Дидактические игры – как средство развития и обогащения активного словаря дошкольников.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Волода Наталия Львовна

К периоду школьного обучения ребенок овладевает таким словарём, который позволяет ему свободно общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, иметь представление об окружающем мире. Очень важно при общении с детьми создавать все необходимые условия, чтобы ребенок закреплял умение правильно использовать новые слова или исправлять недочеты в случае неправильного их понимания.Дидактические игры - широко распространенный метод словарной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры – как средство развития и обогащения активного словаря дошкольников.
                                                                                                             Волода Наталия Львовна

                                                                                     учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 99

                                                                                    Выборгского района Санкт-Петербурга

 К периоду школьного обучения ребенок овладевает таким словарём, который позволяет ему свободно общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, иметь представление об окружающем мире. В настоящее время наблюдаются тенденции ухудшения уровня речевого развития детей, включая скудность их словаря. 

Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Но ребенок не может познавать окружающий его мир сам. Для развития словарного запаса у детей им необходимо непрерывное общение со взрослыми, которые могут научить их новым словам, новым понятиям, расширят их кругозор.

Работа над словом уточняет представления ребенка, закладывает основы развития мышления, углубляет чувства ребёнка, организует его социальный опыт, формируется личность.

Очень важно при общении с детьми создавать все необходимые условия, чтобы ребенок закреплял умение правильно использовать новые слова или исправлять недочеты в случае неправильного их понимания.

Особый вклад в решение проблем, связанных с развитием речи детей дошкольного возраста, внесли такие отечественные психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.Н. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Г.А.Черемухина, А.М. Шахнарович, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин и др. Методика развития связной речи, в том числе и словаря, дошкольников рассматриваются в работах М.М. Алексеевой, Е.М. Струниной, О.С.Ушаковой и др. 

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьёвой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы. Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных ребёнком слов.

 2. Уточнение словаря, т.е. словарно – стилистическая работа. Овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т.п.).

3. Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;

4. Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Дидактические игры - широко распространенный метод словарной работы. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на развитие детей. Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементом которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует.
           Игры с предметами (игрушками, природным материалом),  настольно-печатные и  словесные игры активно используются для развития словаря детей. В играх с предметами, где используют игрушки и реальные предметы,  дети сравнивают предметы, устанавливают их сходство и различие, знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. (игры «В магазине»,  «В ателье»,  « На почте»,  «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?».)

Интересны в использовании настольно-печатные игры. Это парные картинки, лото, домино. Они решают  различные  развивающие задачи.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В этих играх дети описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

«Лови да бросай - цвета называй» Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Ход игры: «Что у нас какого цвета - мы расскажем вам об этом». 

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. 

Взрослый: красный – 

Ребёнок: мак, огонь, флаг

 «Подбери словечко» Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Ход игры: В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. Про что можно сказать:

«Свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер);

«старый»… (дом, пень, человек, ботинок);

 «Угадай предмет» Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры: Отгадай предмет по названию его частей.

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

 «Что общего» Цель: Развивать навыки понятийного обобщения.

Ход игры: Объясните, что общее у предметов. (огурец, помидор -овощи)

«Запоминай-ка» Цель: Активизировать словарный запас по лексическим темам. Развивать навыки понятийного обобщения. Развивать  слухо - речевой памяти.

Материал: Карточка с рядами слов

Ход игры: Взрослый произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики. Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц». Только птиц: аист, стрекоза, сова, снегирь, кузнечик, сокол.

«Кто подберет больше слов?» Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры: Взрослый предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.

- Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)

- Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.)

 «Четыре слова» Цель: Расширять запас имен существительных в активном словаре детей.

Ход игры: Играющие стоят полукругом. Ведущий бросает по очереди каждому из них мяч и говорит одно из четырех слов: «земля», «вода», «небо», «огонь». Тот, кому брошен мяч и сказано слово «земля», должен назвать какое-либо животное. На слово «вода» играющий отвечает названием рыбы, на слово «небо» — названием птицы. При слове «огонь» все должны быстро повернуться кругом на месте. При каждом ответе мяч возвращается к ведущему. Ответивший неправильно выбывает на один тур из игры.

 «Путаница» Цель: учить собирать целое из частей развивать мышление детей, закреплять умение употреблять в речи притяжательные прилагательные.

Материал: разрезные картинки с изображение животных жарких стран

Ход игры: Ведущий перемешивает части картинок, игрок должен собрать их, назвать получившееся животное.

 «Похожие слова» Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Ход игры: называем ребенку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребенку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу. (Приятель - друг - враг; грусть – радость – печаль, еда – очистки – пища) 

Список литературы.

1.Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников /

М.М.Алексеева, В.И.Яшина.–М.: Академия, 2000. – 207 с. 

2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия,

1999. –159 с. 

3. Бунеев, Р.Н. По дороге к азбуке. Развитие речи и подготовка к овладению грамоты / Р.Н. Бунеев и

др. – М.: Баласс, 2007. – 64 с. 

4. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. // Собр. соч. в 3 т. – М.: Просвещение, 1983.

– Т. 2. – С. 135-154. 

5. Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста» 2007.

6. Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений / А.Н. Гвоздев. –

М.:Педагогическое общество России, 2001. – 284 с. 

7. Гризик, Т.И. В мире слов: пособие по изучению и развитию словаря детей 4-5 лет / Т.И. Гризик. –

М.: Просвещение, 2006. – 47 с. 

 8. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников / А.Ф. Сохин //

Вопросы психологии. 1989. № 3. – С. 23-29. 

9. Струнина, Е.М. Развитие речи детей 4-5 лет. Программа. Методические рекомендации / Е.М.

Струнина, О.С. Ушакова. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 192 с. 

10. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М.

Струнина. – М.: Владос, 2008. – 288 с. 

11. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у дошкольного возраста: автореф. диссер. На

соискание ученой степени д. п. н. в форме научного доклада / Т.Б. Филичева. – М.: МГУ, 2000. – 129

с. 

12. Цейтлин, С.Н. Обратное словообразование в детской речи / С.Н.Цейтлин //

Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку / под ред. А.М.

Шахнаровича. - М.: АН СССР, Ин-т языкознания, 1978. – С. 45-52. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство развития мышления и речи старших дошкольников

Взаимосвязь развития речи и мышления старших дошкольников, примеры дидактических игр....

"Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников."

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в старшем дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее раз...

"Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников."

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в старшем дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее раз...

Доклад: Дидактическая игра, как средство развития и активизации речевого общения дошкольников

Игра на занятиях в детском саду и в режимных моментах необходима для снижения нагрузок у детей.  Также очень важно вовремя исправлять недостатки речи.  Ведь дошкольный возраст – это время эн...

МЕТОДИЧЕСИКЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Музыкально-дидактические игры -как средство развития музыкальных творческих способностей у дошкольников»

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совер...

Квест-игры как средство развития познавательно-исследовательской активности старших дошкольников

Современные требования к образованию дошкольников стимулируют педагогический поиск в направлении  использования педагогических технологий деятельностного типа, которые: способствуют индивиду...

«Дидактические игры как средства развития речи и активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста»

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...