Дидактические игры для развития и обогащения словаря у дошкольников с ОВЗ
картотека по коррекционной педагогике (средняя группа)
Дидактические игры для развития и обогащения словаря у дошкольников с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_dlya_razvitiya_i_obogashcheniya_slovarya_u_doshkolnikov_s_ovz.docx | 26.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для развития и обогащения словаря у дошкольников с ОВЗ.
Формирование лексики у детей с нарушениями речи является одним из актуальных направлений в системе коррекционной логопедической работы.
В основе обучения применяются дидактические игры. Они включаются в структуру непосредственно образовательной деятельности как составляющие.
Дидактические игры – это игры обучающие, познавательные, направленные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей.
Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
1. игры с предметами (игрушками, природным материалом); 2. настольно-печатные;
3. словесные игры.
Рекомендации по организации дидактических игр и упражнений
- игры не должны быть длительными по времени (5-15 мин.);
- они должны проводиться в неторопливом темпе;
- игра должна быть живой, интересной;
-игра должна быть частью непосредственно образовательной деятельности или проводиться в один из режимных моментов;
- в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;
- в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью, стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу.
Дидактические игры для развития и обогащения словаря у дошкольников :
Игра «Посылка»
Цель: расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.
Оборудование: предметы, коробки по количеству игроков.
Ход игры : каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов.
Оборудование: нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.)
Ход игры : предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе, рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек.
Усложненный вариант (для старших дошкольников) : требуется, прежде чем достать предмет из мешочка, определить его форму (круглый, продолговатый, материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, тряпичный, деревянный, пластмассовый, качество поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный).
Игра «Сравни разных зверят»
Цель: обучение детей сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Ход игры : педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.
— Мишка большой, а мышка… (маленькая). Еще, какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый? А мышка, какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая? Что любит Мишка… (мед, малину, а мышка любит… (сыр, сухарики).
— Лапы у Мишки толстые, а у мышки… (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка… (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки… (короткий).
Игра «Научи Незнайку»
Цель: уточнение представления детей о «словах - признаках».
Оборудование: игрушка Незнайка, предметные картинки: помидор, слон, мяч, груша, лук, лимон, тигр, собака, банан, вода и т. д.
Ход игры : Логопед отчётливо и не спеша, читает ошибочные высказывания Незнайки о цвете, форме, величине, материале предметов (Это синий помидор. Это маленький слон. Это квадратный мяч и т. п.) и просит ребёнка исправить ошибки (Это не синий, а красный помидор. Это не маленький, а большой слон. Это не квадратный, а круглый мяч.) Постепенно задания усложняются, дается не одно неправильное определение, а несколько (Это синий и треугольный помидор и т. п.).
Игра «Загадай загадку сам»
Цель: активизация словаря признаков.
Оборудование: схема, предметные картинки: лимон, груша, банан, яблоко, апельсин, арбуз и т. д.
Ход игры : Предложить ребёнку отгадать загадку. (Жёлтый, овальный, кислый, маленький. Что это? (Лимон) показывает картинку с изображением лимона) и предлагает придумать свои загадки о предметах, изображённых на картинках, предлагает ребенку с начало пользоваться уже знакомой ему схемой, а затем составить загадки без помощи схемы. Также логопед объясняет, что составлять загадки, надо не называя названия самого предмета, а, перечисляя только «слова - признаки», которые к нему относятся.
Игра «Непослушный мальчик»
Цель: обучение детей подбирать глаголы - антонимы.
Ход игры : Логопед предлагает ребёнку посмотреть на мальчика, который делал всё наоборот (показ игрушечного мальчика). Мама его просит подойти - он отходит, мама просит убрать игрушки - он разбрасывает; скажет мама «повернись ко мне» - он отворачивается. Объясняя правила игры, логопед просит ребёнка представить, что бы сделал такой мальчик - наоборот, если бы его попросили: встать, опустить руки, поймать мяч, показать ладони, согнуть руки, открыть рот, положить ручку, отодвинуть стул? и т. д.
Игра «Назови признаки»
Оснащение: предметные картинки
Ход игры : предложите ребенку посмотреть на посуду. Попросите его назвать как можно больше характерных для каждого предмета признаков, учитывая форму, величину, цвет. Попросите отдельно перечислить посуду чайную, кухонную, столовую.
Предложите назвать общую часть в словах : суп—супница—супчик; чай — чайник — чайничек; варить — варка — навар.
Столовая посуда: супница, суповые тарелки.
Кухонная посуда: сковорода, кастрюля.
Чайная посуда: чайник, чашки.
Игра «Кому что?»
Оснащение: три куклы, игрушечная посуда, игрушечная мебель.
Ход игры : покажите ребенку трех разных кукол и расскажите ему о трех девочках, которые ходили в магазин и сделали там покупки:
«Катя купила чайную посуду, Таня купила столовую посуду, Маша купила кухонную посуду. Продавец сложил покупки в одну коробку. И теперь девочки не могут поделить их и просят тебя помочь им».
