Использование межполушарных досок на индивидуальных логопедических занятиях при автоматизации и дифференциации звуков с детьми с ОВЗ
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Фомина Вера Викторовна

Эта статья предназначена логопеда, педагогам, родителям детей с ОВЗ. В ней описывается практический материал по использованию межполушарных досок при автоматизации и дифференциации поставленных звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_mezhpolusharnyh_dosok.docx619.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование межполушарных досок  

на индивидуальных логопедических занятиях

при автоматизации и дифференциации звуков

 с детьми с ОВЗ»

Важным аспектом, формирующим интеллект ребенка, является межполушарное взаимодействие. Правое полушарие нашего мозга отвечает за творческое мышление и образное восприятие. Левое полушарие помогает анализировать образы, устанавливать сходства и различия, обрабатывать речевые сигналы. Чтобы наладить связь между полушариями, необходимо развивать координацию движений и моторику. Эффективным способом такого развития является зеркальное рисование. Это упражнение, которое заставляет оба полушария тесно сотрудничать друг с другом.

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцов писал: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи».

На современном этапе развития дошкольного образования одной  из актуальных задач является повышение эффективности развития детей дошкольного возраста с ОВЗ. На сегодняшний день логопеды, родители, воспитатели, учителя имеют большой практический материал, который способствует эффективному речевому развитию ребенка, который можно условно разделить на две группы: помогающий непосредственному речевому развитию ребенка, и опосредованный, к которому относятся нетрадиционные здоровье сберегающие технологии.

Перед дошкольными учреждениями стоит важная задача всестороннего развития детей, использование в работе здоровьесберегающих технологий и подготовка дошкольников к поступлению в школу, повышение способностей к обучению. Одним из необходимых условий для реализации этих задач является чистая и грамотная речь, формирование и совершенствование мелкой моторики рук у детей, развитие межполушарного взаимодействия, используя различные методы и приемы. И поэтому, использование межполушарных досок на индивидуальных логопедических занятиях при автоматизации звуков с детьми с ОВЗ имеет особое значение.

Анализ литературы, опыт работы и результативность использования традиционных методов таких как: повторение поставленного звука, «Звуковые дорожки», «Звуковые песенки», игры с поставленным звуком и многое другое, выявил возможность и необходимость использования межполушарных досок при автоматизации заданного звука.

Главные достоинства использования межполушарных досок:

  • Использование досок с детьми дошкольного и школьного возраста
  • Высокая эффективность развития межполушарного взаимодействия, мелкой моторики и закрепления поставленного звука речи.
  • Абсолютная безопасность применения (доски выполнены из дерева и не имеют мелких деталей)
  • Универсальность метода
  • Доступность метода для каждого человека
  • Простота применения
  • Вариативность использования

Задачи:

  • Автоматизировать поставленный звук изолированно;
  • Автоматизировать поставленный звук в слогах;
  • развивать ручную умелость и мелкую моторику, память, внимание, усидчивость, логическое и пространственное мышление;
  • развивать координацию речи с движением, чувства ритма, межполушарное взаимодействие.

Примерные игры с межполушарными досками при автоматизации и дифференциации звуков:

Начинаем знакомство с досками, предлагая ребенку обводить спираль одной рукой (ведущей – правой или левой), затем наоборот. Начинать можно с внешнего края спирали, так и из центра. Далее ребенок водит двумя руками одновременно.

Автоматизация поставленного звука изолированно

Начинаем обводить стандартную спираль фишкой правой/левой рукой и произносить поставленный звук, затем в обратном направлении. Например: звук С или Ш.

Ребенок водит двумя руками одновременно с внешнего края спирали и наоборот, произнося поставленный звук. Например: звук З или Ж

Ребенок водит по двум разным дощечкам двумя руками одновременно и произносит поставленный звук.

Ребенок проводит мелком правой/левой рукой по выпуклой спирали и произносит поставленный звук, затем двумя руками.

Автоматизация поставленного звука в слогах

Сначала слоги берутся одинаковые, а потом разные. Можно использовать изолированно (прямые и обратные слоги), например: СА   СА   СА   АС   АС   АС, можно песенками: СА-СА-СА, СЫ-СЫ-СЫ и так далее.

Манипуляции по межполушарным доскам те же.

Дифференциация поставленного звука в слогах

Ребенок водит по дощечкам и произносит поставленные звуки в разных слогах. Например:

СА-ЗА, СА-ЗА, СА-ЗА                    СЫ-ЗЫ, СЫ-ЗЫ, СЫ-ЗЫ…

СА-ЦА, СА-ЦА, СА-ЦА                   ЦУ-СУ, ЦУ-СУ, ЦУ-СУ…

СИ-ЗИ, СИ-ЗИ, СИ-ЗИ                     ОС-ОЦ, ОС-ОЦ, ОС-ОЦ…

СА-ША, СА-ША, СА-ША               СЭ-ШЕ, СЭ-ШЕ, СЭ-ШЕ…

ЗА-ЖА, ЗА-ЖА, ЗА-ЖА                  ЖИ-ЗЫ, ЖИ-ЗЫ, ЖИ-ЗЫ…

ША-ЖА, ША-ЖА, ША-ЖА            ЧА-ЩА, ЧА-ЩА, ЧА-ЩА…

ЧИ-ТИ, ЧИ-ТИ, ЧИ-ТИ                     АЧ-АТЬ, АЧ-АТЬ, АЧ-АТЬ…

ЛА-РА, ЛА-РА, ЛА-РА                    ИЛ-ИР, ИЛ-ИР, ИЛ-ИР… И ДР.

В результате использования межполушарных досок:

- стимулируются речевые зоны коры головного мозга;

- развивается координация движений и мелкая моторика, межполушарное взаимодействие;

- развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.

  Использование межполушарных досок при автоматизации и дифференциации поставленных звуко наиболее способствует активизации речевой деятельности. Их можно рекомендовать для использования логопедам, педагогам и родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект занятия "Индивидуальное занятие по автоматизации и дифференциации звуков[ р] и [л] в предложениях удетей старшего дошкольного возраста с использованием коллажа."

В данном конспекте  предлагается подробный план проведения индивидуального  логопедического занятия для воспитанника,у которого поставленные звуки уже автоматизируются и дифференциируются,но...

Методические разработки. Дидактические игры с использованием "межполушарных досок"

Дидактические игры с использованием "межполушарных досок"...

«Использование межполушарных досок в коррекционной работе учителя-Логопеда с детьми с ТНР»

В коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями, для достижения лучших результатов, значимую  роль играет развитие  межполушарного взаимодействия   у детей....

Использование межполушарных досок на индивидуальных логопедических занятиях при автоматизации и дифференциации звуков с детьми с ОВЗ

Статья предназначена логопеда, педагогам, родителям детей с ОВЗ. В ней описывается практический материал по использованию межполушарных досок при автоматизации и дифференциации поставленных звук...

Нейропсихологические приемы с использованием межполушарных досок в работе учителя-логопеда в ДОУ

Нейропсихология – это наука о взаимодействии высших психических процессов с работой головного мозга и его отделов (левого и правого полушария).Использование нейропсихологических методов и приемо...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях с использованием песка» с ребенком 5 лет

Конспект индивидуального логопедического занятия«Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях с использованием песка»с ребенком 5 лет...