. Итог занятия.

-Ребята, сегодня вы были молодцы, посмотрите, у вас на столиках лежат баночки с вареньем для Карлсона и Малыша. Кому понравилось занятие? Давайте подарим нашим гостям на память по банке с вареньем.

- Что вам больше всего понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Журнал учета хода и содержания образовательного процесса в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР

На основании Закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ, требований СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г. №26, Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года Министерства образования и науки РФ «Об...

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЕТЕЙ ГРУПП КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЕТЕЙГРУПП КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ...

Журнал учета хода и содержания образовательного процесса в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

В целях осуществления индивидуального учета результатов освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы и для наглядного подведения итогов разработан «Журнал учета хода и содержания обр...

Комплекс коммуникативных и пальчиковых игр, используемых логопедом в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР в группе компенсирующей направленности в детском саду.

Данный материал адресуется дефектологам, воспитателям коррекционных учреждений, детских домов, работающих с детьми дошкольного возраста с ТНР и сложным дефектом развития и родителям, воспитывающим реб...

Консультация для педагогов. Нейроигры в старшей группе компенсирующей направленности в детском саду.

Современные дети – это дети информационного века. С одной стороны, они демонстрируют уникальные способности, быстро схватывают информацию, легко общаются с информационными носителями (компьютеро...

Для чего нужна группа компенсирующей направленности в детском саду .

Протяни руку помощи, "особым детям",чтобы у детей с ограниченными возможностями,возможности стали безграничными.Дошкольный возраст - особенно важный и ответственный период,когда закладываютс...

Консультация для родителей-"Коррекционно-образовательный процесс в группах компенсирующей направленности".

Консультация для родителей - "Коррекционно-образовательный процесс в группах компенсирующей направленности"....