Консультация для родителей-"Коррекционно-образовательный процесс в группах компенсирующей направленности".
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Консультация для родителей - "Коррекционно-образовательный процесс в группах компенсирующей направленности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-obrazovatelnyy_protsess_v_gruppah_kompensiruyushchey_napravlennosti.docx | 281.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Коррекционно-образовательный процесс в группах компенсирующей направленности в детском саду».
Дошкольный возрастной период- это важный этап в развитии ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Среди функций, которые выполняет детский сад в системе образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
В нашей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, имеющими ОНР. В группу дети поступают после прохождения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии Члены комиссии определяют состояние речи ребенка, уровень развития (внимания, памяти мышления, проверяют знание об окружающем мире и состояние здоровья ребенка). Если у ребенка нет тяжелых физических заболеваний, но речевое (и не только) развитие отстает от возрастной нормы, то ребенок получает заключение в группу компенсирующей направленности.
С этой группой работают 2 воспитателя, младший воспитатель, учитель- логопед, педагог- психолог, музыкальный руководитель, физ. инструктор.
Основная задача в работе с детьми с нарушениями в развитии - это повышение уровня речевого, психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, социального. Помочь ребенку на начальной ступени обучения освоить необходимые знания, умения и навыки, способы учебной работы и адаптироваться в традиционной системе обучения.
Учебный год учитель-логопед начинает с тщательного стартового логопедического обследования детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии. В случае необходимости ребенок может быть направлен на консультацию к врачу-психоневрологу, отоларингологу, ортодонту, психологу и др. специалистам. Анализ диагностики детей позволяет разработать долгосрочные программы групповой и индивидуальной работы с детьми группы. Педагоги тесно взаимодействуют при организации воспитательного и образовательного процесса.
Образовательный процесс построен с учётом коррекционной и образовательной программ. Коррекционная программа, по которой работает наша группа – АООП МБДОУ разработана самостоятельно в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО, а также основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы ,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой-4-е изд., перераб. .-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.-352с., программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи./ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т.В. Туманова, А.В. Лагутина - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015.-207с., а также «Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» под редакцией Н. В. Нищевой, — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 3- е издание, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО, 2015 г.-240 с.; О.С. Гомзяк «Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи III уровня у детей старшего дошкольного возраста» (группы компенсирующей направленности от 5 до 6 и от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи)».-М.: издательство ГНОМ, 2014.-128с..
Также проходит обследование педагогом- психологом. И разрабатывается индивидуальная программа на каждого ребенка.
В работе с детьми с нарушениями в развитии ставились такие общие цели:
• создание ребенку с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного речевого, психического развития;
• обеспечение охраны и укрепление здоровья ребенка;
• коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
• стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой) ;
• профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении.
Единство указанных задач определяет направления работы, позволяющие обеспечить эффективность коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с нарушениями в развитии.
Целенаправленные занятия по формированию мышления существенно изменяют способы ориентировки ребенка в окружающем мире, приучают его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его речевых и интеллектуальных возможностей. Дети начинают ориентироваться не только на цель, но и на способы достижения ее. А это меняет их отношения к задаче, ведет к оценке собственных действий и разграничению правильных и неправильных. У детей формируется более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начинают лучше разговаривать, выражать свои мысли, осмысливать собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений, понимать простейшие временные и причинные зависимости.
Немаловажное значение в успешной адаптации детей к новым условиям имеет предметно-пространственная организация группового помещения, логопедического кабинета и кабинета педагога-психолога. Кабинеты оснащены необходимыми учебно-методическими и игровыми материалами, где проходят фронтальные, индивидуальная и индивидуально-подгрупповая образовательная деятельность. Занятия проходят в занимательной игровой форме, при этом учитываются общеразвивающие и коррекционные задачи. Ведущим принципом является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Дидактическая игра и игровые упражнения позволяют проводить занятия с дошкольниками в игровой форме и таят в себе большие возможности. Они дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивают активность детей и самостоятельность их мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности. Именно в дидактических играх формируется познавательная деятельность детей с нарушениями в развитии, закрепляют, активизируют и приводят в систему знания. Дидактические игры развивают у детей произвольное внимание – умение сосредоточиться на постоянной цели. Установлено, что существует прямая связь между эмоциональным состоянием ребенка и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если ребенок манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если руки ребенка бездействуют. Поэтому важно использовать игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют предметы и т. д. Например: различные мозаики, пазлы, различные вкладыши, шнуровки и др. С помощью таких игрушек и игр расширяются знания родного языка, дети знакомятся со свойствами предметов, и при этом развиваются наблюдательность, сообразительность, логическое мышление и ловкость
Успешная работа педагогов и детей обусловлена также активным участием родителей в учебном процессе, поэтому очень важна тесная взаимосвязь и плодотворное сотрудничество родителей с логопедом, а также с другими специалистами дошкольного учреждения воспитателями, музыкальным руководителем, психологом, медицинскими работниками, физ. инструктором. Логопед, воспитатели, психолог проводят консультации для родителей, где родители могут увидеть и узнать, как проводится коррекционная работа с детьми, на каком уровне развития находится речь ребенка, получить полезные рекомендации для самостоятельной работы дома, задать интересующие их вопросы. Эффективность работы в группах компенсирующей направленности будет тем успешней, когда взаимосвязь между участниками коррекции будет как можно лучше!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта МТПЛ "Использование ИКТ в организации коррекционно - образовательного пространства для детей групп компенсирующей направленности
В презентации указаны объект, предмет, цель, задачи исследования МТПЛ(муниципальной творческой педагогической лаборатории). В схеме показана материально - техническая баз...
Интегрированная коррекционно-образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Тема: Путешествие за солнышком.(проводится на улице по «Дорожке движения» логопедом и инструктором по физической культуре)Цели: Коррекционно-образ...
План-конспект коррекционно- образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности по формированию связной речи по теме: «Защитники Отечества».
План-конспект коррекционно- образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности по формированию связной речи по теме: «Защитники Отечества»....
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматических средств языка по теме: «Посуда»
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматических средств языка по теме: «Посуда»...
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматических средств языка по теме: "Наша армия"
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматических средств языка по теме: "Наша армия"...
Коррекционно - образовательный проект в старшей группе компенсирующей направленности «Колокольчик» «Здоровье детей в наших руках»
Проблема: Увеличение числа детей с речевой патологией с сопутствующими физическими, психическими и поведенческими расстройствами.Поиск эффективных методик и технологий для решения коррекционных и здор...
Коррекционно - образовательный проект в старшей группе компенсирующей направленности «Здоровье детей в наших руках»
Проблема:Увеличение числа детей с речевыми патологиями с сопутствующими физическими, психическими иповеденческими расстройствами. Поиск эффективных методик и технологий для решения коррекционныхи здор...