Приставочные глаголы. Игры на развитие и обогащение предикативного словаря.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В статье собраны игры на обогащение речи детей приставочными глаголами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pristavochnye_glagoly._statya.docx | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста приставочными глаголами»
Дятлова Ж.В.
Для свободного владения речью ребёнок прежде всего должен обладать достаточно большим запасом слов. Чем больше в его словаре будет существительных, глаголов, прилагательных, наречий, тем точнее и полнее он сможет выражать свои мысли, тем легче ему будет общаться при помощи устной речи, а в дальнейшем овладеть и письменной речью. По этой причине на специальные упражнения и игры по обогащению словарного запаса не следует жалеть сил и времени, тем более что результаты таких упражнений не заставят себя долго ждать В данной статье я хочу предложить вашему вниманию игры и упражнения по обогащению словарного запаса ребёнка глаголами и словообразованию глаголов. Необходимость обогащения словарного запаса глаголами объясняется их важной ролью в предложении. Ведь вся наша жизнь и жизнь окружающей нас природы связаны с непрерывным движением, с какими то изменениями, событиями. Без глагола нельзя построить почти ни одного предложения. Бесконечно обеднённой выглядит речь ребёнка, не располагающего достаточно большим и разнообразным запасом глагольных слов. Итак, вашему вниманию предлагаются различные игры , стихи, упражнения, позволяющие ввести в речь ребёнка приставочные глаголы.
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Ребёнок, поймав мяч, произносит глагол с противоположным значением.
Заходит-выходит
Залетает-вылетает
Забегает-выбегает
Насыпает-высыпает
Закрыл-открыл
Подъехали-отъехали
Положил-выложил
Закопал-выкопал
Игра «Медленный-быстрый»
Инструкция: «Мальчик Вася всё делает медленно, а ты можешь сделать быстро и правильно. Я буду рассказывать про Васю, а ты расскажи о себе»
Вася рисует, а ты уже…(нарисовал)
Вася читает, а ты уже…(прочитал)
Вася ломает палку, а ты уже…(сломал)
Вася пишет записку, а ты уже…(написал)
Вася стирает носки, а ты уже…(выстирал)
Вася считает, а ты уже…(сосчитал)
Вася ужинает, а ты уже…(поужинал)
Игра «Добавь словечко»
Педагог произносит незаконченное предложение, а ребёнок добавляет глагол, подходящий по смыслу.
На крылечко заходят, а на дерево….(залезают)
Через дорогу переходят, а через речку…(переплывают)
Воду в банку наливают, а крупу…(насыпают)
Молоко нечаянно пролили, а соль…(рассыпали)
Машина к гаражу подъезжает, а катер к берегу…(подплывет)
Ушами не всё расслышали, а глазами не всё…(рассмотрели)
Бабушка шарф связала, а платье…(сшила)
Игра «Чем всё закончилось?»
Инструкция: «Послушайте и скажите, чем всё закончилось»
Мама кашу солила-солила и …(пересолила)
Коля котлеты ел-ел и …(переел)
Папа через реку плыл-плыл и …(переплыл)
Толя доску пилил-пилил и …(перепилил)
На нашей улице дом строили-строили и …(построили)
Кошка на дерево лезла-лезла и …(залезла)
Сын рос-рос и папу…(перерос)
Игра «Внимательные ушки»
Инструкция: «Послушайте стихотворение. Когда услышите слова, похожие на слово летать, хлопните в ладошки.
Птицы могут летать высоко, пролетать над озёрами синими, улетать из гнезда далеко, ввысь взлетать над горами красивыми, облетать они могут лес, залетать за башни высокие, подлетать под низкий навес и слетать с крыш в ямы глубокие.
Игра «Помощники»
Инструкция:«Помогите мне придумать слова, похожие на слово ходить. Я буду говорить начало слова, а вы по очереди добавляйте слово ходить.
За…ходить, пере…ходить, вы…ходить, у…ходить, на…ходить, про…ходить, об…ходить.
Детям предлагается придумывать слова, похожие на слово копать.
Игра с водой.
Педагог предлагает детям поиграть с водой. Называет действия, их ребёнок должен выполнить и сообщить об этом. Ставит перед ребёнком стакан, чашку и баночку, в которую налита вода.
Педагог: «Налей воды из баночки в чашку. Из баночки отлей воды в стак4ан. Из чашки перелей воду в стакан. Долей в стакан воды из банки. Из стакана вылей воду в банку. Полей цветок.»
Ребёнок говорит о выполнении действия.
Игра «Путешествие машинки»
Для игры нужно сделать импровизированный гараж для машинки, дорогу, мост. Поставить на пути машинки дерево, можно положить на дорогу лужу.