Предложите ребенку доставать из коробки вещи по одной, называть ее и класть перед Катей, Таней или Машей, объясняя свой выбор.
Предложите ребенку поставить посуду туда, куда вы скажете: на стол, в шкаф, на шкаф, между., около., за под., перед. ; справа, слева, левее, правее, ближе, дальше.
Игра «Четвертый лишний»
Ход игры : предложите ребенку внимательно посмотреть на предложенные предметы (предметы раскладываются в ряд). Попросите его сказать, какой предмет в предложенном вами ряду лишнее. Спросите: «Какая посуда в ряду лишняя — чайная или кухонная?»
Чашка, заварной чайник, сахарница, сковорода.
Кастрюля, сковорода, заварной чайник, электрический чайник.
«Какая посуда в ряду лишняя — столовая или чайная?»
Супница, суповая тарелка, поварешка, конфетница.
Заварной чайник, чашка, блюдце, тарелка.
«Какая посуда в ряду лишняя — столовая или кухонная?»
Супница, кастрюля, тарелка, столовая ложка.
Кастрюля, сковорода, тарелка, электрический чайник.
Игра «Найди пару»
Оснащение: предметные картинки
Ход игры : покажите ребенку картинки. Назовите картинку, изображенную слева, и попросите ребенка подобрать к ней пару из правого столбика. Продолжите игру.
Лексический материал - Чашка—стакан. Конфетница — сахарница. Чайник—кофейник. Кастрюля—сковорода. Нож—вилка.
Называя два слова в начальной форме, предложите ребенку составить предложения с этими словами : чай—ложка, тарелка — вилка, конфетница — конфеты, нож — хлеб.
Например: чай в заварной чайник насыпают ложкой. К тарелке полагается вилка. Конфеты насыпают в конфетницу. Хлеб режут ножом. Называйте слова и просите ответить на вопрос чей? (чья? чье? чьи, правильно согласуя местоимения с именами существительными: чайник чей?—мой; чашка чья? - моя; ложки чьи?—мои, блюдо чье? — мое.
Игра «Помоги мне рассказать»
Оснащение: посуда (игрушечная или настоящая).
Ход игры : предложите ребенку внимательно послушать рассказ. Попросите его помочь вам подобрать нужные по смыслу приставки. «Сегодня мамин праздник. Паша стал готовиться к маминому приходу. Он белую скатерть на стол. (постелил, посуду всю. (перемыл, чашки на стол. (поставил, конфеты в конфетницу. (высыпал, сахарный песок в сахарницу. (насыпал, печенье в вазочку.(положил) и стал ждать маму».
Слова сопровождаются соответствующими действиями.
Игра «Желание»
Оснащение: предметные картинки
Ход игры : предложите ребенку, глядя на картинки, закончить начатые вами предложения.
Лексический материал
Я хочу выпить стакан. (воды).
Я хочу выпить чашку. (чая).
Я хочу налить тарелку. (супа).
Я хочу откусить кусочек. (сахара).
Я хочу отрезать кусок. (хлеба).
Я хочу сварить два. (яйца).
Произносите предложения и предложите ребенку заменить их одним.
Хлеб лежит на доске. Нож лежит на доске. — Хлеб и нож лежат на доске.
Тарелка лежит в мойке. Вилка лежит в мойке. — Тарелка и вилка лежат в мойке.
Кружка стоит на столе. Чашка стоит на столе. — Кружка и чашка стоят на столе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и задания для обогащения словаря антонимами и синонимами дошкольников среднего и старшего возраста
Дидактические игры, задания и упражнения...
Дидактические игры и задания для обогащения словаря антонимами и синонимами дошкольников среднего и старшего возраста
Дидактические игры и задания для обогащения словаря антонимами и синонимами дошкольников среднего и старшего возраста...
Картотека дидактических игр и упражнения по обогащению словаря старших дошкольников
laquo;Кто чем занимается?» «Никогда мы не забудем,Что умеют делать люди».Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкост...
Консультация для родителей "Игры и упражнения по обогащению словарю старшего дошкольника"
quot;Игры и упражнения по обогащению словарю старшего дошкольника"...
Дидактические игры и упражнения для обогащения словаря детей 3-4 лет Рекомендации для родителей
Дидактические игры и упражнения для обогащения словаря детей 3-4 лет. Рекомендации для родителей...
«Дидактические игры для развития и обогащения словаря у дошкольников с ОВЗ»
ФГОС ДО выделяет "развитие связной, грамматически-правильной, диалогической и монологической речи" в качестве одной из приоритетной задач речевого развития При сборе анамнеза, при набл...
«Маршрутная игра по сказкам для обогащения словаря младших дошкольников».
В маршрутной игре для младших дошкольников отображается знакомство с устным народным творчеством....