Сначала педагог рассказывет о передвижении машинки, а ребёнок добавляет глаголы, похожие на слово ехать. Затем дети выполняют действия с машинкой и самостоятельно повторяют рассказ о ней.
«Жила-была в гараже машинка. Ей стало скучно, и она решила попутешествовать. Машинка из гаража выехала, по дороге поехала, к мосту подъехала, на мост заехала, по мосту проехала, с моста съехала, по дороге снова поехала, до дерева доехала, вокруг дерева объехала и обратн6о в гараж поехала.»
Игра «Путешествие бабочки»
Инструкция: «К нам в группу залетела бабочка. Помогите мне придумать рассказ о том, как она путешествовала.»
«Бабочка к нам в группу…залетела. По группе …полетала. К Маше….подлетела и на Машу …села, с Маши….слетела и на Катю…перелетела, посидела. Вокруг Кати…облетела и к Маше…улетела. Над Машей…полетала и в окно снова…улетела.»
Игра «Сочинители»
Педагог читает текст, а дети добавляют однокоренные приставочные глаголы, подходящие по смыслу.
«Захотел зайчик капусты и решил отправится в деревню на огород. Вот зайчик из леса…выбежал, до деревни…добежал, к огороду…подбежал. Вокруг огорода обежал, увидел капусту и в огород…забежал. Заяц капусту грыз, грыз ,наелся, из огорода выбежал и к лесу обратно …побежал»
Можно предложить детям придумать рассказ о том, как дети гуляют на участке: «Света на участок…пришла, к качелям подошла, покачалась, слезла и от качелей отошла, вокруг домика обошла и к веранде пошла, на веранду зашла и стала там играть с куклами». Педагог: «А Денис и Витя любят на прогулке бегать. Давайте расскажем, как гуляли эти мальчики.»
Игра «Что подходит?»
Педагог предлагает ребёнку предложение и два глагола с разными приставками на выбор. Ребёнок повторяет предложе6ние, включив правильный вариант глагола.
Старую мебель из дома надо вынести или внести?
Рома слона из пластилина слепил или налепил?
Миша учебники в портфель разложил или сложил?
Даша научилась сама шнурки привязывать или завязывать?
Игра «Исправь ошибку»
Педагог предлагает детям предложения с неправильным вариантом приставочного глагола. Ребёнок должен самостоятельн6о припомнить и употребить нужный глагол в предложении.
Папа реку приплыл.
Мама вышивает дырку на футболке.
Дедушка накопал яму.
Бабушка выжарила котлеты.
Оля прилила воды в лейку.
Игра с картинками «Найди пару»
Для игры используются парные картинки. Педагог выкладывает картинку, где действие ещё совершается, а ребёнок среди своих картинок находит ту, где данное действие уже завершено. Парные картинки могут содержать противоположные действия.
Мальчик красит забор- Мальчик покрасил забор.
Ребёнок строит башню. – Ребёнок построил башню.
Девочка рисует бабочку. – Девочка нарисовала бабочку.
Парные картинки могут содержать противоположные действия.
Дедушка заходит в дом – Дедушка выходит из дома.
Мальчик наливает воду в ведро – Мальчик выливает воду из ведра.
Литература
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.- М.,1985.
- Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь №3 для занятий с дошкольниками: Сложные предлоги. – М., 2016.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития у дошкольников. – СПб., 1999.
- Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб., 2007.
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. – М.,2006.
- Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.
- Куликова Е.В. «Дошкольная педагогика» №1 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Альбом для обогащения предикативного словаря/
По статистике, исходя из гендерных исследований детей выявлено, что у девочек при развитии речи страдает предикативный словарь, тогда как у мальчиков имеются затруднения при овладении...
Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря
Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря:А) Дополни предложения:- Рыба живет в..., а медведь - в...- Зайчик летом, а зимой...- Грибы растут..., а огурчики - на...- Днем свет...
«Речевое развитие и обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы»
Восприятие художественной литературы – один из видов деятельности обеспечивающий развитие во всех образовательных областях и часть задач этот вид деятельности будет решать напрямую, а часть, тол...
Речевое развитие и обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы и фольклора»
Речевое развитие и обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы и фольклора»...
«Дидактические игры для развития и обогащения словаря у дошкольников с ОВЗ»
ФГОС ДО выделяет "развитие связной, грамматически-правильной, диалогической и монологической речи" в качестве одной из приоритетной задач речевого развития При сборе анамнеза, при набл...
Дидактические игры для развития и обогащения словаря у дошкольников с ОВЗ
Дидактические игры для развития и обогащения словаря у дошкольников с ОВЗ...
Дидактические игры – как средство развития и обогащения активного словаря дошкольников.
К периоду школьного обучения ребенок овладевает таким словарём, который позволяет ему свободно общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, иметь представление...